г. Владимир |
|
17 апреля 2024 г. |
Дело N А43-31721/2023 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Москвичевой Т.В.,
рассмотрел без вызова сторон апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.01.2024 по делу N А43-31721/2023, принятое в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Решетихинское домоуправление" (ИНН 5249122133, ОГРН 1125249004330) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 10.10.2023 N052/04/9.21-1675/2023.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее по тексту - Управление) поступили обращение Шестакова Сергея Васильевича и обращение Шестакова Сергея Васильевича из прокуратуры Володарского района на действия общества с ограниченной ответственностью "Решетихинское домоуправление" (далее по тексту - Общество), выразившиеся в неисполнении обязанностей по подключению к централизованным системам холодного водоснабжения участка, расположенного по адресу: г.п.р.п. Решетиха, ул. Старых рабочий поселок, д. 24Б.
Усмотрев в действиях Общества признаки состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченное должностное лицо Управления 21.09.2023 составило в отношении него протокол об административном правонарушении N 02/04/9.21-1675/2023 и вынесло постановление от 10.10.2023 N 052/04/9.21-1675/2023 о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Шестаков Сергей Васильевич.
Решением от 25.01.2024 суд заменил административный штраф в размере 50 000 рублей на предупреждение. В остальной части заявленных требований отказал.
В апелляционной жалобе Управление указывает, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для замены административного штрафа на предупреждение, поскольку каких-либо контрольных мероприятий в отношении Общества не проводилось, постановление вынесено исключительно на основании поступившего заявления, которое содержало достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Шестаков С.В. отзыв на апелляционную жалобу в установленный законом срок не представил.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных Законом о водоснабжении и Правил.
Порядок подключения (технологического присоединения) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения регулируется Правилами N 2130, утвержденными Постановлением Правительства РФ от30.11.2021 N 2130 (далее - Правила N 2130).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 2130 "исполнитель" - организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, владеющая на праве собственности или на ином законном основании объектами централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, к которым непосредственно или через технологически связанные (смежные) объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения иных лиц осуществляется подключение (технологическое присоединение) подключаемых объектов. Исполнителем может являться только организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, владеющая на праве собственности или на ином законном основании объектами централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, к которым непосредственно осуществляется подключение, либо гарантирующая организация, определенная в отношении централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1230 подключение к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в следующем порядке: а) направление лицами, указанными в пунктах 9 и 11 настоящих Правил, исполнителю запроса о выдаче технических условий (при необходимости) и выдача таким лицам технических условий в случаях и в порядке, которые установлены настоящими Правилами; б) направление заявителем исполнителю заявления о подключении; в) заключение договора о подключении; г) выполнение мероприятий по подключению, предусмотренных договором о подключении; д) подписание заявителем и исполнителем акта о подключении.
При наличии у лиц, указанных в пункте 9 настоящих Правил, сведений и документов, указанных в пунктах 25 и 26 настоящих Правил, такие лица вправе обратиться за заключением договора о подключении, которое осуществляется на основании заявления о подключении, подаваемого исполнителю (пункт 21 Правил N 2130).
Основанием для заключения договора о подключении является подача заявителем заявления о подключении в случае: необходимости подключения вновь создаваемого или созданного подключаемого объекта, не подключенного к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе при перераспределении (уступке права на использование) высвобождаемой подключенной мощности (нагрузки); необходимости увеличения подключенной мощности (нагрузки) ранее подключенного подключаемого объекта; реконструкции, модернизации или капитального ремонта ранее подключенного подключаемого объекта, при которых не осуществляется увеличение подключенной мощности (нагрузки) такого объекта, но требуется строительство (реконструкция, модернизация) объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе при изменении точки подключения (пункт 23 Правил N 2130).
Договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами (пункт 24 Правил N 2130).
Для заключения договора о подключении заявитель направляет исполнителю заявление о подключении по форме согласно приложению N 2 (пункт 25 Правил N 2130).
Согласно пункту 31 Правил N 2130 исполнитель в течение 3 рабочих дней рассматривает полученные от заявителя документы, анализирует их содержание, проверяет их на соответствие документам, указанным в пункте 26 настоящих Правил. В случае если подключаемый объект размещен (планируется к размещению) вне зоны деятельности гарантирующей организации, являющейся исполнителем, исполнитель вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении.
В случае представления сведений и документов, указанных в пунктах 25 и 26 настоящих Правил, в полном объеме, исполнитель определяет, к какому объекту (участку сети) централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения должно осуществляться подключение, и оценивает техническую возможность подключения, а при отсутствии технической возможности также наличие мероприятий, обеспечивающих такую техническую возможность, в инвестиционной программе исполнителя.
В соответствии с пунктом 33 Правил N 2130 в случае если для подключения подключаемого объекта к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения выданы технические условия, срок действия которых на дату обращения заявителя с заявлением о подключении не истек, техническая возможность подключения оценивается только применительно к ее наличию в точке присоединения, указанной в технических условиях, в пределах максимальной мощности (нагрузки), указанной в технических условиях. При этом технические условия, выданные до заключения договора о подключении, при включении их в договор о подключении в качестве обязательного приложения могут быть изменены по соглашению между исполнителем и заявителем.
При наличии технической возможности подключения либо при отсутствии технической возможности подключения, но при условии наличия в инвестиционной программе исполнителя мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения, исполнитель в течение 20 рабочих дней со дня представления сведений и документов, указанных в пунктах 25 и 26 настоящих Правил, в полном объеме направляет заявителю подписанный проект договора о подключении с приложением в том числе технических условий и расчета платы за подключение.
В случаях, установленных пунктом 85 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Основы ценообразования), которым предусмотрено утверждение платы за подключение в индивидуальном порядке, исполнитель направляет заявителю подписанный проект договора о подключении, включающий в том числе технические условия и расчет платы за подключение не позднее 10 рабочих дней и дня установления такой платы.
Согласно пункту 43 Правил N 2130 при наличии технической возможности подключения исполнитель не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (за исключением случаев, указанных в пункте 32 настоящих Правил). При необоснованном отказе или уклонении исполнителя от заключения договора о подключении заявитель вправе обратиться в суд, в том числе с иском об оспаривании отказа в заключении договора о подключении или о понуждении к заключению договора о подключении.
В соответствии с пунктом 44 Правил N 2130 техническая возможность подключения подключаемого объекта к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения имеется при одновременном соблюдении следующих условий (за исключением подключения, осуществляемого в рамках уступки права на использование мощности (нагрузки): а) наличие свободной мощности (резерва мощности) на соответствующих объектах централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; б) наличие резерва пропускной способности водопроводных и (или) канализационных сетей, обеспечивающей передачу необходимого объема горячей или холодной воды и (или) отведение необходимого объема сточных вод для обеспечения требуемой заявителем мощности (нагрузки); в) сохранение предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к водоснабжению и (или) водоотведению, условий договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения, содержащих обязанности исполнителя по обеспечению водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты которых на дату получения запроса о выдаче технических условий или заявления о подключении подключены к централизованной системе горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, сохранение предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к водоснабжению и (или) водоотведению, условий договоров о подключении для заявителей, с которыми ранее заключены договоры о подключении, а также обеспечение выполнения выданных ранее иным лицам в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил технических условий, срок действия которых на дату получения запроса о выдаче технических условий или заявления о подключении не истек; г) наличие возможности обеспечения рабочего гидравлического режима подачи воды и отведения сточных вод с учетом нормативной скорости и нормативных гидравлических потерь на объектах централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, создаваемых или реконструируемых исполнителем в рамках исполнения договора о подключении.
Также в соответствии с пунктом 48 Правил N 2130 при отсутствии технической возможности подключения на момент обращения заявителя с заявлением о подключении и при отсутствии в инвестиционной программе исполнителя мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения, исполнитель в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления о подключении обязан направить заявителю (за исключением заявителей, указанных в пункте 47 настоящих Правил) письменное извещение об отсутствии технической возможности подключения и отсутствии в инвестиционной программе исполнителя мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения, с предложением о внесении заявителем платы за подключение, установленной в индивидуальном порядке с учетом необходимости реализации мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения подключаемого объекта (за исключением отсутствия технической возможности подключения при несоблюдении условий, указанных в подпункте "г" пункта 44 настоящих Правил).
Заявитель в течение 5 рабочих дней со дня получения от исполнителя извещения, указанного в абзаце первом настоящего пункта, обязан направить исполнителю письменный ответ с указанием о выборе заявителем одного из следующих вариантов решений: о согласии с предложением о внесении платы за подключение, установленной в индивидуальном порядке; об отказе от предложения о внесении платы за подключение, установленной в индивидуальном порядке, с внесением в этом случае платы за подключение, рассчитанной исходя из тарифа на подключение, и с осуществлением мероприятий по подключению после внесения изменений в инвестиционную программу исполнителя; об отказе от подключения подключаемого объекта.
В случае получения исполнителем от заявителя письменного ответа с отказом от подключения подключаемого объекта, а также в случае, если заявителем в течение 5 рабочих дней со дня получения от исполнителя извещения, указанного в абзаце первом настоящего пункта, не направлен исполнителю письменный ответ, содержащий информацию о выборе заявителем одного из вариантов решений, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, заявление о подключении, поданное заявителем, аннулируется.
Как следует из материалов дела, Общество является организацией осуществляющей деятельность в сфере холодного водоснабжения для потребителей Володарского муниципального района и имеет тариф на данный вид деятельности с 1 января 2022 года по 31 декабря 2026 года (решение РСТ Нижегородской области 47/30 от 23.11.2021).
Судом установлено, что Шестаков С.В. обратился в Общество с заявлением от 11.05.2023 года о подключении услуги ХВС на участок по адресу: г.п.р.п. Решетиха, ул. Старый рабочий поселок, д. 24Б. К заявлению были приложены выписка из Единого государственного реестра недвижимости о праве собственности на земельный участок и технический паспорт на жилой дом.
Общество письмом от 15.05.2023 N 102 в соответствии с пунктом 16 Правил N 2130 Шестакову С.В. направило ответ об отсутствии технической возможности подключения и предложением рассмотреть возможность финансирования необходимых мероприятий по увеличению мощности участка водопровода на основании пункта 16 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
На основании изложенного Управление и суд первой инстанции правомерно пришли к выводу, что в действиях (бездействии) Общества имеется нарушения порядка подключения (технологического присоединения) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а именно: пунктов 33,43 Правил N 2130.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что Обществом сделано все необходимое от него зависящее для соблюдения Правил N 2130 в материалах дела не имеется.
С учетом изложенного, Управление и суд первой инстанции пришли к правомерному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве дела об административном правонарушении судом не установлено.
Исключительных оснований для признания совершенного Обществом административного правонарушения малозначительным судом не установлено.
Административный штраф назначен в пределах санкции части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации, в минимальном размере, что свидетельствует о фактически учтенных административным органом обстоятельствах совершения правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Суд первой инстанции, учитывая, что Общество ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекалось, допущенное правонарушение не причинило вреда жизни и здоровью граждан, последствия в виде причинения имущественного ущерба отсутствуют, обоснованно заменил назначенное Обществу наказание на предупреждение.
Оснований для переоценки данного вывода суд апелляционной инстанции не усматривает.
По смыслу статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях процедура выявления факта совершения правонарушения или способ такого выявления не относится к обстоятельствам, которые учитываются при назначении наказания.
Выявление нарушения не в рамках государственного контроля (надзора) не свидетельствует об отсутствии оснований для применения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Иное означало бы нарушение одного из основополагающих принципов равенства всех перед законом (статья 1.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.01.2024 по делу N А43-31721/2023 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.В. Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-31721/2023
Истец: ООО "Решетихинское домоуправление"
Ответчик: Заместитель УФАС по Нижегородской области Кирьякова С.Е., Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
Третье лицо: Шестаков Сергей Васильевич