г. Чита |
|
14 апреля 2022 г. |
Дело N А10-3628/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 апреля 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Антоновой О.П., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жевтневым Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Читаэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 19 ноября 2021 года по делу N А10-3628/2021,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Читаэнергосбыт" (ОГРН 1057536132323, ИНН 7536066430, далее - заявитель, АО "Читаэнергосбыт") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Республиканской службе государственного строительного и жилищного надзора (ОГРН 1150327025386, ИНН 0326543073, далее - административный орган) о признании недействительным и отмене предписания от 27.04.2021 N 161-ПР.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - ТСН "Виктория".
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 19 ноября 2021 года по делу N А10-3628/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
АО "Читаэнергосбыт" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт считает, что выводы суда не основаны на имеющих значение для дела обстоятельствах (наличие договорных отношений между ресурсоснабжающей организацией и ТСН, наличие\отсутствие начислений\оплаты за электрическую энергию, потребленную при содержании общего имущества в МКД в ТСН).
Определением суда от 15.02.2022 года судебное разбирательство отложено на 11 часов 20 минут 05 апреля 2022 года.
В судебном заседании 05.04.2022 объявлен перерыв до 09 час. 15 мин. 08.04.2022, о чем сделано публичное извещение о перерыве в судебном заседании, размещенное в сети "Интернет".
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 05.02.2022, 16.02.2022, 06.04.2022. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Рассмотрение апелляционной жалобы начато в составе судей Басаева Д.В. (председательствующий), Антоновой О.П., Никифорюк Е.О.
В связи с прекращением полномочий судьи Никифорюк Е.О. (почётная отставка с 07 апреля 2022 года, приказ от 02.03.2022 N 54 л/с), на основании части 4 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.1996 N 7, определением председателя четвертого судебного состава Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07 апреля 2022 года судья Никифорюк Е.О. заменена на судью Сидоренко В.А.
При таких обстоятельствах в силу части 5 статьи 18 АПК РФ рассмотрение дела проведено с самого начала.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании обращения жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: ул. Юбилейная, д. 10а, г. Закаменск (л.д. 35-36, т. 1) о несогласии с размером начисленной платы за ОДН по электрической энергии и требования в Прокуратуру Закаменского района от 26 февраля 2021 года, по распоряжению Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора от 01.04.2021 N 161 в отношении АО "Читаэнергосбыт" проведена внеплановая документарная проверка.
По результатам проверки составлен акт проверки от 27.04.2021 N 161/21-А, согласно которому установлено нарушение ресурсоснабжающей организацией статей 154, 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации, а именно: с 01.01.2017 по настоящее время АО "Читаэнергосбыт", являясь ресурсоснабжающей организацией, производит начисление платы за электроэнергию, потребленную при содержании общего имущества в многоквартирном доме, собственникам помещений МКД N 10а, ул. Юбилейная, г. Закаменск, управление которым осуществляется ТСН "Виктория".
По факту выявленного нарушения АО "Читаэнергосбыт" выдано предписание от 27.04.2021 N 161-ПР, которым на заявителя возложена обязанность в срок до 27.05.2021:
- прекратить начисление платы за электрическую энергию, потреблённую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, собственникам помещений N 10а, ул. Юбилейная, г. Закаменск;
- произвести перерасчет начисленной платы за коммунальные услуги за расчетные периоды 2017-2020 гг. собственникам помещений N 10а, ул. Юбилейная, г. Закаменск, исключив из лицевых счетов потребителей плату за электрическую энергию, потреблённую при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Заявитель, не согласившись с указанным предписанием, обратился в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
На основании части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Положения о Республиканской службе государственного строительного и жилищного надзора, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 21.09.2015 N 460, оспариваемое предписание выдано заместителем начальника отдела по жилищному надзору в пределах предоставленных полномочий.
Процессуальных нарушений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в ходе проведения ответчиком проверки в отношении заявителя судом при рассмотрении дела не установлено.
Выводы суда первой инстанции о соответствии оспариваемого предписания Госстройжилнадзора нормам жилищного законодательства, а также о том, что такое предписание не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, являются законными и обоснованными.
В соответствии с частью 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (пункт 2.2).
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 3 статьи 161 ЖК РФ).
Отношения, связанные с предоставлением коммунальных услуг гражданам, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в которых используются следующие понятия:
"исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;
"коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений);
"ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Согласно пункту 2 Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами", "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставляющие потребителю коммунальные услуги в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
В соответствии с пунктами 8, 9 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354, исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
Потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ в редакции Федерального закона N 176-ФЗ от 29.06.2015, вступившего в силу с 01.01.2017, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Согласно пункту 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменены положения частей 2 и 4 ст. 154 ЖК РФ таким образом, что с момента вступления данного закона в силу (с 01.01.2017 г.) плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, вносится не в составе платы за коммунальные услуги, а в составе платы за содержание жилого помещения (п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ).
Как следует из материалов дела, Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.05.2014 N 252 АО "Читаэнергосбыт" присвоен статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности ПАО "МРСК Сибири" на территории Республики Бурятия.
АО "Читаэнергосбыт" является ресурсоснабжающей организацией по оказанию коммунальной услуги электроснабжения в жилой дом по адресу: г. Закаменск, ул. Ленина, дом 10.
Республиканской службой государственного строительного и жилищного надзора установлено и АО "Читаэнергосбыт" не оспаривается, что согласно сведениям ГИС ЖКХ согласно сведениям ГИС ЖКХ исполнителем коммунальных услуг в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ул. Юбилейная, д. 10а, г. Закаменск, является ТСН "Виктория".
С учетом действующего правового регулирования, ТСН "Виктория" несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома.
В материалы дела доказательства заключения прямых договоров между собственниками жилых помещений в спорном многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией не представлены.
Следовательно, обязанность по начислению платы за электрическую энергию, потребленную в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, лежит на исполнителе коммунальных услуг - ТСН "Виктория". Оплата коммунальных ресурсов собственники жилых помещений должны вносить на счет ТСН "Виктория".
Суд первой инстанции, исследовав выписку из лицевого счета о предоставленных жилищно-коммунальных услугах и оплаты за них, финансовый лицевой счет собственников помещений в МКД, расположенном по адресу: ул. Юбилейная, д. 10а, г. Закаменск правомерно установил, что в нарушение требований жилищного законодательства с 01.01.2017 года по настоящее время АО "Читаэнергосбыт" производит начисление платы за электроэнергию, потреблённую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, собственникам помещений МКД, при наличии организации, осуществляющей управление МКД - ТСН "Виктория".
Госстройжилнадзор в акте проверки от 27.04.2021 N 161/21-А установил, что согласно финансовому лицевому счету N 35590425 с 01.07.2016 года начисление платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды осуществлялось на основании пункта 44 Правил N 354. С 01.07.2020 года с учетом изменений пункта 44 Правил N 354, внесенных Постановлением Правительства РФ N 950 от 29.06.2020, начисление платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды в МКД N 10а, ул. Юбилейная, г. Закаменск производится по формуле N12 Правил N 354 в полном объёме, исходя из показаний прибора учета электрической энергии, установленного в указанном МКД.
Как следует из выписки из лицевого счета о предоставленных жилищно-коммунальных услугах и оплаты за них, финансового лицевого счета собственники жилых помещений оплачивали электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды, начисления за которую производил гарантирующий поставщик.
При этом ресурсоснабжающая организация не имела правомочий производить начисления и взимать плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, напрямую от жильцов многоквартирных домов, поскольку жильцами реализовано право на выбор способа управления многоквартирным домом путем избрания управляющей организацией ТСН "Виктория".
Следовательно, основания для начисления и взимания платы АО "Читаэнергосбыт" с собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: ул. Юбилейная, д. 10а, г. Закаменск, отсутствуют, а оспариваемое предписание Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора от 27.04.2021 N 161 -ПР является законным.
Кроме того, из материалов дела следует, что решениями районных судов в отношении указанного, установлено, что включение заявителем в лицевые счета собственников помещений показаний прибора учета электроэнергии, использованной на общедомовые нужды, является незаконным.
Доводы заявителя о нереализованном ТСН "Виктория" способе управления судом первой инстанции правомерно отклонены с приведением соответствующих мотивов.
Доводы апеллянта отклоняются судебной коллегией, поскольку отсутствие заключенного договора энергоснабжения с ТСН не препятствует заявителю осуществлять энергоснабжение и взимать плату исходя из фактически сложившихся договорных отношений.
АО "Читаэнергосбыт" не представило доказательства реализации своего права, как гарантирующего поставщика на территории Республики Бурятия, на заключение договора энергоснабжения с ТСН "Виктория".
Оспариваемое предписание содержит законные требования, конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить Обществу и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
Предписание не может быть признано нарушающим права и охраняемые законом интересы, поскольку принято в полном соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, а защите подлежит только право, основанное на законе.
На основании изложенного предписание Госстройжилнадзора соответствует нормам жилищного законодательства и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно части 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
При обжаловании судебных актов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов государственная пошлина для юридических лиц на момент подачи апелляционной жалобы составляет 1 500 руб.
АО "Читаэнергосбыт" по платежному поручению от 13.01.2022 N 626 уплачена государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 руб. На основании статьи 333.40 Налогового кодекса РФ излишне уплаченная по платежному поручению от 13.01.2022 N 626 государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1 500 руб. подлежит возврату заявителю апелляционной жалобы из федерального бюджета.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 19 ноября 2021 года по делу N А10-3628/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Читаэнергосбыт" (ОГРН 1057536132323, ИНН 7536066430) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1 500 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
О.П. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-3628/2021
Истец: АО Читаэнергосбыт Территориальное подразделение Энергосбыт Бурятии
Ответчик: Республиканская служба государственного строительного и жилищного надзора
Третье лицо: ТСН Виктория