г. Москва |
|
13 апреля 2022 г. |
Дело N А40-227034/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Проспект"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 03.02.2022 по делу N А40-227034/2021
по заявлению: акционерного общества "Проспект"
к Федеральному агентству железнодорожного транспорта
третье лицо: ОАО "РЖД" в лице ДКРС
о признании незаконным распоряжения,
при участии:
от заявителя: |
Инихов С.Б. по доверенности от 04.04.2022; |
от заинтересованного лица: |
Прошкина И.В. по доверенности от 29.12.2021; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 03.02.2022, принятым по настоящему делу, отказано в удовлетворении требований акционерного общества "Проспект" (заявитель, Общество) о признании недействительным распоряжения Федерального агентства железнодорожного транспорта (государственный орган, Росжелдор) от 22.09.2021 N АИ-459-р.
Не согласившись с принятым судом решением, Общество обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить, требования удовлетворить.
В деле участвует третье лицо - ОАО "РЖД" в лице ДКРС МСК, представитель которого в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, указал, что неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, повлекло за собой постановление незаконного и необоснованного решения.
Представитель Росжелдора в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы по доводам отзыва, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Апелляционный суд, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения представителей сторон, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из фактических материалов дела и установлено судом, 15.06.2018 между АО "Проспект" и Департаментом имущества города Москвы (Департамент) был заключен Договор аренды земельного участка N М-01-052533 сроком до 28.05.2067, предметом которого является земельный участок кадастровый номер 77:01:0004044:2827, площадью 23.365 кв.м., для размещения объектов торговли, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Магистральная 2-я, вл. 3, стр. 1, 3, 4, 6, 7, 9, 10, на котором расположены указанные строения, принадлежащие на праве собственности заявителю.
На основании Распоряжения Росжелдора от 22.09.2021 N АИ-459-р (далее - Распоряжение) изымается часть указанного земельного участка, общей площадью 1.106 кв.м., для объекта "Строительство соединительной ветви между Киевским и Смоленским направлением Московского железнодорожного узла" по ходатайству ОАО "РЖД".
Не согласившись с распоряжением государственного органа, посчитав его незаконным, необоснованным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, АО "Проспект" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 4, 198, 200 АПК РФ, а также с учетом совместного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8, правомерно исходил из нижеследующего.
В обоснование заявленных требований Общество ссылалось на то, что в соответствии с п. 4 ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества.
Согласно позиции заявителя, из отчета о выполненных 08.10.2021 геодезических работах, усматривается, что граница вновь образуемого в результате изъятия земельного участка накладывается на здание, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Магистральная 2-я, вл. 3, стр. 7, с кадастровым номером 77:01:0004044:1072, принадлежащее на праве собственности АО "Проспект", вместе с тем, в нарушение требований закона, указанное здание не отражено в Распоряжении.
Кроме того, по мнению заявителя, оспариваемый акт нарушает права и законные интересы заявителя, что выражается в невозможности получения АО "Проспект" возмещения за здание на основании Соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд (ст. 56.9 ЗК РФ) за объект недвижимости, частично расположенный на вновь образуемом, в соответствии с Распоряжением, земельном участке, в связи с его не внесением в Распоряжение.
Между тем, АО "Проспект" не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 5.3.17 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 397, Росжелдор осуществляет полномочия по принятию решений о подготовке документации об изъятии земельных участков и объектов недвижимого имущества для нужд Российской Федерации в целях обеспечения размещения объекта, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Суд отметил, что после издания оспариваемого Распоряжения, в целях подготовки соглашения об изъятии, в соответствии с положениями пункта 1 статьи 56.7 ЗК РФ, необходимо проведение ряда мероприятий.
В силу пункта 2 статьи 56.7 ЗК РФ согласие правообладателей изымаемой недвижимости на это не требуется.
Согласно пункту 1 статьи 56.7 ЗК РФ в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии недвижимости) уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, организация, подавшая такое ходатайство:
- выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка;
- выступают заказчиком кадастровых работ, необходимых для уточнения Границ земельных участков, подлежащих изъятию, в случае, если границы таких земельных участков подлежат уточнению;
- выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков для их предоставления взамен изымаемых земельных участков;
- обращаются от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию, земельных участков, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков, или земельных участков, границы которых подлежат уточнению в связи с изъятием, если необходимо проведение государственного кадастрового учета таких земельных участков;
- выступают заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества;
- осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия;
- осуществляют совместно с уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, подготовку соглашения об изъятии недвижимости в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии;
- направляют проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.
Судом установлено, что в настоящее время ОАО "РЖД", как организация подавшая ходатайство об изъятии, проводит работы по формированию и постановке на кадастровый учет изымаемого земельного участка, после чего будет произведена оценка изымаемого земельного) участка и объектов недвижимости, в случае нахождения их на изымаемом земельном участке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 56.8 ЗК РФ при определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.
В случае если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое Распоряжение не нарушает права и законные интересы АО "Проспект" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагает на заявителя какие-либо незаконные обязанности, не создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, что является основанием для отказа в удовлетворении требований АО "Проспект".
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными проектами планировки территории.
В соответствии с пунктом 5.3.17 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 397, к полномочиям Росжелдора отнесено утверждение документации по планировке территории (далее - ДПТ, Документация).
Документация должна содержать сведения о границах зон планируемого размещения линейного объекта железнодорожной инфраструктуры, в границах которых могут быть расположены объекты капитального строительства.
Проект межевания территории, являющийся частью Документации, предусматривает образование земельных участков, а также образование земельных участков, подлежащих изъятию для государственных нужд, необходимых для размещения объектов железнодорожного транспорта, с учетом зоны планируемого размещения линейного объекта, установленной проектом планировки территории.
В силу части 8 статьи 56.3 ЗК РФ запрещается изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, предоставленных федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Согласно материалам дела, в результате проведенной проверки представленной ОАО "РЖД" Документации по объекту "Строительство соединительной ветви между Киевским и Смоленским направлением Московского железнодорожного узла" в рамках реализации проекта "Развитие транспортного узла", согласованного уполномоченными органами государственной власти и органов местного самоуправления, Росжелдором было издано распоряжение от 04.06.2021 N ЭБ-201-р об утверждении ДПТ.
При этом, суд принял во внимание то обстоятельство, что АО "Проспект" не оспаривает само изъятие земельного участка.
Заявляя требования о признании незаконным Распоряжение АО "Проспект" указывает на нарушение Росжелдором положении пункта 4 статьи 56.6 ЗК РФ, а именно не указание в Распоряжении объекта недвижимости (нежилого здания) расположенного на изымаемом земельном участке.
Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (пункт 3 статья 279 ГК РФ).
Пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 397 (далее - Положение) Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене.
На основании пункта 5.3.19 Положения Росжелдор уполномочен принимать решения о резервировании земель и об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в целях развития сети железных дорог в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также обеспечение необходимых действии, связанных с изъятием указанных земельных участков, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, письмом от 09.08.2021 N ИСХ-14363/ДКРС МСК ОАО "РЖД", в лице филиала Дирекция по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта группа заказчика по строительству и реконструкции интермодальных транспортно-пересадочных узлов (далее - ДКРС-Москва ОАО "РЖД") обратилось с ходатайством об изъятии земельного участка площадью 1106 кв.м., образуемого в результате разделения земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004044:2827 в целях строительства объекта соединительной ветви между Киевским и (Смоленским направлением Московского железнодорожного узла".
В силу пункта 1 статьи 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены:
- утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования);
- утвержденными проектами планировки территории.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56.6 ЗК РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.
Изъятие образуемого земельного участка площадью 1106 кв.м. предусмотрено ДПТ для объекта "Строительство соединительной ветви между Киевским и Смоленским направлением Московского железнодорожного узла", которая утверждена распоряжением Росжелдора от 04.06.2021 N ЭБ-201-р.
Согласно пункту 4 статьи 56.6 ЗК РФ в решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие. В случае, если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, поданного лицом, указанным в статье 56.4 ЗК РФ, в решении об изъятии указывается это лицо.
В решении об изъятии указываются сооружения, изъятие которых в соответствии с гражданским законодательством не осуществляется, а также сервитут, публичные сервитута, которые установлены в отношении изымаемых земельных участков и которые сохраняются.
В соответствии с пунктом I статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу подпункта 3 пункта 4 статьи 11.2 ЗК РФ не требуется получения в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков при образовании из них земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд.
Формирование образуемого земельного участка площадью 1106 кв.м. подлежит образованию путем его выдела из земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004044:2827 с целью заключения соглашения об изъятии земельных участков в порядке статьи 56.7 ЗК РФ.
Таким образом, суд правомерно пришел к выводу о том, что при издании оспариваемого Распоряжения Росжелдором не нарушены положения градостроительного и земельного законодательства.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое Распоряжение Федерального агентства железнодорожного транспорта от 22.09.2021N АИ-459-р соответствует закону,
Судом проверены все доводы заявителя, однако они не опровергают установленные судом обстоятельства и не могут являться основанием для удовлетворения заявленных требований.
Неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 258, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 03.02.2022 по делу N А40-227034/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-227034/2021
Истец: АО "ПРОСПЕКТ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Третье лицо: ОАО "РЖД" в лице Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта, ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"