г. Москва |
|
14 апреля 2022 г. |
Дело N А41-89942/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Панкратьевой Н.А., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Божиной П.И.,
при участии в заседании:
от АО "Земельное общество "Раисино" - Казаков Д.М. по доверенности от 14.10.2021, диплом о высшем юридическом образовании;
от администрации Рузского городского округа Московской области - представитель не явился, извещена,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Земельное общество "Раисино"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 28 января 2022 года по делу N А41-89942/21
по заявлению акционерного общества "Земельное общество "Раисино"
к администрации Рузского городского округа Московской области
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Земельное общество "Раисино" (далее - АО "ЗО "Раисино", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Рузского городского округа Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация), в котором просило суд признать незаконным и отменить постановление от 20.09.2021 N АК 55/760/2021 о привлечении АО "ЗО "Раисино" к административной ответственности.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 января 2022 года по делу N А41-89942/21 в удовлетворении заявления отказано (т. 1 л. д. 103-107).
Не согласившись с данным судебным актом, АО "ЗО "Раисино" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителя администрации, извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель АО "ЗО "Раисино" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.
Выслушав объяснения представителя АО "ЗО "Раисино", изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 23.07.2021 по 24.07.2021 администрацией произведен осмотр принадлежащего обществу земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:22814, расположенного по адресу: Московская область, Рузский район.
По результатам осмотра указанного земельного участка был составлен акт от 24.07.2021 N 278032 к нему оформлена фото-таблица, согласно которым обществом допущено непроведение мероприятий по удалению с земельного участка борщевика Сосновского, чем нарушены требования пункта 14 статьи 56 Закона Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О благоустройстве в Московской области" (т. 1 л. д. 46-60).
По данному факту в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении от 24.08.2021 N 784 (т. 1 л. д. 70-71).
Постановлением о назначении административного наказания от 20.09.2021 N АК 55/760/2021 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 6.11 КоАП МО, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 000 руб. (т. 1 л. д. 5-7).
Полагая, что указанное постановление является незаконным и нарушает права и законные интересы АО "ЗО "Раисино" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из законности оспариваемого постановления, а также отсутствия оснований для восстановления срока на обращение в суд с рассматриваемым заявлением.
Арбитражный апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 данной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу (часть 2 статьи 30.3 КоАП РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не предусмотрен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
В силу положений части 2 статьи 117 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 N 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм АПК РФ не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела.
Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Поскольку законодатель не установил каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска указанного срока, данный вопрос решается по усмотрению суда с учетом оценки конкретных обстоятельств дела.
В соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
При этом при решении вопроса о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд следует соблюдать баланс между принципом правовой определенности и правом на справедливое судебное разбирательство, который предполагает, что восстановление пропущенного срока может иметь место лишь в течение ограниченного разумными пределами периода и при наличии существенных объективных обстоятельств, не позволивших заявителю, добивающемуся его восстановления, защитить свои права.
Отказывая в восстановлении срока на подачу настоящего заявления, суд первой инстанции исходил из того, что обществу достоверно было известно о том, что настоящий спор относится к компетенции арбитражного суда и то обстоятельство, что 20.10.2021 Рузским районным судом Московской области вынесено определение о возвращении жалобы общества на постановление администрации от 20.09.2021 N АК 55/760/2021 для обращения по подведомственности в компетентный арбитражный суд, по мнению суда первой инстанции, не свидетельствует о наличии оснований для восстановления срока на подачу апелляционной жалобы.
Вместе с тем, апелляционным судом установлено, что Московским областным судом по аналогичным делам (N N 21-472/2022, 21-471/2022, 21-470/2022, 21-469/2022, 21-468/2022, 21-467/2022, 21-466/2022) отменены судебные акты нижестоящего суда о возвращении жалобы на постановление по делу об административном правонарушения, предусмотренном частью 5 статьи 6.11 КоАП МО, для обращения в компетентный арбитражный суд.
Кроме того, в рамках дела А40-193745/21 Девятый арбитражный апелляционный суд признал компетентность арбитражного суда по рассмотрению дел об оспаривании постановлений по делу об административном правонарушения, предусмотренном ч. 5 ст. 6.11 КоАП МО.
Административный орган в оспариваемом постановлении также указывает, что спорное постановление может быть обжаловано в районный (городской) суд по месту рассмотрения дела.
Учитывая отсутствие единой правовой позиции у суда общей юрисдикции, арбитражный судом, административного органа относительно суда, компетентного рассматривать дела об оспаривании постановлений по делу об административном правонарушения, предусмотренном частью 5 статьи 6.11 КоАП МО, апелляционный суд приходит к выводу о том, что на общество не может быть возложено бремя несения неблагоприятных последствий в виде отказа в восстановлении срока на обращение с рассматриваемым заявлением.
При этом судебная коллегия принимает во внимание, что первоначально заявление подано в Рузский районный суд в установленный для обжалования десятидневный срок, что подтверждается почтовой описью. Далее заявление подано в Арбитражный суд Московской области также в десятидневный срок со дня получения определения Рузского районного суда о возврате заявления, что подтверждается определением Рузского районного суда с приложением конверта.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для восстановления срока на подачу заявления.
При этом апелляционный суд лишен возможности рассмотреть вопрос о компетентном суде в рамках рассматриваемого спора с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", поскольку общество, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, ходатайства о передаче дело в суд общей юрисдикции при рассмотрении дела судом первой инстанции не заявляло.
Удовлетворяя заявленные требования, апелляционный суд исходит из отсутствия достаточных оснований для вывода о наличии события вмененного правонарушения. Кроме того, административным органом допущены процессуальные нарушения, влекущие отмену оспариваемого постановления.
Согласно части 5 статьи 6.11 КоАП МО непроведение мероприятий по удалению с земельных участков борщевика Сосновского влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области.
В силу частей 1 и 2 статьи 56 Закона Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области" (далее - Закон о благоустройстве) юридические лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие свою деятельность на территории Московской области, или физические лица обеспечивают содержание принадлежащих им объектов, а также прилегающих территорий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, правилами благоустройства территории муниципальных образований, регламентом содержания объектов благоустройства Московской области.
Согласно части 14 статьи 56 Закона о благоустройстве правообладатели земельных участков обязаны проводить мероприятия по удалению борщевика Сосновского с земельных участков, находящихся в их собственности, владении или пользовании.
В соответствии Методическими рекомендациями по оценке результатов мероприятий, направленных на удаление борщевика Сосновского мероприятия по удалению борщевика Сосновского могут проводиться следующими способами: химическим - опрыскивание очагов произрастания гербицидами и (или) арборицидами; механическим - скашивание, уборка сухих растений, выкапывание корневой системы; агротехническим - обработка почвы, посев многолетних трав.
В подтверждение наличия объективной стороны правонарушения, выразившейся в произрастании на земельном участке борщевика Сосновского, заинтересованным лицом представлены акт от 24.07.2021 N 278032 и приложенная к нему фото-таблица.
Вопреки доводам общества, на момент проведения осмотра земельного участка, признаков проведения мероприятий по удалению борщевика Сосновского, информационные таблички о проведении химической обработки территории на земельном участке отсутствовали.
Согласно Методическим рекомендациям по оценке результатов мероприятий, направленных на удаление борщевика Сосновского, для проведения всех мероприятий по удалению борщевика Сосновского (как механического, так и химического с агротехническим) предусмотрено 3 этапа, на каждом этапе необходимо осуществлять комбинирование способов удаления (механического, химического и агротехнического), то есть до 01 июня 2021 года необходимо было не только осуществить химическую обработку земельного участка, но и провести скашивание сорной растительности и агротехническую обработку участка.
Согласно журналу обработки от борщевика ЗАО "ЗО "Раисино" первая химическая обработка была выполнена 05.07.2021, то есть уже после истечения срока для проведения первого этапа борьбы с борщевиком Сосновского, который заканчивался 31.05.2021, а последующие обработки участка гербицидами не производились.
При этом по состоянию на 03.09.2021 скашивание сорной растительности не произведено.
Таким образом, имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют о наличии в деянии общества события вмененного административного правонарушения.
Оценив представленные доказательства, апелляционный суд приходит к выводу о доказанности наличия в деянии общества объективной стороны вменяемого правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 6.11 КоАП МО.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество не представило доказательств, подтверждающих принятие им всех возможных и необходимых мер по соблюдению требований действующего законодательства.
Доказательств невозможности соблюдения указанных требований в материалы дела также не представлено.
При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о наличии вины общества в совершении вмененного ему административного правонарушения.
В части 5 статьи 6.11 КоАП МО за вменяемое правонарушение предусмотрена возможность назначения наказания в виде наложения административного штрафа от ста пятидесяти тысяч до одного миллиона рублей.
В рассматриваемом случае обществу назначено наказание в максимальном размере штрафа.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются, в частности, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно оспариваемому постановлению в ходе рассмотрения административного дела обстоятельства, отягчающие административную ответственность, отсутствуют.
Апелляционный суд обращает внимание на то, что в силу статьи 65, части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Рассматривая дела об административных правонарушениях арбитражный суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, не может своими действиями подменять полномочия административного органа, в частности по установлению обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в том числе в целях самостоятельного поиска оснований для вывода о законности оспариваемого постановления.
Поскольку доказательств наличия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в материалах дела не имеется, на обстоятельства, отягчающие административную ответственность, в оспариваемом постановлении не указано, учитывая характер совершенного правонарушения и предпринятые, но не достаточные меры по удалению борщевика Сосновского, апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для назначения административного штрафа в минимальном размере санкции части 5 статьи 6.11 КоАП МО - 150 000 рублей.
Учитывая изложенное выше и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28 января 2022 года по делу N А41-89942/21 отменить.
Постановление административной комиссии Рузского городского округа Московской области от 20 сентября 2021 года N АК-55/760/2021 изменить путем замены административного штрафа в сумме 1 000 000 руб. на штраф в сумме 150 000 руб.
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
Н.А. Панкратьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-89942/2021
Истец: АО "Земельное общество "Раисино"
Ответчик: Администрация Рузского городского округа МО
Третье лицо: Администрация Рузского городского округа МО