13 апреля 2022 г. |
Дело N А83-19044/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 13 апреля 2022 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мунтян О.И.,
судей Баукиной Е.А.,
Зарубина А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Талановой Ю.П.,
при участии в заседании:
от истца:
Государственный комитет по делам
межнациональных отношений
Республики Крым Бобырь Ю.С. (дов. N 1 от 10.01.2022);
от ответчика
Администрация Черноморского района
Республики Крым Шейхаметова Л.Л. (дов. от 12.01.2022);
от третьих лиц:
Счетная палата Республики Крым не явился, извещен надлежаще;
Администрация Медведевского сельского
поселения Черноморского района
Республики Крым не явился, извещен надлежаще;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Черноморского района Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 24 января 2022 года по делу N А83-19044/2021,
УСТАНОВИЛ:
Государственный комитет по делам межнациональных отношений Республики Крым (далее - Госкомнац Крыма) обратился в Арбитражный суд Республики Крым к Администрации Черноморского района Республики Крым о возврате денежных средств из бюджета муниципального образования Черноморского района Республики Крым в бюджет Республики Крым в размере 66 385,78 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, судом привлечены - Счетная палата Республики Крым, Администрация Медведевского сельского поселения Черноморского района Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 24 января 2022 года исковые требования удовлетворены.
Взысканы с Администрации Черноморского района Республики Крым в пользу Государственного комитета по делам межнациональных отношений Республики Крым денежные средства, подлежащие возврату в бюджет Республики Крым в размере 66 385,78 руб.
Не согласившись с указанным решением суда, Администрация Черноморского района Республики Крым обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы указывает, что непринято о внимание результаты проверки комиссией по осуществлению выездных проверок расходования субсидии из бюджета Республики Крым на приобретение жилья для граждан из числа реабилитированных народов Крыма провела выездную плановую проверку исполнения муниципальным образованием обязательств, предусмотренных условиями соглашений о предоставлении средств субсидий из бюджета Республики Крым. Апеллянт, ссылаясь на положения статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), утверждает, что сделал все зависящее, чтобы надлежаще исполнить обязательства.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2022 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание на 16 час.30 мин., 06.04.2022.
Госкомнац Крыма в отзыве на апелляционную жалобу просят решение Арбитражного суда республики Крым от 24 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
От Счетной палаты Республики Крым поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии представителя.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил ее удовлетворить, обжалуемый судебный акт отменить.
Представитель истца в судебном заседании возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил отказать в ее удовлетворении обжалуемый судебный акт оставить без изменений.
Третьи лица, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены надлежаще.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
С учетом изложенного, суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц по имеющимся в деле материалам.
Законность решения суда первой инстанции проверена в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Законом Республики Крым от 20.12.2018 N 556-ЗРК/2018 "О бюджете Республики Крым на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", Государственной программой Республики Крым по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России "Республика Крым - территория межнационального согласия" на 2018-2020 годы, утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 29.01.2018 N 30 (далее - Госпрограмма) 15.01.2019 между Госкомнацем Крыма и Администрацией Черноморского района заключено соглашение N10 о предоставлении и расходовании субсидии из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на приобретение жилья для граждан из числа реабилитированных народов Крыма (далее - соглашение).
Впоследствии 30.05.2019, 09.07.2019, 25.11.2019 в соглашение внесен ряд изменений на основании дополнительных соглашений.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 29.01.2018 N 30 утвержден Порядок предоставления и распределения субсидии из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на софинансирование капитальных вложений и капитального ремонта объектов муниципальной собственности, приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность в рамках основного мероприятия "Меры социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий" Государственной программы Республики Крым по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России "Республика Крым - территория межнационального согласия" (далее - Порядок N 30).
В соответствии с пунктом 3.2.2. соглашения Администрация Черноморского района обеспечивает достижение следующего значения показателя результативности предоставления Субсидии: 3 семьи, из числа реабилитированных народов Крыма, улучшивших жилищные условия при оказании содействия за счет средств бюджета Республики Крым с использованием субсидии, направленной бюджету муниципального образования на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность.
Согласно пункту 1.2 раздела 1 соглашения в редакции дополнительного соглашения от 12.11.2019 N 3 Госкомнац Крыма предоставляет субсидии бюджету Администрации Черноморского района Республики Крым в объеме 6 518 067,80 руб. Указанная в названном пункте сумма субсидии доведена Госкомнацем Крыма администрации в 2019 году.
Так, договор социального найма жилого помещения N 45 между Администрацией Далековского сельского поселения Черноморского района Республики Крым и гражданкой Ибадуллаевой Зение Месутовной заключен 30.12.2019.
Договор социального найма жилого помещения N 46 между Администрацией Краснополянского сельского поселения Черноморского района Республики Крым и гражданкой Сейдаметовой Зекие заключен 26.10.2019.
Договор социального найма жилого помещения N 16 между Администрацией Медведевского сельского поселения Черноморского района Республики Крым и гражданкой Джаббаровой Ферузе Эдемовной заключен 06.05.2020. Соответственно, вышеуказанный договор социального найма жилого помещения от 06.05.2020 N 16 с гражданкой из числа реабилитированных народов Крыма по состоянию на 31.12.2019 заключен не был.
Пунктом 11 Порядка N 30 установлено, что предоставление субсидий осуществляется в соответствии с соглашением на срок, не превышающий срок действия утвержденных Госкомнацем Крыма лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий.
Согласно пункту 13 Порядка N 30 Госкомнац Крыма перечисляет Субсидии на счета Получателей, открытые в Управлении Федерального казначейства по Республике Крым.
Так, указанная в пункте 1.2 Соглашения сумма Субсидии доведена Госкомнацем Крыма Администрации Черноморского района Республики Крым в 2019 году.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 18.10.2019 N 591 "О распределении субсидий из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность в рамках основного мероприятия "Меры социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий" Государственной программы Республики Крым по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России "Республика Крым - территория межнационального согласия" сумма Субсидии Администрации Черноморского района Республики Крым составила 6 518 067,80 руб.
Таким образом, показателем оценки результативности использования субсидий в соответствии с пунктом 15 Порядка N 30 является 100 процентное достижение значений целевых показателей результативности использования субсидий, установленных заключенным соглашением.
Само по себе в отсутствие иных обстоятельств позднее доведение Госкомнацем Крыма лимитов бюджетных обязательств не является основанием для отказа в возврате из бюджета муниципального образования Республики Крым в бюджет Республики Крым денежных средств.
Госкомнацем Крыма в соответствии с пунктом 25 Порядка N 30 произведены расчеты объема средств, подлежащих возврату из бюджета муниципального образования Черноморского района Республики Крым в бюджет Республики Крым: по итогам 2019 года размер составил 66 385,78 руб.
18.08.2020 Госкомнацем Крыма в адрес Администрации Черноморского района Республики Крым направлено требование о возврате средств субсидии в бюджет Республики Крым.
Изложенное послужило основанием для обращения истца с иском в суд.
Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены.
Заслушав пояснения представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, означающий, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно пункту 1 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 29.01.2018 N 30 утвержден Порядок предоставления и распределения субсидии из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на софинансирование капитальных вложений и капитального ремонта объектов муниципальной собственности, приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность в рамках основного мероприятия "Меры социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий" Государственной программы Республики Крым по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России "Республика Крым - территория межнационального согласия" (далее - Порядок N 30).
Пунктом 11 Порядка N 30 установлено, что предоставление субсидий осуществляется в соответствии с соглашением на срок, не превышающий срок действия утвержденных Госкомнацем Крыма лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий.
Согласно пункту 13 Порядка N 30 Госкомнац Крыма перечисляет Субсидии на счета Получателей, открытые в Управлении Федерального казначейства по Республике Крым.
Как было установлено выше, указанная в пункте 1.2 Соглашения сумма Субсидии доведена Госкомнацем Крыма Администрации Черноморского района Республики Крым в 2019 году.
Пунктом 16 Порядка N 30 предусмотрено, что оценка эффективности использования субсидий осуществляется Госкомнацем Крыма по итогам финансового года на основании сравнения значений показателей результативности использования субсидий, установленных соглашением.
Согласно пункту 17 Порядка N 30 перечень показателей результативности использования субсидий и их значения уточняются, исходя из параметров финансирования Программы на очередной финансовый год.
Ответственность за достоверность представляемых Госкомнацу Крыма сведений и целевое использование субсидий возлагается на получателя в соответствии с пунктом 18 Порядка N 30.
Пунктом 25 Порядка N 30 установлено, что в случае если муниципальным образованием Республики Крым по состоянию на 31 декабря года, в котором предоставляются субсидии, допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением, указанных в подпункте 3 пункта 12 Порядка N 30 (достижение значений показателей результативности использования субсидий), и в срок до первой даты предоставления отчетности о достижении значений показателей результативности использования субсидий в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидий, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащих возврату из бюджета муниципального образования Республики Крым в бюджет Республики Крым в срок до 1 июня года, следующего за годом, в котором предоставляются субсидии, рассчитывается по указанной в данном пункте формуле.
V возврата = (V Субсидий x k x m / n) x 0,1,
где:
V Субсидий - размер Субсидий, предоставленных Получателю в текущем финансовом году.
При расчете объема средств, подлежащих возврату из бюджета муниципального образования Республики Крым в бюджет Республики Крым, в размере Субсидий, предоставленных бюджету муниципального образования Республики Крым (VСубсидий), не учитывается размер остатка Субсидий, не использованного по состоянию на 1 января очередного финансового года, потребность в котором не подтверждена главным администратором доходов бюджета Республики Крым, осуществляющим администрирование доходов бюджета Республики Крым от возврата остатков Субсидий (далее - главный администратор доходов бюджета Республики Крым);
m - количество результатов использования Субсидий, по которым индекс, отражающий уровень недостижения i-го результата использования Субсидий, имеет положительное значение;
n - общее количество результатов использования Субсидий;
0,1 - понижающий коэффициент суммы возврата Субсидии;
k - коэффициент возврата Субсидий.
Коэффициент возврата Субсидий рассчитывается по формуле:
k = SUM Di / m,
где:
Di - индекс, отражающий уровень недостижения i-го результата использования Субсидий.
При расчете коэффициента возврата Субсидий используются только положительные значения индекса, отражающего уровень недостижения i-го результата использования Субсидий.
26. Индекс, отражающий уровень недостижения i-го результата использования Субсидий, определяется:
1) для результатов использования Субсидий, по которым большее значение фактически достигнутого значения отражает большую эффективность использования Субсидий, по следующей формуле:
Di = 1 - Ti / Si,
где:
Ti - фактически достигнутое значение i-го результата использования Субсидий на отчетную дату;
Si - плановое значение i-го результата использования Субсидий, установленное Соглашением;
2) для результатов использования Субсидий, по которым большее значение фактически достигнутого значения отражает меньшую эффективность использования Субсидий, по следующей формуле:
Di = 1 - Si / Ti.
Di = 1-2/3 = 0,33
k = 0,33/2 = 0,17
V возврата = (субсидия 6 223 667,05 руб.- остаток 0,00 руб.)*0,16*2/3)*0,1= 66 385,78 руб.
Названый расчет проверен судом и признан выполненным арифметически и методически верно, в полном соответствии с пунктом 25 Порядка N 30.
Возражений ответчика относительно выполненного расчета и размера подлежащих возврату в бюджет республики денежных средств в материалы дела не поступало.
Довод апеллянта о том, что Администрация сделала все зависящее, чтобы надлежаще исполнить обязательства, ссылаясь на положения статьи 401 ГК РФ, коллегия судей отклоняет по следующим основаниям.
Согласно пункту 27 Порядка N 30 основанием для освобождения муниципальных образований Республики Крым от применения мер ответственности, предусмотренных пунктами 25, 28, является документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств. При этом возврат и последующее использование средств, перечисленных из бюджетов муниципальных образований Республики Крым в бюджет Республики Крым в соответствии с пунктами 25, 28 настоящего Порядка, осуществляются по предложению соответствующего главного администратора доходов бюджета Республики Крым в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Администрацией соответствующих документально подтвержденных обстоятельств в адрес Госкомнаца Крыма представлено не было. Кроме того, ответчик имел возможность заявить в инициативном о порядке внесении изменений в пункт 7.1. Соглашения в части продления действия Соглашения.
Согласно статье 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Однако апеллянт каких-либо доказательств в понимании статьи 64 АПК РФ, подтверждающих осуществление Администрацией Черноморского района Республики Крым исчерпывающих мер, направленных на надлежащее исполнение обязательства, ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
Доказательства, свидетельствующие об устранении нарушений и наличии оснований, для освобождения Администрации от обязанности возвратить в бюджет денежные средства, в материалы дела не представлены.
Довод подателя жалобы о том, что не приняты во внимание результаты проверки комиссией по осуществлению выездных проверок расходования субсидии из бюджета Республики Крым на приобретение жилья для граждан из числа реабилитированных народов Крыма провела выездную плановую проверку исполнения муниципальным образованием обязательств, предусмотренных условиями соглашений о предоставлении средств субсидий из бюджета Республики Крым коллегия судей признает не состоятельным.
Проведение соответствующих проверок Госкомнацем Крыма предусмотрено пунктом 4.1 соглашения от 15.01.2019 N 10, заключенным между Госкомнацем Крыма и администрацией Черноморского района Республики Крым (далее - соглашение), согласно которому "контроль за соблюдением Администрацией условий предоставления Субсидии осуществляется Госкомнацем Крыма путем проведения анализа представленной Администрацией обязательной отчетности и иных документов, направленных в рамках исполнения Соглашения".
В соответствии с графиком выездных проверок, проводимых на основании приказа Госкомнаца Крыма от 15.10.2020 N 137-п "О внесении изменений в приказ Госкомнаца Крыма от 21.01.2020 N 10-п "Об утверждении графика выездных проверок расходования субсидии из бюджета Республики Крым администрациями муниципальных районов Республики Крым на приобретение жилья для граждан из числа реабилитированных народов Крыма в 2019 году" проведены проверочные мероприятия с целью контроля за исполнением Администрацией Черноморского района Республики Крым условий соглашений о предоставлении в 2019 году расходования субсидии из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на приобретение жилья для граждан из числа реабилитированных народов Крыма.
По результатам проверки составлен акт от 21.12.2020.
Согласно акту проверки Администрации Черноморского района Республики Крым рекомендовано повторно рассмотреть наличие оснований для нахождения граждан в очереди отдельного квартирного учета (по гражданам, принятым на отдельный квартирный учет после марта 2014 года). Таким образом, проверка носит рекомендательный характер.
Коллегия судей отмечает, что предмет проверки не выходил за рамки, установленные вышеуказанным приказом (что подтверждается актом от 21.12.2020), контроль достижения целевых показателей не осуществлялся.
В свою очередь, контроль достижения значений целевого показателя результативности предоставления Субсидии производился путем направления письменных запросов и анализа предоставленной информации.
Так, нарушения в части недостижения значений целевого показателя результативности Госкомнацем Крыма выявлены до проведения указанной проверки, вследствие чего в адрес администрации Черноморского района Республики Крым направлено требование с прилагаемым расчетом о возврате средств субсидии в бюджет Республики Крым (исх. от 18.08.2020N 01-04/788).
Таким образом, указанная проверка осуществлялась в рамках мероприятий, направленных на анализ использования средств достижения целевых показателей, установленных соглашением, а не на выявление показателя достижения значений целевого показателя результативности - количество семей, из числа реабилитированных народов Крыма, улучшивших жилищные условия.
На основании изложенного суд правомерно удовлетворил заявленные Госкомнац Крыма требование.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку они сводятся к несогласию заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, которые, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, и не опровергнуты ответчиком в порядке, установленном нормами АПК РФ, что не свидетельствует о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 270 АПК РФ являются основанием для безусловной отмены судебного акта, не допущено.
Поскольку администрация в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы, судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 24 января 2022 года по делу N А83-19044/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Черноморского района Республики Крым без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.И. Мунтян |
Судьи |
Е.А. Баукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-19044/2021
Истец: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ЧЕРНОМОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ МЕДВЕДЕВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ЧЕРНОМОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Счетная Палата Республики, СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ