г. Ессентуки |
|
18 апреля 2024 г. |
Дело N А25-3587/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2024 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Егорченко И.Н., судей Сомова Е.Г., Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Денисовым В.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Архыз 1700" на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 05.02.2024 по делу N А25-3587/2023, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Архыз 1700", с. Архыз (ОГРН 1200900003864, ИНН 0912006521) к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, г. Черкесск (ОГРН 1110917001832, ИНН 0917018640), с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерного общества "Управляющая компания Архыз", г. Москва (ОГРН 1220900002179, ИНН 0900003460) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство и обязании выдать разрешение на строительство, при участии в судебном заседании представителя акционерного общества "Управляющая компания Архыз" Санниковой Е.В. (доверенность от 02.02.2024), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Архыз 1700" (далее - ООО "Архыз 1700", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики (далее - Минстрой и ЖКХ КЧР, министерство, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа N 5652 от 05.10.2023 в выдаче разрешения на строительство и обязании выдать разрешение на строительство.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Управляющая компания Архыз" (далее - АО "УК Архыз").
Решением суда от 05.02.2024 в удовлетворении требований общества отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отказ министерства от 05.10.2023 N 5652 в выдаче разрешения на строительство объекта N 4 - Апарт - отель 3 звезды с рестораном, расположенного по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский муниципальный район, Архызское СП, урочище Лунная поляна, является законным и обоснованным, не нарушает права общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Архыз 1700" подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления. Общество указывает, что министерством в оспариваемом отказе, не конкретизированы наименования отсутствующих документов, а также отказ не соответствует требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушает права заявителя на получения разрешения на строительство.
От Минстрой и ЖКХ КЧР и АО "УК Архыз" поступили отзывы на апелляционные жалобы, в которых просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель АО "УК Архыз" полагал, что решение суда первой инстанции вынесено с соблюдением норм действующего законодательства.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов, заслушав представителя лица, участвующего в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 05.02.2024 по делу N А25-3587/2023 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 26.09.2023 ООО "Архыз 1700" обратилось в министерство с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта N 3 - Апарт-отель 3 звезды с рестораном, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 09:06:0021401:2308 (регистрационный номер 1076 от 26.09.2023).
05.10.2023 ООО "Архыз 1700" получено уведомление министерства N 5652 от 05.10.2023 об отказе в выдаче разрешения на строительство по причине отсутствия полного пакета документов, необходимых для оказания данного вида государственной услуги. Заявитель не представил документ, подтверждающий согласование АО "УК "Архыз" выдачи разрешения на строительство объекта N 3 - Апарт-отель 3 звезды с рестораном, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 09:06:0021401:2308.
Не согласившись с письмом Минстроя и ЖКХ КЧР об отказе в выдаче разрешения на строительство N 5652 от 05.10.2023, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствовался статьями 4, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон N 116-ФЗ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 833 "О создании особых экономических зон и туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе", Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1195 "Об особых экономических зонах в Северо-Кавказском федеральном округе", постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и исходил из следующего.
19.01.2011 между Правительством Российской Федерации, Правительством Карачаево-Черкесской Республики, Администрацией Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики и Администрацией Урупского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики заключено Соглашение N С-8-ОС/Д25 о создании на территориях Зеленчукского и Урупского муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики туристско-рекреационной особой экономической зоны (далее - Соглашение N С-8-ОС/Д25 от 19.01.2011).
Согласно пункту 2.5 Соглашения N С-8-ОС/Д25 от 19.01.2011 Правительство Карачаево-Черкесской Республики совместно с администрацией Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с частью 4 статьи 6 Закона N 116-ФЗ и настоящим Соглашением делегировали (передали) Министерству экономического развития Российской Федерации на срок существования ОЭЗ полномочия по управлению и распоряжению земельными участками и другими объектами недвижимого имущества, находящимися в государственной и (или) муниципальной собственности, в границах территории ОЭЗ, согласно перечню земельных участков и других объектов недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 2.6 Соглашения N С-8-ОС/Д25 от 19.01.2011 по решению Министра экономического развития Российской Федерации отдельные полномочия по управлению ОЭЗ могут быть делегированы на основании соглашения органу исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики либо переданы управляющей компании или акционерному обществу, сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных Законом N116-ФЗ.
Приказом Минэкономразвития России от 15.06.2022 N 316 (далее - Приказ N 316) АО "УК Архыз", являющейся управляющей компанией особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, созданной на территориях Зеленчукского и Урупского муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики, переданы полномочия по управлению и распоряжению земельными участками и иными объектами недвижимости, расположенными в границах ОЭЗ и находящимися в государственной или муниципальной собственности, в пределах, предусмотренных пунктом 2 настоящего приказа.
В соответствии с пунктом 3 Приказа N 316 реализация полномочий по управлению и распоряжению земельными участками и иными объектами недвижимости осуществляется управляющей компанией в отношении земельных участков и иных объектов недвижимости, указанных в перечне земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, созданной на территориях Зеленчукского и Урупского муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в управление и распоряжение АО "УК Архыз", являющемся приложением к настоящему приказу, а также в отношении земельных участков, образованных из таких земельных участков.
Приложением к приказу N 316 утвержден перечень земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, созданной на территориях Зеленчукского и Урупского муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в управление и распоряжение АО "УК Архыз" (далее - Перечень).
В соответствии с утвержденным Перечнем земельный участок с кадастровым номером 09:06:0021401:2308, расположенный по адресу: Российская Федерация, Карачаево-Черкесская Республика, р-н Зеленчукский, Архызское сельское поселение, урочище Лунная поляна, находится под номером 210.
Из изложенного следует, что управление и распоряжение земельным участком с кадастровым номером 09:06:0021401:2308, расположенным по адресу: Российская Федерация, Карачаево-Черкесская Республика, р-н Зеленчукский, Архызское сельское поселение, урочище Лунная поляна, осуществляет АО "УК Архыз".
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правильно заключил о том, что согласование с АО "УК Архыз" выдачи разрешения на строительство объекта N 4 - Апарт-отель 3 звезды с рестораном, является обязательным.
Из материалов дела следует, что заявитель является резидентом туристско-рекреационной особой экономической зоны (ОЭЗ) и добровольно принял на себя обязательство осуществлять свою деятельность с учетом действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере (ОЭЗ), соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности в особой экономической зоне, договора аренды земельного участка, входящего в границы ОЭЗ.
Между ООО "Архыз 1700", Министерством экономического развития Российской Федерации и акционерным обществом "Кавказ.РФ" 18.12.2020 заключено Соглашение N С210-СГ/Д36 об осуществлении туристско-рекреационной деятельности в особой экономической зоне, созданной на территориях Зеленчукского и Урупского муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики (в редакции дополнительного соглашения от 03.06.2022 N С-124- СН/Д37).
Предметом Соглашения N С-210-СГ/Д36 от 18.12.2020 является ведение обществом туристско-рекреационной деятельности в ОЭЗ в соответствии с бизнес-планом и планом-графиком реализации бизнес-плана.
Пунктом 2.5.9 Соглашения N С-210-СГ/Д36 от 18.12.2020 установлена обязанность резидента, осуществлять строительство объектов капитального строительства в порядке, на условиях и в сроки, предусмотренные бизнес-планом, проектной документацией, а также планом-графиком реализации бизнес-плана.
Бизнес-планом предусмотрено строительство следующих объектов: гостиница 5* на 50 номеров; гостиница 4* на 100 номеров; гостиница 3* на 123 номеров; апартаменты N * на 220 номеров, многофункциональный центр.
Обществу для осуществления туристско-рекреационной деятельности предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 09:06:0021401:2308. Пунктом 1.1 договора аренды от 09.06.2021 N Д-ДЗиО-21-019 установлено, что земельный участок предоставлен обществу для осуществления туристско-рекреационной деятельности на основании Соглашения N С-210-СГ/Д36 от 18.12.2020.
В соответствии с пунктами 2.5.8, 2.5.15 Соглашения N С-210-СГ/Д36 от 18.12.2020 резидент обязан согласовывать с управляющей компанией принимаемые в проектах архитектурные и эскизные решения объектов капитального строительства, а также представлять управляющей компании проектную документацию.
Резидент представил в АО "УК Архыз", скорректированную проектную документацию, предусматривающую строительство гостиницы 3* на 159 номеров, Апарт-отеля на 348 номеров и гостиничного комплекса с общежитием для персонала на 102 номеров.
АО "УК Архыз" выявлены следующие расхождения технико-экономических показателей, предусмотренных Соглашением и проектной документации резидента. общество, нарушив Соглашение N С-210-СГ/Д36 от 18.12.2020, произвольно изменило количество планируемых к строительству объектов, увеличило количество номеров в объекте капитального строительства "Апарт-отель".
АО "УК Архыз" письмами от 22.08.2023 N 485, от 13.09.2023 N 569 отказало обществу в согласовании указанного проекта ввиду его несоответствия технико-экономическим показателям, указанным в Соглашении и приложениях к нему (бизнес-плане и плане-графике), заявителю было предложено откорректировать проектную документацию и направить ее в адрес АО "УК Архыз" на согласование.
Проигнорировав предложение откорректировать проектную документацию, заявитель обратился в министерство с заявлением о выдаче разрешения на строительство.
При подаче заявления о выдаче разрешения на строительство лицо, являющееся резидентом ОЭЗ, должно представить в уполномоченный орган проектную документацию, согласованную с органами, указанными в Законе N 116-ФЗ.
Вместе с тем, общество не выполнило условия Соглашения от 18.12.2020 N С-210-СГ/Д36, не представило в уполномоченный орган проектную документацию, согласованную с органами, указанными в Законе N 116-ФЗ.
Данные обстоятельства являются достаточным основанием для вывода о наличии у органа местного самоуправления законных оснований в отказе обществу в выдаче разрешения на строительства и о законности оспоренного отказа N 5652 от 05.10.2023.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Доводы заявителя о том, что министерством в оспариваемом отказе, не конкретизированы наименования отсутствующих документов, а также о том, что отказ не соответствует требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушает права заявителя на получения разрешения на строительство были предметом исследования суда первой инстанции. С выводами суда первой инстанции по результатам рассмотрения указанных доводов, судебная коллегия согласна.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что доводы жалобы дублируют доводы, приведенные в суде первой инстанции, в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции. Оснований для иной оценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 05.02.2024 по делу N А25-3587/2023 является законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а поэтому апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 05.02.2024 по делу N А25-3587/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Архыз 1700", с. Архыз (ОГРН 1200900003864, ИНН 0912006521) из средств федерального бюджета, уплаченную государственную пошлину по платежному поручению N 34 от 28.02.2024 в размере 1 500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Егорченко |
Судьи |
Е.Г. Сомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-3587/2023
Истец: АО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ АРХЫЗ", ООО "АРХЫЗ 1700"
Ответчик: Министерства строительства и ЖКХ КЧР