г. Москва |
|
14 апреля 2022 г. |
Дело N А40-146925/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: Марковой Т.Т., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола помощником судьи Бахтияровым Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Московская
областная энергосетевая компания" на решение Арбитражного суда г. Москвы от
09.12.2021 по делу N А40-146925/21,
по заявлению АО "Московская областная энергосетевая компания"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Московской области
третье лицо: Правдюков С.М.
о признании незаконными представление и постановление,
в присутствии:
от заявителя: Вербенко Ю.С. по доверенности от 16.03.2022;
от заинтересованного лица: Стецюк А.Е. по доверенности от 26.11.2021;
от третьего лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Московская областная энергосетевая компания" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Московской области о признании незаконным и отмене постановления от 29.06.2021 N 050/04/9.21-1002/2021, представления от 29.06.2021 N 050/04/9.21-1002/2021.
Решением от 09.12.2021 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с решением суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы жалобы, представитель ответчика поддержал оспариваемый судебный акт.
Третье лицо явку представителя в судебное заседание не обеспечило, извещено надлежащим образом.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как усматривается из материалов дела, основанием для обращения Общества в арбитражный суд послужили постановление УФАС по Московской области от 29.06.2021 N 050/04/9.21-1002/2021, а также представление от 29.06.2021 N 050/04/9.21-1002/2021.
Указанным постановлением Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Обществу выдано представление от 29.06.2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме на основании части 7 статьи 210 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами административного органа.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, ответчиком также соблюден.
Диспозицией ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ является нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Как следует из материалов дела, в Управление обратилась Правдюкова С.М. с жалобой на нарушение АО "Мособлэнерго" Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения).
По результатам рассмотрения указанного заявления Московским областным У ФАС России в отношении АО "Мособлэнерго" было возбуждено дело N 050/04/9.21-1002/2021 по признакам нарушения Правил технологического присоединения, выразившегося в уклонении от переоформления документов о технологическом присоединении энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Московская область, Раменский район, с/п Новохаритоново, СНТ "Хуторок", уч. 326.
АО "Мособлэнерго" является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утвержденного распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области (Протокол N 12 ВР-1258 от 17.11.2014).
В соответствии с пунктом 2.3 Устава Общества основным видом деятельности АО "Мособлэнерго" является оказание услуг по передаче и распределению электрической энергии, а также оказание услуг по присоединению к электрическим сетям.
Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединений энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, являются сетевыми организациями.
Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2019 N 456-Р для АО "Мособлэнерго" установлен и введен в действие единый (котловой) тариф на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Московской области на 2020 год.
АО "Мособлэнерго" является электросетевой организацией, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергий с использованием объектов электросетевого хозяйства, а также деятельность по технологическому присоединению в границах балансовой принадлежности электрических сетей и иного электросетевого хозяйства.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Таким образом, АО "Мособлэнерго", осуществляя деятельность по передаче электрической энергии и технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям АО "Мособлэнерго", является субъектом естественной монополии.
17.12.2020 Правдюков С.М. обратился в АО "Мособлэнерго" с заявлением на переоформление документов о технологическом присоединении энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Московская область, Раменский район, с/п Новохаритоново, СНТ "Хуторок", уч. 326, к электрическим сетям (заявка от 17.12.2020 N 2468).
К указанному заявлению на переоформление документов о технологическом присоединении заявителем приложены документы, которые, по его мнению, могут косвенно свидетельствовать о наличии технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Московская область, Раменский район, с/п Новохаритоново, СНТ "Хуторок", уч. 326, к электрическим сетям сетевой организации, опосредованно через электрические сети СНТ "Хуторок".
Процедура переоформления документов о технологическом присоединении регламентирована разделом VIII Правил технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 62 Правил технологического присоединения, к заявлению о переоформлении документов прилагаются следующие документы:
а) копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таком объекте капитального строительства) и (или) земельный участок, на котором расположены объекты лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства (в случае если энергопринимающие устройства лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, расположены в нежилых помещениях многоквартирных домов или иных объектах капитального строительства, лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов, представляет в сетевую организацию копию документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на нежилое помещение в таком многоквартирном доме или ином объекте капитального строительства);
б) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, в случае если заявление о переоформлении документов подается в сетевую организацию представителем заявителя;
в) копия технических условий, в том числе оформленных на предыдущего собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств (при наличии);
г) копии акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акта об осуществлении технологического присоединения, в том числе оформленных на предыдущего собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств (при наличии);
д) копии разделов проектной документации, предусматривающих технические решения, обеспечивающие выполнение технических условий, в том числе решения по схеме внешнего электроснабжения, релейной защите и автоматике, телемеханике и связи (прилагаются при отсутствии технических условий или отсутствии в них и имеющихся документах о технологическом присоединении информации о максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств, если при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации являлась обязательной);
е) копии иных документов, подтверждающих факт технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям (в том числе оформленных на предыдущего собственника энергопринимающих устройств) в случае отсутствия документов, предусмотренных подпунктом "г" настоящего пункта.
При этом, в соответствии с пунктом 72 Правил технологического присоединения, при отсутствии у лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, и сетевой организации документов, предусмотренных подпунктами "в", "г" и "е" пункта 62 Правил технологического присоединения, а технические условия в соответствии с Правилами технологического присоединения не подлежат (не подлежали) согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления, сетевая организация проводит с участием заявителя осмотр энергопринимающих устройств лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, с целью определения фактической схемы присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации и по его итогам подготавливает и направляет лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, технические условия и акт об осуществлении технологического присоединения в течение 15 дней со дня получения заявления о переоформлении документов.
В соответствии с пунктом 73 Правил технологического присоединения, в случаях, предусмотренных пунктами 71 и 72 Правил технологического присоединения, сетевая организация подготавливает и выдает лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, согласованные с субъектом оперативно-диспетчерского управления (в случаях если технические условия в соответствии с настоящими Правилами подлежат согласованию с субъектом оперативно-диспетчерского управления) технические условия на основании документов, указанных в подпунктах "г" или "е" пункта 62 Правил технологического присоединения, а при их отсутствии - на основании фактической схемы электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя.
В целях определения фактической схемы электроснабжения сетевая организация с участием заявителя осуществляет осмотр ранее присоединенных энергопринимающих устройств, по результатам которого сетевой организацией и заявителем составляется и подписывается акт о выполнении технических условий по форме согласно приложению N 15, включающий однолинейную схему электрических сетей внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств.
На основании изложенного, АО "Мособлэнерго" надлежало не позднее 11.01.2021 провести с участием Правдюкова С.М. осмотр энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Московская область, Раменский район, с/п Новохаритоново, СНТ "Хуторок", уч. 326, с целью определения фактической схемы присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (в том числе опосредованно через электросетевое хозяйство третьих лиц) и по его итогам (в случае определения фактической схемы присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям) подготовить и направить лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, технические условия и акт об осуществлении технологического присоединения.
Документы, подтверждающие проведение АО "Мособлэнерго" осмотра энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Московская область, Раменский район, с/п Новохаритоново, СНТ "Хуторок", уч. 326, а также направление в адрес Правдюкова С.М. переоформленных документов о технологическом присоединении в материалы административного дела не представлены.
Вместе с тем, письмом от 09.02.2021 N 662 АО "Мособлэнерго" проинформировало Правдюкова С.М. о том, что в целях переоформления документов о технологическом присоединении энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Московская область, Раменский район, с/п Новохаритоново, СНТ "Хуторок", уч. 326, заявление на переоформление документов о технологическом присоединении в сетевую организацию необходимо подавать СНТ "Хуторок".
Таким образом, АО "Мособлэнерго" нарушена процедура рассмотрения заявления Правдюкова С.М. на переоформление документов о технологическом присоединении, энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Московская область, Раменский район, с/п Новохаритоново, СНТ "Хуторок", уч. 326, установленная разделом VIII Правил технологического присоединения.
Проигнорировав процедуру рассмотрения заявления Правдюкова С.М. на переоформление документов о технологическом присоединении энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Московская область, Раменский район, с/п Новохаритоново, СНТ "Хуторок", уч. 326, установленную разделом VIII Правил технологического присоединения, АО "Мособлэнерго" нарушило Правила технологического присоединения.
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
В силу частей 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами.
В данном случае факт совершения заявителем вмененного административного правонарушения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает установленным и подтвержденным материалами дела об административном правонарушении факт совершения заявителем вмененного административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
В силу частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Заявитель не представил доказательств, подтверждающих принятие им всех возможных и необходимых мер для соблюдения требований действующего законодательства.
Доказательств невозможности соблюдения указанных требований в материалы дела также не представлено.
Собранные по настоящему делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи позволяют сделать вывод о наличии вины заявителя в совершении вмененного ему административного правонарушения.
При таких обстоятельствах является правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований о признании незаконными и отмене постановления по делу об административном правонарушении и представления.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку они не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09.12.2021 по делу N А40-146925/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-146925/2021
Истец: АО "МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ЭНЕРГОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Правдюков С. М.