г. Чита |
|
14 апреля 2022 г. |
дело N А10-1874/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.04.2022.
Полный текст постановления изготовлен 14.04.2022.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скажутиной Е.Н,
судей Венедиктовой Е.А., Каминского В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Новиковой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Общедомовые инженерные системы" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 февраля 2022 года по делу N А10-1874/2021 по иску общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Общедомовые инженерные системы" (ОГРН 1190327014899, ИНН 0317318280) к Администрации муниципального образования "Город Северобайкальск" (ОГРН 1020300796196, ИНН 0322002732), муниципальному казенному учреждению "Комитет по управлению городским хозяйством администрации муниципального образования "Город Северобайкальск" (ОГРН 1080317000830 ИНН 0317009348) об обязании установить почтовые шкафы в многоквартирных домах в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу,
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Общедомовые инженерные системы" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования "Город Северобайкальск" об обязании установить почтовые шкафы в многоквартирных домах в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу (с учетом уточнений).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Регионстрой", акционерное общество "Регионстрой", МКУ "Комитет по управлению городским хозяйством администрации муниципального образования "Город Северобайкальск".
Определением от 30 сентября 2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено МКУ "Комитет по управлению городским хозяйством администрации муниципального образования "Город Северобайкальск".
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 февраля 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец, не согласившись с указанным решением, обжаловал его в апелляционном порядке. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что судом неправильно применены нормы материального права, выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела и противоречат нормам Федерального закона от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ "О почтовой связи". Полагает, что МКУ "Комитет по управлению городским хозяйством администрации МО "город Северобайкальск" (заказчик) в силу закона обязан был предусмотреть необходимость установки почтовых шкафов в многоквартирных домах и включить расходы на установку этих шкафов в смету строительства многоквартирных домов.. Администрация МО "город Северобайкальск", решая вопросы местного значения по созданию условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, не должна была принимать многоквартирные дома в эксплуатацию без почтовых шкафов. Просит решение суда отменить.
Письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Истец и ответчики, третье лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителей не направили.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО Управляющая компания "Общедомовые инженерные системы" имеет статус управляющей компании по управлению жилищным фондом в г. Северобайкальск, в который входят, в том числе, многоквартирные дома, построенные в соответствии с Республиканской адресной программой "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в Республике Бурятия в 2013-2017 годах".
Как указал истец, по указанной программе были построены следующие многоквартирные дома, расположенные в г.Северобайкальск, которые находятся в управлении истца (протоколы внеочередных собраний собственников, распоряжения Администрации МО "Город Северобайкальск" о передаче многоквартирных домов в управление истцу): ул. Автомобилистов, д. N N 1,3,5,7,9,11, ул.Космонавтов, д. N N 3,5, ул.Ленина, д. N N 10,13,15,17,18,19,20,22,24,26, ул.Ленинградская, д. N N 12,17, ул.Мира, д. NN 1а,3,5,7,9,11,18,20,21,22,23,24,26,28,30, пр.Ленинградский, д. NN27,29, ул.Спортивная, д. NN1,5, ул.Труда, д. NN14,16,18,20,22,24,26,28,30,32, пр.60 лет СССР, д. NN41,44, ул.Богача, д. NN2,4,6. Всего 54 дома.
Указанные дома построены на основании муниципальных контрактов, которые были заключены между МКУ "Комитет по управлению городским хозяйством администрации муниципального образования "Город Северобайкальск" (заказчик), ООО Регион Строй", АО "Регионстрой" (подрядчики).
Разрешения на ввод в эксплуатацию указанных домов выданы в 2016 году Администрацией муниципального образования "город Северобайкальск" (представлены истцом с иском через систему "Мой арбитр".
Истец полагает, что неправомерные действия администрации МО "город Северобайкальск" при приемке от застройщика и вводе в эксплуатацию 54 многоквартирных домов без почтовых шкафов, неправомерные действия заказчика Комитета по управлению городским хозяйством администрации муниципального образования "Город Северобайкальск", который обязан был предусмотреть при строительстве наличие почтовых шкафов, препятствуют деятельности истца, как управляющей компании, которая в силу закона и договоров управления несет обязанность по предоставлению потребителям квитанций в бумажном виде.
По мнению истца, деятельность управляющей компании должна соответствовать требованиям Федерального закона от 27.07.2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", согласно которому операторы или иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. Соблюдать указанные требования невозможно в отсутствии почтовых шкафов в многоквартирных домах. В то же время, нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) влечет административное наказание по ст. 13.11 КоАП РФ. Отсутствие почтовых шкафов в 54 многоквартирных домах, находящихся в управлении истца, нарушает права и законные интересы управляющей компании.
На предложение управляющей компании, направленного в претензии от 16.02.2021 года за исх. N 162 в адрес Администрации МО "город Северобайкальск" об установлении почтовых ящиков в указанных выше многоквартирных домах ответа не последовало, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
На основании части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу пункта 1.1 названной статьи Кодекса надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Пункт 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет содержание обязанностей управляющей организации как комплекс услуг и работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома, оказание коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в доме, осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления домом.
Правительство Российской Федерации во исполнение полномочий, возложенных на него ч. 3 ст. 39 и ч. 1.2 ст. 161 ЖК РФ, постановлением от 13 августа 2006 г. N 491 утвердило Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
Согласно пункту 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Во исполнение пункта 3 Правил N 491 в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания и пользования общим имуществом многоквартирного дома, а также обеспечения контроля за состоянием указанного имущества, приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 01.06.2007 N 45 утверждено Положение N 45.
Подраздел 3.15 "Рекомендации по содержанию и ремонту иных объектов общего имущества в многоквартирном доме", являющийся приложением к Положению N 45, содержит рекомендации по содержанию и ремонту абонентских почтовых шкафов.
Согласно статье 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее по тексту - Закон N 176-ФЗ) под абонентским почтовым шкафом понимается специальный шкаф с запирающимися ячейками, устанавливаемый в жилых домах, а также на доставочных участках, предназначенный для получения адресатами почтовых отправлений.
Абонентские почтовые шкафы устанавливаются строительными организациями на первых этажах многоэтажных жилых домов. Расходы на приобретение и установку абонентских почтовых шкафов включаются в смету строительства этих домов. Обслуживание, ремонт и замена абонентских почтовых шкафов возлагаются на собственников жилых домов или жилищно-эксплуатационные организации, которые обеспечивают сохранность жилых домов и надлежащее их использование, и осуществляются за счет собственников жилых домов (статья 31 Закона N 176-ФЗ).
Таким образом, в целях обеспечения собственникам жилых помещений возможности получения почтовых отправлений в многоквартирном доме должны быть установлены абонентские почтовые шкафы, которые являются общим имуществом многоквартирного дома, в связи с чем, такое имущество подлежит содержанию управляющей организацией в надлежащем техническом состоянии, обеспечивающем выполнение им основного назначения. В отсутствие в многоквартирном доме абонентского почтового шкафа, он подлежит восстановлению управляющей организацией за счет собственников жилых домов.
Абонентские почтовые шкафы, которые устанавливаются в многоквартирном доме и предназначены для получения адресатами почтовых отправлений, относятся к общему имуществу многоквартирного дома как иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
При изложенных обстоятельствах и правовом регулировании, с учётом того обстоятельства, что строительство домов осуществлялось третьими лицами, незаконность бездействия ответчиков, в т.ч. по приемке в эксплуатацию многоквартирных жилых домов без установленных почтовых абонентских ящиков, не установлена, суд первой инстанции, пришел к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворении заявленных требований, поскольку возложение обязанности на Администрацию и Комитет по устройству абонентских почтовых шкафов необоснованно.
В апелляционной жалобе заявителем не приведено убедительных доводов относительно обоснованности исковых требований.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для иной оценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, в связи с чем, апелляционная жалоба, по изложенным в ней доводам, удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 февраля 2022 года по делу N А10-1874/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия путем подачи жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Скажутина |
Судьи |
Е.А. Венедиктова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-1874/2021
Истец: Общество со граниченной ответственностью Управляющая компания ОДИС
Ответчик: Администрация муниципального образования город Северобайкальск
Третье лицо: АО РЕГИОНСТРОЙ