г. Хабаровск |
|
15 апреля 2022 г. |
А73-20491/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайленко Т.Н.
от общества с ограниченной ответственностью "Комбинат общественного питания": представитель не явился;
от главного управления регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комбинат общественного питания"
на решение от 28.02.2022
по делу N А73-20491/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Комбинат общественного питания"
к главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Комбинат общественного питания" (ОГРН 1122703008670, ИНН 2703068609) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления главного управления регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края (далее - управление) от 17.12.2021 N 05.1-12-366/2021 о назначении административного наказания по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа 150 000 руб.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 28.02.2022 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 28.02.2022 по делу N А73-20491/2021 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Общество и управление имели достаточно времени для представления в апелляционный суд доказательства, подтверждающие свои требования, а также письменные пояснения в обоснование своих доводов. Арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по имеющимся в нем доказательствам.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27. 07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
Согласно статье 3 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Под оборотом понимается закупка, (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение, перевозка и розничная продажа (статья 2 Закона N 171-ФЗ).
Статьей 10.2 Закона N 171-ФЗ установлено, что оборот алкогольной продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, в том числе товарно-транспортной накладной и справки, прилагаемой к ТТН.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие оборот алкогольной продукции обязаны осуществлять учет объема их оборота.
Учет объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется посредством внесения в Единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) соответствующей информации (пункт 2 статьи 14 Закона N 171-ФЗ).
Учет объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 Закона N 171-ФЗ.
Согласно абзацу 17 пункта 2 статьи 8 Закона N 171-ФЗ программно-аппаратные средства организаций, использующих оборудование для учета объема оборота этилового спирта, спиртосодержащей продукции, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, должны обеспечивать приемки передачу информации об обороте такой продукции.
В соответствии с абзацем 21 пункта 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается оборот алкогольной продукции без фиксации и передачи информации об объеме такого оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.
На основании п. п. 3 п. 4 требований к оснащению программно-аппаратных средств организаций, программными средствами единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2466, при передаче в единую информационную систему информации с использованием программных средств единой информационной системы организациями, сельскохозяйственными товаропроизводителями, программно-аппаратные средства должны располагаться по месту нахождения каждого обособленного подразделения (по месту да осуществления деятельности) организации.
Согласно пункту 11.2 приказа Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 N 397 "Об утверждении форм, порядка заполнения, форматов и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - приказ N 397) заявка о фиксации в ЕГАИС информации о принятии, отказе или принятии с расхождениями продукции при поставке (в том числе возврате), внутреннем перемещении этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции предоставляется в ЕГАИС в течение рабочего дня в котором осуществлена приемка, отказ в приемке, приемка с расхождениями товара на основании сопроводительных документов (в редакции приказа Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 действовавшей до 01.09.2021).
Управлением проведена проверка деятельности общества по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции.
В ходе проверки, по информации, представленной межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу от 02.08.2021 N у7-7892/05, было установлено, что общество совершило закупку алкогольной продукции у ООО "Купол" и не подтвердило закупку алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС, в нарушении требований, установленных статьями 8, 26 Закона N 171-ФЗ, что повлекло нарушение порядка государственного учета алкогольной продукции.
Определением от 06.09.2021 366/2021 в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении, назначено административное расследование.
В ходе мониторинга сведений, содержащихся в отчете об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 10.06.2021 (далее - отчет) было установлено, что обществом осуществлен закуп алкогольной продукции в объеме 3,96 декалитр (дал) от ООО "Купол" по товарно-транспортной накладной (далее - ТТН) от 10.06.2021, заявка о принятии либо об отказе в принятии указанной алкогольной продукции в ЕГАИС отправлена 10.06.2021, но не подтверждена, о чем свидетельствует отметка "проведена" в отчете.
Согласно пункту 11.2 приказа N 397 заявка о фиксации в ЕГАИС информации о принятии, отказе или принятии с расхождениями продукции при поставке (в том числе возврате), внутреннем перемещении этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции предоставляется в ЕГАИС в течение рабочего дня в котором осуществлена приемка, отказ в приемке, приемка с расхождениями товара на основании сопроводительных документов (в редакции приказа Росалкогольрегулирования от 17.12.2020, действовавшей до 01.09.2021).
Согласно представленной обществом копии ТТН от 10.06.2021 алкогольная продукция фактически была отгружена ООО "Купол" и принята 10.06.2021 ООО "КОП".
Обществом были представлены пояснения, согласно которым алкогольная продукция по ТТН от 10.06.2021 подучена организацией 10.06.2021, но по неосторожности ответственного лица не была подтверждена в ЕГАИС вовремя. ТТН в ЕГАИС была подтверждена 14.09.2021, обязано было зафиксировать в ЕГАИС информацию о приеме алкогольной продукции не позднее 10.06.2021.
Управлением сделан вывод, что общество нарушило порядок учета алкогольной и спиртосодержащей продукции при ее обороте, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ.
Должностным лицом управления в отношении общества был составлен протокол об административном правонарушении от 22.10.2021 по статье 14.19 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии представителя общества.
Определением от 03.12.2021 общество было извещено о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении на 17.12.2021. Определение получено обществом 06.12.2021.
И. о. заместителя руководителя управления по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление от 17.12.2021 о назначении обществу административного наказания по статье 14.19 КоАП РФ в виде штрафа 150 000 руб.
Согласно статье 14.19 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
О незаконности постановления общество обратилось в арбитражный суд, который правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Довод жалобы общества на тяжелое финансовое положение отклоняется, поскольку данные обстоятельства сами по себе не являются безусловным основанием для снижения административного штрафа. Доказательств тяжелого материального положения обществом не представлено. Согласно представленному в дело бухгалтерскому балансу на 31.12.2021 общество имеет активы на сумму 31 356 000 руб.
Поскольку законодательством предоставлено право судье в соответствии со статьей 71 АПК РФ в каждом конкретном случае определять признаки малозначительности правонарушения применительно ко всем обстоятельствам дела, то апелляционный суд, руководствуясь пунктами 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", исходя из характера допущенного нарушения, отсутствия исключительных обстоятельств, не усматривает оснований для вывода о малозначительности совершенного правонарушения.
Судом установлено, что общество не относится к субъектам малого предпринимательства, что подтверждается сведениями, размещенными в Едином реестре субъектов малого или среднего предпринимательства, что исключает возможность применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Отклоняются доводы жалобы о том, что нарушение в учете алкогольной и спиртосодержащей продукции в системе ЕГАИС допущено в отношении 120 шт. пивного напитка, что от общего объема поставок за 2021 год составляет 26,96%, и указанный процент свидетельствует о незначительной доле поставки товара; допущенное нарушение в силу технической ошибки в учете продукции в системе ЕГАИС фактически не повлекло вреда. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае состоит не в наступлении негативных последствий, а в пренебрежительном отношении участника рынка алкогольной продукции к исполнению своих публичных обязанностей. Оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции находится под особым государственным контролем, а совершенное обществом административное правонарушение нарушает установленный государством порядок.
Состав правонарушения подтверждается материалами дела. У общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств иного в материалы дела не представлено.
Нарушений управления порядка и срока привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено. Административное наказание назначено правонарушителю с учетом правил, установленных КоАП РФ по низшему пределу предусмотренной санкции. Штраф соответствует размеру санкции статьи 14.19 КоАП РФ, что отвечает критериям справедливости и соразмерности наказания.
Судом первой инстанции исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка. Выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем, уплаченная при подаче апелляционной жалобы пошлина, подлежит возврату в полном объеме.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 28.02.2022 по делу N А73-20491/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Комбинат общественного питания" (ОГРН 1122703008670, ИНН 2703068609) ошибочно уплаченную государственную пошлину по платежному поручению от 05.03.2022 N 422 в сумме 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-20491/2021
Истец: ООО "Комбинат общественного питания"
Ответчик: Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края