г. Москва |
|
14 апреля 2022 г. |
Дело N А41-6246/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Марченковой Н.В., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Терликовой Д.А.,
при участии в заседании:
от Ассоциации по управлению земельными участками "Антэя": Ахтырская Н.В., представитель по доверенности от 09.03.2022;
от Комитета лесного хозяйства Московской области: не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Ассоциации по управлению земельными участками "Антэя" на решение Арбитражного суда Московской области от 30 декабря 2021 года по делу N А41-6246/21 по иску Комитета лесного хозяйства Московской области к Ассоциации по управлению земельными участками "Антэя" об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением, с учетом принятых судом уточнений, к Ассоциации по управлению земельными участками "Антэя" об обязании привести лесной участок, переданный по договору аренды лесного участка от 22.12.2014 N 50-0416-05-12-08 в состояние, соответствующее проекту освоения лесов, утвержденному приказом Комитета лесного хозяйства Московской области от 08.02.2016 N N 27П-105, и изменений, вносимых в проект освоения лесов, утвержденных приказами Комитета лесного хозяйства Московской области от 08.04.2019 N 29П-787 и от 09.09.2021 N 28п-2015, путем демонтажа (сноса) объектов:
- забор (ограждение) длиной 466 м;
- контейнер железный размером 5 м х 2,6 м;
- сооружение (ангар) железный материал: профлист размером 12 м х 8 м;
- сооружение (ангар) железный материал: профлист с односкатной крышей размером 12 м х 6 м;
- сооружение (ангар) железный материал: профлист с железными (коваными) воротами размером 7 м х 12 м;
- деревянную пристройку размером 6 м х 3 м;
- сооружение (ангар) деревянный, двойные ворота, сайдинг размером 8 м х 8 м;
- сооружение (сарай) деревянный размером 6 м х 10 м;
- сооружение (охранная будка) двухэтажная, деревянная вагонка размером 6 м х 8 м;
- сооружение (ангар) с воротами размером 10 м х 14 м;
- металлическую решетку размером 2 м х 2 м;
- сооружение (ангар с навесом) деревянный размером 10 м х 15 м;
- бытовку 3 м х 5 м;
- 4 (четыре) сооружения (ангара) деревянных общей площадью 0,0288 га (размер каждого 6 м х 12-м);
- строение двухэтажное, сайдинг размером 6 м х 12 м;
- 2 (две) бытовки железных на площади 0,0030 га (размер каждой 2,6 м х 5,6 м);
- 4 (четыре) бытовки деревянных на площади 0,005824 га (размер каждой 2,6 м х 5,6 м);
- 2 (два) ангара деревянных на площади 0,0240 га (размер каждого 10 м х 12 м га);
- кунга от автомобиля размером 2,6 м х 5,6 м;
- 3 (три) ангара деревянных на площади 0,216 га (размер каждого 6 м х 12 м);
- ангар деревянный размером 17 м х 6 м;
- ангар деревянный размером 16 х 6 м;
- ангар деревянный, обшит сайдингом размером 19 м х 6 м;
- ангар деревянный размером 6 м х 18 м;
- ангар деревянный размером 6 м х 18 м;
- забор (ограждение) размером 18 м х 20 м с расположением внутри бытовки, навеса и газгольдера;
- забор (ограждение) размером 22,5 м х 24 м с расположением внутри навеса и дизельгенератора;
- административное здание размером 8 м на 15 м (далее - спорные объекты).
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 декабря 2021 года по делу N А41-6246/21 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Ассоциация по управлению земельными участками "Антэя" обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Ответчик направил в судебное заседание своего представителя, который поддержал доводы апелляционной жалобы.
Истец своего представителя в судебное заседание не направил.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемое решение подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 22.12.2014 между Комитетом лесного хозяйства Московской области (арендодатель) и Ассоциацией по управлению земельными участками "Антэя" (арендатор) заключен договор аренды N 50-0416-05-12-08, предметом которого является лесной участок площадью 1,52 га, по адресу: Московская область, Солнечногорский район, Клинское лесничество, Новинское участковое лесничество, квартал 51 выделы 1, 6, категория земель - земли лесного фонда, категория защитных лесов: леса, расположенные в 1 и 2 поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; вид разрешенного использования - строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов.
Согласно подпункту "б" пункта 3.1 договора арендодатель имеет право осуществлять осмотр арендованного лесного участка для оценки экологического состояния лесного участка, соблюдения арендатором выполнения условий договора аренды, проекта освоения лесов, правил заготовки древесины и т.д.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3.3 договора, арендатор имеет право осуществлять на лесном участке создание лесной инфраструктуры, лесоперерабатывающей инфраструктуры, использование водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в соответствии со статьей 21 ЛК РФ, проектом освоения лесов, имеющим положительное заключение государственной экспертизы и лесной декларацией.
В силу подпункта "а" пункта 3.4 договора, арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим договором, проектом освоения лесов, имеющего положительное заключение государственной экспертизы. Соблюдать правила ухода за лесами, правил санитарной безопасности, и т.д.
Арендатор не вправе препятствовать доступу граждан на арендованный участок, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 11 ЛК РФ, ограничение доступа граждан должно быть согласовано с арендодателем. Арендованный лесной участок не может быть огорожен, за исключением случаев, предусмотренных ЛК РФ. Арендатор не вправе препятствовать доступу на лесной участок и работам, выполняемым представителями арендодателя.
Приказом Комитета лесного хозяйства Московской области от 08.02.2016 N 27П-105 утверждено положительное заключение государственной экспертизы на проект освоения лесов.
Приказами Комитета лесного хозяйства Московской области от 08.04.2019 N 29П-787 и от 09.09.2021 N 28п-2015 утверждены положительные заключения государственной экспертизы изменений, вносимых в проект освоения лесов.
17.12.2020 в ходе патрулирования должностными лицами Клинского филиала ГКУ "Мособллес" установлено, что на лесном участке площадью 1,52 га, по адресу: Московская область, Солнечногорский район, Клинское лесничество, Новинское участковое лесничество, квартал 51 выделы 1, 6, размещены спорные объекты.
Претензией, направленной в адрес ответчика 18.12.2020, Комитет сообщил ассоциации "Антэя" о необходимости приведения арендованного по спорному договору лесного участка в состояние, соответствующее проекту освоения лесов, утвержденному приказом комитета от 08.02.2016 N 27П-105 и изменений, вносимых в проект освоения лесов, утвержденных приказом комитета от 08.04.2019 N 29П-787, путем демонтажа объектов.
Указывая, что возведение данных объектов противоречит проекту освоения лесов, требования претензии не исполнены ответчиком в добровольном порядке, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции указал, что Ассоциация "Антэя" не представила доказательств соответствия возведенных объектов проекту освоения лесов.
Между тем, суд первой инстанции не учел следующее.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ввод в эксплуатацию и вывод из эксплуатации объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются при использовании лесов в целях строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения территорий морских и речных портов, строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений.
Право арендатора осуществлять на лесном участке создание лесной инфраструктуры (лесные дороги, лесные склады и иные объекты лесной инфраструктуры), лесоперерабатывающей инфраструктуры, использование водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры предусмотрено статьей 21 ЛК РФ, проектом освоения лесов, имеющим положительное заключение государственной экспертизы и лесной декларацией и пп. б п. 3.3. Договора аренды.
В соответствие с частью 1 статьи 21.1 ЛК РФ (введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 301-ФЗ и действовала на момент рассмотрения спора судом первой инстанции) возведение и эксплуатация некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются в случаях использования лесов в целях, предусмотренных частью 1 статьи 21 настоящего Кодекса, а также в иных случаях, предусмотренных ЛК РФ.
Распоряжением Правительства Российской Федерации N 849-р от 27,05.2013 утвержден перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов. Согласно п. "а", п. "б" ч. 3 этого Распоряжения допускается, в числе прочих, возведение следующих строений:
- объекты системы охраны гидротехнического сооружения;
- специальные информационные знаки, устанавливающие границы водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов;- предупреждающие знаки для обозначения границ охранных зон гидроэнергетических объектов;
- линия электропередачи воздушная, кабельная всех классов напряжения;
- линия связи;
- объекты системы управления гидротехническим сооружением;
- насосная станция;
- сооружение оградительное и др.
В соответствии с пп. "в" п. I Распоряжения Правительства РФ от 17.07.2012 N 1283-р в перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, относящихся к категории лесов, расположенных в водоохранных зонах, и на особо защитных участках лесов, за исключением заповедных лесных участков, включены: лесная дорога; лесной проезд; квартальная просека; мост пешеходный; площадка для разворота пожарной техники; пожарный наблюдательный пункт (вышка, мачта, павильон); пожарный водоем (в том числе подземный резервуар и водохранилище); противопожарный разрыв; посадочная площадка для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; пожарная скважина; устройство отбора воды на пожарные нужды; щит и навес для размещения противопожарного инвентаря; система для осушения лесных площадей (дамбы, перепускные сооружения, шлюзы, устройства регулирования уровня вод); сооружение противоэрозионное, гидротехническое и противоселевое; сооружение противооползневое; навес; обустроенное место для разведения костра и отдыха; лесохозяйственный, лесоустроительный знак, информационный щит, аншлаг.
В приложении N 6 к Договору аренды указаны объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке.
Кроме того, арендатор вправе возводить на арендуемом лесном участке временные постройки, сооружения, отделимые улучшения и другие объекты, которые после прекращения действия Договора аренды обязан за свой счет демонтировать и вывезти их.
Указанный объем и перечень мероприятий может быть изменен на основании проекта освоения лесов, прошедшего государственную экспертизу и получившего положительное заключение экспертной комиссии.
Приказом Комитета лесного хозяйства Московской области от 08.02.2016 N 27П-105 утверждено положительное заключение государственной экспертизы на проект освоения лесов.
Приказами Комитета лесного хозяйства Московской области от 08.04.2019 N 29П-787 и от 09.09.2021 N 28П-2015 утверждены положительные заключения государственной экспертизы изменений, вносимых в проект освоения лесов ответчика - был предусмотрен демонтаж существующих навесов N 1, N 2 (не являются предметом спора), а также размещение новых объектов лесной инфраструктуры. При этом под навесами понимаются временные легкосборные конструкции из дерева и металла, предназначенные для хранения различного хозяйственного инвентаря. Кроме того, предусмотрены реконструкция с увеличением площади существующих объектов, размещение новых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в том числе гидротехнические сооружения.
При этом, объекты системы охраны гидротехнического сооружения представляют собой деревянные сборно-разборные конструкции с элементами из металла, а также стекла; насосная станция представляет собой сборно-разборные конструкции из металла с элементами из дерева и необходимое оборудование.
Для обеспечения пожарной безопасности арендатор разместил: устройство противопожарных барьеров; уход за противопожарными барьерами; установка аншлага, запрещающего знака; устройство и содержание мест отдыха, разведения костров, стоянок автотранспорта; организация и содержание пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; мобильные средства пожаротушения: бортовой автомобиль повышенной проходимости или вездеход; пожарное оборудование: съемные цистерны или резиновые емкости для воды объемом 1000-1500 л.; пожарный инструмент; средства для индивидуальной защиты пожарных и граждан при пожаре; аптечки первой помощи; огнетушащие средства; бидоны или канистры для питьевой воды и др.
В целях создания лесной инфраструктуры на лесном участке размещены следующие объекты: аншлаг, щит и навес для размещения противопожарного инвентаря, обустроенное место разведения костра и отдыха, навес N 1, навес N 2.
В качестве размещение новых объектов лесной инфраструктуры размещены следующие объекты: навесы в количестве 29 штук и лесная дорога, система для осушения и обводнения лесных площадей, объект водоотведения, колодец шахтный (2 шт.), насосная станция, дамбы обвалованной земляной или каменной наброски, объектов системы охраны гидротехнического сооружения (7 шт.).
17.12.2020 в ходе патрулирования должностным лицом Клинского филиала ГКУ "Мособллес" установлено, что на арендованном лесном участке размещены спорные объекты. Объекты поименованы в Акте осмотра территории лесного участка произвольно, так как это увидел лесничий.
Объекты поименованные в Акте как "ангары" и объекты поименованные в Проекте освоения лесов, как "навесы", суд апелляционной инстанции расценивает как тождественные, поскольку и те и другие представляют собой легкосборные конструкции из дерева и металла (определение объектов данное в Проекте освоения лесов).
При этом, в Акте осмотра не выявлено наличие несогласованных объектов капитального строительства, в то время как возведение временных объектов на лесных участках, предоставленных для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения территорий морских и речных портов, строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений допускается статьей 21.1 ЛК РФ.
Статьей 88 ЛК РФ установлено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 ЛK РФ.
Одновременно с этим, ч.ч. 1, 2 ст. 26 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Как следует из материалов дела, лесные декларации ответчик за спорный период представлял и Комитет принимал указанные декларации без замечаний.
На основании вышеизложенного, апелляционным судом установлено, что спорные объекты о демонтаже которых заявлено истцом, находятся на лесном участке в соответствие с заключенным и действующим договором аренды лесного участка, в соответствии с утвержденным Проектом освоения лесов и дополнений к нему. Нарушений порядка размещения объектов на лесных участках, регламентированных законодательством, апелляционным судом не установлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Соответственно, обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 176, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 30 декабря 2021 года по делу N А41-6246/21 отменить.
В удовлетворении требований Комитета лесного хозяйства Московской области отказать.
Взыскать Комитета лесного хозяйства Московской области (ИНН 5024129468) в пользу Ассоциация по управлению земельными участками "Антэя" (ИНН 7715299751) в возмещении расходов по уплате государственной пошлины 3000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-6246/2021
Истец: КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АССОЦИАЦИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ "АНТЭЯ"