г. Владивосток |
|
15 апреля 2022 г. |
Дело N А59-2190/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 апреля 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Н. Номоконовой,
судей Д.А. Самофала, И.С. Чижикова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Манукян,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Выбор",
апелляционное производство N 05АП-1680/2022
на решение от 31.01.2022
судьи Г.Х. Пономаревой
по делу N А59-2190/2021 Арбитражного суда Сахалинской области
по иску (общества с ограниченной ответственностью "Ресурсоснабжающая организация "Универсал" (ОГРН 1166501059999, ИНН 6504017773)
к обществу с ограниченной ответственностью "Выбор" (ОГРН 1026500753608, ИНН 6503008173)
о взыскании 8 121 рублей 39 копеек платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения;
при участии: стороны не явились;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ресурсоснабжающая организация "Универсал" (далее - истец, ООО "РСО "Универсал") обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Выбор" (далее - ответчик, ООО "Выбор", апеллянт) 8 121 рублей 39 копеек платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Определением суда от 21.05.2021 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Определением от 19.07.2021 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением от 31.01.2022 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Выбор" обратилось с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает на отсутствие у него обязанности по предоставлению декларации о составе и свойствах сточных вод, поскольку среднесуточный объем сточных вод составляет менее 30 куб.м и на наличие мест отбора проб сточных вод и возможность беспрепятственного доступа представителей истца к месту отбора проб, которым последний не воспользовался. Настаивает на том, что поскольку у ответчика отсутствует обязанность подавать декларацию о составе и свойствах сточных вод, то и обязанность по проведению исследования сточных вод с привлечением аккредитованной лаборатории также отсутствует. Утверждает, что такая обязанность проводить отбор проб и исследование сточных вод "малых" абонентов законодательно возложена на организации водопроводно-канализационного хозяйства, которую истец в настоящем деле не исполнил и не доказал допущение ответчиком негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения.
В отзыве на апелляционную жалобу истец, указывая на то, что все доводы ответчика были предметом исследования в суде первой инстанции и обоснованно отклонены, ни одну из обязательств - либо оплата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения добровольно без отбора проб (в упрощенном порядке), - либо подготовка и направление декларации в установленном законом порядке при наличии технической возможности (т.е. мест отбора проб) ответчик не исполнил, в этой связи просит решение оставить без изменения.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 АПК РФ.
Из материалов дела коллегией апелляционного суда установлено, что 08.08.2017 между ООО "РСО "Универсал" (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ООО "Выбор" (абонент) заключен договор N 52 холодного водоснабжения и водоотведения, по условиям которого организация ВКХ, обязалась подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения: холодную (питьевую) воду. Абонент обязалсяя оплачивать холодную (питьевую) воду (далее - холодную воду) установленного качества в объеме, определенном настоящим договором. Также организация ВКХ обязалась осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязался соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов. Соблюдать в соответствии с договором режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета (пункт 1.1).
В соответствии с пунктом 2.1 договора датой начала подачи холодной воды и приема сточных вод является 01.01.2017.
В соответствии с пунктом 3.1 договора оплата по договору осуществляется абонентом по тарифам на холодную воду и водоотведение, установленных Региональной энергетической комиссией Сахалинской области.
Цена договора составляет - 3 129 рублей 96 копеек.
Организация ВКХ в соответствии с пунктом 4.1 договора обязана, в т.ч.: осуществлять производственный контроль качества питьевой воды и производственный контроль состава и свойств сточных вод.
В соответствии с пунктом 4.2 договора организация ВКХ вправе, в т.ч.:
г) иметь беспрепятственный доступ к водопроводным и канализационным сетям, местам отбора проб воды и приборам учета, холодной воды в порядке, предусмотренном разделом VI договора;
д) взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с пунктом 4.3 договора абонент обязан, в т.ч.:
в) обеспечивать учет получаемой холодной воды и отводимых сточных вод в порядке, установленном разделом V договора, и в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором;
е) производить оплату по договору в порядке, в сроки и размере, которые определены в соответствии с настоящим договором, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за нарушение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, а также вносить плату за вред, причиненный водному объекту;
ж) обеспечивать беспрепятственный доступ представителей организации водопроводно - канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации к водопроводным и (или) канализационным сетям, местам отбора проб холодной воды, сточных вод и приборам учета в случаях и в порядке, которые предусмотрены разделом VI договора;
х) в случаях, установленных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, подавать декларацию о составе и свойствах сточных вод и уведомлять организацию ВКХ в случае нарушения декларации о составе и свойствах сточных вод.
Местом исполнения данного договора является: г. по объекту: г. Долинск, ул. Хабаровская 14.
Во исполнение условий договора истец за период с мая 2019 года по март 2021 года оказал ответчику услуги по водоснабжению и водоотведению, для оплаты которой выставлял соответствующие счета совместно с платой за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, рассчитанной за период с января по март 2021 года из показаний приборов учета, установленных на объектах ответчика, и из расчета среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с объектов ответчика составил менее 30 куб.м.
Ответчик оплату производил частично, исключая плату за негативное воздействие.
Поскольку задолженность ответчиком в претензионном порядке не погашена, истец обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.
Повторно исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, оплачивать водоотведение организации ВКХ.
В силу части 2 статьи 14 Закона N 416-ФЗ к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
Согласно пункту 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Пунктом 3.5 договора предусмотрено, что размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Порядок и основания расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения установлен "Правилами холодного водоснабжения и водоотведения", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Согласно части 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ, пункту 118 Правил N 644, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены названными Правилами.
В силу пункту 113 Правил N 644 сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям:
а) запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению N 4, в том числе с превышением значений показателей, при превышении которых концентрация загрязняющего вещества в сточных водах является запрещенной, согласно приложению N 4(1);
б) значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Правил.
С 03.06.2020 действует Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 728), которым внесены изменения в Правила N 644.
В связи с изменениями, внесенными Постановлением N 728, с 03.06.2020 в отношении всех категорий объектов абонентов, указанных в пункте 123(4) Правил N 644, вне зависимости от характера деятельности, осуществляемой на данных объектах, плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения может быть рассчитана в соответствии с данным пунктом без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов и подтверждения нарушения ими требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Пунктом 123(4) Правил N 644 определен перечень абонентов, которые обязаны вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, при наличии любого из следующих условий:
среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 Правил;
с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;
для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
В соответствии с абзацем 2 пункта 123(4) Правил N 644 (действующих в редакции постановления N 728) для объектов абонентов среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 Правил, т.е. среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года в среднем составляет менее 30 куб. метров в сутки, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле: П = К x Т x Qпр1.
Таким образом, из содержания пункта 123(4) Правил N 644 следует, что законодатель предусмотрел упрощенный порядок определения платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения для абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод, с которых суммарно по всем канализационным выпускам меньше 30 куб.м. в сутки.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в письме от 09.11.2020 N 44934-ИА/04 разъяснило, что порядок взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, предусмотренный пунктом 123(4) Правил N 644, связан с невозможностью или затруднительностью осуществления мероприятий по контролю состава и свойств сточных вод в случаях, указанных в пункте 123(4) Правила N 644. При этом негативное воздействие фактически оказывается всеми абонентами.
Согласно правовой позиции, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 04.04.2018 N АКПИ18-73 применительно к положениям пункта 123(4), законодателем установлены дополнительные гарантии защиты прав организаций водопроводно-канализационного хозяйства в виде платы за негативное воздействие на работу централизованной системы.
Следовательно, ответчик, осуществляя в соответствии с договором сброс сточных вод в централизованную систему водоотведения от объектов, расположенных по адресу: г. Долинск, ул. Хабаровская, 14, в том числе, от конторы и гаража-мастерские, объем которых составляет менее 30 куб. метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам согласно пункту 123(4) Правил N 644 (в редакции от 20.05.2020) обязан производить оплату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Довод апеллянта о том, что истец не отбирал пробы сточных вод в спорный период, и, как следствие, отсутствуют основания для применения положений пункта 123(4) Правил N 644, основан на неправильном толковании вышеприведенной нормы материального права.
Согласно пункту 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение ежемесячно:
по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 настоящих Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123(2), 123(4), 130 - 130(3) настоящих Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение;
по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) настоящих Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте.
То есть в случае, если возможность отбора проб сточных вод имеется, но отсутствует поданная абонентом в установленном порядке декларация, и, при этом объект абонента соответствует хотя бы одному из критериев пункта 123(4) Правил N 644, плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения начисляется.
Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16.12.2020 N АКПИ20-722 вынесено решение об отказе удовлетворении заявления о признании частично недействующим подпункта "б" пункта 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728.
Указанным решением отмечается, что положения Правил N 644 предоставляют абоненту право выбора: вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктом 123(4) Правил N 644 либо обеспечить наличие места отбора проб сточных вод, что дает возможность подачи декларации в составе и свойствах сточных вод и расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с учетом фактического состава и свойств сточных вод абонента.
При подаче декларации о составе и свойствах сточных вод плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения для объектов, в отношении которых подана и принята для осуществления контроля декларация, будет рассчитываться в соответствии с пунктами 120 или 123 Правил N 644 на основании декларации либо на основании результатов контроля состава и свойств сточных вод в случаях, установленных Правилами.
В отсутствие поданной абонентом в установленном порядке декларации о составе и свойствах сточных вод и расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с учетом фактических состава и свойств сточных вод абонента, учитывая, что объект абонента соответствуют критериям пункта 123(4) Правил N 644, плата за негативное воздействие на работу централизованной системы рассчитывается и взимается по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) Правил N 644.
Правом подачи в установленном порядке декларации ответчик не воспользовался, следовательно, права на расчет в соответствии с пунктами 120 или 123 Правил N 644 на основании декларации не приобретал.
Среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод по всем канализационным выпускам от объектов ответчика, расположенных по адресу: г. Долинск, ул. Хабаровская, 14, составляет менее 30 куб. метров в сутки, что документально подтверждено истцом представленными в материалы дела актами сдачи-приемки и сведениями о показаниях приборов учета воды ООО "Выбор". Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
Таким образом, объекты ответчика соответствует критериям, установленным в пункте 123(4) Правил N 644 и ему правомерно начислена плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за весь спорный период.
Учитывая, что требование истца о взыскании с ответчика платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения на период с января по март 2021 года основано на нарушении ответчиком имеющихся обязательств, наличие задолженности в сумме 8 121 рубль 39 копеек подтверждено материалами дела, суд первой инстанции, проверив расчет истца, не оспоренный в порядке статьи 65 АПК РФ контррасчетом, исковые требования правомерно признал обоснованными.
Иная позиция апеллянта не может быть принята коллегией во внимание, поскольку носит немотивированный характер, и не свидетельствует о неправильности сделанных судом первой инстанции выводов.
В этой связи, правовые основания для переоценки указанных выводов суда с учетом фактических обстоятельств дела, судебной коллегией не установлены.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции счел, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции.
Следовательно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) обжалуемого судебного акта не имеется.
Расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы на основании положений статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 31.01.2022 по делу N А59-2190/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Н. Номоконова |
Судьи |
Д.А. Самофал |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-2190/2021
Истец: ООО "Ресурсоснабжающая организация "Универсал"
Ответчик: ООО "Выбор"