г. Саратов |
|
14 апреля 2022 г. |
Дело N А12-33591/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С. А. Жаткиной,
судей О. И. Антоновой, Т. В. Волковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А. Д. Ардабацким,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Июль" представитель Сычев С.А., действующий на основании доверенности от 01 октября 2021 года,
рассмотрев в открытом судебном онлайн-заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Июль"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 января 2022 года по делу N А12-33591/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью "Июль" (ОГРН 1213400007798, ИНН 3443147248)
к федеральному казенному учреждению "База материально-технического и военного снабжения Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области" (ОГРН 1023403448276, ИНН 3444068133)
о признании государственного контракта незаключенным,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Июль" (далее - ООО "Июль", общество, истец) с исковым заявлением к федеральному казенному учреждению "База материально-технического и военного снабжения Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области" (далее - ФКУ БМТиВС УФСИН России по Волгоградской области, учреждение, ответчик) о признании государственного контракта N 2121320101342003291000061/03291000061210000060001 от 03.09.2021 незаключенным.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26 января 2022 года по делу N А12-33591/2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное по основаниям, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал.
Ответчик явку своего представителя в суд апелляционной инстанции не обеспечил, о времени и месте судебного рассмотрения извещен надлежащим образом в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, с учетом отзыва на неё и возражений на отзыв, исследовав материалы дела, выслушав в судебном заседании полномочного представителя истца, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ФКУ БМТиВС УФСИН России по Волгоградской области и ООО "Июль" заключен государственный контракт от 03.09.2021 N 2121320101342003291000061/03291000061210000060001 на поставку картофеля продовольственного в рамках государственного оборонного заказа в количестве 859 500,00 кг на общую сумму 14 189 141,70 руб.
Пунктом 1.1 контракта предусмотрено, что поставщик обязуется передать получателю заказчика качественную и безопасную продукцию картофель продовольственный в рамках государственного оборонного заказа (код КТРУ 01.13.51.000-00000002) (ГОСТ 7176-2017) заказчику в обусловленный настоящим контрактом срок, согласно спецификации (приложение N 1 к контракту) и техническому заданию (приложение N 2 к контракту), а заказчик обязуется принять и оплатить товар в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Согласно пункту 1.2 контракта наименование и количество поставляемого товара указаны в спецификации (приложение N 1 к контракту). Функциональные, технические и качественные характеристики товара установлены в техническом задании (приложение N 2 к контракту).
Товар поставляется получателям партиями согласно графику поставки (приложение N 3 к контракту) и в соответствии с условиями контракта. Количество товара в каждой партии определяется контрактом (пункт 3.1 контракта).
Графиком поставки стороны определили поставку товара в два этапа: 1 этап с 15.09.2021 по 30.09.2021 включительно в количестве 240 000,00 кг, 2 этап с 15.10.2021 по 30.10.2021 включительно в количестве 619 500,00 кг. Поставка товара осуществляется в 12 подразделений УФСИН по Волгоградской области.
Истцом осуществлена поставка товара согласно товарной накладной от 20.09.2021 в количестве 20 000,00 кг, недопоставка составила 220 000,00 кг.
01.10.2021 ответчиком в адрес истца направлена претензия N 35/26/8-1238 с требованием поставить оставшуюся часть товара в рамках первого этапа в объеме 220 000 кг в срок до 08.10.2021.
Однако, иных поставок в рамках заключенного контракта обществом осуществлено не было.
В связи с существенными нарушениями ООО "Июль" условий контракта и на основании части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" 11 октября 2021 года заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области ООО "Июль" внесено в реестр недобросовестных поставщиков (дело N РНП-61-133 ГОЗ).
По мнению общества, государственный контракт N 2121320101342003291000061/03291000061210000060001 от 03.09.2021 является незаключенным, поскольку установленные заказчиком требования в описании товара о размере клубней картофеля вводят в заблуждение исполнителя и противоречат ГОСТ 7176-2017, что свидетельствует о нарушении ч. 3 ст. 7; п. 1 ч. 1 ст. 64; ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а равно говорят о невозможности исполнения контракта со стороны исполнителя по независящим от него причинам.
Претензия общества в адрес ответчика с требованием расторгнуть государственный контракт оставлена учреждением без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с заявленными исковыми требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Гражданские права и обязанности могут возникать, в частности, из договоров и иных сделок.
В силу части 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно статье 506 Кодекса по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В соответствии с пунктом 1 статьи 525 Кодекса поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530).
К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами Кодекса (пункт 2 статьи 525 Кодекса).
В силу части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, предметом государственного контракта от 03.09.2021 является картофель продовольственный (ГОСТ 7176-2017).
Пунктом 3.2 ГОСТ 7176-2017 Международный стандарт. Картофель продовольственный. Технические условия (введен в действие Приказом Росстандарта от 28.11.2017 N 1843-ст) дано следующее понятие: - картофель поздний (соответствующий периоду поставки): Картофель, собранный после окончания срока его созревания, предназначенный для длительного хранения.
Согласно пункту 4.4.3 ГОСТ 7176-2017 требования к калибровке продовольственного картофеля не являются обязательным. Однако в потребительских упаковочных единицах массой продовольственного картофеля не более 5 кг разница между размерами самого мелкого и самого крупного клубня не должна быть более 30 мм.
В таблице 2 приведены следующие показатели для картофеля позднего:
- наименьший размер квадратных отверстий, через которые не должны проходить клубни, мм: 35,0*35,0
- наибольший размер квадратных отверстий, через которые должны проходить клубни, мм: 80,0*80,0.
В приложении N 2 к контракту (техническое задание) указан размер клубней картофеля продовольственного позднего по наибольшему поперечному диаметру - 50 мм.
С позиции апеллянта, выполнение условий государственного контракта оказалось невозможным, поскольку требования заказчика в описании товара о размере клубней картофеля противоречат ГОСТ 7176-2017, а следовательно предмет договора сторонами не согласован.
В то же время, как обоснованно указал суд первой инстанции и не оспаривает апеллянт, заключенный контракт обществом частично исполнен, 20.09.2021 осуществлена поставка товара согласно товарной накладной от 20.09.2021 в количестве 20 000,00 кг, следовательно исполнение контракта должником и принятие исполнения кредитором само по себе означает, что предмет обязательства сторонами определен и согласован, никаких неопределенность между сторонами не возникло.
При этом, довод апеллянта, что расторжение контракта в одностороннем порядке по инициативе заказчика вызвано именно неопределенностью в его предмете противоречит не только позиции учреждения, но и выводам Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области в решении N РНП-61-133 ГОЗ от 18.11.2021.
Однако, ни решение заказчика о расторжение контракта, ни решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области общество не оспаривало.
Более того, как следует из решения УФАС по Волгоградской области, которым ООО "Июль" внесено в реестр недобросовестных поставщиков, общество никаких пояснений относительно причин ненадлежащего исполнения контракта не представляло, то есть, по сути, согласилось и с решением учреждения, и с позицией антимонопольного органа.
Поставщик, подписывая государственный контракт от 03.09.2021, принял на себя обязательства поставить товар с характеристиками, указанными учреждением, в установленный контрактом срок.
Апелляционная коллегия отмечает, что указанное заказчиком требование относительно размера клубней картофеля продовольственного позднего по наибольшему поперечному диаметру не противоречит пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", поскольку при описании объекта закупки использовались не отличные от ГОСТ показатели, а дополнительные характеристики требуемого товара.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, принимая во внимание, что на момент рассмотрения настоящего спора государственный контракт от 03.09.2021 расторгнут на основании принятого заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, суд первой инстанции правомерно отказал ООО "Июль" в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены судебного акта суда первой инстанции в любом случае, судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы апелляционной жалобы, приведенные в их обоснование, не соответствуют нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела, они не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26 января 2022 года по делу N А12-33591/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С. А. Жаткина |
Судьи |
О. И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-33591/2021
Истец: ООО "ИЮЛЬ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "БАЗА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И ВОЕННОГО СНАБЖЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"