город Ростов-на-Дону |
|
14 апреля 2022 г. |
дело N А32-13048/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
федерального казенного учреждения "Государственное учреждение
"Вневедомственная охрана Министерства финансов Российской Федерации"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.12.2022 по делу
N А32-13048/2021
по заявлению федерального казенного учреждения "Государственное учреждение "Вневедомственная охрана Министерства финансов Российской Федерации"
к заинтересованному лицу Главному управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Краснодарскому краю
при участии третьих лиц Горчакова Александра Юрьевича, Яркина Олега Александровича
о признании недействительным решения комиссии,
при участии:
от Федерального казенного учреждения "Государсрственное учреждение "Вневедомственная охрана Министерства финансов Российской Федерации": Мокеев Д.Л. по доверенности от 18.10.2021,
от Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Краснодарскому краю: Рябцев И.Г. по доверенности от 13.04.2022,
УСТАНОВИЛ:
федеральное казенное учреждение "Государственное учреждение "Вневедомственная охрана Министерства финансов Российской Федерации" по деятельности филиала - 29 отряд ФГУ "ГУ "ВО Минфина России" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Главному управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее - заинтересованное лицо) о признании актов комиссии Главного управления Росгвардии по Краснодарскому краю о результатах проведения периодической проверки от 19.02.2021 N 11031/104718 в отношении Яркина О.А. и 19.02.2021 N 11031/104721 в отношении Горчакова А.Ю. недействительными и противоречащими законодательству в части прохождения проверки с оружием; обязании комиссии Главного управления Росгвардии по Краснодарскому краю по проведению периодической проверки выдать в отношении Яркина О.А. и Горчакова А.Ю. акты о результатах проведения периодической проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств (без огнестрельного оружия).
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.04.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Горчаков Александр Юрьевич и Яркин Олег Александрович.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.12.2022 в удовлетворении ходатайства заявителя об истребовании доказательств отказано.
В удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, федеральное казенное учреждение "Государственное учреждение "Вневедомственная охрана Министерства финансов Российской Федерации" в лице филиала - 29 отряд ФГУ "ГУ "ВО Минфина России" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что статья 6 Закона о ведомственной охране устанавливает обязанность проходить проверки, но обязанности работников при прохождении проверок не конкретизирует (не решает вопрос о разграничении работников ведомственной охраны на "использующие оружие" и "использующие специальные средства", о разделении обязанностей по прохождению периодических проверок) и требование о прохождении проверки с оружием в отношении работников, которым оружие не выдаётся, не содержит.
Обязанность проходить проверку с оружием в статье 12 Закона "Об оружии" увязана исключительно с тем, выдаётся ли оружие работникам юридических лиц с особыми уставными задачами. Служебное огнестрельное и боевое ручное стрелковое оружие в комендатурах (охраняемых объектах) филиалом - 29 отрядом заявителя не предусмотрено, а должностными обязанностями на работников возложена обязанность по несению дежурства только со спецсредствами, что соответствует законодательству и не противоречит Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.12.1999 N 1436 "О специальных средствах и огнестрельном оружии, используемых ведомственной охраной".
В материалы дела от Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Краснодарскому краю поступил отзыв на апелляционную жалобу. Отзыв приобщен к материалам дела.
К отзыву на апелляционную жалобу приложена судебная практика, которая представлена на обозрение суда.
В отзыве на апелляционную жалобу Главное управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Краснодарскому краю просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои правовые позиции по рассматриваемому делу.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствии иных лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 19.02.2021 комиссия Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Краснодарскому краю (далее - комиссия ГУ Росгвардии по Краснодарскому краю), по итогам проведения первичной периодической проверки работников федерального казенного учреждения "Государственного учреждения "Ведомственная охрана Министерства финансов Российской Федерации" (ИНН 7725112547, ОГРН 1027739085461) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств, проводимой на территории ЧОУ ДПО "УЦ Право и Практика", выдала Яркину О.А. и Горчакову А.Ю., работникам Филиала-29 отряда ФКУ "ГУ "ВО Минфина России (адрес: г. Краснодар, ул. Рашпилевская, д. 180), результаты сдачи периодической проверки, отраженные в карточках опроса от 19.02.2021 N N 11031/104718, 11031/104721 из которых следует, что эти работники успешно сдали экзамен по теоретической части и им зачтены практические навыки применения спецсредств, а практические навыки применения служебного оружия не зачтены.
19.02.2021 комиссия ГУ Росгвардии по Краснодарскому краю выдала Филиалу-29 отряду ФКУ "ГУ "ВО Минфина России" уведомления о повторном прохождении 05.03.2021 периодической проверки Яркиным О.А. и Горчаковым А.Ю. с указанием на прохождение ее с оружием.
Цель выданных уведомлений заключалась в устранении работниками Яркиным О.А. и Горчаковым А.Ю. нарушений законодательства, допущенных во время сдачи периодической проверки (первичной), выразившиеся в несдаче практических навыков применения служебного оружия (стрельбы) и повторной сдача проверки с необходимостью выполнения указанных упражнений по стрельбам из огнестрельного оружия.
Яркин О.А. принят по трудовому договору от 13.01.2021 N 01 в Филиал - 29 отряд ФКУ "ГУ "ВО Минфина России" на должность начальника охраны по охраняемому объекту в комендатуру по защите объекта Межрайонной ИФНС России N 1 по Краснодарскому краю. В соответствии с должностными обязанностями на Яркина О.А. возложены обязанности по организации надлежащего учета, хранения и использования специальных средств и средств защиты (пункт 2.8.), предоставлены права на применение физической силы, специальных средств в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом "О ведомственной охране" (пункт 3.6.).
Горчаков А.Ю. принят по трудовому договору от 19.01.2021 N 02 в Филиал-29 отряд ФКУ "ГУ ВО Минфина России" на должность начальника охраны по охраняемому объекту в комендатуру по защите объекта Межрайонной ИФНС России N 14 по Краснодарскому краю. В соответствии с должностными обязанностями на Горчакова А.Ю. возложены обязанности по организации надлежащего учета, хранения и использования специальных средств и средств защиты (пункт 2.8.), предоставлены права на применение физической силы, специальных средств в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом "О ведомственной охране" (пункт 3.6.).
Заявитель указал, что служебное огнестрельное и боевое ручное стрелковое оружие в комендатурах по охране объектов Межрайонная ИФНС России N 1 по Краснодарскому краю и Межрайонная ИФНС России N 14 по Краснодарскому краю не предусмотрено, а должностными обязанностями на работников Яркина О.А. и Горчакова А.Ю. возложена обязанность по несению службы только со спецсредствами.
Учитывая, что работники Яркин О.А. и Горчаков А.Ю. при осуществлении охраны объектов Межрайонная ИФНС России N 1 по Краснодарскому краю и Межрайонная ИФНС России N 14 по Краснодарскому краю не наделены правом на применение огнестрельного оружия, а используют в работе исключительно специальные средства и средства индивидуальной защиты, то возложение на них обязанности по соответствующей подготовке и прохождению периодических проверок на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, по мнению заявителя, противоречит действующему законодательству.
Несогласие с выданными актами комиссии послужило основанием для обращения учреждения в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявленные учреждением требования не подлежат удовлетворению, обоснованно принимая во внимание нижеследующее.
Статьей 1 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" предусмотрено, что войска национальной гвардии Российской Федерации (далее - Федеральный закон N 226-ФЗ, Закон о войсках национальной гвардии) являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина.
На войска национальной гвардии возлагается, в том числе федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной и частной детективной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны (пункт 7 части 1 статьи 2 Закона о войсках национальной гвардии).
В соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 9 Федерального закона N 226-ФЗ войска национальной гвардии наделены полномочиями осуществлять в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, контроль за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Пунктом 18 части 1 статьи 9 Закона N 226-ФЗ предусмотрено, что войска национальной гвардии вправе проводить периодические проверки частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением оружия и специальных средств.
Согласно части 6 статьи 12 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" выдача оружия работникам юридических лиц с особыми уставными задачами осуществляется по решению руководителей данных юридических лиц после прохождения указанными работниками соответствующей подготовки и при отсутствии у них оснований, препятствующих получению лицензии на приобретение гражданского оружия.
Эти работники обязаны проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, и иметь разрешение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, или его территориального органа на хранение и ношение служебного оружия, а также ежегодно проходить химикотоксикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. Содержание программы подготовки и порядок проведения проверки определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия.
Согласно статье 1 Федерального закона от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране" (далее Закон N 77-ФЗ, Закон о ведомственной охране) ведомственная охрана - это совокупность создаваемых, имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Закона N 77-ФЗ работники ведомственной охраны обязаны ежегодно проходить профилактический медицинский осмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, а также периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств. Порядок прохождения указанного профилактического медицинского осмотра и форма заключения, выдаваемого по его результатам, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Порядок прохождения периодических проверок на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств, устанавливается Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации. Работники ведомственной охраны после прохождения профессиональной подготовки и медицинского осмотра при исполнении должностных обязанностей имеют право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (часть 7 статьи 6 указанного Федерального закона).
Согласно статье 9 Закона N 77-ФЗ работники ведомственной охраны при исполнении должностных обязанностей имеют право на использование специальных средств и служебного огнестрельного оружия. Оборот служебного огнестрельного оружия, боевого ручного стрелкового оружия, патронов и боеприпасов к нему осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об оружии.
Правила приобретения, хранения, учета, ремонта и уничтожения специальных средств определяются Правительством Российской Федерации. Статьями 15, 16 Закона N 77-ФЗ предусмотрены случаи применения работниками ведомственной охраны специальных средств и огнестрельного оружия.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что предметом деятельности Федерального казенного учреждения "Государственное учреждение "Ведомственная охрана Министерства финансов Российской Федерации" является защита охраняемых объектов от противоправных посягательств в порядке статьи 1 Федерального закона от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране" (п. 2.1. Устава Учреждения).
В соответствии с п. 2.3.1 Устава для реализации целей, предусмотренных пунктом 2.2. настоящего Устава, учреждение, в том числе, обеспечивает филиалы-отряды учреждения огнестрельным оружием, специальными средствами и снаряжением по нормам и в порядке, установленном Федеральным законом от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии", нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Учреждение обязано организовывать профессиональную подготовку и повышение квалификации работников Учреждения (п. 2.8 Устава).
Постановлением Правительства РФ от 12.07.2000 N 514 "Об организации ведомственной охраны" утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, имеющих право создавать ведомственную охрану, в который входит, в том числе Министерство финансов Российской Федерации.
В порядке реализации положений Закона о ведомственной охране N 77-ФЗ принято постановление Правительства РФ от 30.12.2000 N 1029, которым утверждено Положение о ведомственной охране Министерства финансов Российской Федерации (далее Положение N 1029), в соответствии с пунктом 5 которого органом управления ведомственной охраной является федеральное казенное учреждение "Государственное учреждение "Ведомственная охрана Министерства финансов Российской Федерации", в структуру которого входят главное управление и обособленные территориальные подразделения (филиалы-отряды).
Ведомственная охрана представляет собой совокупность создаваемых Министерством финансов Российской Федерации органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты от противоправных действий объектов, находящихся в сфере ведения этого Министерства (п. 2 Положения N 1029), задачами ведомственной охраны являются, в том числе: 1) защита охраняемых объектов от противоправных посягательств; 2) обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов; 3) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах.
Закон N 77-ФЗ своими положениями (как в статье 6, так и в статье 9) не разграничивает работников ведомственной охраны на категории "использующие оружие" и "использующие специальные средства", при этом, не разделяя обязанностей по прохождению периодических проверок.
Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии от 25.11.2019 N 387, утвердивший Порядок проведения территориальными органами Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств, применять при рассмотрении дела не целесообразно, так как Порядок регламентирует прохождение периодической проверки, как частных охранников, так и работников юридических лиц, в связи, с чем в тексте нормативного акта указывается возможность сдачи периодической проверки, как с оружием, так и со спецсредствами.
В пункте 18.1 Порядка указана возможность выполнения упражнений по стрельбе (в рамках периодической проверки) работниками ведомственной охраны из разрешенных видов оружия, что не исключает возможность использования оружия учебной организации при сдачи периодической проверки, что подтверждается актами о прохождении периодической проверки (N 11031/106412 и N 11031/106413 от 12.05.2021) работниками ФКУ "ГУ "ВО Минфина России".
Ссылка заявителя на позицию Верховного суда РФ, отраженную в решении от 02.04.2008 N ГКПИ08 - 615, правомерно отклонена судом первой инстанции, поскольку Верховным судом рассматривались отношения частной охранной организации в системе трудовых отношений, которых имеется разрядная система и есть возможность разделить прохождение периодической проверки с огнестрельным оружием и (или) со специальными средствами.
Ссылка заявителя на письмо первого заместителя начальника Управления по организации лицензионно - разрешительной работы Министерства внутренних дел от 15.12.2015, где должностное лицо толкует и разъясняет норму Закона N 77-ФЗ инициаторам запроса, правомерно не принята судом первой инстанции, поскольку спустя пять лет позиция Главного управления государственного контроля и лицензионно разрешительной работы Росгвардии была изменена, о чем свидетельствует письмо начальника правления от 14.01.2020.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, "ФКУ "ГУ "ВО Минфина России" наделено правом получения и приобретения оружия и его работники наделены правом на его применение, в том числе на основании внутренних документов "ФКУ "ГУ "ВО Минфина России".
Перечень территориальных подразделений "ФКУ "ГУ "ВО Минфина России", подлежащих обеспечению служебным огнестрельным и боевым оружием, не предусмотрен федеральным законодательством, является внутренним документом "ФКУ "ГУ "ВО Минфина России", не требует согласования с контролирующими органами власти, а, следовательно, может быть скорректирован в любое время по решению руководителя "ФКУ "ГУ "ВО Минфина России" при согласовании с собственником охраняемого объекта в соответствии с заключенными договорами и особенностями охраняемых объектов.
В этой связи суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности выводов управления о том, что отсутствие необходимости использования оружия при охране объектов в соответствии с заключенным договором не лишает работника ведомственной охраны при исполнении им служебных обязанностей особого статуса, не освобождает его от возложенных обязанностей и предъявляемых требований к работнику ведомственной охраны в соответствии с Законом о ведомственной охране.
Как также обоснованно отметил суд первой инстанции, действующее правовое регулирование не предъявляет разные требования к работникам ведомственной охраны в зависимости от разного объема оказываемых ими услуг.
Следовательно, содержание периодических проверок на предмет пригодности к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, не связано с включением в служебные обязанности такого работника права на применение огнестрельного оружия.
Таким образом, в соответствии с Законом о ведомственной охране работники "ФКУ "ГУ "ВО Минфина России" обязаны ежегодно проходить периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств. При этом прохождение работниками ведомственной охраны периодических проверок на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, не обязывает работодателя включать в служебные обязанности этих работников права на применение огнестрельного оружия, если это обусловлено заключенным договором и особенностями охраняемого объекта.
Таким образом, оснований для отмены актов комиссии Главного управления Росгвардии по Краснодарскому краю о результатах проведения периодической проверки от 19.02.2021 N 11031/104718 в отношении Яркина О.А. и 19.02.2021 N 11031/104721 в отношении Горчакова А.Ю., не имеется.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.12.2022 является законным и обоснованным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм права.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, непредусмотрение использования служебного огнестрельного и боевого ручного стрелкового оружия в комендатурах (охраняемых объектах) работниками юридического лица, которые в соответствии с Законом о ведомственной охране наделены правом применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, не освобождает указанных работников от обязанности во исполнение Закона о ведомственной охране и Порядка N 387 проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением, в том числе, огнестрельного оружия.
В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводы суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.12.2022 по делу N А32-13048/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-13048/2021
Истец: ГУ Федеральное казенное учреждение " " Ведомственная охрана Министерства финансов РФ в лице Филиала -29 ФКУ " ВО Минфина России", Федеральное казенное учреждение "Государсрственное учреждение "Вневедомственная охрана Министерства финансов Российской Федерации"
Ответчик: Главное управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Краснодарскому краю, Национальная гвардия РФ по Краснодарскому краю
Третье лицо: Горчаков Александр Юрьевич, Яркин Олег Александрович