город Томск |
|
14 апреля 2022 г. |
Дело N А03-17207/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.04.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.04.2022.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Аюшева Д.Н.,
судей: Колупаевой Л.А.,
Назарова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Арышевой М.С., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (N 07АП-2138/2022) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Надежда" на решение от 01.02.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-17207/2021 (судья Ангерман Н.В.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Надежда" (58200, Алтайский край, Рубцовск город, Гражданский переулок, 10, ОГРН 1092209000234, ИНН 2209036027)
к акционерному обществу "Барнаульская генерация" (656037, Алтайский край, Барнаул город, Бриллиантовая улица, 2, ОГРН 1122224002317, ИНН 2224152758)
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: без участия,
от ответчика: без участия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Надежда" (далее - ООО "УК "Надежда", управляющая компания) обратилось к акционерному обществу "Барнаульская генерация" (далее - АО "Барнаульская генерация", общество) с иском о взыскании 1 271 111 руб. 39 коп. неосновательного обогащения.
Решением от 01.02.2022 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "УК "Надежда" в апелляционной жалобе просит его отменить. В обоснование подателем жалобы указано следующее: при наличии прямых договоров ответчик в период с декабря 2020 года по февраль 2021 года начислил истцу объем ресурса, потребленного МКД по ул. Громова, 5, и по ул. Дзержинского, 23, г. Рубцовска на сумму 1 271 111 руб. 39 коп., в связи с чем получил неосновательное обогащение; не представлены доказательства того, что управляющая компания фактически продолжала осуществлять обязанности исполнителя коммунальных услуг после 01.12.2020 в отношении спорных жилых домов.
АО "Барнаульская генерация" в отзыве просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения как соответствующее законодательству.
Стороны явку представителей в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Апелляционная жалоба в соответствии со статьей 156 АПК РФ рассмотрена в отсутствие представителей указанных лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд считает, что оно не подлежит отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что акционерное общество "Рубцовский теплоэнергетический комплекс" (далее - АО "Рубцовский теплоэнергетический комплекс") является ресурсоснабжающей организацией в г. Рубцовске, поставляющей тепловую энергию и горячую воду потребителям г. Рубцовска.
Между ООО "УК "Надежда" и АО "Рубцовский теплоэнергетический комплекс" (предшественник АО "Барнаульская генерация") подписан договор на поставку горячей воды и тепловой энергии на отопление от N 325р от 06.12.2018 с протоколом разногласий, по условиям которого АО "Рубцовский теплоэнергетический комплекс" (РСО) поставляло тепло и горячую воду для населения, проживающего в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО "УК "Надежда", а управляющая компания, как исполнитель коммунальных услуг, производил оплату за тепло и горячую воду.
АО "Рубцовский теплоэнергетический комплекс" прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к АО "Барнаульская генерация".
В период с декабря 2020 г. по февраль 2021 г. осуществляло отпуск тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение потребителям г. Рубцовска Алтайского края, в том числе в МКД, находящиеся в управлении ООО "УК "Надежда".
Обществу от инициатора собрания - председателя совета МКД по ул. Громова, 5 Паутовой Натальи Геннадьевны 01.12.2020 поступило уведомление о том, что собственники помещений МКД по ул. Громова, 5 переходят на прямой договор между собственниками и ресурсоснабжающей организацией по поставке коммунального ресурса и просьбой заключить договор поставки коммунального ресурса с каждым собственником помещения в МКД, предоставив протокол от 16.11.2020, копии бюллетеней от 16.11.2020 и выписки из ЕГРН.
В ответ АО "Барнаульская генерация" проинформировало управляющую организацию о том, что срок заключения прямых договоров переносится РСО на 01.03.2021, в связи с отсутствием у РСО необходимых данных для начисления платы за коммунальные услуги в целях реализации решения собственников МКД. От инициатора собрания в МКД по ул. Дзержинского, 23 соответствующего уведомления, с копиями решений и протоколом общего собрания собственников помещений в РСО не поступало.
Аналогичным образом, 03.12.2020 от ООО УК "Надежда" ответчику поступило письмо N 2100 от 03.12.2020 с указанием, на то, что в том числе собственники помещений МКД по ул. Дзержинского, 23 перешли на прямые договора, при этом копии решений и протокол общего собрания собственников помещений не приложены.
10.12.2020 от ООО "УК "Надежда" поступило письмо N 2130 от 10.12.2020г.с приложением копий протокола общего собрания собственников МКД ул. Дзержинского, 23 от 11.11.2020 и бюллетеней очно-заочного голосования собственников помещений МКД ул. Дзержинского, 23 от 11.11.2020.
На данное письмо 11.12.2020 АО "Рубцовский теплоэнергетический комплекс" (предшественник АО "Барнаульская генерация") направлено письмо N 1816 от 11.12.2020 инициатору собрания - председателю совета МКД по ул. Дзержинского, 23 Мироновой Наталье Владимировне с информацией о том, что срок заключения прямых договоров переносится РСО на 01.03.2021, в связи с отсутствием у РСО необходимых данных для начисления платы за коммунальные услуги в целях реализации решения собственников МКД. Письмо направлено 11.12.2020.
Кроме того 11.12.2020 АО "Рубцовский теплоэнергетический комплекс" направило письмо N 1817 от 11.12.2020 ООО "УК "Надежда", в котором РСО уведомило управляющую компанию о том, что МКД N 5 по ул. Громова и N 23 по ул. Дзержинского будут переведены на прямые договора теплоснабжения с 01.03.2021. В данном письме управляющей компании указано на необходимость предоставления в соответствии с п. 6 Правил N 354, сведений необходимых для начисления платы за коммунальные услуги.
Ссылаясь на отсутствие причин для переноса срока заключения прямых договоров, указывая, что в период с декабря 2020 по февраль 2021 г ответчик необоснованно начислил объем ресурса, потребленного МКД по ул.Громова,5 и по ул.Дзержинского,23 г.Рубцовска на сумму 1 271 111 руб. 39 коп., претензией от 16.06.2021 управляющая компания потребовала вернуть неосновательно полученные денежные средства.
Неисполнение ответчиком требований претензий послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств возникновения на стороне общества неосновательного обогащения ввиду правомерности переноса срока перехода на прямые договоры.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса.
Неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке (определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2020 N 46-КГ20-6-К6).
Возникший между сторонами спор сводится к расчетам за тепловую энергию, поставленную в спорный период на отопление МКД, собственники которых, перешли на прямые договора с РСО.
Правоотношения сторон по теплоснабжению регулируются статьями 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 44, 46, 157.2, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Как следует из частей 1, 2, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ, пункта 13 Правил N 354, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
Управляющая организация как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9, подпункты а, б пункта 31, подпункт а пункта 32 Правил N 354).
При этом, согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 07.12.2015 N 303-ЭС15-7918 по делу N А51-19554/2014, управляющая компания не освобождается от обязанности оплачивать коммунальные ресурсы и тогда, когда потребителями принято решение о переходе на прямые расчеты.
Такой порядок расчетов рассматривается как выполнение потребителями как третьими лицами обязательств управляющей организации по внесению платы ресурсоснабжающей организации за соответствующие коммунальные ресурсы. При этом схема договорных отношений по поставке коммунальных ресурсов не меняется, а управляющая организация не освобождается от обязанности оплатить поставленные ресурсы в объеме, не оплаченном потребителями, и не лишается права потребовать впоследствии от потребителей оплатить задолженность по коммунальным услугам.
В связи с чем, именно на управляющую копанию возложена обязанность по перечислению денежных средств, при этом в установленные договором сроки.
ООО УК "Надежда" не отрицало того, что является исполнителем коммунальных услуг в отношении спорного многоквартирных жилых домов.
В то же время, заявляя требования о неосновательном обогащении, податель жалобы ссылается на то, что ответчиком начисления в период с декабря 2020 г. по февраль 2021 г. необоснованные, ввиду перехода собственников на прямые договоры.
Данные доводы отклоняются судом апелляционной инстанции.
Согласно пункта 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в МКД относятся: принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (далее также - договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Частью 1, 1.1 ст. 46 Жилищного кодекса российской Федерации установлено, что подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Копии решений и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, также подлежат направлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в срок, указанный в настоящей части, в ресурсоснабжающую организацию, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, будут в соответствии с принятым решением заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг.
Управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения указанных в части 1 настоящей статьи подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить подлинники указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет. Орган государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания.
Таким образом, в соответствии со статьей 46 Жилищного кодекса Российской Федерации для заключения прямых договоров с собственниками помещений спорных жилых домов в адрес АО "Барнаульская генерация" должны быть предоставлены копии протоколов общих собраний собственников помещений в МКД о принятии данного решения и копии решений собственников помещений по данному вопросу.
При этом, согласно абзацу 7 пункта 6 Правил N 354 управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" пункта 17 данных Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях. Такие сведения должны включать в себя: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо.
С учетом вышеизложенной переписки сторон суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что 01.12.2020 ответчиком в адрес истца предоставлены только протокол от 16.11.2020 г. на 3 л., копии бюллетеней от 16.11.2020 г. на 92л. и выписки из ЕГРН на 3 л. по МКД по ул. Громова, 5 без сведений для начисления платы за коммунальные услуги в целях реализации решения собственников МКД, о чем истец в разумный срок уведомил ответчика.
На дату 03.12.2020 от инициатора собрания в МКД по ул. Дзержинского, 23 копии решений и протоколом общего собрания собственников помещений в РСО не поступали, копии протокола общего собрания собственников МКД ул. Дзержинского,23 от 11.11.2020 г. и бюллетеней очно-заочного голосования собственников помещений МКД ул. Дзержинского,23 от 11.11.2020 г. поступили с письмом от 10.12.2020 г. В то же время сведений для начисления платы за коммунальные услуги в целях реализации решения собственников МКД не представлены, о чем истец в разумный срок уведомил ответчика.
Частичное отсутствие документов содержащих сведения необходимые для заключения прямых договоров и организации расчета по ним (ФИО собственника, номер и площадь квартир, размер доли в праве собственности), свидетельствует о нарушении процедуры предоставления документов, регламентированной нормами ЖК РФ п. 6 Правил N 354, и об отсутствии у истца возможности до предоставления полного пакета документов рассмотрения вопроса о переходе на прямые договоры с собственниками помещений в МКД.
Согласно части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами считаются заключенными со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса. По решению ресурсоснабжающей организации, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами указанный срок может быть перенесен, но не более чем на три календарных месяца.
Ответчик воспользовался своим правом о переносе срока заключения прямых договоров на срок 3 месяца и правомерно произвел начисление платы по спорным МКД за период с декабря 2020 г. по февраль 2021 г., о чем уведомил управляющую компанию.
Так, на письма, поступившие от ООО "УК "Надежда" N 108, 109 от 20.01.2021 г. и N 479, 480 от 12.03.2021 г. об исключении из счетов-фактур: N 11-112020-5325 от 31.12.2020 (за декабрь 2020 г.) сумм начислений по МКД по ул. Громова, 5 - 190 765,21 руб. и ул. Дзержинского, 23 - 230 399,93 руб.; N 11-022021-5325 от 28.02.2021 (за февраль 2021 г.) сумм начислений по МКД по ул. Громова, 5 - 238 787,22 руб. и ул. Дзержинского, 23 - 228 593,81 руб. РСО даны ответы N 10-3/51-217 от 29.01.2021 г. и N 10-3/51-494 от 16.03.2021 г. (л.д. 114-115 т.1), согласно которым РСО указало, что спорные МКД перейдут на прямые договора с 01.03.2021 г., так как РСО реализовало свое право на перенос срока заключения прямых договоров на 3 месяца, в соответствии с пп. 1 п. 7 ст. 157,2 Жилищного кодекса РФ, о чем ранее РСО уведомляло УК, а также в своих письмах РСО указало на необходимость выполнения ООО "УК "Надежда" доначисления платы потребителям для устранения расхождений по начислению между теплоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг за потребленный коммунальный ресурс.
Впоследствии в адрес МУП "Расчетно-кассовый центр" направлено письмо N 103/51-434 от 04.03.2021 г. с указанием на то, что собственники помещений в МКД по ул. Громова, 5 и ул. Дзержинского, 23 перешли на прямые договора с РСО с 01.03.2021 г. и просьбой открыть лицевые счета на жилые помещения с указанной даты и в качестве поставщика коммунальных услуг указывать АО "Рубцовский теплоэнергетический комплекс" (предшественник АО "Барнаульская генерация").
Таким образом, обязанность управляющей компании как исполнителя коммунальных услуг по приобретению коммунального ресурса, а также по оплате этих коммунальных ресурсов, возникла у нее в силу факта принятия в управление указанных МКД.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.02.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-17207/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Надежда" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Д.Н. Аюшев |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-17207/2021
Истец: ООО "Управляющая кампания "Надежда"
Ответчик: АО "Барнаульская генерация"