город Воронеж |
|
15 апреля 2022 г. |
Дело N А14-21320/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 апреля 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Бумагина А.Н.,
Песниной Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кривченко М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Центр" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.02.2022 по делу N А14-21320/2021 по заявлению публичного акционерного общества "Россети Центр" (ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107) о признании незаконным и отмене постановления управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (ОГРН 1033600046908, ИНН 3664022568) от 15.12.2021 по делу N 036/04/9.21-488/2021 о привлечении к ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии:
от публичного акционерного общества "Россети Центр": Зинковская А.В. - представитель по доверенности N Д-ВР/135 от 30.11.2021, сроком действия по 18.10.2022, предъявлен паспорт;
от управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области: Гаврилов В.А. - представитель по доверенности N ДЧ/1836/21 от 20.09.2021 сроком действия до 20.09.2022, представлен паспорт,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Центр" (далее - ПАО "Россети Центр", Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - УФАС по Воронежской области, Управление, административный орган) от 15.12.2021 по делу N 036/04/9.21-488/2021 о назначении административного наказания по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) в виде административного штрафа в размере 600 000 руб.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 09.02.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ПАО "Россети Центр" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Считает назначенный штраф несоразмерным и подлежащим уменьшению на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
УФАС по Воронежской области в отзыве ссылается на непредставление Обществом доказательств, подтверждающих наличие смягчающих ответственность обстоятельств.
В судебном заседании представитель ПАО "Россети Центра" поддержал апелляционную жалобу. Просил ее удовлетворить.
Представитель УФАС по Воронежской области возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Между ПАО "Россети Центр" и Котляровым Е.А. 26.05.2021 был заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 3600/(42059467), согласно пункту 6 которого срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям составляет 4 месяца со дня заключения договора и истекает 26.09.2021.
Однако, мероприятия по технологическому присоединению к электрическим сетям жилого дома, принадлежащего Котлярову Е.А. сетевой организацией были выполнены лишь 29.10.2021.
27.10.2021 в УФАС по Воронежской области поступила жалоба Котлярова Е.А. на действия (бездействия) ПАО "Россети Центр" по факту незаконного бездействия филиала ПАО "Россети Центр" - "Воронежэнерго" и не осуществлении в установленный договором N 3600/(42059467) от 26.05.2021 срок технологического присоединения к электрическим сетям.
В ходе рассмотрения обращения Котлярова Е.А. и представленных документов, УФАС по Воронежской области были выявлены признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
08.12.2021 в отношении ПАО "Россети Центра" в присутствии защитника Общества Зинковской А.В. по доверенности от 30.11.2021 N Д-ВР/135 был составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.9.21 КоАП РФ.
Обществу вменено нарушение пунктов 3, 6, 7, 11, подпункта "б" пункта 16, подпункта "г" пункта 18 Правил технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителя, выразившееся в несоблюдении 4-месячного срока, установленного для проведения работ по технологическому присоединению объекта Котлярова Е.А.
Защитник Общества вину в совершении вменяемых административных правонарушений не признал.
15.12.2021 Управлением в присутствии защитника Общества Зинковской А.В. были рассмотрены материалы административного дела N 036/04/9.21-488/2021 и вынесено постановление о признании ПАО "Россети Центра" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ПАО "Россети Центра" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявленными требованиями.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 100 000 до 500 000 рублей.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 600 000 до 1 000 000 рублей.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в области энергетики.
Объективную сторону указанного правонарушения составляет нарушение правил установленного недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям субъекта естественной монополии.
Субъектом правонарушения являются, в том числе, юридические лица.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает, как указано выше, Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике, Закон N 35-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 26 названного Закона технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Правила ТП N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, регламентируют процедуру технологического присоединения, устанавливают существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения.
В соответствии с пунктами 3 и 6 Правила ТП N 861 сетевая организация на основании заявки заявителя обязана заключить с ним договор на технологическое присоединение, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств заявителя мероприятия по технологическому присоединению.
Существенные условия договора указаны в пункте 16 Правил ТП.
К ним, в частности, относится срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который составляет 6 месяцев для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Таким образом, в силу пункта 16 Правил ТП N 861 договор технического присоединения должен содержать, в том числе, существенное условие о сроке осуществления мероприятий по технологическому присоединению, где для отдельных категорий установлен срок до 6 месяцев.
Договором N 3600/(42059467) от 26.05.2021 срок технологического присоединения к электрическим сетям установлен как 4 месяца.
Фактическое осуществление технологического присоединения 29.10.2021, то есть за пределами указанного срока (26.09.2021), что свидетельствует о наличии в действиях Общества состав вменяемого нарушения.
Факт нарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 08.12.2021; договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 3600/(42059467) от 26.05.2021; Информацией о поданных заявках на технологическое присоединение к электросетям.
Повторность совершения правонарушения подтверждена. (постановлениями по делу об административном правонарушении от 19.03.2020 по делу N 036/04/9.21-70/2020; от 19.03.2020 по делу N 036/04/9.21-71/2020; от 23.07.2020 по делу N 036/04/9.21-173/2020; от 30.07.2020 по делу N 036/04/9.21-192/2020; от 09.10.2020 по делу N 036/04/9.21-277/2020; от 09.10.2020 по делу N 036/04/9.21-279/2020; от 09.10.2020 по делу N 036/04/9.21-280/2020; от 11.11.2020 по делу N 036/04/9.21-324/2020; от 20.11.2020 по делу N 036/04/9.21-344/2020; от 27.11.2020 по делу N 036/04/9.21-374/2020; от 05.02.2021 по делу N 036/04/9.21-15/2021; от 10.02.2021 по делу N 036/04/9.21-16/2021; от 05.02.2021 по делу N 036/04/9.21-17/2021; от 23.04.2021 по делу N 036/04/9.21-19/2021).
Обстоятельств, исключающих вину Общества не усматривается.
Таким образом, административным органом доказано наличие в деянии лица объективной стороны вменяемого административного правонарушения.
Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности допущено не было.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не пропущен.
Наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ - 600 000 руб.
Повторность в данном случае является квалифицирующим признаком правонарушения.
Вместе с тем, неоднократное совершение аналогичных правонарушений может расцениваться и как обстоятельство, характеризующее пренебрежительным отношение субъекта ответственности к исполнению своих публичных обязанностей.
При этом, доказательств тяжелого финансового положения, наличия иных исключительных обстоятельств, непосильности штрафных санкций, которые послужили бы основаниями для назначения наказания ниже низшего предела - не представлено.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционная коллегия не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является верным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.02.2022 по делу N А14-21320/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
А.Н. Бумагин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-21320/2021
Истец: ОАО "МРСК "Центра" в лице филиала "Воронежэнерго", ПАО "Россети Центр" в лице филиала "Воронежэнерго"
Ответчик: УФАС по ВО
Третье лицо: УФАС ВО