г. Санкт-Петербург |
|
14 апреля 2022 г. |
Дело N А56-42987/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Нестерова С.А.,
судей Галенкиной К.В., Полубехиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вороной Б.И.,
при участии:
от истца: Баркова Н.В. - по доверенности от 10.01.2022;
от ответчика: Топилин М.М. - по доверенности от 10.08.2021;
от третьих лиц: 1) Волкова К.А. - по доверенности от 10.01.2022;
2) Аистова М.С. - по доверенности от 11.10.2019;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационные номера 13АП-4029/2022, 13АП-4030/2022) СПб ГКУ "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга" и Администрация Невского района Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.12.2021 по делу N А56-42987/2021 (судья Хорошева Н.В.), принятое
по иску Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга" (адрес: 192029, г. Санкт-Петербург, пр-кт Обуховской Обороны, 54, ОГРН: 1037825019044);
к Товариществу собственников жилья "Невский Берег" (адрес: 193079, г. Санкт-Петербург, Дальневосточный пр-кт, 69, 1, ОГРН: 1037825034862);
третьи лица: 1) Администрация Невского района Санкт-Петербурга; 2) Милованова Арина Игоревна;
об обязании включить в состав общего имущества многоквартирного дома подъемное устройство для инвалидов,
УСТАНОВИЛ:
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга" (далее - истец, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Товариществу собственников жилья "Невский Берег" (далее - ответчик, Товарищество) об обязании включить в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, Дальневосточный проспект, дом 69, корпус 3, литера А.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Милованова Арина Игоревна (далее - третье лицо-1) и Администрация Невского района Санкт-Петербурга (далее - третье лицо-2, Администрация).
Решением суда от 17.12.2021 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, Учреждение подало апелляционную жалобу, в которой просило решение от 17.12.2021 отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. По мнению подателя жалобы, лицом, на которое должна быть возложена обязанность по обслуживанию общего имущества многоквартирного дома (далее - МКД), является Товарищество, в связи с чем оснований для отказа в удовлетворении иска у суда первой инстанции не имелось.
Администрация, также считая означенное решение незаконным и необоснованным, подала апелляционную жалобу, в которой просила решение отменить, исковые требования Учреждения удовлетворить в полном объеме. В апелляционной жалобе ее податель, ссылаясь на то, что Учреждение проводит от имени Санкт-Петербурга мероприятия по обеспечению МКД необходимыми устройствами для инвалидов и маломобильных групп населения, полагает, что в данном случае Учреждение является надлежащим истцом по делу. Администрация также считает, что именно на Товарищество возложена обязанность по обслуживанию и содержанию общего имущества МКД, в том числе конструкций или оборудования, предназначенного для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения МКД.
К судебному заседанию в апелляционный суд поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик-1 просил оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании представители Учреждения и Администрации доводы апелляционных жалоб поддержали в полном объеме.
Представители Товарищества и Миловановой А.И. против удовлетворения апелляционных жалоб возражали, просили оставить решение суда без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела в районную подкомиссию региональной межведомственной комиссии Санкт-Петербурга по обследованию жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид от гражданки Миловановой А.И. (инвалида-колясочника 1 группы) 05.10.2017 поступило заявление о проведении обследования жилого помещения инвалида и общего имущества, а также об установке пандуса для маломобильных граждан жилого дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Дальневосточный проспект, дом 69 (далее - МКД).
Согласно заключению от 28.04.2018 N 51 о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в МКД комиссия пришла к выводу о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий доступности.
Вступившим в законную силу решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 17.05.2018 по делу N 2-217/2018 частично удовлетворены требования Миловановой А.И. к Администрации, а именно суд обязал Администрацию совершить действия по обеспечению условий для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, к общему имуществу многоквартирного дома, расположенного по адресу: Дальневосточный проспект, дом 69, корпус 3, в течение полугода с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с Уставом, утвержденным распоряжением Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 18.09.2019 N 2293-рз Учреждение проводит от имени Санкт-Петербурга мероприятия по обеспечению МКД необходимыми устройствами инвалидов и маломобильных групп населения.
На основании заключенного Учреждением 02.12.2019 государственного контракта на проведение мероприятий по созданию условий доступности для инвалидов и иных маломобильных групп в 2019 году осуществлена установка подъемной платформы для инвалидов в указанном выше МКД, выполнены работы по установке подъемного устройства для инвалидов.
Учреждение 17.02.2020 направило в адрес Товарищества письмо с информацией о необходимости включения названного устройства (подъемной платформы) в состав общего имущества МКД.
Поскольку Товарищество в добровольном порядке включить подъемную платформу для инвалидов в состав общего имущества МКД отказалось, Учреждение обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к общему имуществу в многоквартирном доме относятся крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Следовательно, конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме относятся к общему имуществу многоквартирного дома.
Частью 3 статьи 15 ЖК РФ установлены особые (дополнительные) требования, предъявляемые к жилым помещениям, а также общему имуществу многоквартирных домов, в которых проживают инвалиды.
В соответствии с пунктом 3 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов", доступность для инвалида жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом его потребностей. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме
В соответствии с частью 4.1 статьи 36 ЖК РФ приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме согласно требованиям, указанным в части 3 статьи 15 ЖК РФ, допускается без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме только в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников.
В силу подпункта "б" пункта 1 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" состав общего имущества может быть определен как собственниками помещения в многоквартирном доме, так и органами государственной власти (в целях контроля за содержанием общего имущества). Нормативные положения действующего жилищного законодательства Российской Федерации не содержат запрет на включение в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома без проведения общего собрания собственников обоснованных с точки зрения необходимости обеспечения доступа в многоквартирный дом оборудования и устройств для инвалидов (пандусов, подъемных устройств и другое)
Как следует из материалов дела, спорная подъемная платформа была обустроена в МКД силами Учреждения за счет выделенных ему на указанные цели средств в целях обеспечения доступности многоквартирного дома для маломобильных групп населения.
Доказательств того, что при установке этого оборудования произведена реконструкция МКД в материалы дела не представлено.
Федеральным законом от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" статьи 2 ЖК РФ дополнена частью 5.1, в силу которой с 01.01.2016 государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
Следовательно, при решении спорного вопроса проведения общего собрания не требуется, иное нарушало бы провозглашенные законом права инвалидов.
По смыслу вышеприведенных правовых норм в отношении Товарищества закреплена обязанность по осуществлению управления многоквартирным домом, обеспечению соблюдения прав и законных интересов собственников помещений, выполнению обязательств по договору и обеспечению надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества в МКД, следовательно, в данном случае требования Учреждения обоснованны и правомерны и подлежали удовлетворению.
При этом, как указано ранее, Учреждение в соответствии с Уставом, утвержденным распоряжением Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 18.09.2019 N 2293-рз Учреждение проводит от имени Санкт-Петербурга мероприятия по обеспечению МКД необходимыми устройствами инвалидов и маломобильных групп населения за счет выделяемых ему на указанные цели средств, соответственно, в данном случае Учреждение вопреки позиции суда первой инстанции является надлежащим истцом по настоящему делу.
На основании изложенного решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.12.2021 по делу N А56-42987/2021 подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении требований Учреждения в полном объеме.
Удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 174 АПК РФ). При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства (пункт 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7).
Учитывая тот факт, что для исполнения судебного акта по настоящему делу Товариществу не требуется каких-либо трудозатрат, суд находит разумным срок в десять рабочих дней с момента вступления постановления апелляционного суда в законную силу на исполнение соответствующей обязанности.
По результатам рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции и в соответствии со статьей 110 АПК РФ с Товарищества в пользу Учреждения подлежат взысканию 6 000 руб. 00 коп. государственной пошлины по иску и 3 000 руб. 00 коп. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.12.2021 по делу N А56-42987/2021 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Обязать Товарищество собственников жилья "Невский Берег" включить в состав общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Санкт-Петербург, Дальневосточный проспект, дом 69, корпус 3, литера А, подъемное устройство с наклонным перемещением для инвалида-колясочника.
Взыскать с Товарищества собственников жилья "Невский Берег" в пользу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга" 9 000 руб. 00 коп. расходов по уплате государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С. А. Нестеров |
Судьи |
К. В. Галенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-42987/2021
Истец: Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга"
Ответчик: ТСЖ "НЕВСКИЙ БЕРЕГ"
Третье лицо: Администрация Невского района Санкт-Петербурга, Милованова Арина Игоревна, МИЛОВАНОВА А.И.