г. Ессентуки |
|
14 апреля 2022 г. |
Дело N А25-2762/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.04.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.04.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Жукова Е.В., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пучиновой Т.В., при участии представителей главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам - Шидаковой Р.А. (по доверенности от 16.12.2021 N 006), Карасовой Р.Э. (по доверенности от 04.03.2022 N 002), в отсутствие представителя акционерного общества Агрокомбинат "Южный", рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу акционерного общества Агрокомбинат "Южный" на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 22.02.2022 по делу N А25-2762/2021,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество Агрокомбинат "Южный" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением к Главному управлению Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам (далее - Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 21.09.2021 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 22.02.2022 в удовлетворении заявления Общества отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях Общества состава вменяемого правонарушения, соблюдением Управлением порядка его привлечения к административной ответственности, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным и снижения размера штрафа.
Общество обжаловало решение суда в апелляционном порядке, просит отменить постановление Управления от 21.09.2021, применить положения статьи 2.9 КоАП РФ и освободить Общество от административной ответственности.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В судебном заседании представители Управления возразили по существу доводов жалобы Общества, просят решение суда оставить без изменения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя Общества.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей Управления, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Основным видом деятельности Общества является деятельность по выращиванию овощей (ОКВЭД 01.13.1); торговля оптовая свежими овощами, фруктами и орехами (ОКВЭД 46.31.1); торговля оптовая свежим картофелем (ОКВЭД 46.31.11); торговля оптовая прочими свежими овощами (ОКВЭД 46.31.12); торговля оптовая свежими фруктами и орехами (ОКВЭД 46.31.13); торговля розничная фруктами и овощами в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.21); торговля розничная свежими фруктами, овощами, картофелем и орехами в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.21.1); деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания (ОКВЭД 56.29).
Управлением при осуществлении мониторинга раскрытия организациями информации установлено, что в нарушение установленных Стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 N 570) сроков бухгалтерский баланс и приложения к нему Обществом не раскрыты.
По факту выявленного правонарушения 21.09.2021 должностным лицом Управления, в присутствии представителя заявителя (Боташевой А.К., действующей по доверенности N 89 от 21.09.2021), составлен протокол об административном правонарушении, в котором зафиксировано, что Обществом совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении руководителем Управления с участием представителя Общества, вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 21.09.2021, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100000р.
Не согласившись с названным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Часть 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов), если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 настоящего Кодекса.
Статус Общества отвечает понятию теплоснабжающей организации (пункт 11 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ)).
Теплоснабжающие организации, теплосетевые организации, органы регулирования обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, органами регулирования (часть 9 статьи 7 Закона N 190-ФЗ).
В целях реализации названной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 N 570 утверждены Стандарты раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования (далее - Стандарты).
В соответствии с пунктом 15 Стандартов регулируемая организация обязана раскрывать информацию согласно установленному перечню в установленные Стандартами сроки.
Перечень информации, подлежащей раскрытию в соответствии со Стандартами, является исчерпывающим (пункт 14).
В соответствии с пунктом 29 Стандартов информация, указанная в пунктах 19 - 21 настоящего документа, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня направления годового бухгалтерского баланса в налоговые органы, за исключением информации, указанной в подпункте "з" пункта 21 настоящего документа.
Сведения, указанные в пункте 19 Стандартов раскрытия информации должны были быть размещены Обществом в системе ФГИС ЕИАС ФАС России не позднее 30 апреля 2021 года. На момент рассмотрения дела об административном правонарушении установлено, что информация о показателях технико-экономического состояния систем теплоснабжения, предусмотренная пунктом 19 Стандартов, Обществом не раскрыта.
Факт не опубликования установленной законодательством информации в полном объеме в установленный законодательством срок, установлен судом первой инстанции, подтвержден материалами дела и Обществом не оспаривается.
За нарушение установленных стандартов раскрытия организациями коммунального комплекса информации о своей регулируемой деятельности, включая сроки и периодичность предоставления организациями коммунального комплекса информации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.15 КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины заявителя во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного ему правонарушения.
Повторно проверив соблюдение процедуры привлечения Общества к административной ответственности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что нарушений прав и законных интересов Общества при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено. Действия Управления законны и обоснованы.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, административным органом не нарушен. При разрешении вопроса о соблюдении сроков давности с учетом статьи 4.5 КоАП РФ следует исходить из объекта посягательства. Исключениями из общего правила о двухмесячном (трехмесячном при рассмотрении дела судьей) сроке давности привлечения к административной ответственности, являются ряд административных правонарушений, перечисленных в части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, к числу которых, помимо прочих относятся нарушения законодательства о теплоснабжении. Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о теплоснабжении составляет один год, исчисляемый со дня совершения соответствующего административного правонарушения.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено должностным лицом Управления в пределах полномочий, предусмотренных статьями 23.51, 29.10 КоАП РФ.
Факт совершения правонарушения Общество не отрицает, ссылается на наличие оснований для снижения назначенного штрафа ниже низшего либо для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного им административного правонарушения малозначительным. Осознает социальную значимость раскрытия информации для населения и обращает внимание суда, что событие административного правонарушения устранено; Общество впервые нарушает сроки раскрытия информации; вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.8.1 КоАП РФ признает и раскаивается.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемым общественным правоотношениям.
Положения статьи 2.9 КоАП РФ устанавливают, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, его совершившее, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей и в создании препятствий к получении информации о показателях технико-экономического состояния систем теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 18.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Суд первой инстанции верно указал, что оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения Общества от административной ответственности не имеется, поскольку в течение продолжительного времени Общество не выполняло свои публично-правовые обязанности, установленные действующим законодательством Российской Федерации.
В заявлении, а также в апелляционной жалобе Общества не приведено безусловных аргументов, указывающих на наличие исключительных обстоятельств, препятствующих исполнению им установленной законом обязанности. Общество не проявило ту степень заботливости и осмотрительности, а также должного контроля, которые необходимы для соблюдения требований законодательства о раскрытии информации в сфере теплоснабжения.
Признание допущенного нарушения малозначительным и освобождение Общества от административной ответственности не отвечает цели предупреждения совершения новых правонарушений.
Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, не установлено. С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Согласно статье 4.1 КоАП при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Применение меры административного наказания в виде штрафа в минимальном размере санкции, установленной частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ в размере 100000р, с учетом фактических обстоятельств совершенного нарушения соответствует степени вины нарушителя и последствиям нарушения.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 АПК РФ, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в дело доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции не рассматривался, поскольку в соответствии с ч. 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 22.02.2022 по делу N А25-2762/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в соответствии с частью 4.1 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев, при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Жуков Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-2762/2021
Истец: АО Агрокомбинат "Южный"
Ответчик: Главное управление по тарифам и ценам
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО ТАРИФАМ И ЦЕНАМ, Салпагаров Салис Аубекирович