г. Саратов |
|
14 апреля 2022 г. |
Дело N А06-9865/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С. А. Жаткиной,
судей О. И. Антоновой, Т. В. Волковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А. Д. Ардабацким,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства социального развития и труда Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 14 февраля 2022 года по делу N А06-9865/2021
по иску Астраханской региональной спортивно-патриотической общественной организацией "Патриот" (ОГРН 1163025053817, ИНН 3015108073)
к Министерству социального развития и труда Астраханской области (ОГРН 1053000021139, ИНН 3015068832)
о взыскании субсидий на возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам социальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Астраханской области обратилась Астраханская региональная спортивно-патриотическая общественная организация "Патриот" (далее - АРО "Патриот", организация, истец) с исковым заявлением к Министерству социального развития и труда Астраханской области (далее - Минсоцразвития Астраханской области, министерство, ответчик) о взыскании субсидий на возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам социальных услуг, в размере 1 015 636 руб. в период с декабря 2020 года по июнь 2021 года, расходов по оплате государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 14 февраля 2022 года по делу N А06-9865/2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное по основаниям, изложенным в жалобе.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте судебного рассмотрения извещены надлежащим образом в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе, публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, с учетом отзыва на неё, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Астраханская региональная спортивно-патриотическая общественная организация "Патриот" является некоммерческой организацией, в том числе оказывающей социальные услуги гражданам, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации некоммерческой организации, уставом АРО "Патриот".
21.05.2020 АРО "Патриот" включена в реестр поставщиков социальных услуг Астраханской области.
В период с 04.12.2020 по 30.06.2021 на основании индивидуальных программ предоставления социальных услуг, разработанных Министерством социального развития и труда Астраханской области, и договоров о предоставлении социальных услуг, заключенных между АРО "Патриот" и гражданами, истцом были оказаны социальные услуги гражданам на общую сумму 1 015 636 рублей, а именно проведение занятий, обучающих здоровому образу жизни, организация досуга и отдыха, оказание содействия в проведении оздоровительных мероприятий, что подтверждается представленными в материалы дела договорами о предоставлении социальных услуг.
Подробный расчет с указанием конкретных граждан, периодом оказания социальных услуг, наименованием социальной услуги, тарифов государственной организации социального обслуживания Астраханской области, общего количества оказанных социальных услуг, общей суммы оказанных социальных услуг и документов, подтверждающих оказание услуг, приведен АРО "Патриот" в исковом заявлении.
01.07.2021 истец направил в Министерство социального развития и труда Астраханской области заявление о предоставлении субсидии на финансовое возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданину социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг.
Однако в письме от 16.07.2041 N 10328/02-01 министерство отказало в предоставлении компенсации в форме субсидии на возмещение финансовых затрат, мотивировав тем, что АРО "Патриот" неверно определено учреждение, тарифы которого истец должен был применять для расчета компенсационных выплат, поскольку организация оказывает услуги по адресу г. Астрахань, ул. Н.Островского, 148 А, и на наименьшим расстоянии от указанного адреса располагается ГАУ АО "Многофункциональный социальный центр "Содействие", а именно по адресу: г. Астрахань, ул. В. Барсовой, 2а, тарифы которого и должны были быть применены истцом.
Не согласившись с позицией министерства, в целях досудебного урегулирования спора истец направил в адрес ответчика претензию с требованием выплаты субсидий на возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам социальных услуг, которая оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с заявленными исковыми требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление бюджетных средств осуществляется, в том числе в форме субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно части 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 442-ФЗ) определено, что финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, и предоставляющими социальные услуги социально ориентированными некоммерческими организациями осуществляется путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.
Если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 8 статьи 30 Закона N 442-ФЗ).
Материалами дела подтверждено и ответчиком не опровергнуто, что социальные услуги в соответствии с индивидуальными программами предоставления социальных услуг оказаны АРО "Патриот", о чем свидетельствуют подписанные акты о предоставлении услуг, индивидуальные программы, а также договоры между получателями социальных услуг и истцом, заключенные с учетом постановления Правительства Астраханской области от 12.12.2014 N 572-П "О порядке предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Астраханской области".
Выплата субсидии поставщикам социальных услуг осуществляется в соответствии с Порядком и размером выплаты компенсации поставщику или поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Астраханской области, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), предоставившим гражданину социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой предоставления социальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Астраханской области от 12.12.2014 N 571-П (далее - Порядок N 571-П)
Согласно п. 2.7 Порядка N 571-П за предоставление гражданину социальных услуг бесплатно выплата субсидии производится в размере 100% затрат на предоставленные социальные услуги по утвержденным Правительством Астраханской области тарифам на аналогичные социальные услуги в соответствующей форме социального обслуживания, предоставляемые государственными организациями социального обслуживания Астраханской области, расположенными на территории того же муниципального района (городского округа) Астраханской области, в котором были предоставлены социальные услуги (в редакции от 26.05.2020).
Указанные тарифы на 2020 год были утверждены Постановлением Правительства Астраханской области от 28.12.2019 N 569-П, тарифы на 2021 год утверждены Постановлением Правительства Астраханской области от 09.10.2020 N 462-П.
В случае наличия на территории муниципального района (городского округа) Астраханской области, в котором были предоставлены социальные услуги, двух и более государственных организаций социального обслуживания Астраханской области, предоставляющих в соответствующей поставщику социальных услуг форме социального обслуживания социальные услуги, аналогичные социальным услугам, предоставленным гражданам поставщиком социальных услуг, размер субсидии рассчитывается по тарифам на социальные услуги государственной организации социального обслуживания Астраханской области, расположенной на наименьшем расстоянии от поставщика социальных услуг и соответствующей аналогичному с поставщиком социальных услуг типу организации согласно номенклатуре организаций социального обслуживания в Астраханской области, утвержденной Распоряжением Правительства Астраханской области от 31.10.2014 N 460-Пр.
Как установлено судом первой инстанции, на территории городского округа МО г. Астрахань социальные услуги гражданам пожилого возраста в полустационарной форме социального обслуживания оказывают следующие государственные организации социального обслуживания с юридическими адресами, указанными в Едином государственном реестре юридических лиц:
- Государственное автономное учреждение Астраханской области "Многофункциональный центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г. Астрахани "Оберег", адрес организации согласно выписке из ЕГРЮЛ: 414040, г. Астрахань, ул. Ак. Королева строение 26, литер А, помещение 5;
- Государственное автономное учреждение Астраханской области "Многопрофильный социальный центр "Содействие", адрес организации согласно выписке из ЕГРЮЛ: 414024, г. Астрахань, ул. Богдана Хмельницкого д.2, корпус 3;
- Государственное автономное учреждение социального обслуживания Астраханской области "Многопрофильный социально - оздоровительный центр "Здравушка", адрес организации согласно выписке из ЕГРЮЛ: 414015, г. Астрахань, ул. Лепехинская, д. 47.
Данные адреса организаций также указаны в индивидуальных программах предоставления социальных услуг, выдаваемых министерством гражданам, нуждающимся в социальных услугах, а именно в пункте 12 "Перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг".
В соответствии с Порядком N 571-П в редакции от 26.05.2020, под наименьшим расстоянием от поставщика социальных услуг до государственной организации социального обслуживания Астраханской области понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от поставщика социальных услуг до государственной организации социального обслуживания Астраханской области посредством карты "Астраханская область", утвержденной Законом Астраханской области от 12.04.2004 N 21/2004-03 "Об утверждении описания границы Астраханской области".
В соответствии с частью 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего органа.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ юридическим адресом АРО "Патриот" является: 414004, г. Астрахань, ул. Зеленгинская д. 44, кв. 11, следовательно при расчете компенсационных выплат необходимо руководствоваться тарифами Государственного автономного учреждения Астраханской области "Многофункциональный центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г. Астрахани "Оберег", как государственной организации, предоставляющей аналогичные социальные услуги и расположенной на наименьшем расстоянии от АРО "Патриот".
В апелляционной жалобе министерство приводит аналогичные доводы, которые были изложены в суде первой инстанции.
Так, по мнению Минсоцразвития Астраханской области, поскольку организация обратилась к ответчику о выплате компенсации поставщикам социальных услуг в июле 2021 года, то при расчете размера субсидии следовало руководствоваться пунктом 2.8 Порядка N 571-П в редакции от 11.06.2021, где указано, что для целей настоящего Порядка под наименьшим расстоянием от поставщика социальных услуг до государственной организации социального обслуживания Астраханской области понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от места фактического предоставления социальных услуг поставщиком социальных услуг до места фактического предоставления социальных услуг государственной организацией социального обслуживания Астраханской области посредством карты "Астраханская область", утвержденной Законом Астраханской области от 12.04.2004 N 21/2004-ОЗ "Об утверждении описания границы Астраханской области".
То есть, по мнению апеллянта, при определении минимального расстояния от поставщика социальных услуг до государственной организации социального обслуживания Астраханской области следует исходить из места фактического предоставления социальных услуг.
В то же время судом первой инстанции верно установлено, что прежняя редакция указанного пункта Порядка N 571-П была следующая: "Для целей настоящего Порядка под наименьшим расстоянием от поставщика социальных услуг до государственной организации социального обслуживания Астраханской области понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от поставщика социальных услуг до государственной организации социального обслуживания Астраханской области посредством карты "Астраханская область", утвержденной Законом Астраханской области от 12.04.2004 N 21/2004-ОЗ "Об утверждении описания границы Астраханской области", то есть в ней отсутствовало указание на место фактического предоставления социальных услуг.
В соответствии со статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Правоотношения по предоставлению субсидий за оказанные социальные услуги связаны с моментом осуществления соответствующих услуг и являются длящимися. Данные правоотношения включают в себя как возникновение права на получение субсидий (правоотношения, связанные с оказанием самих услуг), так и обращение поставщика социальных услуг в соответствующий орган с заявлением о получении соответствующих субсидий.
Новая редакция пункта 2.8 Порядка N 571-П была принята позже оказания истцом соответствующих социальных услуг и не может распространять свое действие на правоотношения, возникшие до его принятия.
Таким образом, применительно к обстоятельствам настоящего дела судом первой инстанции правильно применены положения Порядка в редакции, действовавшей от 26.05.2020, а следовательно при расчете компенсационных выплат необходимо было руководствоваться тарифами Государственного автономного учреждения Астраханской области "Многофункциональный центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г. Астрахани "Оберег", как государственной организации, предоставляющей аналогичные социальные услуги и расположенной на наименьшем расстоянии от АРО "Патриот".
Исходя из изложенного, доводы Министерства социального развития и труда Астраханской области о необходимости применения к обстоятельствам рассматриваемого спора положений Порядка в редакции, действующей на дату обращения АРО "Патриот" с заявлением о выдаче субсидии, являются несостоятельными, основанными на неверном толковании норм действующего законодательства.
Поскольку фактически услуги истцом были оказаны, что не опровергается министерством, требования АРО "Патриот" о взыскании субсидий в размере 1 015 36 руб. правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены судебного акта суда первой инстанции в любом случае, судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы апелляционной жалобы, приведенные в их обоснование, не соответствуют нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела, они не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 14 февраля 2022 года по делу N А06-9865/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С. А. Жаткина |
Судьи |
О. И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-9865/2021
Истец: Астраханская региональная спортивно-патриотическая "Патриот"
Ответчик: Министерство социального развития и труда Астраханской области
Хронология рассмотрения дела:
12.10.2022 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8802/2022
29.07.2022 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-20303/2022
14.04.2022 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3346/2022
14.02.2022 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-9865/2021