г. Киров |
|
15 апреля 2022 г. |
Дело N А29-12436/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Волковой С.С., Кононова П.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маслениковой Ю.С.
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя - адвоката Хромова О.В., действующего на основании доверенности от 17.01.2022;
представителя ответчика - Марченко Ю.В., действующей на основании доверенности от 14.09.2020
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Зезегова Валерия Юрьевича
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.02.2022 по делу N А29 12436/2021
по заявлению индивидуального предпринимателя Зезегова Валерия Юрьевича (ИНН 110100051978, ОГРНИП 304110130600153)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару (ИНН 1101481359, ОГРН 1041130401091)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Зезегов Валерий Юрьевич (далее - заявитель, ИП Зезегов В.Ю., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару (далее - ответчик, Инспекция, административный орган) от 01.10.2021 N 19-06/8 о признании Предпринимателя виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 122 473,19 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 24.02.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Зезегов В.Ю. обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, квалифицировав совершенное заявителем правонарушение по части 4 статьи 14.5 КоАП РФ.
По мнению Предпринимателя, административным органом и судом не дана оценка доказательствам выполнения заявителем требований применения контрольно-кассовой техники с заводским номером 0025450028003592 по формированию всех полных фискальных данных при помощи фискального накопителя 9287440300915885 в период с 01 по 13 апреля 2021 года. ИП Зезегов В.Ю. считает, что непоступление оператору фискальных данных в течении в течение 13 суток информации о формировании кассовых чеков не образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного диспозицией части 2 статьи 14.5 КоАП РФ, и подлежит квалификации по части 4 статьи 14.5 КоАП РФ.
Инспекция в письменном отзыве на апелляционную жалобу опровергла доводы заявителя, указала на законность обжалуемого решения суда.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 16.02.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 17.02.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В судебном заседании представители сторон поддержали занятые по делу правовые позиции.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ИФНС России по г. Сыктывкару 26.07.2021 исполнена государственная функция по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения за период с 01.01.2021 по 30.06.2021 в отношении ИП Зезегова В.Ю., при сопоставлении данных о сформированных фискальных документах и данных выписок по расчетным счетам предпринимателя установлено, что расчеты, осуществленные с помощью платежных карт в транспортных средствах (автобусах), используемых ИП Зезеговым В.Ю. за период с 01.04.2021 по 13.04.2021, осуществлены без применения контрольно-кассовой техники.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 26.07.2021 N 19-17/8.
25.08.2021 должностным лицом Инспекции в отношении Предпринимателя по факту установленных нарушений составлен протокол об административном правонарушении N 19-06/8 по признакам состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
01.10.2021 должностным лицом Инспекции, рассмотрены материалы административного дела и принято постановление N 19-06/8 о привлечении ИП Зезегова В.Ю. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 122 473,19 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия и доказанности материалами дела в деянии Предпринимателя события и состава вмененного ему административного правонарушения, а также отсутствия со стороны административного органа существенных нарушений процессуальных требований при проведении проверки и производстве по делу об административном правонарушении.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях.
Согласно примечанию к статье 14.5 КоАП РФ лицо, добровольно заявившее в налоговый орган в письменной форме о неприменении им контрольно-кассовой техники в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, либо о применении им контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо о применении им контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий перерегистрации контрольно-кассовой техники и порядка ее применения и добровольно исполнившее до вынесения постановления по делу об административном правонарушении обязанность, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которой лицо привлекается к административной ответственности, а также лицо, направившее в налоговый орган кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции), освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 2, 4 или 6 настоящей статьи, если соблюдены в совокупности следующие условия:
на момент обращения лица с заявлением в налоговый орган либо направления лицом в налоговый орган кассового чека коррекции (бланка строгой отчетности коррекции) налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;
представленные сведения и документы либо кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции) являются достаточными для установления события административного правонарушения.
Порядок и условия применения контрольно-кассовой техники регламентированы положениями Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон N 54-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 1.2 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
На основании статьи 1.1 Закона N 54-ФЗ под расчетами понимается прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, выдача (получение) обменных знаков игорного заведения и выдача (получение) денежных средств в обмен на предъявленные обменные знаки игорного заведения, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. В целях настоящего Федерального закона под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.
Согласно пункту 2 статьи 1.2 Закона N 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, и (или) законодательство Российской Федерации предусматривает использование соответствующих бланков документов при оказании услуг населению, обязанность пользователя по выдаче (направлению) клиенту кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, может быть исполнена пользователем путем передачи клиенту указанного документа на бумажном носителе с содержащимися на нем реквизитами кассового чека (бланка строгой отчетности), позволяющими идентифицировать этот кассовый чек (бланк строгой отчетности) (QR-код и (или) дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя и фискальный признак документа) (пункт 5.8 статьи 1.2 Закона N 54-ФЗ).
При осуществлении расчетов водителем или кондуктором в салоне транспортного средства при реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте обязанность по направлению покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в пунктах 2, 3, 5.7 и 5.8 настоящей статьи, может быть исполнена пользователем путем предоставления покупателю (клиенту) указанных документов (билетов) и талонов на бумажном носителе с указанием сведений, достаточных для идентификации и бесплатного получения покупателем (клиентом) с использованием информационных ресурсов оператора фискальных данных и (или) налогового органа, размещенных в сети "Интернет", кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме, который должен быть сформирован в день осуществления расчета (пункт 5.9 статьи 1.2 Закона N 54-ФЗ).
Таким образом, публичная обязанность применять контрольно-кассовую технику, формировать кассовые чеки и передавать фискальные документы оператору фискальных данных либо в налоговые органы, законодателем возложена на пользователей контрольно-кассовой техники.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ИП Зезегов В.Ю. имеет лицензию на перевозку пассажиров автобусами лицензиата от 07.06.2019 серии АК N 11-000376.
При анализе данных информационных ресурсов Инспекции (АИС Налог-3, ветка АСК ККТ) ответчиком установлено, что фискальные документы (кассовые чеки) ИП Зезеговым В.Ю. на ККТ модели PAYONLINE-01 ФА N 0025450028003592 за период с 01.04.2021 по 13.04.2021 не формировались, контрольно-кассовая техника не применялась.
23.09.2021 ИФНС России по г. Сыктывкару направила в адрес АО "Оранж дата", ООО "Эвотор ОФД" запросы о возможных причинах, по которым фискальные документы в указанном периоде Предпринимателем не формировались и не передавались оператору фискальных данных.
Согласно ответу ООО "Эвотор ОФД" от 29.09.2021 в указанный в запросе Инспекции период в составе кассы работал фискальный накопитель с номером 9287440300915885, фискальные данные по указанному ФН за период с 01.04.2021 по 13.04.2021 в ООО "Эвотор ОФД" отсутствуют. В данный период сбоев в работе технических, программных либо иных средств, которые могли бы стать причиной не передачи фискальных данных Предпринимателем со стороны ООО "Эвотор ОФД" не установлены.
При анализе выписок по банковским счетам, открытым в кредитных учреждениях ИП Зезеговым В.Ю., административным органом установлено, что на расчетный счет Предпринимателя в числе прочих имеются зачисления выручки от продаж по платежным картам, по устройствам, используемым в транспортных средствах (валидаторах) от организации ООО "НКО Расчетные решения" ИНН 7750005860.
Всего за период с 01.04.2021 по 13.04.2021 от ООО "НКО Расчетные решения" на расчетный счет ИП Зезегова В.Ю. поступило 489 892,79 рублей, основание данных операций - "Переводы по распоряжению пользователей по реестру согласно Правилам ТС "Электронный проездной" МО г.Сыктывкар".
Таким образом, при сопоставлении данных о сформированных фискальных документах и данных выписок по расчетным счетам Предпринимателя ответчиком установлено, что расчеты, осуществленные с помощью платежных карт в транспортных средствах, используемых ИП Зезеговым В.Ю. за период с 01.04.2021 по 13.04.2021, осуществлены без применения контрольно-кассовой техники.
Как видно из материалов дела, 07.09.2021 ИП Зезеговым В.Ю. в Инспекцию представлен документ "Отчет о поездках в разрезе кондукторов по проездным за период с 01.04.2021 по 30.04.2021".
08.09.2021 ИП Зезеговым В.Ю. в Инспекцию на электронную почту представлен документ в формате EXCEL (расчет с 01.04.2021 по 30.04.2021), согласно которому с 01.04.2021 по 13.04.2021 фискальные документы ИП Зезеговым В.Ю. также не формировались, а начиная с 14.04.2021 имеется информация о формировании кассовых чеков (в том числе чеков коррекции).
Однако при анализе данного файла не представляется возможным выяснить, с какого информационного ресурса он получен, либо кем предоставлен ИП Зезегову В.Ю. Кроме того, в данном файле отсутствует информация, о том в какой период времени формировались чеки коррекции и сделать выводы о соблюдении ИП Зезеговым В.Ю. условий для освобождения от привлечения к административной ответственности не представляется возможным.
20.09.2021 ИП Зезеговым В.Ю. также представлены объяснения по акту проверки N 19-17/8 от 26.07.2021, согласно которым в марте 2021 года был заменен фискальный регистратор, но данные фискального регистратора не были своевременно переданы оператору фискальных данных. После передачи данных оператор фискальных данных отразил все операции за период с 01.04.2021 года по 13.04.2021 года. В связи с тем, что ОФД не своевременно указал новый N фискального накопителя данные за период с 01.04.2021 года по 13.04.2021 года ушли 1 сентября 2021 года. Данная выручка отражена в доходах для налогообложения и налоги оплачены в полном объёме. Умысла сокрыть доходы не было".
Данные обстоятельства опровергают довод заявителя о том, что чеки коррекции были сформированы 14.04.2021, совокупность условий освобождения предпринимателя от административной ответственности, указанных в примечании к статье 14.5 КоАП РФ, не соблюдена.
Таким образом, при анализе представленной ООО "ЭВОТОР ОФД" информации установлено, что ИП Зезеговым В.Ю. за период с 01.04.2021 по 13.04.2021 контрольно-кассовой техники не применялась, чеки коррекции предпринимателем до проведения проверки не формировались, условия для освобождения от привлечения к административной ответственности не соблюдены.
Следовательно, в деянии заявителя, вопреки доводам жалобы, имеется событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Из части 1 статьи 1.5 КоАП РФ следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с примечанием к статье 2.4 КоАП РФ совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
Согласно части 2 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
По смыслу приведенных норм с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины предпринимателя предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от лица не зависящих.
В настоящем деле не имеется доказательств, подтверждающих, что Предприниматель предпринял все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения вменяемого административного правонарушения. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в связи с чем вина заявителя жалобы в совершении вменяемого ему административного правонарушения также имеет место. Иная позиция Предпринимателя не нашла своего подтверждения по материалам настоящего дела.
При таких обстоятельствах следует признать доказанным наличие в деянии Предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ. Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела не усматривается.
Апелляционный суд отклоняет довод заявителя о том, что его действия надлежит квалифицировать по части 4 статьи 14.5 КоАП РФ.
Частью 4 статьи 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения.
В данном случае ИП Зезегову В.Ю. вменяется в вину именно неприменение контрольно-кассовой техники, а не нарушение требований, предъявляемых к самой контрольно-кассовой машине.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, не установлено.
Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности заявителя на момент вынесения постановления о назначении административного наказания не пропущен.
Размер определенного Инспекцией административного наказания установлен Предпринимателю в минимальном размере санкции вменяемой статьи с учетом положений главы 4 КоАП РФ, соответствует характеру совершенного заявителем правонарушения и соразмерен его тяжести.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, однако они не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда первой инстанции толкованию норм права и оценке обстоятельств дела. С учетом изложенного решение Арбитражного суда Республики Коми по настоящему делу следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.02.2022 по делу N А29-12436/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Зезегова Валерия Юрьевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-12436/2021
Истец: ИП Зезегов Валерий Юрьевич
Ответчик: ИФНС по г.Сыктывкару
Третье лицо: Хромов Олег Владимирович(Представитель истца)