г. Вологда |
|
14 апреля 2022 г. |
Дело N А05-11887/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 14 апреля 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Алимовой Е.А. и Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Михайловой Р.А.,
при участии от индивидуального предпринимателя Саблиной К.К. представителя Ардашова Е.Н. по доверенности от 13.10.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента образования администрации городского округа "Город Архангельск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 31 января 2022 года по делу N А05-11887/2021,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Саблина Кристина Константиновна (ОГРНИП 315290100002064, ИНН 290217588609; адрес: 163000, город Архангельск) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Департаменту образования администрации городского округа "Город Архангельск" (ОГРН 1052901008445, ИНН 2901132550; адрес: 163069, город Архангельск, площадь В.И.Ленина, дом 5; далее - департамент) о признании недействительным решения от 01.10.2021 N 12-27/3029 о приостановлении предоставления субсидии в 2021 году, принятого в форме уведомления, требования от 01.10.2021 N 12-27/3030 в части пункта 2 его резолютивной части (принятие мер по возврату в городской бюджет субсидии в сумме 1 393 609 руб. 38 коп.).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 31 января 2022 года принят отказ заявителя от требования о признании незаконным решения от 01.10.2021 N 12-27/3029 о приостановлении предоставления субсидии в 2021 году, принятого в форме уведомления, производство по делу в этой части прекращено, требование от 01.10.2021 N 12-27/3030 в части пункта 2 итоговой части (принятие мер по возврату в городской бюджет субсидии в сумме 1 393 609 руб. 38 коп.) признано недействительным, на ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, с администрации городского округа "Город Архангельск" в пользу предпринимателя взыскано 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Департамент с таким решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Считает, что суд первой инстанции необоснованно положил в основу судебного акта предоставленные заявителем после проверки расходные кассовые ордера.
Предприниматель в отзыве и представитель заявителя в судебном заседании с изложенными в жалобе доводами не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Департамент надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителя предпринимателя, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается в материалах дела, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ), Правилами предоставления из городского бюджета субсидий частным образовательным организациям, реализующим образовательную программу дошкольного образования, на выплаты компенсации платы, взимаемой с родителей (иных законных представителей) за присмотр и уход за детьми в указанных организациях, утвержденными постановлением администрации муниципального образования "Город Архангельск" от 06.02.2018 N 160 (далее - Правила предоставления субсидии от 06.02.2018 N 160) с предпринимателем заключен договор от 05.02.2020 N 224 о предоставлении из городского бюджета субсидий частным образовательным организациям, реализующим образовательную программу дошкольного образования, на выплаты компенсации платы, взимаемой с родителей (иных законных представителей) за присмотр и уход за детьми в сумме 832 900 руб. 50 коп. (с учетом дополнительного соглашения от 26.12.2020).
В соответствии с БК РФ, Правилами предоставления из городского бюджета субсидий частным образовательным организациям на реализацию образовательных программ, утвержденными постановлением Администрации муниципального образования "Город Архангельск" от 12.02.2018 N 175 (далее - Правила предоставления субсидии от 12.02.2018 N 175), с предпринимателем заключен договор от 06.02.2019 N 124 о предоставлении из городского бюджета субсидий частным образовательным организациям, на реализацию образовательных программ.
В соответствии с приказом от 24.08.2021 N 580 департаментом в период с 30.08.2021 по 10.09.2021 в отношении предпринимателя проведена тематическая оценка деятельности по теме "Соблюдение частной образовательной организацией условий, целей и порядка предоставления из городского бюджета субсидий частным образовательным организациям на реализацию образовательных программ и на выплаты компенсации платы, взимаемой с родителей (иных законных представителей) за присмотр и уход за детьми" за 2020 и истекший период 2021 года в форме документальной проверки.
В ходе проверки департаментом установлено в том числе следующее:
в нарушение подпункта 3 пункта 9 постановления Правительства Архангельской области от 18.09.2020 N 9 и абзаца 3 пункта 14 Правил предоставления субсидии от 06.02.2018 года N 160 установлен факт нецелевого использования бюджетных средств на финансовое обеспечение затрат по выплате компенсации родительской платы и оплате услуг почтовой связи и услуг кредитных организаций, связанных с выплатой указанной компенсации, предпринимателю в общей сумме 832 900 руб. 50 коп.,
фактические показатели объема ("Обучающиеся, за исключением обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов", до 3 лет - 57 человек, "Обучающиеся, за исключением обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов", от 3 лет до 8 лет - 52 человека) муниципальной услуги "Реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования" за 2020 год согласно представленных в ходе проверки табелей учета посещаемости воспитанников (за 2020 год) не соответствуют показателям объема данной услуги, представленному руководителем организации в заявке на предоставление субсидии на реализацию образовательных программ (в соответствии с уточненной заявкой на предоставление субсидии на реализацию образовательных программ от 04.12.2020 среднегодовая численность обучающихся, за исключением обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов в возрасте до 3 лет на 2020 год составляет 69 человек, в возрасте от 3 до 8 лет - 43 человека).
По итогам проверки членами комиссии подготовлена справка с указанием предложений по устранению выявленных нарушений, департаментом в адрес заявителя направлено требование от 01.10.2021 N 12-27/3030 о возврате в городской бюджет 1 393 609 руб. 38 коп.
Не согласившись с данным требованием в части возврата субсидии, предприниматель обратился в суд.
Суд первой инстанции принял отказ заявителя от требования о признании незаконным решения от 01.10.2021 N 12-27/3029, производство по делу в данной части прекратил, требование департамента в оспариваемой части признал недействительным, возложив на ответчика обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Возражений относительно принятия судом первой инстанции отказа предпринимателя от части требований и прекращения производства по делу в части этих требований апеллянтом не приведено. Апелляционный суд оснований не согласиться с обжалуемым решением в этой части не усматривает.
Удовлетворяя требования предпринимателя в части оспаривания требования департамента, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу пунктов 1, 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии названным лицам предоставляются, в том числе, из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Исходя из пункта 3 той же статьи нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление данных субсидий, должны определять в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Статьей 38 БК РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу пункта 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Основанием вывода департамента о нецелевом использовании предпринимателем бюджетных средств на финансовое обеспечение затрат по выплате компенсации родительской платы в общей сумме 832 900 руб. 50 коп. послужили доводы ответчика о том, что в нарушение подпункта 3 пункта 9 Положения о порядке обращения за получением компенсации платы, взимаемой с родителей (иных законных представителей) за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в Архангельской области, а также о порядке ее выплаты, утвержденного постановлением Минобрнауки Архангельской области от 18.02.2020 N 9 (далее - постановление от 18.02.2020 N 9) и абзаца третьего пункта 14 Правил предоставления субсидии от 06.02.2018 N 160 предпринимателем не предоставлены документы, подтверждающие факт перечисления компенсации родительской платы на счета родителей (иных законных представителей), открытые в кредитных организациях, или через отделения почтовой связи, а также наличными денежными средствами за 2020 год.
Согласно пункту 3 Правил предоставления субсидии от 06.02.2018 N 160 (в редакции, действовавшей в период рассматриваемых правоотношений) субсидии предоставляются образовательным организациям в рамках ведомственной целевой программы "Развитие образования на территории муниципального образования "Город Архангельск" муниципальной программы "Развитие социальной сферы муниципального образования "Город Архангельск" на финансовое обеспечение затрат по выплате компенсации родительской платы и оплате услуг почтовой связи и услуг кредитных организаций, связанных с выплатой указанной компенсации.
В силу пункта 12 тех же Правил для получения субсидии образовательные организации не позднее 2 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, представляют в департамент образования реестры получателей компенсации родительской платы в образовательных организациях.
Исходя из пункта 14 данных Правил образовательные организаций обязаны:
ежемесячно производить операции по начислению родителям (иным законным представителям) компенсации родительской платы;
ежемесячно, не позднее 8 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, перечислять компенсацию родительской платы на счета родителей (иных законных представителей), открытые в кредитных организациях, или через отделения почтовой связи, а также наличными денежными средствами.
Согласно пункту 9 постановления от 18.02.2020 N 99 образовательная организация:
1) ведет реестр получателей компенсации по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению;
2) производит операции по начислению компенсации;
3) не позднее 8-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, перечисляет компенсации на счет родителя (законного представителя), который открыт в отделениях кредитных организаций, или через организации почтовой связи, а также производит выплаты компенсации наличными денежными средствами;
4) не позднее 9-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, представляет уполномоченному органу местного самоуправления реестр и отчет о расходах по осуществлению выплат компенсации (с учетом оплаты услуг почтовой связи и услуг кредитных организаций).
В силу пункта 3 того де постановления назначение компенсации за счет средств областного бюджета осуществляется на основании документов: заявления родителей (законных представителей) на назначение компенсации, копии документа, удостоверяющего личность ребенка (детей), достигшего (достигших) возраста 14 лет, либо копии свидетельства о рождении ребенка (детей), копии документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя). При определении размера компенсации родительской платы учитываются дети родителя (иного законного представителя) в возрасте до 18 лет, в том числе дети, находящиеся под опекой в семьях граждан, и приемные дети, воспитывающиеся в приемных семьях.
В ходе проверки департамент заключил, что выплаты компенсации родительской платы предпринимателем не подтверждены, поскольку не представлены расходные кассовые ордера, в связи с чем ответчик пришел к выводу о нецелевом расходовании предпринимателем средств субсидии.
Вместе с тем суд первой инстанции правомерно учел, что в ходе проверки заявителем представлены ведомости учета выданной компенсации родительской платы в образовательной организации за январь-декабрь 2020 года. Представленные документы позволяют установить получателя компенсации, категорию компенсации (на первого, второго, третьего и последующих детей), сумму компенсации, даты выплаты. Кроме того, в материалы дела заявителем представлены расходные кассовые ордера, которые также подтверждают выплату компенсации родительской платы в 2020 году.
Таким образом, представленные предпринимателем документы в совокупности подтверждают целевое использование денежных средств на выплату компенсации платы, взимаемой с родителей, размеры выплат установлены материалами дела и ответчиком не оспорены.
Как справедливо отметил суд первой инстанции, само по себе несоблюдение установленной законодательством формы расчетов не свидетельствует об отсутствии факта соответствующих выплат и не повлияло на выполнение принятых на себя обязательств со стороны заявителя.
Факт нарушений при оформлении спорных выплат получателем субсидии при недоказанности нецелевого использования денежных средств не является достаточным основанием для возврата субсидии.
Доказательств, опровергающих фактическое несение предпринимателем расходов на совершение спорных выплат, департаментом не представлено.
Ввиду изложенного суд первой инстанции правомерно заключил о том, что требование департамента о возврате субсидии в сумме 832 900 руб. 50 коп. является необоснованным.
Также департамент в ходе проверки пришел к выводу о том, что фактические показатели объема ("Обучающиеся, за исключением обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов", до 3 лет и от 3 лет до 8 лет согласно представленных в ходе проверки табелей учета посещаемости воспитанников (за 2020 год) не соответствуют показателям объема данной услуги, представленным в заявке на предоставление субсидии на реализацию образовательных программ (в соответствии с уточненной заявкой на предоставление субсидии на реализацию образовательных программ от 04.12.2020 среднегодовая численность обучающихся, за исключением обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов в возрасте до 3 лет на 2020 год составляет 69 человек, в возрасте от 3 до 8 лет - 43 человека).
Данное обстоятельство послужило основанием для требования осуществить возврат в городской бюджет субсидии на реализацию образовательных программ за 2020 год по причине невыполнения показателей объема муниципальной услуги "Реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования" в сумме 560 708 руб. 88 коп.
Пунктом 3 Правил предоставления субсидии от 12.02.2018 N 175 предусмотрено, что субсидии предоставляются частным образовательным организациям в целях финансового обеспечения оказания ими услуг по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и направляются на:
а) выплату:
заработной платы и начислений на нее;
пособий за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя в случае заболевания работника частных образовательных организаций или полученной им травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний);
пособий за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя в случае заболевания работника частных образовательных организаций или полученной им травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний);
выходных пособий работникам частных образовательных организаций - при их увольнении в связи с ликвидацией либо реорганизацией частных образовательных организаций, иными организационно-штатными мероприятиями, приводящими к сокращению численности или штата частных образовательных организаций, осуществляемых в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации;
выходных пособий работникам частных образовательных организаций - при их увольнении, не связанном с ликвидацией либо реорганизацией частных образовательных организаций, изменением их структуры и иными организационно-штатными мероприятиями, приводящими к сокращению численности или штата частных образовательных организаций:
среднемесячного заработка на период трудоустройства работников частных образовательных организаций - при их увольнении в связи с ликвидацией либо реорганизацией частных образовательных организаций, иными организационно-штатными мероприятиями, приводящими к сокращению штатной численности частных образовательных организаций;
ежемесячных компенсационных выплат в размере 50 рублей - персоналу, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, назначаемых и выплачиваемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 N 1206 "Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан";
материальной помощи в размере оклада (должностного оклада), ставки заработной платы по основному месту работы (по основной должности) один раз в течение года и единовременного выходного пособия в размере трех окладов (должностных окладов), ставок заработной платы при выходе работников частных образовательных организаций на пенсию по возрасту впервые или состоянию здоровья в соответствии с пунктом 3 статьи 38 областного закона от 02.07.2013 N 712-41-03 "Об образовании в Архангельской области";
б) приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек, на материально-техническое обеспечение подготовки и проведения государственной итоговой аттестации в частных образовательных организациях, приобретение аттестатов об основном и среднем общем образовании;
в) обеспечение дополнительного профессионального образования педагогических работников частных образовательных организаций по профилю педагогической деятельности в соответствии с пунктом 4 статьи 38 областного закона от 02.07.2013 N 712-41-03 "Об образовании в Архангельской области" в части затрат, связанных с проживанием, проездом и прочими командировочными расходами;
г) осуществление противоэпидемических мероприятий (приобретение средств термометрии, дезинфекции и гигиены, оборудования по обеззараживанию воздуха).
Согласно пункте 4 Правил предоставления субсидии от 12.02.2018 N 175, размер субсидии рассчитывается как сумма затрат по направлениям расходов, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил, и не может превышать размера предоставляемой частной образовательной организации субсидии, определенного соглашением (договором) о предоставлении субсидии.
Размер предоставляемой частной образовательной организации субсидии, подлежащий включению в соглашение (договор) о предоставлении субсидии, определяется на основании плановых показателей годового объема оказания услуг по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (с учетом особенностей, установленных абзацем третьим пункта 12 настоящих Правил), нормативов финансовых затрат для расчета субвенций бюджетам муниципальных образований Архангельской области на реализацию образовательных программ и в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до департамента образования на цели, указанные в пункте 3 настоящих Правил.
В силу пункт 6 Правил предоставления субсидии от 12.02.2018 N 175 к обязательным условиям для предоставления субсидий относятся:
а) использование субсидии на цели, указанные в пункте 3 Правила предоставления субсидии от 12.02.2018 N 175;
б) ведение раздельного учета затрат, источником финансового обеспечения которых является субсидия;
в) частная образовательная организация не имеет просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед муниципальным образованием "Город Архангельск";
г) согласие частной образовательной организации на осуществление контролирующими органами, указанными в пункте 19 настоящих Правил предоставления субсидии, проверок соблюдения частной образовательной организацией условий, целей и порядка предоставления субсидии;
д) включение в договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по соглашению о предоставлении субсидии, условия о согласии лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по таким договорам, на осуществление контролирующими органами, указанными в пункте 19 настоящих Правил, проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидии;
е) запрет приобретения иностранной валюты за счет средств, полученных из городского бюджета, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий.
Согласно пункту 9 тех же Правил для заключения соглашения (договора) о предоставлении субсидии частные образовательные организации представляют в департамент образования следующие документы:
а) заявку на предоставление субсидии на реализацию образовательных программ по форме согласно приложению N 2 к настоящим Правилам;
б) нотариально заверенные копии свидетельства о государственной аккредитации частной образовательной организации для осуществления образовательной деятельности по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования; лицензии на осуществление образовательной деятельности;
в) справку, подписанную руководителем частной образовательной организации (индивидуальным предпринимателем), об отсутствии просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед городским округом "Город Архангельск".
В силу пункта 11 Правил департамент в течение десяти рабочих дней после согласования заявки заключает соглашение (договор) о предоставлении субсидии с частной образовательной организацией по типовой форме, установленной департаментом финансов Администрации городского округа "Город Архангельск". Соглашение (договор) о предоставлении субсидии предусматривает в том числе значения результатов предоставления субсидии, предусмотренных пунктом 11.1 настоящих Правил, и иные установленные департаментом образования показатели (включая показатели качества услуг по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования), сроки и формы представления частной образовательной организацией отчета о достижении показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, и иных показателей.
Результатом предоставления субсидии является реализация частными образовательными организациями образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Показателями, необходимыми для достижения указанного результата предоставления субсидии, значения которых устанавливаются соглашением (договором) о предоставлении субсидии, является количество обучающихся, обеспеченных государственными гарантиями прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, соответствующее показателям годового объема услуг по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (пункт 11.1 Правил).
Согласно пункту 12 Правил перечисление платежа, завершающего выплату субсидии, в декабре текущего года осуществляется после представления в срок не позднее 1 декабря текущего года предварительного отчета о достижении показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, за текущий год, в части предварительной оценки достижения плановых показателей годового объема оказания услуг по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, составленного по форме согласно приложению N 4 к настоящим Правилам. В предварительном отчете о достижении показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, указываются показатели по объему, запланированные к исполнению по завершении текущего финансового года (с учетом фактического выполнения указанных показателей на отчетную дату). В случае если показатели предварительной оценки достижения плановых показателей годового объема оказания услуг по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, указанные в предварительном отчете о достижении показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, меньше показателей, установленных в заявке, размер предоставляемой частной образовательной организации субсидии подлежит уточнению в соответствии с указанными в предварительном отчете о достижении показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, показателями.
В силу пункта 19 Правил предоставления субсидии от 12.02.2018 N 175 в случае установления по результатам проверок фактов нарушения условий предоставления субсидий, установленных пунктом 6 настоящих Правил, а также недостижения показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, соответствующие средства подлежат возврату путем их перечисления в доход городского бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3.1 заключенного сторонами договора от 06.02.2019 N 124 о предоставлении из городского бюджета субсидий частным образовательным организациям, на реализацию образовательных программ субсидия предоставляется в соответствии с правилами предоставления субсидии.
В обязанности департамента входит установление показателей результативности использования субсидии в приложении N 2 к договору, являющемуся неотъемлемой частью договора (пункт 4.1.3 договора).
Пунктом 4.3.2 договора на получателя возложена обязанность обеспечивать достижение значений показателей результативности, установленных департаментом в соответствии с пунктом 4.1.3 договора.
Согласно пункту 6.1.2 размер предоставляемой получателю субсидии определяется на основании плановых показателей годового объема оказания услуг по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и нормативных затрат на оказание муниципальными учреждениями муниципального образования "Город Архангельск", находящимися в ведении департамента образования, муниципальных услуг по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденных на 2018 год, и в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до департамента образования на цели, указанные в пункте 1.1 договора на текущий год.
Приказом департамента от 09.01.2020 N 1 в соответствии с действующим Порядком определения нормативных затрат на оказание муниципальных услуг, затрат на выполнение работы муниципальными учреждениями городского округа "Город Архангельск", находящимися в ведении департамента образования Администрации городского округа "Город Архангельск", и затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество муниципальных учреждений городского округа "Город Архангельск", находящихся в ведении департамента образования Администрации городского округа "Город Архангельск", утвержденным постановлением мэрии города Архангельска от 28.12.2015 N 153, утверждены нормативные затраты на 1 ребенка.
Базовый норматив затрат на оказание муниципальной услуги на обучающегося за исключением обучающихся с ограниченным возможностями здоровья (ЛВЗ) и детей-инвалидов, от 3 лет до 8 лет составляет 51 228 руб. 96 коп., до 3 лет - 85 147 руб. 47 коп.
Согласно Приложению N 2 к дополнительному соглашению к договору о предоставлении субсидии установлены значения показателей, необходимых для достижения результатов представления субсидии на 2020 год: 69 обучающихся, за исключением обучающихся с ограниченными возможностями (ОВЗ) и детей-инвалидов, до 3 лет, 43 обучающихся - от 3 до 8 лет.
По результатам проверки департамент заключил, что среднегодовое количество детей в 2020 года составило 109 человек, из них до 3-х лет 57 человек, старше 3-х лет - 52 обучающихся. По расчету департамента сумма необоснованно полученной субсидии составила 560 708 руб. 88 коп.
Как настаивает департамент, значение показателя годового объема оказываемой услуги определяется как среднегодовая численность воспитанников путем суммирования их численности за каждый месяц и деления полученной суммы на число месяцев в году, при этом в расчет должна приниматься среднесписочная численность детей за месяц, которая рассчитывается в соответствии с математическими правилами на основе их численности за каждый день месяца по табелям учета посещаемости детей.
Суд первой инстанции правомерно не согласился с примененным департаментом порядком расчета численности воспитанников, поскольку такой порядок нормативно не установлен.
Как правомерно учел суд, согласно порядку предоставления субсидии показателем достижения результата предоставления субсидии, который устанавливается соглашением (договором) о предоставлении субсидии, является количество обучающихся. Каких-либо дополнительных требований к расчету показателя правилами предоставления субсидий, условиями заключенного с предпринимателем договора не предусмотрено.
Ссылка департамента на то, что аналогичная методика расчета предусмотрена Приложением N 1 к Закону Архангельской области от 02.07.2013 N 712-41-ОЗ "Об образовании в Архангельской области" судом обоснованно не принята, поскольку устанавливает порядок расчета субвенций местным бюджетам муниципальных районов, городских округов и муниципальных округов Архангельской области на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях. Кроме того, согласно указанной методике расчета среднегодовая численность воспитанников в муниципальной образовательной организации на очередной финансовый год определяется путем суммирования их численности на 1-е число каждого месяца и деления полученной суммы на число месяцев, проработанных данной муниципальной образовательной организацией. Требований о корректировке численности с учетом изменений количества воспитанников на каждый день месяца, не содержит.
Таким образом, расчет ответчика не соответствует указанному порядку расчета, поскольку для определения субвенции учитывается численность воспитанников на 1-е число каждого месяца.
Ввиду изложенного в нарушение статей 65, 200 АПК РФ обоснованность примененного порядка расчета численности обучающихся департаментом не доказана.
Кроме того, суд первой инстанции верно принял во внимание, что департаментом при расчете не учтены обучающиеся, которые отмечены в табелях посещаемости в спорном периоде, но приказы об их зачислении в ходе проверки не были представлены.
Вместе с тем копии данных приказов о зачислении воспитанников представлены заявителем в материалы дела.
Само по себе то обстоятельство, что на дату вынесения оспариваемого требования департамент не располагал документами, представленными предпринимателем в ходе судебного разбирательства, не опровергает ошибочность выводов ответчика о необходимости возврата спорных сумм субсидии.
Согласно контррасчету заявителя среднегодовое количество детей, посещающих детский сад в соответствии с заключенными договорами, в 2020 года составило 112 человек, из них до 3 лет - 69 человек, старше 3 лет - 43 человека, в подтверждении чего заявителем в материалы дела представлены ведомости получателей компенсации родительской платы в образовательной организации за январь-декабрь 2020 года, табели учета посещаемости воспитанников, приказы о зачислении и отчислении детей.
Обоснованность расчета заявителя департаментом не опровергнута.
При таких обстоятельствах недостижение предпринимателем плановых показателей годового объема оказания услуг департаментом не доказано, в связи с чем требование о возврате средств субсидии в сумме 560 708 руб. 88 коп. является необоснованным.
Сами по себе дефекты в оформлении предпринимателем документации не свидетельствуют о нецелевом использовании средств субсидии и недостижении показателей, установленных при предоставлении субсидии.
Ввиду изложенного суд первой инстанции правомерно установил наличие установленных статьей 201 АПК РФ оснований для признания требования департамента в оспариваемой части недействительным.
Несогласие департамента с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, иная оценка апеллянтом фактических обстоятельств дела не являются правовым основанием для отмены решения суда в части удовлетворения требований предпринимателя.
Вместе с тем апелляционный суд считает, что обжалуемое решение подлежит изменению ввиду неправильного распределения судом первой инстанции судебных расходов.
При обращении в суд заявителем уплачена государственная пошлина в сумме 3 000 руб.
Обжалуемым решением расходы предпринимателя по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. взысканы с администрации.
Вместе с тем согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Оспариваемое требование вынесено департаментом.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации по настоящему заявлению оплате предпринимателем подлежала государственная пошлина в размере 300 руб. Данная сумма расходов по уплате государственной пошлины в порядке статьи 110 АПК РФ подлежит взысканию с департамента в пользу заявителя.
Излишне уплаченная предпринимателем государственная пошлина в размере 2 700 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета в соответствии со статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, решение суда подлежит соответствующему изменению применительно к части 3 статьи 270 АПК РФ.
Оснований для отмены либо изменения судебного акта в остальной части не имеется.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 31 января 2022 года по делу N А05-11887/2021 изменить,
изложив абзац пятый резолютивной части решения в следующей редакции: "Взыскать с Департамента образования администрации городского округа "Город Архангельск" (ОГРН 1052901008445, ИНН 2901132550; адрес: 163069, город Архангельск, площадь В.И. Ленина, дом 5) в пользу индивидуального предпринимателя Саблиной Кристины Константиновны 300 руб. расходов по государственной пошлине";
дополнив резолютивную часть решения абзацем шестым следующего содержания: "Возвратить индивидуальному предпринимателю Саблиной Кристине Константиновне 2700 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 18.10.2021 N 352.".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-11887/2021
Истец: ИП Саблина Кристина Константиновна
Ответчик: Департамент образования администрации городского округа "Город Архангельск"