г. Владимир |
|
14 апреля 2022 г. |
Дело N А79-11542/2021 |
Резолютивная часть постановления 07.04.2022.
Полный текст постановления изготовлен 14.04.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининой Ю.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НПО Экология" (ИНН 2127024359, ОГРН 1052128093698) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 11.02.2022 по делу
N А79-11542/2021, принятое по заявлению Волжско-Камского Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о привлечении общества с ограниченной ответственностью "НПО Экология" к административной ответственности.
В судебное заседание приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "НПО Экология" - Понятов И.В. на основании доверенности от 21.01.2022 N 2/22 и Филипова Е.В. на основании доверенности от 02.08.2021 сроком действия на 3 года; Волжско-Камского Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - Кочкомазова О.С на основании доверенности от 19.01.2022 N 06-302, Владимировна О.Г. на основании доверенности от 14.09.2021 N06-9369 сроком действия на 1 год.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "НПО Экология" (далее - ООО "НПО Экология", Общество, заявитель) на основании лицензии от 04.07.2018 N 21.0011.18 осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов производства и потребления I-IV классов опасности.
Волжско-Камское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление, Росприроднадзор, административный орган) на основании информации, представленной Управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Чувашской Республике, о захоронении промышленных и медицинских отходов на территории производственного комплекса по обращению с отходами, в отношении ООО "НПО Экология" 12.11.2021 возбудило дело об административном правонарушении по части 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) и проведении административного расследования.
В ходе производства по делу об административном правонарушении 17.11.2021 и 23.11.2021 Управлением с участием Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры, прокуратуры Калининского района Чувашской Республики, в присутствии директора Общества было произведено вскрытие грунта на глубине от 1,5 - 2,9 м с использованием экскаватора в северной части вышеуказанной производственной территории; площадь вскрытого земельного участка составила 2 069,27 м2.
По результатам вскрытия земельного участка были обнаружены виды отходов производства и потребления, размещение которых на производственной площадке, расположенной по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр-т Тракторостроителей, д. 112А, не предусмотрено документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, в том числе, боя стеклянного, химической посуды, деталей автомобильных преимущественно из алюминия и олова в смеси, утративших потребительские свойства; шин пневматических автомобильных отработанных, отходов (мусора) от строительных и ремонтных работ; отходов шпатлевки, труб полимерных, медицинских отходов.
Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, уполномоченное должностное лицо административного органа 10.12.2021 составило протокол об административном правонарушении N 10-117.
По выявленному факту Росприроднадзор обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Решением от 11.02.2022 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии привлек Общество к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, назначив ему наказание в виде штрафа в размере 120 000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "НПО Экология" обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель утверждает, что рассматриваемый земельный участок граничит с санкционированной городской свалкой, эксплуатирующейся с 1969 года; до перехода прав на данный земельный участок к Обществу, так и в момент их возникновения на нём находились отходы свалки.
ООО "НПО Экология" не согласно с выводом суда о том, что обнаруженные отходы были захоронены в период нахождения земельного участка во владении Общества. Считает, что в материалах дела отсутствуют доказательства принадлежности выявленных отходов Обществу.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе и возражениях на отзыв, и поддержаны представителями ООО "НПО Экология" в судебном заседании.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу указало на законность и обоснованность обжалуемого решения суда, просило оставить его без изменения. Представители Росприроднадзора в судебном заседании поддержали позицию, изложенную в отзыве, просили обжалуемое решение оставить без изменения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, возражениях на отзыв, заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Часть 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) предусматривает, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (часть 1 статьи 1.6 Кодекса).
Часть 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно примечанию 1 к статье 14.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно части 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
В соответствии с пунктом 30 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ установлено, что лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования, то есть совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основанные на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования (статьи 3 и 8 Федерального закона N 99-ФЗ).
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию. Перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, устанавливается федеральными законами.
В силу статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 99-ФЗ с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 33 Закона об охране окружающей среды, экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктами 7.2, 8 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон об экологической экспертизе) объектами государственной экологической экспертизы являются, в том числе, проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления; в случае реализации объекта с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), необходимо повторное прохождение ГЭЭ.
Согласно пункту 5 статьи 18 Закона об экологической экспертизе, положительное заключение ГЭЭ теряет юридическую силу в том числе, в случае, реализации объекта ГЭЭ с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" утверждено "Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (далее - Положение).
Согласно пункту 3 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются наличие у соискателя лицензии (лицензиата) положительного заключения ГЭЭ (в случаях, определенных Законом об экологической экспертизе), а также использование лицензиатом объекта утилизации или размещения отходов I - IV классов опасности в соответствии с документацией, получившей указанное положительное заключение ГЭЭ.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Положения грубым нарушением лицензионных требований является использование лицензиатом объекта ГЭЭ в случаях, определенных Законом об экологической экспертизе, при осуществлении деятельности по утилизации, обезвреживанию, размещению отходов с отступлениями от документации, получившей положительное заключение ГЭЭ.
Судом установлено, что у ООО "НПО Экология" имеется заключение экспертной комиссии ГЭЭ по материалам, обосновывающим размещение производственной базы с установкой термического обезвреживания медицинских и других твердых отходов в промышленной зоне г. Чебоксары по пр. Тракторостроителей, утвержденной приказом Управления Ростехнадзора по Чувашской Республике от 15.03.2007 N 56/п.
Согласно заключению ГЭЭ документацией предусмотрена только утилизация медицинских и других твердых отходов и переработка (обработка) гальванических отходов и полиэтилена, размещение таких отходов на территории производственной базы не предусмотрено.
Таким образом, ООО "НПО Экология" в нарушение документации, получившей положительное заключение ГЭЭ, и предусматривающей только утилизацию и обработку поступающих отходов, допустило их размещение на производственной площадке, расположенной по вышеуказанному адресу, что подтверждается протоколами осмотра от 17.11.2021, от 23.11.2021 и прилагаемыми к ним фотоматериалами.
Довод заявителя об отсутствии в материалах проверки доказательств того, что захоронение отходов на спорном земельном участке осуществляло именно Общество, поскольку он ранее находился во владении иных лиц, судом первой инстанции обоснованно отклонен.
При вскрытии на указанном земельном участке почвы на глубину от 1,5 - 2,9 м были обнаружены в том числе, ПЭТ-бутылка из-под сливок пустая (дата производства 12.05.2021 со сроком годности 16.05.2021), тара из-под монтажной пены (дата выпуска 09.11.2020), лекарственные препараты в заводской упаковке и маркировкой о сроке годности до сентября 2018 года, то есть отходы, захороненные в период нахождения земельного участка во владении заявителя.
Таким образом, Росприроднадзор пришел к правильному выводу об осуществлении Обществом размещения отходов на спорном земельном участке, то есть деятельности, не предусмотренной проектом, получившим положительное заключение ГЭЭ.
Следовательно, ООО "НПО Экология" совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Событие вменяемого административного правонарушения в деянии заявителя подтверждено надлежащими доказательствами, оцененными судом первой инстанции по правилам статьи 71 АПК РФ.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
Поэтому суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в деянии Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено. О времени и месте составления протокола Общество извещалось надлежащим образом.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса, судом соблюден.
Оснований для признания допущенного Обществом нарушения малозначительным судом не установлено. Обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая.
Одновременно суд не усмотрел оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Учитывая конкретные обстоятельства и характер совершенного правонарушения, пренебрежительное отношение Общества к исполнению своих обязанностей в сфере соблюдения лицензионных требований и экологического законодательства, в результате чего подверглась загрязнению почва, суд первой инстанции счел необходимым привлечь Общество к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 120 000 рублей.
По убеждению суда апелляционной инстанции Обществу назначено справедливое и соразмерное административное наказание с учетом характера правонарушения и степени вины правонарушителя.
Доводы Общества об отсутствии в материалах дела надлежащих доказательств загрязнения почвы спорного земельного участка, поскольку специалисты испытательной лаборатории не привлекались к участию в рамках административного расследования, а лабораторные анализы произведены по веществам, не подлежащим нормированию, не относятся к обстоятельствам, подлежащим выяснению при рассмотрении спора, рассматриваемого в рамках главы 25 АПК РФ.
Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы ООО "НПО Экология" по приведенным в ней доводам судом апелляционной инстанции не установлено.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 11.02.2022 по делу N А79-11542/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НПО Экология" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-11542/2021
Истец: Волжское-Камское Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Ответчик: ООО "НПО Экология"
Третье лицо: Волжско-Камское межрегиональное управление Роприроднадзора