город Воронеж |
|
15 апреля 2022 г. |
Дело N А35-8806/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 апреля 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Песниной Н.А., Ушаковой И.В., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степиной В.А.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Главы КФХ Коростелева Ивана Ивановича, далее - индивидуальный предприниматель, Коростелев И.И. или заявитель)
от Администрации Солнцевского района Курской области (далее - Администрация): |
Дятлова С.А. - представитель по доверенности от 28.10.2021,
Кудинов В.А. - представитель по доверенности от 10.01.2022 N 1, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы КФХ Коростелева И.И. на решение Арбитражного суда Курской области от 13.08.2021 по делу N А35-8806/2020, принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Главы КФХ Коростелева Ивана Ивановича к Администрации Солнцевского района Курской области о признании незаконным бездействия по ненаправлению договоров купли-продажи земельных участков по цене, равно рыночной стоимости земельных участков, об обязании направить договоры купли-продажи земельных участков по цене, равной рыночной стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Коростелев И.И. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Солнцевского района Курской области по ненаправлению договоров купли-продажи земельных участков по цене, равно рыночной стоимости земельных участков, об обязании направить договоры купли-продажи земельных участков по цене, равной рыночной стоимости земельных участков.
Решением Арбитражного суда Курской области от 13.08.2021 по делу N А35-8806/2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, индивидуальный предприниматель Коростелев И.И. обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы ссылается на то, что в нарушение норм действующего законодательства Администрация допустила бездействие, не направив заявителю проекты договоров.
По мнению индивидуального предпринимателя, Администрации надлежало направить проекты договоров купли-продажи с ценой, определенной в отчетах от 04.09.2020.
Судебное разбирательство по делу откладывалось на 15.11.2021, 17.12.2021, 28.01.2022, 11.03.2022, 08.04.2022.
Определениями суда апелляционной инстанции ИП Главе КФХ Коростелеву И.И. предлагалось представить письменные пояснения, указать, в чем конкретно выразилось бездействие Администрации, какие нормы права нарушены Администрацией при оспариваемом бездействии, подтвердить или исключить процессуальную позицию относительно оспаривания цены договора, какие права и законные интересы пострадали в области предпринимательской деятельности в результате оспариваемого бездействии Администрации, представить письменные пояснения, указав временной период, в котором происходило спорное бездействие; конкретизировав, какое ограничение экономических интересов произошло в спорный период.
Администрации Солнцевского района Курской области предложено письменно пояснить со ссылками на доказательства, имеющиеся в деле, недостатки, выявленные в отчетах N N 1537/4-04/09-20, 1537/5-04/09-20, 1537/2-04/09-20, 1537/1-04/09-20, 1537/3-04/09-20 от 04.09.2020, нормативно обосновать право устранения этих недостатков путём проведения повторной оценки и составления отчётов от 12.11.2020, представить письменные пояснения с нормативным обоснованием права проведения (исправления или составления нового отчета) оценки за пределами установленного законом срока для рассмотрения заявления ИП главы КФХ Коростелева И.И.
Суд также вызвал в качестве свидетеля Хорольскую Жанну Васильевну - оценщика ООО "Независимая оценка".
Во исполнение указаний суда индивидуальный предприниматель представил письменные мнения от 24.01.02022, 31.03.2022, дополнение по делу от 02.03.2022.
Администрация представила пояснения от 22.02.2022 N 02-41/190.
Указанные документы приобщены к материалам дела протокольными определениями от 28.01.2022, 11.03.2022, 08.04.2022.
В судебном заседании представитель индивидуального предпринимателя поддержала доводы апелляционной жалобы, просила обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель Администрации возражал против доводов апелляционной жалобы, признавал решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании 08.04.2022 в порядке статьи 56 АПК РФ судом апелляционной инстанции был допрошен свидетель Хорольская Ж.В. - оценщик ООО "Независимая оценка".
В судебном заседании был объявлен перерыв до 11.04.2022.
После перерыва представитель лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что 28.04.2008 между Администраций (Арендодатель) и ИП Главой КФХ Коростелевым И.И. (Арендатор) заключен договор аренды N 23/АД (далее - договор от 28.04.2008 N 23/АД).
Согласно пункту 1.1 договора от 28.04.2008 N 23/АД Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок, из земель фонда перераспределения сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N 46:22:000000:0216, находящийся по адресу: Курская область, Солнцевский район, Лещиноплатавский сельсовет, для использования в целях производства сельскохозяйственной продукции в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к настоящему договору и являющейся его неотъемлемой частью, общей площадью 5860000 кв.м. Срок аренды участка устанавливается с 28 апреля 2008 года по 28 апреля 2018 года (п. 2.1 договора от 28.04.2008 N 23/АД).
По акту приема-передачи от 28.04.2008 земельный участок с кадастровым номером 46:22:000000:0216 был передан Арендодателем и принят Арендатором.
22.05.2012 зарегистрировано дополнительное соглашение от 02.04.2012 к договору от 28.04.2008 N 23/АД, в соответствии с которым срок аренды установлен с 28.04.2008 по 28.04.2057, а также изменен расчет арендной платы и внесены изменения в преамбулу договора аренды.
Государственная регистрация дополнительного соглашения от 02.04.2012 была произведена 22.05.2012 (т.1 л.д. 15- 18).
08.10.2012 между Администраций (Арендодатель) и ИП Главой КФХ Коростелевым И.И. (Арендатор) заключен договор аренды N 57/АД (далее - договор от 08.10.2012 N 57/АД).
Согласно пункту 1.1 договора от 08.10.2012 N 57/АД Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения фонда перераспределения, с кадастровыми номерами 46:22:100801:2, 46:22:100802:4, 46:22:100804:2, 46:22:100806:6, срок аренды участка устанавливается с 08.10.2012 по 07.10.2061 (пункт 2.1 договора от 08.10.2012 N 57/АД).
По акту приема-передачи от 08.10.2012 земельные участки с кадастровыми номерами 46:22:100801:2, 46:22:100802:4, 46:22:100804:2, 46:22:100806:6 были переданы Арендодателем и приняты Арендатором.
18.06.2020 ИП Глава КФХ Коростелев И.И. обратился в Администрацию с заявлением о продаже земельных участков с кадастровыми номерами 46:22:100801:2, 46:22:100802:4, 46:22:100804:2, 46:22:100806:6, 46:22:000000:216, находящихся в государственной собственности без проведения торгов на основании п.п. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ (т.1 л.д. 11-12).
Письмом от 11.12.2020 N 02-41/3576 Администрация направила в адрес ИП Главы КФХ Коростелева И.И. проекты договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 46:22:100801:2, 46:22:100802:4, 46:22:100804:2, 46:22:100806:6, 46:22:000000:216 (т.2 л.д. 136-145).
Полагая, что Администрацией допущено бездействией, ИП Глава КФХ Коростелев И.И. обратился в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Солнцевского района Курской области по ненаправлению ИП Главе КФХ Коростелеву И.И. договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 46:22:100801:2, 46:22:100802:4, 46:22:100804:2, 46:22:100806:6, 46:22:000000:216 по цене, равной рыночной стоимости земельных участков, определенной в отчетах об определении рыночной стоимости земельных участков N N 1537/4-04/09-20, 1537/5- 04/09-20, 1537/0-04/09-20, 1537/1-04/09-20, 1537/3-04/09-20 от 04.09.2020, и об обязании Администрации Солнцевского района Курской области направить индивидуальному предпринимателю - Главе КФХ Коростелеву И.И. договоры купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 46:22:100801:2, 46:22:100802:4, 46:22:100804:2, 46:22:100806:6, 46:22:000000:216 по цене, рыночной стоимости земельных участков, установленной в отчетах NN 1537/4-04/09-20, 1537/5-04/09-20, 1537/2-04/09-20, 1537/1-04/09-20, 1537/3-04/09-20 от 04.09.2020.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу о том, что избранный заявителем способ восстановления нарушенного права, с учетом сформулированного предмета заявленных требований, фактически свидетельствует об обязании Администрации направить проекты договоров купли-продажи в адрес заявителя по определенной выкупной цене, установленной на основании отчетов оценки от 04.09.2020.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, но вместе с тем приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу положений пункта 1 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса РФ, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом РФ.
В силу статьи 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Положения пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ определяют случаи продажи земельных участков без проведения торгов.
Подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен статьей 39.17 Земельного кодекса РФ.
Пункт 1 данной статьи определяет требования к заявлению о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
По смыслу приведенных норм права арендатор имеет преимущественное право на приобретение в собственность земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства без торгов при наличии следующих условий: арендатор пользуется участком на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло не менее трех лет; заявление о заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока договора аренды; у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании участка.
Постановлением Администрации Солнцевского района Курской области от 20.06.2017 N 206 (т. 15 л.д. 3-5) создана постоянно действующая комиссия по организации и проведению аукционов по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также земельных участков в муниципальной собственности Солнцевского района Курской области (далее - аукционная комиссия) и утвержден прилагаемый состав (приложение N 1).
Приложением N 2 к указанному постановлению утверждено Положение о постоянно действующей комиссии.
В соответствии с пунктом 2.2 указанного Положения аукционная комиссия является органом для проведения аукционов по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также земельных участков в муниципальной собственности Солнцевского района Курской области.
В соответствии с пунктом 5 Протокола оперативного совещания у Губернатора Курской области Старовойта Р.В. от 01.06.2020 N ПР-50 главам муниципальных районов и городских округов Курской области постоянно в срок до 01.01.2021 предписано обеспечить проведение согласования с комитетом по управлению имуществом Курской области предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения, право государственной собственности на которые не разграничено (заключения договоров аренды, купли-продажи, безвозмездного пользования, принятия решений о предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, проведения аукционов, предварительном согласовании предоставления, утверждения схем расположения земельных участков) (т.2 л.д. 119-123).
Комитет по управлению имуществом Курской области письмом от 19.06.2020 N 05.6-01.01-19/7460 уведомил Администрацию о необходимости согласования с комитетом сделок по предоставлению земельных участков из земель сельхозназначения не разграниченной государственной собственности (заключение договоров аренды, купли-продажи, безвозмездного пользования, принятие решений о предоставлении участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, проведение аукционов, предварительное согласование предоставления, утверждение схем земельных участков).
Исполняя названные решения вышестоящих органов исполнительной власти в рамках рассмотрения заявления индивидуального предпринимателя, поступившего 19.06.2020, Администрацией были совершены следующие действия.
16.07.2020 на заседании Комиссии по организации и проведению аукционов по продаже земельных участков или права на заключения договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также земельных участков в муниципальной собственности Солнцевского района Курской области было рассмотрено заявление Коростелева И.И., принято решение о необходимости направления запросов в органы государственного земельного надзора в отношении Коростелева И.И. и рассмотрении результатов запросов на заседании Аукционной комиссии. Данные обстоятельства зафиксированы в протоколе заседания постоянно действующей комиссии от 16.07.2020 (т.3 л.д. 28-30).
17.07.2020 Администрация направила в адрес индивидуального предпринимателя письмо N 02-41/2084, которым уведомило заявителя о возможности выкупа им земельных участков после подготовки независимым оценщиком отчетов о размере выкупной цены испрашиваемых земельных участков (т.3 л.д. 26-27).
Письмами Управление Росреестра по Курской области (N 07-0451-ТП/20 от 17.08.2020) и Управление Россельхознадзора по Орловской и Курской области (N УФС-ВТ-12.1/2901 от 06.08.2021) сообщили об отсутствии информации о выявленных нарушениях законодательства при использовании земельных участков с кадастровыми номерами 46:22:100801:2, 46:22:100802:4, 46:22:100804:2, 46:22:100806:6, 46:22:000000:216. (т.2 л.д. 116-117).
24.08.2020 с учетом поступивших ответов органов государственного земельного надзора принято решение о заключении договора на проведение оценочных работ для определения рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 46:22:100801:2, 46:22:100802:4, 46:22:100804:2, 46:22:100806:6, 46:22:000000:216 (т.3 л.д. 33-34).
04.09.2020 Администрацией с ООО "Независимая оценка" был заключен договор N 1537 на проведения оценочных работ для определения рыночной стоимости земельных участков (т.3 л.д. 98-105).
07.09.2020 материалы оценки были получены по электронной почте в виде отдельных отчетов на каждый участок: N 1537/1-04/09-20, N 1537/2-04/09-20, N 1537/3-04/09-20, N1537/4-04/09-20, N1537/5-04/09-20.
Согласно отчетам N 1537/4-04/09-20, N 1537/2-04/09-20, N 1537/1-04/09-20, N 1537/3-04/09-20, N 1537/5-04/09-20 итоговая расчетная величина рыночной стоимости земельных участков 46:22:100804:2, 46:22:100801:2, 46:22:100802:4, 46:22:100806:6, 46:22:000000:216 составляет 901 000 рублей, 2 466 000 рублей, 1 257 000 рублей, 753 000 рублей и 15 888 000 рублей соответственно (т. 3 л.д. 107-223, т. 4 л.д. 1-116, т. 5 л.д. 1-116, т.6 л.д. 1-116, т. 7 л.д. 1-122).
09.10.2020 письмо N 02-41/2911 во исполнение пункта 5 Протокола оперативного совещания у Губернатора Курской области Старовойта Р.В. от 01.06.2020 N ПР-50 Администрация направила в адрес Комитета для согласования проекты договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номера 46:22:100801:2, 46:22:100802:4, 46:22:100804:2, 46:22:100806:6, 46:22:000000:216, а также документы, касающиеся выкупа земельных участков из земель сельхозназначения, включая отчеты независимого оценщика (т.3 л.д. 23).
13.10.2020 письмом N 02-41/2920 Администрация уведомила индивидуального предпринимателя о ходе подготовки проектов договоров аренды: проекты договоров купли-продажи испрашиваемых земельных участков разработаны по результатам рассмотрения заявления о предоставлении испрашиваемых земельных участков без проведения торгов после подготовки независимым оценщиком отчетов о размере выкупной цены данных участков со ссылкой на пункт 5 Протокола оперативного совещания у Губернатора Курской области Старовойта Р.В. от 01.06.2020 N ПР-50 (т. 2 л.д. 118).
27.10.2020 письмом N 05.6-01.01-19/13812 Комитет по управлению имуществом Курской области сообщил о несоответствии отчетов об определении рыночной стоимости испрашиваемых земельных участков требованиям законодательства в сфере оценки (с указанием выявленных, по мнению Комитета, конкретных недостатков) (т.3 л.д. 91-95).
28.10.2020 Администрацией в адрес ООО "Независимая оценка" направлено письмо о необходимости устранения в отчетах несоответствий, выявленных комитетом по управлению имуществом Курской области, и предоставления переработанных отчетов в адрес Администрации (т.2 л.д. 133-137).
30.10.2020 письмом N 01-41/3090 Администрация уведомила Коростелева о неудовлетворительных результатах рассмотрения Комитетом Комитет по управлению имуществом Курской области о необходимости устранения ООО "Независимая оценка" выявленных Комитетом недостатков, а также о том, что проекты договоров купли-продажи будут направлены в адрес заявителя после получения новых отчетов по определению рыночной стоимости соответствующих участков (т.1 л.д. 13-14).
Согласно отчетам от 12.11.2020 N 1537/4-04/09-20, N 1537/2-04/09-20, N 1537/1-04/09-20, N 1537/3-04/09-20, N 1537/5-04/09-20 итоговая расчетная величина рыночной стоимости земельных участков 46:22:100804:2, 46:22:100801:2, 46:22:100802:4, 46:22:100806:6, 46:22:000000:216 составляет 1 056 000 рублей, 2 515 000 рублей, 1 281 000 рублей, 813 000 рублей и 20 249 000 рублей соответственно (т. 8 л.д. 1-101, т. 9 л.д. 1-97, т. 10 л.д. 1-96, т. 11 л.д. 1-96, т. 14 л.д. 1-105).
17.11.2020 Администрация во исполнение пункта 5 Протокола оперативного совещания у Губернатора Курской области Старовойта Р.В. от 01.06.2020 N ПР-50 повторно направила в Комитет по управлению имуществом Курской области проекты договора купли-продажи спорных земельных участков с приложением новых отчетов по оценке рыночной стоимости (т. 2 л.д. 135).
Согласно ответу от 11.12.2020 недостатков, требующих исправления, Комитет в указанных документах не установил, что позволило Администрации в указанную дату 11.12.2020 направить в адрес индивидуального предпринимателя. проекты договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами: 46:22:100801:2, 46:22:100802:4, 46:22:100804:2, 46:22:100806:6, 46:22:000000:216 (т.2 л.д. 136-145).
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии со стороны Администрации противоправного бездействия в форме ненаправления в адрес индивидуального предпринимателя проектов договоров купли-продажи испрашиваемых земельных участков.
Так материалами дела подтверждается, что Администрация на заседании 16.07.2020 оценила представленные заявителем документы в обоснование наличия у него права на приобретение земельного участка в установленном порядке, приняла решение об их достаточности, 17.07.2020 направила запрос в органы государственного земельного надзора с целью исключения совершения индивидуальным предпринимателем противоправных действий, препятствующих предоставлению ему в собственность земельных участков, заключила договор об оценке рыночной стоимости испрашиваемых земельных участков.
Доводы подателя жалобы о том, что проведение повторной оценки рыночной стоимости земельных участков свидетельствует о бездействии Администрации по ненаправлению ему проектов договоров купли-продажи на основании имеющихся результатов оценки подлежит отклонению в силу следующего.
Пунктом 5 Протокола оперативного совещания у Губернатора Курской области Старовойта Р.В. от 01.06.2020 N ПР-50 установлено императивное требование о согласовании главами муниципальных районов и городских округов Курской области постоянно в срок до 01.01.2021 с Комитетом по управлению имуществом Курской области предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения, право государственной собственности на которые не разграничено (заключения договоров аренды, купли-продажи, безвозмездного пользования, принятия решений о предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, проведения аукционов, предварительном согласовании предоставления, утверждения схем расположения земельных участков).
Поскольку согласование в соответствии с пунктом 5 указанного протокола обеспечено не было, Администрацией было инициировано проведение повторной оценки рыночной стоимости испрашиваемых земельных участков.
Как следует из показаний Хорольской Ж.В., в первоначальном её отчёте Комитет обнаружил следующие недостатки: в анализе рынка объекта оценки допущены неточности (например, в сводной таблице объявлений имеются повторяющиеся), при определении цены не учтен такой показатель, как удаленность относительно автомагистрали, форма и рельеф участка, подобранные в целях осуществления сравнительного подхода объекты-аналоги невозможно идентифицировать ввиду отсутствия их кадастровых номеров, отсутствуют критерии отбора объектов аналогов, кроме того, отобранные объекты аналоги отсутствуют в сводной таблице объявлений, изложенной в разделе анализа рынка объекта.
На вопрос суда о причинах выявленных недостатков и изменения конечной рыночной стоимости по результатам анализа, свидетель пояснила, что она согласна со всеми замечаниями Комитета, недостатки первоначальных отчётов носили объективный характер, были обусловлены использованием при оценке объектов-аналогов, находящихся на рынке, в том числе и с минимальным значением рыночной стоимости, Комитетом было указано на необходимость использования средних значений, а также сделаны замечания относительно отсутствия кадастровых номеров земельных участков, которые невозможно идентифицировать для их проверки, как объектов-аналогов.
Согласно показаниям свидетеля, все указанные замечания были учтены и исправлены при подготовке отчетов от 12.11.2020 в разделах N 7 "Анализ рынка объекта оценки" и N 12 "Сравнительный подход".
На составление новых отчетов согласно показаниям свидетеля было затрачено меньше месяца: обращение поступило 27.10.2020, отчеты были подготовлены 12.11.2020, что соответствует установленному разумному сроку для проведения оценки. Составление договора на оказание услуг по оценке и отчетов об оценке в один день 04.09.2020 не подразумевает изготовление первичных отчетов непосредственно в день обращения, поскольку им предшествовала предварительная работа оценщика.
Судом апелляционной инстанции учитывается, что согласно части 5 статьи 39.17 ЗК РФ уполномоченный орган в течении тридцати дней с даты поступления о дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Поскольку заявление Коростелева И.И. поступило в уполномоченный орган 19.06.2020, решение, предусмотренное частью 5 статьи 39.17 ЗК РФ должно было быть принято Администрацией 20.07.2020. Однако фактически оно состоялось 11.12.2020, то есть с нарушением установленного срока.
Вместе с тем судами объективно установлено, что на протяжении всего срока рассмотрения заявления Коростелёва И.И. Администрацией совершались действия, вызванные необходимостью исполнения решения вышестоящего органа публичной власти - Губернатора Курской области, изложенного в пункте 5 Протокола оперативного совещания от 01.06.2020 N ПР-50, правовая оценка которого выходит за пределы рассмотрения конкретных требований настоящего дела.
Таким образом довод заявителя о бездействии Администрации противоречит фактическим обстоятельствам, подтверждённым достоверными доказательствами, исследованными в ходе судебного разбирательства.
Кроме того судебная коллегия не может не учитывать, что предметом заявленных Коростелевым И.И. требований является признание бездействия Администрации, выразившееся в форме ненаправления заявителю проектов договоров купли-продажи земельных участков по цене, указанной в отчетах от 04.09.2020.
Из чего следует, что заявитель не связывает нарушение своих прав и законных интересов исключительно с длительностью рассмотрения своего заявления, отстаивая право на заключение с ним договора купли-продажи земельных участков по цене, определённой в отчётах об оценке от 04.09.2020, в чём и состоит его конечный материально-правовой интерес.
Вместе с тем, заявителем не утрачено право защиты такого интереса в рамках установленного законом способа.
Основания для удовлетворения заявленных требований в порядке, предусмотренном нормами гл. 24 АПК РФ отсутствуют, в связи с чем обжалуемое решение суда области отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 13.08.2021 по делу N А35-8806/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Главы КФХ Коростелева И.И. - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-8806/2020
Истец: ИП Глава КФХ Коростелев Иван Иванович
Ответчик: Администрация Солнцевского района Курской области
Третье лицо: Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, ООО "Независимая оценка", Управление Федеральной службы государственной регситрации, кадастра и картографии по Курской области, ФГБУ Филиал "ФКП Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии" по Курской области