г. Владимир |
|
14 апреля 2022 г. |
Дело N А11-9221/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.04.2022.
Полный текст постановления изготовлен 14.04.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 02.02.2022 по делу N А11-9221/2021,
принятое по заявлению публичного акционерного общества "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" (ОГРН 1027600788544, ИНН 7601001107) о признании недействительным приказа Владимирской таможни от 23.04.2021 N 204.
В судебном заседании приняли участие представители публичного акционерного общества "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" - Быстроумов И.А. по доверенности от 20.12.2021 N 011/231 сроком действия до 31.12.2022; Ольховская Т.Н. по доверенности от 13.12.2021 N 011/221 сроком действия до 31.12.2022, специалист.
Владимирской таможни, извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечила.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя публичного акционерного общества "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез", Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Приказом Ярославской таможни от 21.05.2018 N 302 создана постоянная зона таможенного контроля на открытой площадке, расположенной по адресу: г. Ярославль, Московское шоссе, территория производственной зоны публичного акционерного общества "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" (далее - Общество), участок 10.
Приказом Федеральной таможенной службы от 27.03.2020 N 332 "О реорганизации Ярославской и Владимирской таможен" утверждены мероприятия по реорганизации таможенных органов в форме присоединения с 01.10.2020 Ярославской таможни к Владимирской таможне. Таможенные посты Ярославской таможни переподчинены Владимирской таможне.
Владимирской таможней (далее - Таможня, таможенный орган) издан приказ от 22.09.2020 N 404, в соответствии с которым создана постоянная зона таможенного контроля в месте расположения Ново-Ярославского таможенного поста на открытой площадке, расположенной по адресу: г. Ярославль, Московское шоссе, территория производственной зоны Общества, участок 10. Приложением к приказу является план постоянной зоны таможенного контроля.
В период с 11.11.2020 по 11.12.2020 Таможней проведена проверка правомерности создания зон таможенного контроля в регионе деятельности Ново-Ярославского таможенного поста.
В результате проведения проверки Таможней установлено, что постоянная зона таможенного контроля по адресу: г. Ярославль, Московское шоссе, территория производственной зоны Общества, участок 10, фактически не находится в месте расположения Ново-Ярославского таможенного поста.
Таможенный орган пришел к выводу о том, что товары, перевозимые из места их прибытия, не доставляются в место нахождения Ново-Ярославского таможенного поста, совершение в данной постоянной зоне таможенного контроля таможенных операций, связанных с доставкой ввозимых товаров и их размещением до завершения процедуры таможенного транзита является нарушением пункта 2 статьи 145 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).
По результатам проверки Таможней издан приказ от 14.01.2021 N 13 о ликвидации постоянной зоны таможенного контроля, созданной приказом Таможни от 22.09.2020 N 404.
Не согласившись с данным решением Таможни, Общество обжаловало его в Центральное таможенное управление.
Решением Центрального таможенного управления от 05.04.2021 N 83-12/120 приказ Таможни от 14.01.2021 N 13 отменен. При этом, Центральное таможенное управление указало, что перечень таможенных операций, для совершения которых создана постоянная зона таможенного контроля, приказом Таможни от 22.09.2020 N 404 не определен. Данная постоянная зона таможенного контроля могла использоваться для временного хранения товаров (при условии получения разрешения таможенного органа на временное хранение в иных местах), совершения грузовых и иных операций в отношении товаров и транспортных средств, проведения таможенного контроля в форме таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров.
Таможней издан приказ от 23.04.2021 N 204 о внесении изменений и дополнений в приказ Таможни от 22.09.2020 N 404, которым определен перечень таможенных операций, для совершения которых создана постоянная зона таможенного контроля: для проведения таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра товаров и транспортных средств, совершения грузовых и иных операций, за исключением совершения таможенных операций в постоянной зоне таможенного контроля, связанных с завершением действия таможенной процедуры таможенного транзита.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным приказа Таможни от 23.04.2021 N 204.
Решением от 02.02.2022 Арбитражный суд Владимирской области отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы поясняет, что согласно пункту 1 статьи 319 ТК ЕАЭС таможенный осмотр и таможенный досмотр могут проводиться без создания зон таможенного контроля, в то время как своим приказом Таможня фактически свела функционал постоянной зоны таможенного контроля (далее - ПЗТК) к возможности осуществления таможенного осмотра и таможенного досмотра, для которых создание ПЗТК не требуется.
По мнению Общества, ограничение функционала ПЗТК в данном случае лишает смысла сам факт её существования.
Общество утверждает, что действующим законодательством установлен закрытый перечень оснований для ликвидации зон таможенного контроля. При этом такое основание как несоответствие места нахождения зоны таможенного контроля месту расположения таможенного поста в соответствующем перечне не поименовано.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что действия Таможни по ограничению функций именно ПЗТК Общества свидетельствуют о злоупотреблении своими полномочиями должностными лицами таможенного органа и нарушении положений Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ).
Представители Общества в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Таможня отзыв на апелляционную жалобу в суд не направила.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Таможни.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2021 N 636, Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 257 Федерального закона от N 289-ФЗ таможенные органы находятся в пунктах пропуска, за исключением пунктов пропуска, находящихся на участках Государственной границы Российской Федерации, где сопредельной стороной является государство - член Союза.
Иные места нахождения таможенных органов, на территориях которых могут совершаться таможенные операции и может проводиться таможенный контроль, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, исходя из объема пассажиро- и товаропотоков, степени интенсивности развития внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, уровня развития транспортных коридоров и транспортной инфраструктуры, потребностей участников внешнеэкономической деятельности и транспортных организаций.
Согласно пункту 2 статьи 9 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - Союз), подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.
Товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза (пункт 1 статьи 14 ТК ЕАЭС).
Пунктом 1 статьи 319 ТК ЕАЭС установлено, что зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу Союза, территории складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, территории магазинов беспошлинной торговли и иные места, установленные настоящим Кодексом и (или) устанавливаемые законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
В иных местах зоны таможенного контроля создаются для временного хранения товаров, совершения грузовых и иных операций в отношении товаров и транспортных средств, проведения таможенного контроля в форме таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 3 статьи 319 ТК ЕАЭС зоны таможенного контроля могут быть постоянными, если они предназначены для регулярного размещения в них товаров, находящихся под таможенным контролем, или временными - в случае их создания на время проведения таможенного контроля, совершения грузовых и иных операций в отношении товаров и транспортных средств.
Пунктом 4 статьи 319 ТК ЕАЭС определено, что порядок создания, прекращения функционирования (ликвидации) и обозначения зон таможенного контроля, требования к ним, а также правовой режим зоны таможенного контроля устанавливаются законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 145 ТК ЕАЭС при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенный орган отправления определяет место, куда должны быть доставлены товары, помещаемые под таможенную процедуру таможенного транзита (далее - место доставки товаров).
Местом доставки товаров является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения. При этом товары, перевозимые из места их прибытия, доставляются в место нахождения таможенного органа, если иное не установлено ТК ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
В соответствии с пунктом 14 Инструкции о порядке заполнения транзитной декларации, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 289, в графе 53 транзитной декларации указываются предполагаемые код и наименование таможенного органа назначения в соответствии с классификатором таможенных органов, за исключением случаев, когда местом доставки товаров являются помещения, открытые площадки и иные территории уполномоченного экономического оператора.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 150 ТК ЕАЭС при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, являлся ли он декларантом товаров, помещенных под такую таможенную процедуру, обязан доставить товары и документы на них в установленный таможенным органом отправления срок в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту перевозки (транспортировки) товаров, если он установлен.
В соответствии с пунктом 1 статьи 151 ТК ЕАЭС действие таможенной процедуры таможенного транзита завершается после доставки товаров в место доставки товаров, определенное таможенным органом отправления.
В месте доставки товаров до завершения таможенной процедуры таможенного транзита товары размещаются в зоне таможенного контроля, в том числе без выгрузки товаров из транспортного средства, в котором они доставлены. Товары размещаются в зоне таможенного контроля в любое время суток (пункт 2 статьи 151 ТК ЕАЭС).
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что Ново-Ярославский таможенный пост находится по адресу: г. Ярославль, железнодорожная станция Новоярославская.
Постоянная зона таможенного контроля Общества находится по адресу: г. Ярославль, Московское шоссе, территория производственной зоны Общества, участок 10.
Однако, в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 145 ТК ЕАЭС местом доставки товаров является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения. При этом товары, перевозимые из места их прибытия, доставляются в место нахождения таможенного органа, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Приказом Таможни от 23.04.2021 N 204 внесены изменения в приказ Таможни от 22.09.2020 N 404. Рассматриваемым приказом установлено, что в постоянной зоне таможенного контроля могут проводиться таможенный осмотр и (или) таможенный досмотр товаров и транспортных средств, совершаться грузовые и иные операции, за исключением совершения таможенных операций, связанных с завершением действия таможенной процедуры таможенного транзита.
Внесение изменений в приказ Таможни от 22.09.2020 N 404 в части определения перечня таможенных операций, для совершения которых создана постоянная зона таможенного контроля, не противоречит действующему законодательству.
Кроме того, приказом Таможни от 14.10.2021 N 555 внесены изменения в приказ Таможни от 22.09.2020 N 404. В соответствии с данными изменениями, из заголовка и пункта 1 приказа, а также из приложения к приказу исключены слова "в месте расположения Ново-Ярославского таможенного поста". В результате устранено несоответствие заголовка и текста приказа от 22.09.2020 N 404 в части указания на создание постоянной зоны таможенного контроля в месте расположения Ново-Ярославского таможенного поста.
Доводы апелляционной жалобы относительно того, что Ново-Ярославский таможенный пост не предусматривает возможности размещения на его территории прибывающих в адрес Общества товаров, что при отсутствии спорной ПЗТК нарушает права участников таможенных отношений в части невозможности завершения таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товара, направленного в Ново-Ярославский таможенный пост, подлежат отклонению, поскольку данное обстоятельство не влияет на законность оспоренного приказа Таможни.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что оспоренный приказ Таможни соответствует требованиям действующего законодательства в области таможенного регулирования и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
Суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Общества по приведенным в ней доводам.
Арбитражный суд Владимирской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на Общество.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 02.02.2022 по делу N А11-9221/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-9221/2021
Истец: ПАО "Славнефть-ЯНОС"
Ответчик: Федеральная таможенная служба Владимирская таможня