г. Саратов |
|
14 апреля 2022 г. |
Дело N А06-11589/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "07" апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен "14" апреля 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Степуры С.М.,
судей Пузиной Е.В., Землянниковой В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области на решение Арбитражного суда Астраханской области от 23 ноября 2021 года по делу N А06-11589/2020
по заявлению Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Астраханской области (414000, г. Астрахань, ул. Советской Милиции, д. 7; ОГРН 1023000826672, ИНН 3015028798)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, д. 47; ОГРН 1023000863390, ИНН 3015011410)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Савир" (454071, г.Челябинск, ул. Шуменская, д. 6, кв. 135),
о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 24.11.2020 N 030/06/64-1525/2020 и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 24.11.2020 N 030/06/64-1525/2020,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом, в порядке статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Астраханской области (далее - УФСИН России по Астраханской области) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - УФАС по Астраханской области, антимонопольный орган) о признании недействительными решения УФАС по Астраханской области от 24.11.2020 N 030/06/64-1525/2020 и предписания УФАС по Астраханской области от 24.11.2020 N 030/06/64-1525/2020.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "Савир" (далее - ООО "Савир").
Решением Арбитражного суда Астраханской области 23.11.2021 по делу N А06-11589/2020 решение УФАС по Астраханской области от 24.11.2020 N 030/06/64-1525/2020 признано недействительным в части признания государственного заказчика УФСИН России по Астраханской области нарушившим часть 3 статьи 14 и часть 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку дезинфицирующего средства для рук.
УФАС по Астраханской области не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции части признания решения УФАС по Астраханской области от 24.11.2020 N 030/06/64-1525/2020 недействительным в части признания государственного заказчика УФСИН России по Астраханской области нарушившим часть 3 статьи 14 и часть 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку дезинфицирующего средства для рук, в указанной части отказать в удовлетворении заявленных требований.
Отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в материалы дела не представлены.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 186 АПК РФ, путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа. Также извещены о времени и месте судебного заседания посредством направления заказной корреспонденции.
Согласно отчету о публикации информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным апелляционным судом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" за пятнадцать дней до начала судебного заседания.
Информация о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца 2 части 1 статьи 121 АПК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Частью 5 статьи 268 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть определения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность определения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку от лиц, участвующих в деле, возражений против рассмотрения судебного акта в пределах доводов апелляционной жалобы не поступило, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ только в обжалуемой части.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 30.10.2020 УФСИН России по Астраханской области (заказчик) на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку дезинфицирующего средства для рук и документация о нем.
18.11.2020 в УФАС по Астраханской области поступила жалоба ООО "Савир" на действия аукционной комиссии государственного заказчика - УФСИН России по Астраханской области при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку дезинфицирующего средства для рук (реестровый номер N 26) - т.д. 1, л.д. 40-46.
В жалобе ООО "Савир" сообщалось, что аукционная комиссия заказчика незаконно признала вторые части аукционных заявок участников закупки соответствующими требованиям аукционной документации.
По итогам рассмотрения данного обращения комиссией УФАС по Астраханской области принято решение от 24.11.2020 N 030/06/64-1525/2020 по делу о нарушении законодательства о контрактной системе (т.д. 1, л.д. 17-27).
На основании указанного решения антимонопольный орган выдал УФСИН России по Астраханской области предписание от 24.11.2020 N 030/06/64-1525/2020 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем осуществления следующих действий (т.д. 1, л.д. 28-29):
1. Отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона на право заключить контракт на поставку дезинфицирующего средства для рук (реестровый номер 03251000268200000078).
2. Привести извещение и документацию об электронном аукционе на право заключить контракт на поставку дезинфицирующего средства для рук (реестровый номер 03251000268200000078) в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения УФАС по Астраханской области и разместить соответствующую документацию на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
3. Назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, дату проведения электронного аукциона, а также разместить на официальном сайте информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе и дате проведения электронного аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе должна быть назначена не ранее чем через 7 дней со дня размещения на официальном сайте соответствующей документации об электронном аукционе.
4. Осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения УФАС по Астраханской области от 24.11.2020 N 030/06/64-1525/2020;
Полагая, что названные решение и предписание не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, УФСИН России по Астраханской области обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконным необходима совокупность двух условий: их несоответствие требованиям закона и нарушение прав и законных интересов лица, оспаривающего данное действие (бездействие).
При этом согласно пункту 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 1 статьи 65, частями 4 и 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения органом, осуществляющим публичные полномочия, оспариваемых действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган.
Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства: нарушение решением и предписанием УФАС по Астраханской области прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности и несоответствие оспариваемых решения и предписания закону или иному нормативному правовому акту.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Частями 1 и 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Как верно отмечено судом первой инстанции, из буквального толкования вышеуказанной нормы следует, что заказчики, уполномоченные органы, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, чтобы с одной стороны, обеспечить приобретение товара именно с такими характеристиками, которые необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать и указанному Федеральному закону.
Специальным законом, регулирующим отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, является Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции понятие "конкуренция" определено как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В пункте 17 статьи 4 Закона о конкуренции дано определение понятию "признаки ограничения конкуренции" - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг, требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации. Таким образом, в аукционе принимают участие любые юридические и физические лица, то есть, в силу пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции, хозяйствующие субъекты.
УФАС по Астраханской области указывает, что согласно пункту 3 части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Частями 3, 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень документов, предоставляемый в составе заявки на участие в аукционе.
Таким образом, УФАС по Астраханской области, учитывая положения Закона, однако, не рассмотрев аукционную документацию Заказчика, вынес решение об изменении указанной аукционной документации.
Так, пункт 26 аукционной документации Заказчика содержит следующее:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) документы, подтверждающие право участника электронного аукциона на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, если участник электронного аукциона заявил о получении указанных преимуществ), или копии таких документов;
6) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов.
При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В соответствии же с частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) документы, подтверждающие право участника электронного аукциона на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, если участник электронного аукциона заявил о получении указанных преимуществ), или копии таких документов;
6) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Таким образом, УФАС по Астраханской области в оспариваемом решении указывает на применение пунктов Закона о контрактной системе для устранения недостатков аукционной документации, абсолютно идентичных документации заказчика.
Довод УФАС по Астраханской области о том, что в нарушение части 5 статьи 66, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе аукционная документация не содержит требования о предоставлении во второй части заявки информации о нахождении отдельного вида промышленных товаров в реестре российской промышленной продукции с указанием номера реестровой записи и совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, установленных пунктом 9 постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617), что образует признаки состава административного правонарушения ответственность за которое установлена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, судебной коллегией отклоняется, исходя из следующего.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что решением Кировского районного суда г. Астрахани от 14.07.2021 по делу N 12-597/2021 (т.д. 4, л.д.45-49), оставленным без изменения Астраханским областным судом от 03.09.2021, постановление УФАС по Астраханской области от 02.03.2021 N 030/04/7.30-62/2021 по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ признано незаконным ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации. развития национальной экономики. поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Подобного рода ограничения установлены Постановлением N 617, пунктом 2 которого определено, что для целей осуществления закупок отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) (далее - заявки), при условии, что на участие в закупке подано не менее 2 заявок, удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно: содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза; не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Закона о защите конкуренции при сопоставлении заявок (окончательных предложений)
Как определено пунктом 7 Постановления N 617 для целей реализации настоящего Постановления подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий:
- наличие сведении об отдельных видах промышленных товаров в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, ведение которого осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для цепей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства";
- наличие сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза (за исключением Российской Федерации) по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009, и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
В аукционной документации в пункте 17 указана ссылка на Постановление N 617 (т.д. 1, л.д. 48-49).
При этом Постановление N 617 и Закон о контрактной системе не содержат обязанности Заказчика указывать полное содержание нормативных документов, путем переноса в аукционную документацию всего текста Постановления N 617.
Довод заявителя апелляционной жалобы о неправомерном установлении заказчиком ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", апелляционной коллегией отклоняется, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, и содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки называются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). 3 описание та закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии совместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым ком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
По смыслу вышеуказанной нормы права описание объекта закупки должны носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в закупочной документации заведомо не исполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований). Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким ом переделить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, иметь шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество ков закупки.
Как следует из Документации в электронной форме "Дезинфицирующее средство для рук" (т.д. 2, л.д. 46 (оборотная сторона) - 55 (оборотная сторона)), объектом закупки является "средство дезинфицирующее" по коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД 2) присвоен номер 20.20.14.000.
В пункте 17 Документации в электронной форме "Дезинфицирующее средство для рук" и в извещении также установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами: ограничения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102).
Постановлением N 102 утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень N 1).
В примечании к Перечню N 1 установлено следующее: "При применении настоящего перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) так и наименованием вида медицинского изделия".
В Перечне N 1 для медицинских изделий содержащих антисептические и дезинфицирующие препараты, указан код ОКПД2-20.20 14 000, объектом закупки является поставка дезинфицирующих средств.
Объектом закупки является "дезинфицирующее средство" по коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД 2) присвоен номер 20.20.14.000, которое входит также в Перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Постановление N 617).
В Обзоре разъяснений законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд за апрель 2020 года, выпущенного Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, указано, что "при установлении соответствующих запретов или ограничений необходимо руководствоваться в совокупности как кодом в соответствии с ОКПД2, так и наименованием вида товара, при этом, исходя из положений Закона о контрактной системе, выбор кода КТРУ не влияет на применение или неприменение национального режима".
Согласно Письму Минфина России от 21.07.2020 N 24-03-07/63389 Постановление N 102 применяется при наличии совпадения кода ОКПД2 и наименования вида закупаемого медицинского изделия с указанными в перечне.
Таким образом, для установления применения положений Постановления N 102 необходимо, чтобы приобретаемое медицинское изделие соответствовало одновременно двум условиям, указанным в перечне:
1) коду в соответствии с общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2);
2) наименованию вида медицинских изделий.
Как установлено судом апелляционной инстанции, в разделе III "Техническое задание" Документации в электронной форме "Дезинфицирующее средство для рук" (т.д. 2, л.д. 55 (оборотная сторона)) содержится следующее описание объекта закупки:
"Общие требования к товару (описание объекта закупке):
1) Качественные характеристики товара: поставляемый товар по своему качеству, упаковке, маркировке должен соответствовать требованиям нормативно-технической документации и требованиям настоящей документации.
2) Требования к техническим характеристикам товара, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, безопасности товара, а также показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров потребностям Заказчика.
По своим свойствам товар должен соответствовать следующим показателям:
Готовое композиционное антисептическое средство со сроком годности не менее 4 лет, предназначенное в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3.2630 - и инструкции РПН N 02. 770-2020-32 от 23.01.2020 (дезинфекция для профилактики коронавирусной инфекции (COVID-19) для обработки рук хирургов, гигиенической обработки рук медицинского персонала, обработки операционного, инъекционного полей, локтевых сгибов доноров, перчаток. Средство должно соответствовать требованиям технического регламента ТР ТС 029/2012 и применяться для экстренной дезинфекции небольших по площади и труднодоступных поверхностей, включая поверхности медицинского оборудования (в т.ч. фонендоскопы, датчики диагностического оборудования и пр.), кроме поверхностей пищевых продуктов (в т.ч. скорлупы яиц).
Средство должно обладать бактерицидной, туберкулоцидной (обязательно тест на М.Теrrае), фунгицидной, вирулицидной (в т.ч. в отношении аденовирусов, полиомиелита), антимикробной активностью, пролонгированным действием не менее 3 часов."
В Постановлении N 102 имеется код ОКПД2 23.20.14.000 - медицинские изделия, содержащие антисептические дезинфицирующие препараты, что соответствует объекту закупки по ЭКПД2 20.20.14.000 - медицинские изделия, содержащие антисептические и дезинфицирующие препараты.
Как следует из материалов дела, в техническом задании на поставку дезинфицирующих средств указано описание дезинфицирующего средства.
Письмом Минэкономразвития России от 18.04.2016 N Д28и-1033 разъяснено, что заказчик вправе самостоятельно определить код ОКПД2 путем соотнесения объекта закупки с соответствующим кодом и наименованием позиции ОКПД2 с учетом специфика закупки в области применения.
В суде первой инстанции заказчик указывал на то, что территориальному органу УФСИН России по Астраханской области подведомственно 11 учреждений, в том числе лечебные, а именно Федеральное казенное учреждение "Лечебное исправительное учреждение Управления Федеральной службы исполнения наказания по Астраханской области", больница расположенная при Федеральном казенном учреждении "Исправительная колония N 2 Управления Федеральноq службы исполнения наказания по Астраханской области", что подтверждает факт необходимости приобретения дезинфицирующего средства для рук, в целях профилактики распространению коронавирусных заболеваний и иных заболеваний.
Таким образом, вопреки доводам апеллянта, заявленное дезинфицирующее средство, применяемое для обработки рук, может также являться медицинским изделием.
На основании изложенного, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что требования заявителя по делу подлежат удовлетворению в части признания решения УФАС по Астраханской области от 24.11.2020 N 030/06/64-1525/2020 недействительным в части признания государственного заказчика - УФСИН по Астраханской области нарушившим часть 3 статьи 14 и часть 5 статьи 66 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку дезинфицирующего средства для рук, в остальной части заявленных требований правомерно оставлены без удовлетворения.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.
Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявления по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 23 ноября 2021 года по делу N А06-11589/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.М. Степура |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-11589/2020
Истец: УФСИН России по Астраханской области
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области
Третье лицо: ООО "Савир", 12ААС, Арбитражный суд Астраханской области