г. Москва |
|
14 апреля 2022 г. |
Дело N А41-94362/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Панкратьевой Н.А., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Скомороховой Д.Е.
при участии в заседании:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Строй Сервис Плюс" - Козырев А.Ю., представитель по доверенности от 17.11.2021 года,
от заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 28 февраля 2022 года по делу N А41-94362/21, по иску Общества с ограниченной ответственностью "Строй Сервис Плюс" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Строй Сервис Плюс" (далее - ООО "Строй Сервис Плюс", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения Управления Росреестра по Московской области от 29 ноября 2021 года N КУВД001/2021-33700977/4 об отказе в государственной регистрации права собственности ООО "Строй Сервис Плюс" на объект недвижимости - нежилое подсобно-производственное здание для дежурных слесарей и электриков, площадью 442.5 кв.м., кадастровый номер 50:04:0011005:618, расположенное по адресу: Московская область, город Дмитров, городское поселение Дмитров, улица Промышленная, дом 24 А, находящееся на земельном участке с кадастровым номером 50:04:0011005:268, общей площадью 18 285 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, адрес участка: Московская область, городское поселение Дмитров, город Дмитров, улица Промышленная, обязании зарегистрировать переход права, указав в Едином государственном реестре дополнительные характеристики объекта.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 февраля 2022 года заявленные требования удовлетворены (л.д. 99-103 т. 4).
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Росреестра по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
До судебного заседания через канцелярию суда от истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя заинтересованного лица, извещенного надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя возражал против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителя заявителя, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ООО "Строй Сервис Плюс" по соглашению об отступном N 56-О от 04.08.2003 г., заключенному с ЗАО "Дмитровская ПМК Рыбстроймонтаж", приобрело в собственность недвижимое имущество:
- нежилое подсобно-производственное здание для дежурных слесарей и электриков, площадью 442.5 кв.м., кадастровый номер 50:04:0011005:618, расположенное по адресу: Московская область, город Дмитров, городское поселение Дмитров, улица Промышленная, дом 24 А, находящееся на земельном участке с кадастровым номером 50:04:0011005:268, общей площадью 18 285 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, адрес участка: Московская область, городское поселение Дмитров, город Дмитров, улица Промышленная.
В соответствии с п.1 соглашения сумма сделки составила 3.500.000 руб.
Договор сторонами исполнен - продавцом передано имущество, а покупателем произведена его оплата зачетом встречных однородных требований по договору подряда N 104 от 05.03.2003 г.
23 июля 2012 года ЗАО "Дмитровская ПМК Рыбстроймонтаж" было ликвидировано, запись о прекращении внесена в ЕГРЮЛ. О
ОО "Строй Сервис Плюс" обратилось в Управление Росреестра по Московской области с заявлением на государственную регистрацию права собственности на вышеуказанный объект недвижимого имущества.
Решением Управления Росреестра по Московской области от 29 ноября 2021 года N КУВД-001/2021-33700977/4 в государственной регистрации отказало.
Не согласившись с решением регистрирующего органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания ненормативного правового акта незаконным является несоответствие его закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно части 4 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
В соответствии частью 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона о регистрации государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
Согласно пункту 37 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Статьей 27 Закона о регистрации предусмотрено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Приостанавливая государственную регистрацию недвижимого имущества, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области указало, что в качестве правоустанавливающего документа заявителем представлено соглашение об отступном, при этом в описании объекта отсутствует адрес объекта недвижимости. Между тем, согласно данным ЕГРН прав ЗАО "Дмитровская ПМК Рыбстроймонтаж" в отношении заявленного объекта недвижимости с кадастровым номером 50:04:0011005:618, зарегистрировано не было. Иных документов, подтверждающих возникновение (наличие) прав у должника не представлено.
Согласно соглашения об отступном N 56-0 (в редакции дополнительного соглашения N 1 от 04 августа 2003 года)в пункте 2.1 указаны объекты недвижимости, принадлежащие должнику на праве собственности, и их характеристики:
- тип: объект капитального строительства;
- вид: здание;
-назначение: нежилое;
- -проектная классификация: подсобно-производственные здания;
- наименование: подсобно-производственное здание для дежурных слесарей и электриков;
- этажность: одноэтажное;
- внутренний инвентарный номер: 1014;
- площадь застройки: 442,5 кв.м.;
- материал стен: дерево с утеплением;
- каркас: брусчатый, обшитый строгаными досками, отштукатуренными по сетке по внешнему контуру, с заполнением фибролитовыми плитами в два слоя и слоями ветро и пароизоляции из пергамина;
- фундамент: пакетные сваи из досок на гравийном основании;
- кровля: двускатная, асбестоцементные листы усиленного профиля шестиволновые по деревянной обрешетке;
- проемы: окна - оконные блоки двустворные с переплетами раздельными и раздельно-спаренными, один вход с крыльца;
- отопление: радиаторы отопительные чугунные, регистры отопительные из стальных сварных труб;
- инженерные системы: внутренняя электропроводка с электрощитом;
-освещение: люминесцентные светильники.
В договоре подряда на капитальное строительство N 64 от 01 октября 1993 года с приложениями (приложение N 3 "Особые условия), приказе от 30 декабря 1993 года N 11- П "О проведении осмотра объекта капитального строительства: одноэтажного нежилого подсобно-производственного здания для дежурных слесарей и электриков, по факту завершения строительства и необходимостью ввода в эксплуатацию", акте (накладной) приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств от 30 декабря 1993 года, акте N 5-6 (П) ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства от 30 декабря 1993 года, справке Дмитровского филиала ГУЛ МО "МОБТИ" от 27 ноября 2014 года, а также техническом плане здания от 16 ноября 2021 года, содержится аналогичное описание данных идентификационных характеристик Объекта недвижимости, фигурирующем в Соглашении об отступном.
Кроме того, заявитель обращал внимание регистрирующего органа также на основную идентификационную характеристику Объекта недвижимости - площадь, равную 442. 5 кв.м., путем подачи в регистрирующий орган заявления N MFC-0555/2021-1862905-l от 16.08.2021 года.
Таким образом, вопреки доводам заинтересованного лица, описание объекта недвижимости, приведенное в Соглашении об отступном и вышеописанных документах, позволяет однозначно идентифицировать заявленный к регистрации объект недвижимости.
Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 18 Закона 218, к заявлению государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Закона N 218 предусмотрено, что не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Исследовав все представленные в материалы дела, суд приходит к выводу, что заявителем в регистрирующий орган для регистрацию права собственности на в объект недвижимого имущества были представлены все необходимые документы.
Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, регистрирующим органом неверно квалифицирована правовая природа представленного заявителем на регистрацию Соглашения об отступном.
В соответствии со статьей 409 ГК РФ в редакции, действовавшей на момент заключения Соглашения об отступном, то есть на 04 августа 2003 года, по соглашению сторон обязательство может быть прекращено предоставлением взамен исполнения отступного (уплатой денег, передачей имущества и т.п.). Размер, сроки и порядок предоставления отступного устанавливаются сторонами.
В статье 363 ГК РФ, на которую ссылается Управление Росреестра в Уведомлении о приостановке, говорится об ответственности поручителя перед кредитором в рамках заключенного договора поручительства, указанная статья входит в параграф 5 "Поручительство", который, в свою очередь, входит в главу 23 "Обеспечение исполнение обязательств", то есть, в данной норме речь идет о способах обеспечения исполнения обязательств в рамках заключенного кредитного договора или договора займа, что не соотносится с представленным на регистрацию Соглашением об отступном.
В рассматриваемом случае, речь не идет о кредите или займе, в качестве одной из сторон соглашения об отступном не выступает кредитное учреждение или заимодавец, в соглашении не указан поручитель, договор поручительства не заключался.
Объект недвижимости не является предметом залога, договор залога в отношении объекта недвижимости не заключался, в тексте представленного Соглашения об отступном информация о залоге отсутствует.
При изложенных обстоятельствах, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа заявителю в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу части 5 статьи 201 АПК РФ, в резолютивной части такого решения должно быть указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Заявитель в качестве способа восстановления нарушенных прав просил обязать Управление Росреестра по Московской области зарегистрировать право собственности ООО "Строй Сервис Плюс" на объекты недвижимости.
Указанный заявителем способ восстановления нарушенного права соответствует закону и характеру допущенного нарушения, направлен на полное восстановление нарушенных прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28 февраля 2022 года по делу N А41-94362/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
Н.А. Панкратьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-94362/2021
Истец: ООО "СТРОЙСЕРВИС ПЛЮС"
Ответчик: РОСРЕЕСТР