г. Вологда |
|
14 апреля 2022 г. |
Дело N А44-4712/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 14 апреля 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Болдыревой Е.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузьминой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью межмуниципального предприятия "Пестовский водоканал" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 29 октября 2021 года по делу N А44-4712/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью межмуниципального предприятия "Пестовский водоканал" (ОГРН 1135331000606, ИНН 5313007645; адрес: 174510, Новгородская область, Пестовский район, город Пестово, улица Боровичская, дом 92; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по тарифной политике Новгородской области (ОГРН 1055300905406, ИНН 5321101666; адрес: 173001, Новгородская область, Великий Новгород, улица Большая Санкт-Петербургская, дом 6/11, кабинет 49; далее - комитет) от 03.08.2021 N 11, которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 руб.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 29 октября 2021 года (с учетом определения от 05 апреля 2022 года об исправлении опечаток) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, что суд не принял во внимание позицию заявителя и не указал мотивов, по которым не принял его доводы.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы апелляционным судом по делу назначено судебное заседание.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как усматривается в материалах дела, прокуратурой Пестовского района на основании решения от 07.04.2021 в отношении общества проведена проверка соблюдения требований законодательства о тарифном регулировании и технологическом присоединении к инженерным сетям.
В ходе проверки установлено, что общество является ресурсоснабжающей организацией и в процессе деятельности осуществляет эксплуатацию системы коммунальной инфраструктуры, используемой для оказания услуг в целях обеспечения холодного водоснабжения, водоотведения на территории Пестовского муниципального района.
В соответствии с Уставом общества, утвержденным решением общего собрания участников общества от 15.04.2013, основным направлением деятельности заявителя является обеспечение населения, промышленных предприятий и организаций питьевой водой, сбор и очистка воды, очистка воды, эксплуатация сетей водоснабжения и водоотведения на территории Пестовского муниципального района. Статус гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения присвоен обществу постановлениями Администрации Пестовского муниципального района от 17.06.2019 N 747, Администрации Быковского сельского поселения от 20.06.2013 N 56, Администрации Богословского сельского поселения от 19.06.2013 N 72, Администрации Устюцкого сельского поселения от 24.06.2013 N 64, Администрации Пестовского сельского поселения от 21.06.2013 N 51, Администрации Лаптевского сельского поселения от 25.06.2013 N 45, Администрации Охонского сельского поселения от 24.06.2013 N 25.
В 2020 году общество подключило (технологически присоединило) 11 абонентов к централизованным сетям холодного водоснабжения, централизованной системе водоотведения, при этом плата с абонентов при подключении (технологическом присоединении) к централизованным сетям холодного водоснабжения, централизованной системе водоотведения не взималась.
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения прокуратурой Пестовского района постановления от 08.04.2021 о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Материалы проверки направлены прокуратурой Пестовского района в комитет.
Комитет, установив, что по фактам взимания платы не по установленным тарифам за подключение к централизованным сетям холодного водоснабжения, централизованной системе водоотведения в отношении Заверуха Л.П. (26.08.2020), Лупановой Т.Н. (22.10.2020), Кутузовой Д.А. (22.09.2020), Фомченковой Т.Н. (21.08.2020), Васильева Д.С. (09.10.2020) не истек срок давности привлечения к административной ответственности, постановлением от 03.08.2021 N 11 привлек общество к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
Часть 2 статьи 14.6 КоАП РФ предусматривает ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно статье 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) регулированию в сфере холодного водоснабжения подлежит тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.
Как предусмотрено статьей 18 Закона N 416-ФЗ, заявители заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (часть 2); плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (часть 13).
В силу части 14 статьи 18 Закона N 416-ФЗ взимание организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявителя иных платежей, связанных с подключением (технологическим присоединением), не допускается.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы), согласно которым плата за подключение определяется на основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) или в индивидуальном порядке в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим документом (пункт 81); размер платы за подключение рассчитывается организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение), исходя из установленных тарифов и с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя (пункт 82).
Согласно пункту 83 Основ тариф на подключение (технологическое присоединение) включает в себя ставку тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку и ставку тарифа за расстояние от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя до точки подключения водопроводных и (или) канализационных сетей к объектам централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения (далее - ставка за протяженность сети). Размер ставки за протяженность сети дифференцируется в соответствии с методическими указаниями, в том числе в соответствии с типом прокладки сетей, и рассчитывается исходя из необходимости компенсации регулируемой организации следующих видов расходов:
а) расходы на прокладку (перекладку) сетей водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей;
б) налог на прибыль.
В силу части 8 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение (технологическое присоединение) построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение (технологическое присоединение), предоставленными правообладателю земельного участка.
Договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоснабжения, договоры о технологическом присоединении) к централизованным системам водоотведения заключаются в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения, типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 15 статьи 18 Закона N 416-ФЗ).
Согласно пункту 1 Типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 (далее - Типовой договор), организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется выполнить действия по подготовке централизованной системы холодного водоснабжения к подключению (технологическому присоединению) объекта заказчика и в соответствии с условиями подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения (далее - условия подключения (технологического присоединения) объекта по форме согласно приложению N 1 подключить объект к сетям централизованной системы холодного водоснабжения, а заказчик обязуется внести плату за подключение (технологическое присоединение) и выполнить технические условия подключения объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения, выданные в порядке, установленном Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" (далее - технические условия подключения).
Пунктом 15 Типового договора установлена обязанность заказчика внести плату в размере, определенном по форме согласно приложению N 4 к настоящему договору.
Возможности бесплатного подключения приведенные выше нормы права и положения Типового договора не предусматривают.
Подпунктом 3.4.22 Положения о комитете, утвержденного постановлением Правительства Новгородской области о 21.07.2016 N 258, установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Новгородской области отнесено к компетенции комитета.
Общество обратилось в комитет с заявлением об установлении тарифов на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения на территории Пестовского муниципального района 28.07.2021. Тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения обществу установлены постановлением комитета от 31.08.2021 N 38 "Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения общества с ограниченной ответственностью межмуниципальное предприятие "Пестовский водоканал" на 2021 год" и введены в действие с 13.09.2021.
Вместе с тем материалами дела подтверждено и обществом не опровергается, что в 2020 году общество подключило (технологически присоединило) 11 абонентов к централизованным сетям холодного водоснабжения, централизованной системе водоотведения, при этом плата с абонентов при подключении (технологическом присоединении) к централизованным сетям холодного водоснабжения, централизованной системе водоотведения по установленным тарифам не взималась, а осуществлялось взимание платы, не установленной органом регулирования тарифов за выполнение работ прокладке водопроводной сети в целях подключения к системе централизованной системе водоснабжения.
Данное обстоятельство подтверждается объяснениями директора общества Газетова А. Н. от 07.04.2021, приходными кассовыми ордерами от 26.08.2020 N 357, от 12.10.2020 N 456, N 186 от 26.05.2020, от 21.08.2020 N 347, от 22.09.2020 N 422, от 14.09.2020 N 402, от 29.10.2020 N 494, от 22.10.2020 N 484, от 16.10.2020 N 471, от 16.10.2020 N 470, от 09.10.2020 N 451, от 17.06.2020 N 222, от 23.06.2020 N 236, от 30.06.2020 N 244, от 31.07.2020 N 307, от 08.07.2020 N 256, от 02.07.2020 N 247 и договорами подряда от 26.08.2020 N 106/2020, от 08.07.2020 N 82/2020, от 22.10.2020 б/н, от 22.09.2020 N 111/2020, от 23.06.2020 N 79/2020, от 31.07.2020 N 88/2020, от 02.07.2020 N 80/2020, от 21.08.2020 N 103/2020, от 15.07.2020 N 75/2020, от 09.10.2020 б/н, от 25.05.2020 N 70/2020.
Судом первой инстанции правомерно отклонены доводы общества о том, что подключение (технологическое присоединение) объектов Заверуха Л.П., Васильева Д.С., Фомченковой Т.Н., Лупановой Т.Н., Кутузовой Д.А. к централизованным системам водоснабжения не относится к случаям, на которые распространяется действие Закона N 416-ФЗ и ГрК РФ, поскольку согласно пунктам 1.1 договоров подряда, заключенных с названными лицами, а также схемам, приведенным в приложении N 1 к техническим условиям на технологическое подключение соответствующих объектов, общество (подрядчик) обязуется по заявке заказчика выполнить работы по прокладке водопроводной сети к жилым домам, которые ГрК РФ отнесены к объектам капитального строительства.
Доводы об отсутствии оснований взимания тарифа за подключение к централизованной системе водоснабжения в отношении собственников помещений в многоквартирных домах с учетом заключения с потребителями договоров подряда не опровергают нарушение обществом установленного порядка ценообразования.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно согласился с доводами комитета о том, что обществом при заключении договоров подряда с Лупановой Т.Н. (от 22.10.2020), Фомченковой Т.Н. (от 21.08.2020), Кутузовой Д.А. (от 22.09.2020), Заверуха Л.П. (от 26.08.2020), Васильевым Д.С (от 09.10.2020) нарушен порядок ценообразования при подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения.
Ввиду изложенного, вопреки доводам жалобы, в деянии общества имеется событие правонарушения по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Доказательств принятия обществом исчерпывающих мер, направленных на недопущение вмененного ему административного правонарушения, в материалы дела не предъявлено, как не имеется в деле и доказательств, подтверждающих отсутствие у общества реальной возможности соблюсти требования действующего законодательства и наличие препятствий к их соблюдению, находящихся вне контроля заявителя.
С учетом изложенных суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
На дату вынесения оспариваемого постановления срок давности привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, применительно к эпизодам с перечисленными выше потребителями не истек.
Существенных процессуальных нарушений, являющихся самостоятельным основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, не допущено.
Оценив все обстоятельства в совокупности, апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и применения по данному делу статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку исключительных обстоятельств совершения настоящего правонарушения, свидетельствующих о малозначительности содеянного, в материалы дела не представлено.
Наказание назначено обществу в пределах санкции части 2 статьи 14.6 КоАП РФ. Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, которые могли бы служить основание для уменьшения размера штрафа, обществом не доказано и в материалах дела не усматривается.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в названных нормах Кодекса.
В рассматриваемом случае из материалов дела данная совокупность обстоятельств не усматривается. Доказательств отнесения общества к субъектам малого (среднего) предпринимательства не имеется.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований общества.
Несогласие общества с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции правовых норм, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения норм материального и (или) процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 29 октября 2021 года по делу N А44-4712/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью межмуниципального предприятия "Пестовский водоканал" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Н. Болдырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-4712/2021
Истец: ООО межмуниципальное предприятие "Пестовский водоканал"
Ответчик: Комитет по Тарифной Политике Новгородской Области
Третье лицо: 14 Арбитражный апелляционный суд