г. Самара |
|
15 апреля 2022 г. |
Дело N А72-15871/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коршиковой Е.В.,
судей Ануфриевой А.Э., Дегтярева Д.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шишкиной К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 апреля 2022 года в зале N 7 помещения суда апелляционную жалобу Администрации поселения муниципального образования "Новомайнское городское поселение" Мелекесского района Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31 января 2022 года по делу N А72-15871/2021 (судья Рыбалко И.В.)
по иску Администрации поселения муниципального образования "Новомайнское городское поселение" Мелекесского района Ульяновской области (ОГРН 1057310014200, ИНН 7310100294), Ульяновская область, Мелекесский р-н, р.п. Новая Майна
к Администрации муниципального образования "Мелекесский район" Ульяновской области (ОГРН 1027300545832, ИНН 7310004921), г. Димитровград
о признании права муниципальной собственности на невостребованные (нераспределенные) земельные доли,
с участием в заседании:
от истца - представитель Ерменеева Е.В. по доверенности от 12.03.2021,
УСТАНОВИЛ:
Администрация поселения муниципального образования "Новомайнское городское поселение" Мелекесского района Ульяновской области обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Администрации муниципального образования "Мелекесский район" Ульяновской области, в котором просит признать право муниципальной собственности на невостребованные (нераспределенные) земельные доли в размере 906,52 га на земельном участке с кадастровым номером 73:08:041701:1, находящемся по адресу: Ульяновская обл., Мелекесский р-н, АО "Победа" за муниципальным образованием "Новомайнское городское поселение".
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 31 января 2022 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация поселения муниципального образования "Новомайнское городское поселение" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение, принять новый судебный акт об удовлетворении иска, ссылаясь на то, что Администрация МО "Новомаинское городское поселение" входит в состав МО "Мелекесский район" и является органом местного самоуправления, подведомственным Администрации "Мелекесского района", нераспределенные земельные доли располагаются по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, что прямо указывает на то, что нераспределенные земельные доли территориально относятся к МО "Мелекесский район" Ульяновской области, интересы физических лиц не затрагиваются, так как данная площадь земельных угодий не распределялась между физическими лицам, а находилась в собственности АО "Победа", указывает, что до настоящего времени нераспределенные земельные доли в размере 884,52 га никем не востребованы и правообладатели не установлены, соответственно земельный участок не используется по целевому назначению.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
От ответчика поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в котором Администрация муниципального образования "Мелекесский район" Ульяновской области просит удовлетворить апелляционную жалобу истца.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 АПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, протоколом общего собрания совхоза "Победа" Мелекесского района Ульяновской области от 03.12.1992 было решено реорганизовать совхоз "Победа" в акционерное общество закрытого типа "Победа", была утверждена общая площадь земельных угодий общей площадью 5087 га, из которой 151 га предоставлены крестьянским (фермерским) хозяйствам. Количество лиц, имеющих право на получение земельной доли, составило 378 человек, что составляет 1/378 долю в общей площади сельскохозяйственных угодий.
Постановлением Главы Мелекесского района Ульяновской области N 188 от 06.06.2003 была утверждена площадь земельных угодий, расположенных в АО "Победа" - 49140000 кв. м и доля каждого собственника в праве общей долевой собственности на земельный участок - 1/378.
На основании Постановления Главы администрации Мелекесского района Ульяновской области от 14.12.1994 N 301 Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Мелекесского района Ульяновской области гражданам выдавались свидетельства на право собственности на землю, где указано, что гражданин приобретает право общей долевой собственности на землю АО "Победа" общей площадью 10,66 га.
Как усматривается из искового заявления, 21.03.1997 на основании Распоряжения главы администрации Мелекесского района Ульяновской области АОЗТ "Победа" и СПК "Боровский" (Аппаковское отделение) реорганизованы путем присоединения к птицефабрике им. 60-летия СССР. 01.02.2001 составлен разделительный баланс между ГУП "Птицефабрика им. 60-летия СССР" и цехом земледелия N 1 (Верхний Мелекесс). В соответствии с архивными копиями устава СПК "Победа", протокола собрания участников СПК "Победа" от 09.02.2001, списка членов СПК и заявления о реорганизации СПК "Победа", в результате реорганизации в форме выделения на базе имущественного цеха земледелия N 1 создан СПК "Победа". Постановлением главы Мелекесского района от 27.07.2001 СПК "Победа" был зарегистрирован. 15.05.2008 СПК "Победа" прекратил свою деятельность в связи с ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
Администрация поселения муниципального образования "Новомайнское городское поселение" Мелекесского района Ульяновской области провела работу по выявлению невостребованных долей земельного участка с кадастровым номером 73:08:041701:1 и выявила 884, 52 га невостребованных долей.
04.06.2021 в газете "Ульяновская правда" было опубликовано сообщение о созыве 06.09.2021 в 14.00 часов общего собрания участников общей долевой собственности по вопросу утверждения невостребованных долей земель сельскохозяйственного назначения, находящихся на земельном участке с кадастровым номером 73:08:041701:1, по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, АО "Победа".
06.09.2021 общее собрание не состоялось ввиду отсутствия кворума.
Постановлением Администрации поселения МО "Новомайнское городское поселение" N 115 от 07.10.2021 утверждена площадь невостребованных (нераспределенных) земель сельскохозяйственного назначения, находящихся на земельном участке с кадастровым номером 73:08:041701:1, расположенном по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, АО "Победа".
Обратившись в суд с настоящим исковым заявлением, истец просит признать право муниципальной собственности на невостребованные (нераспределенные) земельные доли в размере 884, 52 га на земельном участке с кадастровым номером 73:08:041701:1, находящемся по адресу: Ульяновская обл., Мелекесский р-н, АО "Победа" за муниципальным образованием "Новомайнское городское поселение".
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что право, о котором заявил истец, неразрывно связано с правами граждан на соответствующие земельные доли, а иск о признании за МО "Новомайнское городское поселение" Мелекесского района Ульяновской области права собственности на земельный участок, образованный за счет невостребованных земельных долей, подлежит рассмотрению с обязательным участием правообладателей - физических лиц, в связи с чем исковые требования предъявлены к ненадлежащему ответчику, исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ, самостоятельно определив способы их судебной защиты (статья 12 ГК РФ). Пунктом 1 статьи 11 ГК РФ определено, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права. Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
По смыслу статей 1, 11, 12 ГК РФ и статьи 4 АПК РФ защита гражданских прав может осуществляться в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения. Следовательно, предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в арбитражный суд лица посредством использования предусмотренных действующим законодательством способов защиты.
При принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
В силу статьи 71 АПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. По правилам части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 6 ЗК РФ объектами земельных отношений являются как земельные участки, так и части земельных участков. Согласно статье 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. При этом, исходя из положений статей 130 и 131 ГК РФ, земельные участки являются объектами недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации. В силу статей 68, 70 ЗК РФ формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета.
Государственный кадастровый учет земельных участков до 01.01.2017 осуществлялся в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а с указанной даты - Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Как следует из статьи 1 Закона N 218-ФЗ, ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с Законом N 218-ФЗ недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с Законом N 218-ФЗ сведений (часть 2); под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в ЕГРН сведений об объекте недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Законом N 218-ФЗ сведений об объекте недвижимости (часть 7).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 7 и частью 1 статьи 8 Закона N 218-ФЗ кадастр недвижимости является частью ЕГРН, в который вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости часть 2 названной статьи относит характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) Закона N 101-ФЗ принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, права аренды такого земельного участка осуществляются в соответствии с ГК РФ, ЗК РФ и настоящим Федеральным законом.
Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности (пункт 3 статьи 6 названного Закона).
Согласно пункту 1 статьи 12.1 Закона N 101-ФЗ невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд.
По правилам пункта 2 статьи 12.1 Закона N 101-ФЗ невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Закона N 218-ФЗ решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Как установлено обжалуемым решением, спорные доли были включены в площадь земельных угодий, расположенных в АО "Победа", Постановлением Главы Мелекесского района Ульяновской области N 188 от 06.06.2003.
Пунктами 3, 4 статьи 12.1 Закона N 101-ФЗ предусмотрено, что орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, опубликовывает этот список в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными (пункт 8 статьи 12.1 Закона N 101-ФЗ).
Порядок выдела земельного участка в счет земельной доли урегулирован статьей 13 Закона N 101-ФЗ, в силу пункта 2 которой земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 настоящей статьи.
Земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется (пункт 3 статьи 13 Закона N 101-ФЗ).
Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном статьей 13.1 настоящего Федерального закона (пункт 6 статьи 13 Закона N 101-ФЗ).
Согласно пункту 8 статьи 13 Закона N 101-ФЗ выдел земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется по правилам, установленным для выдела земельных долей, находящихся в частной собственности.
04.06.2021 в газете "Ульяновская правда" было опубликовано сообщение о созыве 06.09.2021 в 14.00 часов общего собрания участников общей долевой собственности по вопросу утверждения невостребованных долей земель сельскохозяйственного назначения, находящихся на земельном участке с кадастровым номером 73:08:041701:1, по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, АО "Победа".
06.09.2021 общее собрание не состоялось ввиду отсутствия кворума.
Постановлением Администрации поселения МО "Новомайнское городское поселение" N 115 от 07.10.2021 утверждена площадь невостребованных (нераспределенных) земель сельскохозяйственного назначения, находящихся на земельном участке с кадастровым номером 73:08:041701:1, расположенном по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, АО "Победа".
Обратившись в суд с настоящим исковым заявлением, истец просит признать право муниципальной собственности на невостребованные (нераспределенные) земельные доли в размере 884,52 га на земельном участке с кадастровым номером 73:08:041701:1, находящемся по адресу: Ульяновская обл., Мелекесский р-н, АО "Победа" за муниципальным образованием "Новомайнское городское поселение".
Данные требования истец предъявляет к ответчику - Администрации муниципального образования "Мелекесский район" Ульяновской области.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 12.10.2021 земельный участок с кадастровым номером 73:08:041701:1, расположенный по адресу: Ульяновская область, Мелекесский район, АО "Победа", принадлежит на праве общей долевой собственности физическим лицам (л.д. 14-75). Однако, материалы кадастрового учета подтверждают, что такие доли физических лиц не размежеваны в установленном порядке, местоположения их границ не согласованы.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований администрации поселения.
Из совокупного толкования указанных выше положений закона следует, что выдел органам местного самоуправления земельного участка, за счет принадлежащим им невостребованных земельных долей возможен только в том земельном участке, который находится в общей долевой собственности и в котором невостребованные земельные доли признаны собственностью органов местного самоуправления. Закон N 101-ФЗ не предусматривает возможность признания права собственности в счет оформленных невостребованных земельных долей на иной земельный участок.
С учетом названных ст. 27, 28 Арбитражного процессуального кодекса критериев подведомственности спора арбитражному суду (характера спорных правоотношений и их субъектного состава) дела о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном порядке невостребованными, не подлежат рассмотрению арбитражным судом.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 января 2021 г. по делу N А46-5405/2019.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы являются несостоятельными, опровергаются представленными в дело доказательствами и направлены на переоценку выводов обжалуемого решения.
Доводов, которым не была дана оценка со стороны суда первой инстанции, основанных на доказательственной базе, опровергающих вышеназванные выводы суда и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31 января 2022 года по делу N А72-15871/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации поселения муниципального образования "Новомайнское городское поселение" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Коршикова |
Судьи |
А.Э. Ануфриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-15871/2021
Истец: Администрация поселения МО "Новомайнское городское поселение" Мелекесского района Ульяновской области, АДМИНИСТРАЦИЯ ПОСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "НОВОМАЙНСКОЕ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ" МЕЛЕКЕССКОГО РАЙОНА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Администрация МО "Мелекесский район" Ульяновской области, АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "МЕЛЕКЕССКИЙ РАЙОН" УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ