г. Владимир |
|
15 апреля 2022 г. |
Дело N А11-11861/2021 |
Резолютивная часть постановления 12.04.2022.
Полный текст постановления изготовлен 15.04.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Тютина Александра Ивановича на решение Арбитражного суда Владимирской области от 21.02.2022 по делу N А11-11861/2021,
принятое по заявлению Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о привлечении директора общества с ограниченной ответственностью "Водоканал-сервис" Тютина Александра Ивановича к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Между обществом с ограниченной ответственностью "Энергосбыт Волга" (далее - ООО "ЭСВ") (гарантирующий поставщик) и обществом с ограниченной ответственностью "Водоканал-Сервис" (далее - ООО "Водоканал-Сервис") (абонент) заключен договор энергоснабжения от 01.07.2018 N 33200001000067, в соответствии с пунктом 1.1 которого гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности) и урегулировать отношения по оказанию услуг по передаче электрической энергии и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса энергоснабжения абонента, а абонент обязуется оплачивать поставленную электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги в порядке, предусмотренном договором.
На основании договора энергоснабжения от 01.07.2018 N 33200001000067 в период с ноября 2020 года по январь 2021 года ООО "ЭСВ" поставило ООО "Водоканал-Сервис" электрическую энергию, оплату которой потребитель не произвел.
В результате у ООО "Водоканал-Сервис" образовалась задолженность перед гарантирующим поставщиком за потребленную в период с ноября 2020 года по январь 2021 года электрическую энергию в размере 711 042 руб. 57 коп., которая превышает двойной размер среднемесячной величины его обязательств по оплате электрической энергии.
ООО "ЭСВ" направило в адрес ООО "Водоканал-Сервис" уведомление от 09.03.2021 N ЭВ/02/01/04/113 об обязанности произвести оплату потребленной электроэнергии в полном объеме либо предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии по договору энергоснабжения от 01.07.2018 N 33200001000067 в срок не позднее 60 дней со дня получения настоящего уведомления в сумме 711 042 руб. 57 коп. на срок 6 месяцев со дня предоставления обеспечения исполнения обязательств. Данное уведомление получено ООО "Водоканал-Сервис" 19.03.2021.
В течение указанного в уведомлении срока ООО "Водоканал-Сервис" не оплатило потребленную электроэнергии и не предоставило обеспечение исполнения обязательств, что послужило основанием для обращения ООО "ЭСВ" в Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление, административный орган) с заявлением о привлечении директора ООО "Водоканал-Сервис" Тютина Александра Ивановича (далее - Тютин А.И.) к административной ответственности.
Усмотрев в деянии Тютина А.И. признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 КоАП РФ, административный орган 08.09.2021 составил протокол об административном правонарушении N 9.3-1461-Пр/146В-2021.
По выявленному факту Управление обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о привлечении Тютина А.И. к административной ответственности по статье 14.61 КоАП РФ.
Решением от 21.02.2022 Арбитражный суд Владимирской области привлек Тютина А.И. к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.61 КоАП РФ, и назначил ему наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Тютин А.И. обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы поясняет, что ООО "ЭСВ" возмещает себе понесенные убытки в связи с несвоевременной оплатой за поставленную электроэнергию посредством начисления пеней, предусмотренных договором. Тютин А.И. обратил внимание на то, что договором не предусмотрено представление независимой банковской гарантии.
Тютин А.И. настаивает на том, что получить банковскую гарантию ООО "Водоканал-Сервис" не имеет возможности, так как у последнего отсутствует имущество для обеспечения залога и его финансовое положение очень тяжелое, публичное акционерное общество "БАНК УРАЛСИБ" отказал в выдаче банковской гарантии.
Заявитель апелляционной жалобы просит признать совершенное административное правонарушение малозначительным, просил учесть состояние его здоровья.
Управление отзыв на апелляционную жалобу в суд не направило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу статьи 14.61 КоАП РФ нарушение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, потребителем газа, потребителем тепловой энергии либо теплоснабжающей организацией установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии определяются Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 35-ФЗ законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, вышеназванного федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона N 35-ФЗ субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.
В силу пункта 6 названной статьи Правительство Российской Федерации устанавливает критерии, при соответствии которым у потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенным с гарантирующим поставщиком. При установлении данных критериев Правительство Российской Федерации исходит из случаев неисполнения или ненадлежащего исполнения данными потребителями электрической энергии обязательств по оплате электрической энергии (мощности). При этом не возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) у потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и которые не имеют неисполненных обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
Указанная в абзаце первом рассматриваемого пункта обязанность не устанавливается в отношении потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и которые являются органами государственной власти, органами местного самоуправления, казенными, автономными и бюджетными учреждениями.
Гарантирующие поставщики обязаны в предусмотренном Правительством Российской Федерации порядке определить потребителей электрической энергии, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации критериям, и уведомить их в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности). В направляемом потребителю электрической энергии уведомлении указываются основания для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), срок, в течение которого данное обеспечение должно быть предоставлено гарантирующему поставщику, а также другая информация, установленная Правительством Российской Федерации.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в установленном Правительством Российской Федерации порядке в информационных целях обеспечивает формирование и ведение перечня потребителей электрической энергии в субъекте Российской Федерации, в отношении которых гарантирующими поставщиками установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
В случае если потребитель электрической энергии до истечения указанного в уведомлении срока предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) устранил допущенное нарушение обязательств по оплате электрической энергии (мощности), послужившее основанием для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, предоставление такого обеспечения в связи с возникновением указанных в уведомлении оснований не требуется.
Если иное не согласовано сторонами, обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) предоставляется потребителями электрической энергии, соответствующими установленным Правительством Российской Федерации критериям и определенными гарантирующими поставщиками в соответствии с настоящим пунктом, в виде независимой гарантии, выдаваемой банком (банковской гарантии).
Указанными в настоящем пункте потребителями электрической энергии по согласованию с гарантирующим поставщиком может быть предоставлена государственная или муниципальная гарантия либо исполнение обязательств по оплате электрической энергии (мощности) может быть обеспечено иными способами, предусмотренными законом или договором.
В соответствии с абзацем первым пункта 255 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения), потребители, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и 6 категории которых предусмотрены приложением к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, обязаны предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), если соответствующий потребитель не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательства по оплате электрической энергии (мощности) гарантирующему поставщику и это привело к образованию задолженности перед гарантирующим поставщиком по оплате электрической энергии (мощности) в размере, равном двойному размеру среднемесячной величины обязательств потребителя по оплате электрической энергии (мощности) или превышающем такой двойной размер.
При определении соответствия указанного потребителя критерию, установленному абзацем первым пункта 255 Основных положений, учитывается задолженность перед гарантирующим поставщиком по оплате электрической энергии (мощности), подтвержденная вступившим в законную силу решением суда или признанная таким потребителем (абзац второй пункта 255 Основных положений).
Гарантирующий поставщик определяет потребителя, соответствующего предусмотренному абзацем первым пункта 255 Основных положений критерию, и направляет ему уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления.
Уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) направляется в срок, не превышающий 6 месяцев со дня возникновения задолженности, при наличии которой в соответствии с пунктом 255 Основных положений потребитель обязан предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) (пункт 256 Основных положений).
Согласно пункту 257 Основных положений величина обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), подлежащего предоставлению потребителем, который соответствует предусмотренному абзацем первым пункта 255 Основных положений критерию, определяется гарантирующим поставщиком и не может превышать размер задолженности потребителя по оплате электрической энергии (мощности), послуживший основанием для предъявления к нему требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств.
Потребитель, соответствующий предусмотренному абзацем первым пункта 255 Основных положений критерию, обязан предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) на срок, определяемый гарантирующим поставщиком. Указанный срок не может превышать 6 месяцев со дня предоставления обеспечения исполнения обязательств (пункт 258 Основных положений).
На основании пункта 259 Основных положений срок, в течение которого необходимо предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), определяется гарантирующим поставщиком, при этом дата окончания указанного срока не может наступить ранее чем через 60 дней со дня получения потребителем уведомления об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
В случае неисполнения потребителем, соответствующим предусмотренному абзацем первым пункта 255 Основных положений критерию, обязанности по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) до истечения срока предоставления обеспечения, предусмотренного указанным в пункте 256 рассматриваемого документа уведомлением, и при наличии у указанного потребителя задолженности перед гарантирующим поставщиком, послужившей основанием для предъявления к нему требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств, гарантирующий поставщик направляет в федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сведения, указанные в пункте 262 Основных положений, а также информацию и оригиналы документов (заверенные надлежащим образом копии документов), как указано в пункте 264 Основных положений.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что ООО "Водоканал-Сервис" не исполнило взятые на себя обязательства по договору энергоснабжения от 01.07.2018 N 33200001000067, нарушив установленные сроки оплаты полученной электрической энергии (мощности). Общая сумма задолженности перед гарантирующим поставщиком за период с ноября 2020 года по январь 2021 года составила 711 042 руб. 57 коп.
В связи с наличием задолженности по оплате поставленного энергоресурса ООО "ЭСВ" направило в адрес ООО "Водоканал-Сервис" уведомление о предоставлении обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии в течение 60 дней со дня получения данного уведомления в сумме 711 042 руб. 57 коп. на срок 6 месяцев со дня предоставления обеспечения исполнения обязательств. Данное уведомление получено ООО "Водоканал-Сервис" 19.03.2021.
Размер задолженности подтвержден представленными в материалы дела судебными приказами.
В течение установленного в уведомлении срока ООО "Водоканал-Сервис" не было предоставлено обеспечение исполнения обязательств.
По сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц директором ООО "Водоканал-Сервис" в период с 19.12.2017 по настоящее время является Тютин А.И., он наделен организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, в том числе в его полномочия входило принятие мер по соблюдению установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии при наличии у ООО "Водоканал-Сервис" задолженности по оплате электроэнергии.
Своим бездействием Тютин А.И. нарушил требования Федерального закона N 35-ФЗ, пункта 255 Основных положений.
ООО "Водоканал-Сервис" не исполнены обязательства по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по оплате электроэнергии, не погашена задолженность, послужившая основанием для возникновения у потребителя обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, нарушен порядок предоставления обеспечения исполнения обязательств.
Из материалов дела не следует, что Тютин А.И. предпринял необходимые меры для предоставления банковской гарантии либо муниципальной гарантии. Обращение в один банк не свидетельствует о принятии Тютиным А.И. как единоличным исполнительным органом ООО "Водоканал-Сервис" всех возможных и достаточных мер, направленных на исполнение установленной действующим законодательством обязанности.
Факт совершения Тютиным А.И. как должностным лицом правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтвержден материалами дела (протокол об административном правонарушении от 08.09.2021 N 9.3-1461-Пр/146В-2021, уведомление от 09.03.2021 N ЭВ/02/01/04/113).
Доказательства, свидетельствующие о том, что Тютин А.И. предпринял все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
Имеющийся в материалах дела листок временной нетрудоспособности Тютина А.И. в период с 29.03.2021 по 12.04.2021 не свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения, поскольку обеспечение исполнения обязательств должно было быть представлено в течение 60 дней со дня получения уведомления, начиная с 19.03.2021 по 18.05.2021. В справке об установлении Тютину А.И. третьей группы инвалидности не отражены препятствия к осуществлению трудовой деятельности.
Тяжелое финансовое положение ООО "Водоканал-Сервис" не является основанием для освобождения от административной ответственности за несоблюдение установленных действующим законодательством обязательных требований.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в бездействии Тютина А.И. состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.61 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено. О времени и месте составления протокола Тютин А.И. извещался надлежащим образом (т. 1, л.д. 16-18).
Срок давности привлечения к административной ответственности судом соблюден.
Оснований для признания допущенного Тютиным А.И. нарушения малозначительным судом не установлено. Обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая.
Одновременно суд не усмотрел оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Учитывая конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, суд первой инстанции посчитал возможным привлечь Тютина А.И. к административной ответственности по статье 14.61 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб., что соответствует минимальному размеру санкции.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что ранее он был привлечен за тоже правонарушение, подлежит отклонению, поскольку в рассматриваемом случае Тютиным А.И. не исполнена обязанность по предоставлению соответствующего обеспечения, представления которого ООО "ЭСВ" потребовало в новом уведомлении за новый период в связи с новым образованием задолженности, в размере, превышающим двойной размер среднемесячной величины обязательств потребителя по оплате электрической энергии.
Таким образом, Тютиным А.И. совершены самостоятельные правонарушения, имеющие схожие признаки, не носящие длящийся характер.
Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам у суда апелляционной инстанции не имеется.
Арбитражный суд Владимирской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 21.02.2022 по делу N А11-11861/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Тютина Александра Ивановича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-11861/2021
Истец: ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
Ответчик: Тютин Александр Иванович
Третье лицо: ООО "ВОДОКАНАЛ-СЕРВИС"