г. Санкт-Петербург |
|
15 апреля 2022 г. |
Дело N А56-56380/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Пряхиной Ю.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: Кольнова Т.В. по доверенности от 22.04.2020,
от ответчика: Гамаенко О.Б. по доверенности от 10.01.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6545/2022) ООО "Ивангородский водоканал" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.12.2021 по делу N А56-56380/2021, принятое
по иску ОАО "РЖД" Октябрьская дирекция по теплоснабжению
к ООО "Ивангородский водоканал"
о признании,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "РЖД" в лице Октябрьской дирекции по теплоснабжению обратилось (далее - истец, Дирекция) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ивангородский водоканал" (далее - ответчик, ООО "Ивангородский водоканал") о признании декларации, поданной по станции Ивангород, ул. Вокзальная, д. 1, действующей.
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.12.2021 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить, в иске отказать.
У суда, по мнению ООО "Ивангородский водоканал", не имелось правовых оснований для признания спорной декларации, действующей сроком на 5 лет. Декларация принята информативно, подана с нарушением установленного срока лицом, не обязанным ее подавать в силу пункта 124 Правил N 644. Возможность пролонгации действия договора предусмотрена не более, чем на один год.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит решение оставить без изменения, полагая, что ссылки ответчика на письмо Минстроя от 24.05.2017, не применимы к настоящему спору.
В судебном заседании стороны поддержали свои письменные позиции.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между Дирекцией (абонент) и ООО "Ивангородский водоканал" (предприятие) заключен договор от 29.07.2016 N 88 на подачу питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ в соответствии с условиями которого, предприятие обязалось осуществлять прием от абонента сточных вод в систему коммунальной канализации предприятия по канализационным выпускам, а абонент - производить оплату оказанных услуг.
В 2017 году в адрес ООО "Ивангородский водоканал" была подана декларация о составе и свойствах сточных вод (далее - Декларация) по станции Ивангород.
Декларация ответчиком принята для контроля 25.05.2017 и зарегистрирована под N 1.
По мнению ОАО "РЖД", согласно установленной в 2017 году форме декларации, срок ее действия заполняется по заявке абонента на срок не менее одного года, им в предоставленной декларации истцом указан срок действия декларации - 5 лет (до 29 февраля 2022 года).
30.09.2020 в адрес абонента поступил счет на оплату N 1572 за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с коэффициентом компенсации 0,5, что свидетельствует о том, что ответчик произвел расчеты без учета декларации.
Полагая, что неприменение принятой ответчиком декларации при взимании платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения нарушает его права, создает неопределенность в отношениях сторон, ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с соответствующим иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции, заслушав позиции сторон, исследовав представленные в материалы дела доказательства, приходит к следующему.
Спор между сторонами возник из правоотношений по водоснабжению и водоотведению, которые регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федерального закона N 44-ФЗ, Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) и Правилами N 644.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения.
В силу пункта 111 Правил N 644 абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов).
Сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать требованиям, установленным пунктом 113 Правил N 644.
Порядок подачи декларации состава и свойств сточных вод регулируется разделом 10 договора от 29.07.2016 N 88.
Согласно пункту 10.2 Договора 10.2 Декларация разрабатывается абонентом и представляется в организацию водопроводно-канализационного хозяйства не позднее 6 месяцев со дня заключения абонентом с организацией водопроводно-канализационного хозяйства настоящего договора. Декларация на очередной год подается абонентом до 1 июля предшествующего года.
В соответствии с пунктом 10.6 Договора Декларация утрачивает силу в следующих случаях:
а) изменение состава и свойств сточных вод абонента при вводе в эксплуатацию водоохранных, водосберегающих или бессточных технологий, новых объектов или реконструируемых объектов, а также перепрофилирования производства;
б) выявление сверхнормативного сброса загрязняющих веществ, не отраженных абонентом в декларации, организацией водопроводно-канализационного хозяйства в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией водопроводно-канализационного хозяйства в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации, и в порядке, установленном настоящим договором;
в) установление абоненту новых нормативов допустимого сброса.
Согласно пункту 10.7 Договора в течение 2 месяцев со дня наступления хотя бы одного из событий, указанных в пункте 10.6 настоящего Договора и повлекших изменение состава сточных вод абонента, абонент обязан разработать и направить организации водопроводно-канализационного хозяйства новую декларацию, при этом ранее утвержденная декларация утрачивает силу по истечении 2 месяцев со дня наступления указанных событий.
В неурегулированной договором части применению подлежат Правила холодного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с положениями пункта 124 Правил N 644 ответчик не является абонентом, на которого возложена обязанность подачи в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларации в отношении сточных вод, сбрасываемых с такого объекта.
В соответствии с положениями части 10 статьи 7 Закона о водоснабжении и водоотведении, пункта 118 Правил N644 в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно подпункту "ж" пункта 35 Правил N644 абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами. Аналогичная обязанность абонента предусмотрена подпунктом "е" пункта 14 контракта.
Подпунктом "г" пункта 36 Правил N 644 и подпунктом "д" пункта 13 контракта предусмотрено право организации водопроводно-канализационного хозяйства взимать с абонентов плату, в том числе за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Порядок определения размера и порядок компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, установлены разделом VII Правил N 644.
Согласно пункту 119 Правил N644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно:
по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 настоящих Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123 (2), 123 (4), 130 - 130 (3) настоящих Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение;
по формуле, предусмотренной пунктом 123 (4) настоящих Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте.
Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.
Таким образом, в соответствии с пунктом 119 Правил N644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы осуществляется на основании результатов отборов проб и производится в соответствии с пунктом 123, пунктами 123 (2), 123 (4), 130 - 130 (3) Правил N 644, а при наличии условий, указанных в пункте 123 (4) Правил N 644 без отборов проб.
В соответствии с пунктом 123 (4) Правил N 644 для объектов абонентов (при наличии любого из условий):
среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил (то есть менее 30 куб. метров в сутки за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года (для абонентов, с которыми договор холодного водоснабжения и водоотведения был заключен после начала указанного периода, - за весь фактический период сброса ими сточных вод), с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;
для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых указанными абонентами (П) (рублей), определяется по формуле: П = К x Т x Qпр1, где:
К - коэффициент компенсации, равный 0,5 (для поверхностных сточных вод, сбрасываемых с территории строительных площадок, равный 2,5);
Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. метр);
Qпр1 - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.
В случае, если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 113 настоящих Правил, или произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля декларации в отношении данных объектов абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении указанных объектов абонентов определяется в соответствии с пунктами 120 и 123 настоящих Правил.
Таким образом, актуальная редакция Правил N 644 определяет условия, при которых расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения может проводиться организациями, осуществляющими водоотведение, без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов.
В силу прямого указания абзаца 3 пункта 119 Правил N 644 основанием начисления платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по формуле, предусмотренной пунктом 123 (4) Правил, является наличие условий, указанных в данном пункте, к которым проведение отбора проб и наличие результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, не относится.
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в письме от 09.11.2020 N44934-ИА/04 даны разъяснения о том, что начисление платы осуществляется без отборов проб сточных вод, то есть без установления факта несоответствия сточных вод установленным требованиям. Порядок взимания платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения связан с невозможностью либо затруднительностью осуществления мероприятия по контролю состава и свойств сточных вод в случаях указанных в пункте 123 (4) Правил N 644. При этом негативное воздействие фактически оказывается всеми абонентами.
То есть, законодателем установлена презумпция наличия загрязняющих веществ, негативно воздействующих на работу централизованной системы водоотведения в сточных водах абонентов, категории которых определены в пункте 119 Правил N 644.
При этом абоненту предоставлено право выбора: вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктом 123 (4) Правил N 644, либо обеспечить наличие места отбора проб сточных вод, что дает возможность подачи декларации о составе и свойствах сточных вод и расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с учетом фактических состава и свойств сточных вод абонента (решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16.12.2020 N АКПИ20-722).
Подпунктом "х" пункта 14 контракта предусмотрена обязанность абонента в случаях, установленным Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, подавать декларацию о составе и свойствах сточных вод.
Истец подал спорную декларацию в 2017 году. Правила в редакции, действовавшей в тот период, предусматривали пунктом 124 обязанность подачи декларации для лиц, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов абонентов, а также иные абонентов, имеющих самостоятельные выпуски в централизованную систему водоотведения, среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов которых составляет более 30 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам. Истец на момент подачи декларации также к вышеуказанным лицам не относился. Право иных лиц подавать декларацию введено в пункт 124 Правил только с 03.06.2020. таким образом, пояснения ответчика, что Декларация была принята информативно, принимаются во внимание.
Кроме того, как разъяснено в пункте 17 письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24.05.2017 N 18063-АЧ/04 (вместе с разъяснениями по применению Правил N 644), в соответствии с пунктом 36 единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645, декларация разрабатывается абонентом и представляется в организацию водопроводно-канализационного хозяйства не позднее 6 месяцев со дня заключения абонентом с организацией договора. Согласно указанному пункту типового договора, а также пункту 127 Правил N 644 декларация на очередной год подается абонентом до 1 ноября предшествующего года.
Форма декларации о составе и свойствах сточных вод (приложение N 1 (1) к Правилам холодного водоснабжения и водоотведения) содержит поля "Вид документа первичный / корректирующий" и "Срок действия декларации".
Декларация подается абонентом на календарный год в случае, если абонент не указал иной срок действия декларации. Также декларация может действовать менее одного года у новых абонентов, подающих ее позднее начала года. В настоящем случае истец указал, что декларация подается на 2017 год (титульный лист декларации).
Таким образом, вопреки позиции истца, данными нормами формально предусматривается срок действия декларации в виде календарного года.
При этом в соответствии с пунктом 2 Постановления N1134 декларация на 2017 год подается абонентами до 1 марта 2017 года в порядке, установленном Правилами N644. Подпунктом "б" пункта 2 Постановления N1134 установлено, что декларации на 2017 год, поданные абонентами до вступления в силу настоящего постановления, прекращают действие со дня принятия организацией, осуществляющей водоотведение, деклараций на 2017 год, поданных абонентами после вступления в силу настоящего постановления, но не позднее 1 апреля 2017 г
Кроме того, в соответствии с пунктом 127 Правил N 644 декларация на очередной год подается до 1 ноября предшествующего года в организацию водопроводно-канализационного хозяйства. После подачи декларации абонент вправе не чаще 1 раза в месяц внести в нее изменения, уведомив организацию, осуществляющую водоотведение, любым способом, позволяющим достоверно установить факт получения информации организацией, осуществляющей водоотведение, и наличие соответствующих полномочий у лица, вносящего изменения в декларацию. Рассмотрение организацией водопроводно-канализационного хозяйства декларации с изменениями, вносимыми абонентом, осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 130 настоящих Правил. Измененная декларация действует с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такая декларация была принята для осуществления контроля организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Соответственно, декларация, содержащая ссылку о том, что она подана на 2017 год 25.05.2017, подана в нарушение Правил с нарушением установленного срока.
При указанных обстоятельствах, придя к выводу о том, что истец не является лицом, обязанным предоставлять декларацию (в том числе и в спорный 2017 год, являющийся переходным в отношениях, регулируемых Правилами N 644 пункта 123(4), срок декларации не может быть более календарного года (законодательством такое право не закреплено, доказательство иного не представлено), суд апелляционной инстанции считает, что в иске следовало отказать. Действия истца, к тому же, можно расценить как направленные на преодоление презумпции, установленной законодательно, что негативное воздействие фактически оказывается всеми абонентами.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области подлежит отмене как принятое при неверном толковании норм материального права.
В порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по госпошлине по иску и за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции возложены на истца.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.12.2021 по делу N А56-56380/2021 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ивангородский водоканал" 3000,00 рублей в возмещение судебных расходов по оплате госпошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-56380/2021
Истец: ОАО "РЖД" Октябрьская дирекция по теплоснабжению
Ответчик: ООО "Ивангородский водоканал"