г. Санкт-Петербург |
|
15 апреля 2022 г. |
Дело N А56-90951/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Пряхиной Ю.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: Поплевкина Л.Ф. по доверенности от 02.02.2022,
от ответчика: Демидова Н.А. по доверенности от 10.01.2022, 2- Шустров А.А. по доверенности от 15.12.2021,
от третьих лиц: 1 - Соловьева Е.Л. по доверенности от 19.01.2022, 2 - Соловьева Е.Л. по доверенности от 09.08.2021,
рассматривает по правилам, установленным для рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции дело А56-90951/2020, по иску ООО "Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада"
к 1.Администрации Невского района Санкт-Петербурга,
2.Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области;
третьи лица:
Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий;
- Главное управление Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по СПб;
- Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга,
- ФАУГИ,
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада" (далее - истец, ООО "ЖКС Северо-Запада") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации Невского района Санкт-Петербурга (далее - ответчик, Администрация), о взыскании 315 825,60 рублей долга, 48 021,62 рублей неустойки, пени по дату фактического исполнения основного обязательства, в размере, предусмотренном пунктом 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Определением от 02.03.2021 суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет финансов Санкт-Петербурга.
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2021 в иске отказано.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы истца, установив основания для безусловной отмены обжалуемого решения в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктами 31, 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", на основании части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции счел подлежащим отмене, перешел к рассмотрению спора по правилам суда первой инстанции с привлечением к участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу, а также Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В судебном заседании от 09.11.2021 представителем истца заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве соответчиков Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу, а также Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции привлек Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области и Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга.
В порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве второго Ответчика привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Суд апелляционной инстанции, заслушав позиции сторон, ходатайство истца в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворил, рассмотрение дела отложил.
В судебном заседании от 15.03.2022 представитель Комитета имущественных отношений представил выписку из реестра собственности Санкт-Петербурга, согласно которой нежилое помещение N 4-Н, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, пр. Большой Смоленский, д.26, лит.Т. зарегистрирован под номером 0014К2371Н0002.
В настоящем судебном заседании в связи с заменой судьи Поповой Н.М. ввиду нахождения ее в учебном отпуске рассмотрение дела начато сначала в ином составе суда.
16.03.2021 от истца поступило окончательно сформированные исковые требования, согласно которым просит:
Взыскать с Администрации Невского района Санкт-Петербурга в пользу Истца задолженность в размере 56 374,80 рублей.
Взыскать с Администрации Невского района Санкт-Петербурга в пользу Истца пени на 23.04.2021 в размере 12 708,76 рублей.
Взыскать с Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г.Санкт-Петербурге и Ленинградской области в пользу Истца задолженность в размере 259 450,80 рублей.
Взыскать с Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г.Санкт-Петербурге и Ленинградской области в пользу Истца пени на 23.04.2021 в размере 58 489,39 рублей.
Взыскать с Администрации Невского района Санкт-Петербурга в пользу Истца задолженность в размере 259 450,80 рублей.
Взыскать с Администрации Невского района Санкт-Петербурга в пользу Истца пени на 23.04.2021 в размере 58 489,39 рублей.
Взыскать с Ответчиков в пользу Истца пени по дату фактического исполнения основного обязательства в размере, предусмотренном пунктом 14 статьи 155 Жилищного Кодекса Российской Федерации.
Взыскать с Ответчиков в пользу Истца расходы по уплате государственной пошлины.
Ответчики против удовлетворения требований возражали.
Исследовав представленные в материалы дела документы, заслушав позиции сторон, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Истец является управляющей организацией многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, пр. Большой Смоленский, д.26, лит Т, на основании Протокола открытого конкурса от 12.03.2015 и Протокола общего собрания собственников от 02.04.2018.
За услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном образовалась задолженность за нежилое помещение N 4-Н за период с 01.10.2017 по 30.09.2020 в размере 56 374,80 руб.
ООО "ЖКС Северо-Запад" является управляющей организацией многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, ул. Бабушкина, д.47, корп.З, лит.А, на основании Протокола открытого конкурса от 12.03.2015.
Решением общего собрания собственников помещений, оформленное Протоколом от 03.04.2018, ООО "ЖКС Северо-Запад" выбрано в качестве управляющей организации.
За услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном образовалась задолженность за нежилое помещение N 1 -Н за период с 01.10.2017 по 30.09.2020 в размере 259 450,80 рублей.
Согласно статьям 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного Кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Согласно частям 1 и 2 статьи 39 Жилищного Кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном жилом доме несут бремя расходов на содержание общего имущества. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Частью 1 статьи 158 Жилищного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Таким образом, именно собственник нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы на содержание принадлежащих ему помещений и общего имущества.
В пункте 1 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) установлено, что объекты государственной собственности, указанные в разделе III приложения N 1 к названному постановлению, относятся исключительно к федеральной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий. На основании пункта 2 раздела III приложения N 1 к Постановлению N 3020-1 объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.
Объекты государственной собственности, не указанные в приложениях 1 - 3 к названному Постановлению N 3020-1, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность (пункт 3 Постановления N 3020-1).
Таким образом, до момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Пунктом 2 Постановления N 3020-1 установлено, что объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению, отнесены к муниципальной собственности.
Согласно абзацу второму пункта 1 приложения N 3 к указанному Постановлению, к муниципальной собственности отнесены: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
Решением по делу А56-127659/2018 установлено, что согласно данным Главного Управления МЧС России по Санкт-Петербургу спорные нежилые помещения числятся как защитные сооружения гражданской обороны.
Главное управление МЧС России по г. Санкт-Петербургу направило следующие документы:
1) выписка из учетных данных Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу по защитным сооружениям гражданской обороны;
2) паспорт защитного сооружения гражданской обороны N 2054, расположенного по адресу Санкт-Петербург, Большой Смоленский пр., д. 26;
3) паспорт защитного сооружения гражданской обороны N 2034, расположенного по адресу Санкт-Петербург, ул. Бабушкина, д. 47/3.
Администрацией в материалы дела представлены паспорта защитных сооружений гражданской обороны с инв. N 2051 и инв. N 2034. В указанных паспортах указаны даты сдачи в эксплуатацию; по адресу: ул. Бабушкина, д. 47, корп. 3, лит. А - 1980 год, по адресу: Большой Смоленский пр., д. 26, лит. Т- 1953 год.
Объект по адресу: Санкт-Петербург, Большой Смоленский проспект, дом 26, литера Т, помещение 4-Н, кадастровый номер 78:12:0710402:1219, площадью 61,9 кв.м, назначение нежилое, этаж: подвал, учтен в реестре собственности Санкт-Петербурга, право государственной собственности Санкт-Петербурга зарегистрировано 05.05.2017 N 78:12:0710402:1219-78/040/2017-1.
В период с 01.10.2017 по 30.09.2020 объект являлся свободным, не являлся предметом сделок, на вещных правах закреплен не был.
На основании пункта 1.1 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 N 1098 (далее - Положение N 1098), администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.
Пунктом 3.13.18 Положения N 1098 установлено, что администрация района уполномочена в соответствии с действующим законодательством осуществлять полномочия Санкт-Петербурга как собственника помещений в многоквартирном доме, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
Подпунктом 1 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования соответственно. В силу пункта 4.23 Положения N 1098 полномочия главного распорядителя средств бюджета Санкт-Петербурга отнесены к полномочиям администрации.
Акт приема-передачи спорного помещения Невскому РЖА также отсутствует, в силу вышеизложенного, требование истца о взыскании с Администрации задолженности по оплате услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме за период с 01.10.2017 по 30.09.2020 в размере 56 374,80 рублей, подлежит удовлетворению.
Относительно требований по нежилому помещению N 1-Н, расположенному по адресу: Санкт-Петербург, ул. Бабушкина, д.47, корп.З, лит.А, кадастровый номер 78:12:0007102:2147, площадью 280 кв.м, этаж: подвал, установлено, что в реестре собственности Санкт-Петербурга не учтен, право государственной собственности Санкт-Петербурга не зарегистрировано.
На основании пункта 4 Приказа Росимущества от 17.01.2014 N08 Территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.
Спорное помещение является объектом гражданской обороны, в силу вышеизложенных положений (Постановление N 3020-1) находится исключительно в федеральной собственности, независимо от того, на чьем балансе оно находится, поэтому надлежащим ответчиком по настоящему исковому требованию, является Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Акт приема-передачи на спорное помещение отсутствует.
За услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме у Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Санкт-Петербурге и Ленинградской области образовалась задолженность за вышеуказанное нежилое помещение за период с 01.10.2017 по 30.09.2020 в размере 259 450,80 рублей. Размер ее арифметически не оспорен, проверен в судебном порядке и признан обоснованным.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
В силу части 14 статьи 155 Жилищного Кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается (часть 14 статьи 155 Жилищного Кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ).
На основании вышеназванных норм права суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения требований истца в части взыскания с Администрации Невского района Санкт-Петербурга задолженности по объекту Санкт-Петербург, ул. Бабушкина, д.47, корп.З, лит.А, кадастровый номер 78:12:0007102:2147.
Факт нарушения сроков оплаты со стороны ответчиков подтвержден материалами дела, расчет неустойки проверен в судебном порядке и признан обоснованным, как в части взыскания с Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г.Санкт-Петербурге и Ленинградской области пени по состоянию на 23.04.2021 в размере 58 489,39 рублей, так и в части взыскания с Администрации пени на 23.04.2021 в размере 12 708,76 рублей.
Заявленное истцом требование о взыскании неустойки по день фактической оплаты долга соответствует нормам материального права, разъяснениям, данным разъяснениям, которые даны в пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
В порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации распределены судебные расходы по иску и по апелляционной жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2021 по делу N А56-90951/2020 отменить.
Взыскать с Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г.Санкт-Петербурге и Ленинградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада" задолженность в размере 259 450,80 рублей, пени на 23.04.2021 в размере 58 489,39 рублей, неустойку с 24.04.2021 по день фактической оплаты суммы основного долга, а также 2500,00 рублей в возмещение расходов по оплате госпошлины по иску и по апелляционной жалобе.
Взыскать с Администрации Невского района Санкт-Петербурга в пользу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада" задолженность в размере 56 374,80 рублей, пени на 23.04.2021 в размере 12 708,76 рублей, неустойку с 24.04.2021 по день фактической оплаты суммы основного долга, а также 2 500,00 рублей в возмещение расходов по оплате госпошлины по иску и по апелляционной жалобе.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-90951/2020
Истец: ООО "ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ СЕВЕРО-ЗАПАДА"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Третье лицо: Главное управление Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по СПб, Комитет имущественных отношений СПб, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственым имуществом в г.СПБ и ЛО, Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом