г. Москва |
|
15 апреля 2022 г. |
Дело N А40-171916/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ПАО "Детский мир"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.01.2022 по делу N А40-171916/21
по заявлению ПАО "Детский мир"
к Управлению Роспотребнадзора по Москве
об оспаривании решения,
при участии:
от заявителя: |
Кукушкин М.Р. по доверенности от 01.03.2022; |
от заинтересованного лица: |
Пирогова И.С. по доверенности от 08.12.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Детский Мир" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве (ответчик, Управление) об оспаривании решения N 01-05-00026 от 09.08.2021 о проведении выездной проверки.
Решением от 19.01.2022 Арбитражный суд г.Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с оспариваемым решением Управления, общество обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявленными требованиями.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Согласно материалам дела, 10.08.2021 заявителю поступило Уведомление о проведении контрольного надзорного мероприятия из Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве от 09.08.2021 N 05-12/01-00709-05 о проведении плановой выездной проверки на основании решения руководителя Управления Роспотребнадзора по г. Москве Андреевой Елены Евгеньевны от 09.08.2021 N 01-05-00026.
Не согласившись с оспариваемым решением Управления, общество обратилось в арбитражный суд г.Москвы с заявленными требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных ПАО "Детский Мир" требований.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из правомерности оспариваемого ненормативного акта Управления.
С 01.07.2021 вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (Федеральный закон N 248-ФЗ), который установил новые правила проведения контрольных (надзорных) мероприятий в 2021 г.
Согласно п. 7 ст. 73 Федерального закона N 248-ФЗ срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту. Сроки проведения выездных проверок в пределах сроков, установленных настоящей статьей, устанавливаются положением о виде контроля.
В силу п. 7 ст. 98 Федерального закона N 248-ФЗ с 1 июля 2021 года, плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год, подлежат проведению в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, утвержденными в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Из материалов дела следует, что контрольно-надзорное мероприятие в отношении заявителя было проведено с целью исполнения утвержденного плана проведения плановых проверок на 2021 г. для проверки объектов заявителя, расположенных на территории г.Москвы.
В соответствии с п. п. 6 и 6.1 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ, проект плана проведения проверки направляется в органы прокуратуры для проведения проверки на предмет законности включения в него объектов, в отношении которых будут проводиться контрольно - надзорные мероприятия.
Прокуратурой города Москвы представленный план был согласован и размещен на официальном сайте в сети Интернет. Согласно данному плану в отношении Заявителя на 2 полугодие 2021 согласована оспариваемая проверка, которая сформирована Генеральной прокуратурой РФ и выставлена на официальном сайте.
Таким образом, законность включения заявителя в план проверок на 2021 год подтверждена согласованием данной проверки с прокуратурой города Москвы и Генеральной прокуратурой РФ. Требования Федерального закона N 294-ФЗ в части оснований и периодичности проведения проверки Управлением соблюдены полностью.
Проверка проведена на основании решения Руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в соответствии с требованиями ст. 64 Федерального закона N 248-ФЗ.
Ссылка общества на положения Федерального закона N 294-ФЗ о недопустимости превышения 60 рабочих дней при проведения проверок в отношении ПАО "Детский Мир" применению с 01.07.2021 не подлежит в связи с принятием Федерального закона N 248-ФЗ, согласно которому срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту.
Общество также указывает, что в плане указана дата проведения планового КНМ 01.08.2021, в решении о проведении КНМ - с 13.08.2021 по 26.08.2021. КНМ, проведенное не в соответствии с планом проверок, размещенным на официальном сайте органа государственного контроля (надзора), нельзя признать плановой проверкой, поскольку в плане отсутствует проверка с датой начала 13.08.2021 и, соответственно, такое КНМ проведено в отсутствии оснований и в противоречии с планом проверок.
Между тем, заявителем не учтено следующее.
На основании части 1 статьи 61 Федерального закона N 248-ФЗ плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год (далее -план контрольных (надзорных) мероприятий). При этом согласно части 7 статьи 98 указанного закона плановые проверки, проведение которых планировалось в 2021 году, подлежат проведению в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, утвержденными в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Порядок подготовки органами государственного контроля (надзора) ежегодных планов проведения плановых проверок на 2021 год установлен Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 (далее - Правила).
В силу части 4 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ ежегодный план проведения проверок должен содержать в том числе, сведения, касающиеся даты начала и срока проведения каждой плановой проверки.
Форма, в соответствии с которой составлялся ежегодный план, установлена в Приложении к указанным Правилам. Согласно названной форме в ежегодном плане указывается календарный месяц начала проведения проверки и срок ее проведения. Указание в плане конкретной даты начала проведения проверки законодательством не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, как указывалось выше, законность включения ПАО "Детский мир" в план проверок на 2021 год подтверждена согласованием данной проверки с прокуратурой города Москвы и Генеральной прокуратурой РФ. Требования Федерального закона N 294-ФЗ в части оснований и периодичности проведения проверки Управлением соблюдены в полном объеме.
Проверка проведена на основании решения Руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в соответствии с требованиями ст. 64 Федерального закона N 248-ФЗ.
Доводы жалобы о нарушении требования об уведомлении общества о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, не принимаются апелляционным судом, ввиду следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 73 Федерального закона N 248-ФЗ о проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 указанного закона.
Согласно представленным заявителем сведениям общество уведомлено о проведении контрольного (надзорного) мероприятия 10.08.2021, то есть за 3 дня до начала проведения выездной проверки.
Таким образом, нарушений требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) в части уведомления о проведении выездной проверки не установлено.
Доводы общества о включении в предмет КНМ технических регламентов Таможенного союза и Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", также подлежат отклонению
В соответствии с пунктом 3 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1100, предметом федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) является, в числе прочего, соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденными решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе", или обязательных требований, подлежащих применению до вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании".
Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регламентируется, что правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортировка или размещение которых может повлечь за собой причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, утверждаются Правительством Российской Федерации. Одновременно, пунктом 3 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1100, предметом федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), в том числе является соблюдение иных обязательных требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установленных Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, актами, составляющими право Евразийского эгэномического союза.
Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что оспариваемое решение Управления является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы общества.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.01.2022 по делу N А40-171916/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-171916/2021
Истец: ПАО "ДЕТСКИЙ МИР"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ГОРОДУ МОСКВЕ