г. Москва |
|
14 апреля 2022 г. |
Дело N А40-268346/21 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Яковлевой Л.Г. (единолично),
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "ТРЕЙД ВЕНЧУРЕ"
на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.02.2022 по делу N А40-268346/21,
принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению ООО "ТРЕЙД ВЕНЧУРЕ"
к ИФНС России N 29 по г. Москве
об оспаривании постановлений,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ТРЕЙД ВЕНЧУРЕ" (заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене Постановлений ИФНС N 29 по Москве от 30.09.2021 N772920210289001 и N772920210289002.
Решением от 14.02.2022 Арбитражный суд г.Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 272.1 АПК РФ. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, считает, что решение Арбитражного суда города Москвы подлежит изменению, ввиду следующего.
Согласно материалам дела, постановлениями N 772920210289001 и N 772920210289002 от 30.09.2021 ООО "ТРЕЙД ВЕНЧУРЕ" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 6.3-1 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. по каждому нарушению.
Не согласившись с оспариваемыми постановлениями, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд апелляционной инстанции считает, что положения 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено. Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, ответчиком соблюдены.
В соответствии с ч. 6.3-1 ст. 15.25 КоАП РФ непредставление резидентом в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций по истечении девяноста дней после окончания установленного срока - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 24 Федерального закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны, в том числе, представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 173-ФЗ.
Из материалов дела усматривается, что при исполнении обязательств по договору займа от 29.09.2020 N 29/09/2020, заключенному с Обществом с ограниченной ответственностью "Ермол" (Армения) (ведомость банковского контроля от 19.04.2021 N 21040021/1481/1948/6/1), ООО "ТРЕЙД ВЕНЧУРЕ" более чем на 90 дней нарушило установленный п. 2.22, п. 5.7.3 Инструкции N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления" (Инструкция) срок представления банку УК информации при осуществлении валютной операции - зачисление на расчетный счет валюты Российской Федерации (платежное поручение от 29.09.2020 N45 на сумму 10000000 руб.).
В соответствии п. 2.22. Инструкции при зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет резидента, при списании иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте резидента, при зачислении валюты Российской Федерации на расчетный счет в валюте Российской Федерации резидента, при списании валюты Российской Федерации с расчетного счета в валюте Российской Федерации резидента по договорам, принятым на учет уполномоченным банком в соответствии с разделом II настоящей Инструкции, резидент в порядке, установленном уполномоченным банком по согласованию с резидентом, должен представить в уполномоченный банк информацию об уникальном номере договора, присвоенном в порядке, установленном настоящей Инструкцией. Указанная в настоящем пункте информация представляется резидентом в уполномоченный банк в следующие сроки:
при зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет - одновременно с представлением информации о коде вида операции или документов, связанных с проведением операций, позволяющих на их основании указать в данных по операциям соответствующий проводимой операции код вида операции, в зависимости от того, какое из указанных событий наступит раньше;
при зачислении валюты Российской Федерации на расчетный счет в валюте Российской Федерации - не позднее пятнадцати рабочих дней после даты ее зачисления на расчетный счет резидента, указанной в выписке по операциям на счете либо в ином документе, переданном уполномоченным банком резиденту, который содержит информацию о зачислении валюты Российской Федерации на этот расчетный счет резидента (далее -выписка по операциям на счете);
при списании иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте -одновременно с распоряжением о списании иностранной валюты;
при списании валюты Российской Федерации с расчетного счета в валюте Российской Федерации - одновременно с расчетным документом по операции.
Операция по списанию иностранной валюты или валюты Российской Федерации со счета резидента не осуществляется по договору, который не поставлен на учет в уполномоченном банке в соответствии с разделом II настоящей Инструкции.
При контрольном сроке 21.10.2020 информация об уникальном номере договора предоставлена банку УК 19.04.2021.
В соответствии п. 5.7.3. Инструкции при списании иностранной валюты или валюты Российской Федерации в пользу нерезидента со счета резидента, открытого в банке-нерезиденте, или при зачислении иностранной валюты или валюты Российской Федерации от нерезидента на счет резидента, открытый в банке-нерезиденте, - не позднее тридцати рабочих дней после месяца, в котором была осуществлена указанная операция.
Документы и информация, на основании которых осуществлена постановка на учет контракта при контрольном сроке 12.11.2020 представлены в банк УК 19.04.2021.
События, вменяемых заявителю административных правонарушений, подтверждаются представленными ответчиком доказательствами: протоколами об административных правонарушениях, другими материалами административных дел.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях заявителя событий административных правонарушений, предусмотренных ч. 6.3-1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, апелляционный суд приходит к выводу о наличии в действиях общества событий и составов административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 6.3-1 ст. 15.25 КоАП РФ, поскольку, исходя из положений ч. 2 статьи 2.1 КоАП РФ, у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом требований ст.ст.4.1-4.3 КоАП РФ административные наказания назначены административным органом в пределах санкции ч. 6.3-1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что 03 августа 2021 г. в соответствии со статьями 22 и 23 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и статьей 28.2 КоАП РФ Генеральному Директору Общества Передне Георгию Сергеевичу было направленно уведомление от 03.08.2021 N 30-05/0609099 о вызове в налоговый орган для составления протоколов об административном правонарушении.
Уведомлением от 03.08.2021 N 30-05/0609099 налогоплательщик уведомлен о дате и месте для составления протоколов об административном правонарушении в области валютного законодательства. Уведомление отправлено посредством почтового отправления (идентификатор 11928561266306). Согласно сведениям сайта "Почта России" письмо получено обществом 11.08.2021.
Налогоплательщик на составление протоколов в области валютного законодательства, назначенное на 15.09.2021, не явился.
В отсутствие представителя общества были составлены протоколы N 772920210289002 от 15.09.2021, N 772920210289001 от 15.09.2021 об административном нарушении.
В соответствии с частью 4.1. статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
На основании п.1 ст. 28.2 КоАП о совершении административного правонарушения составляется протокол.
В соответствии с п.5 ст. 28.2 КоАП протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Исходя из п. 6 ст. 28.2 КоАП физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
15 августа 2021 г. вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Уведомлением от 15.09.2021 N 30-05/084112 налогоплательщик уведомлен о дате и месте для рассмотрения дел об административных правонарушениях. Уведомление отправлено посредством почтового отправления (идентификатор 11928561310429). Согласно сведениям сайта "Почта России" письмо получено обществом 21.09.2021. Налогоплательщик на рассмотрение дел об административных правонарушениях, назначенное на 30.09.2021, не явился.
В соответствии с п. 4 ст. 1 ст 29.7 КоАП РФ рассмотрение дела возможно в отсутствие лица, извещенного надлежащим образом.
30 сентября 2021 года заместитель начальника Инспекции ФНС России N 29 по г.Москве, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Гулютина Нина Евгеньевна рассмотрев Протоколы об административных правонарушениях от 15.09.2021 N772920210289002, N772920210289001 и приложенные к ним документы, в отношении ООО "ТРЕЙД ВЕНЧУРЕ" ИНН 9729285015/ КПП772901001; основной государственный регистрационный N 1197746346225; дата регистрации - 29.05.2019, адрес места нахождения: 121471, г.Москва, ул.Рябиновая, д.47, стр. 13, этаж 3, офис 312, по ч. 6.3.-1 ст. 15.25 КоАП РФ, в отсутствие общества вынесла постановления N772920210289002, N772920210289001.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, заявитель был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протоколов и рассмотрении административных дел.
Довод апелляционной жалобы о малозначительности совершенных административных правонарушений подлежит отклонению как неподтвержденный.
Согласно п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения, статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Суд апелляционной инстанции, с учетом обстоятельств и материалов дела, приходит к выводу об отсутствии подобных оснований для квалификации вмененных административных правонарушений как малозначительных.
Между тем, суд читает возможным снизить размер административных штрафов ниже низшего предела, исходя из следующего.
Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Как разъяснено в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен, если его наложение в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица. Принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях.
При этом ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ определено, что при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15.07.1999 N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, апелляционный суд, в связи с признанием обществом вины, а также того, что общество относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, с учетом положений ст. 71 АПК РФ, п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, считает возможным изменить размер, взыскиваемых штрафов по постановлениям от 30.09.2021 N 772920210289001 и N 772920210289002 до 20 000 руб. по каждому.
На основании изложенного решение суда первой инстанции подлежит изменению на основании п.1 ч.1 ст. 270 АПК РФ.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
В соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ, при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.02.2022 по делу N А40-268346/21 изменить.
Постановления ИФНС России N 29 по г. Москве от 30.09.2021 N772920210289001 и N772920210289002 о привлечении ООО "ТРЕЙД ВЕНЧУРЕ" к административной ответственности, предусмотренной ч. 6.3-1 ст. 15.25 КоАП РФ, признать незаконными в части размера взысканных штрафов, назначить наказания с учетом ст. 4.1 КоАП РФ в виде штрафов в размере 20 000 руб. по каждому постановлению.
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-268346/2021
Истец: ООО "ТРЕЙД ВЕНЧУРЕ"
Ответчик: ИФНС России N29 по г.Москве