г. Владивосток |
|
18 апреля 2022 г. |
Дело N А51-2525/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 апреля 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Н. Палагеша,
судей А.В. Гончаровой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Лойко,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "ПримСтрой",
апелляционное производство N 05АП-7005/2021,
на решение от 14.09.2021
судьи Н.А.Тихомировой
по делу N А51-2525/2020 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПримСтрой" (ИНН 2538124624, ОГРН 1082538008420, дата государственной регистрации 03.12.2008)
к Министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края (ИНН 2543146126, ОГРН 1202500000339, дата государственной регистрации 01.01.2020)
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН 2540108490, ОГРН 1042504382931, дата государственной регистрации 23.12.2004), Федеральное агентство лесного хозяйства, администрация Анучинского муниципального округа Приморского края (ИНН 2501020308, ОГРН 1202500020117)
о признании незаконными действия, бездействия,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ПримСтрой": Алипов Е.В. по доверенности от 16.03.2021, сроком действия на 1 год, паспорт, диплом (регистрационный номер 3356);
от Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края, третьих лиц: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Примстрой" (далее - заявитель, общество, ООО "ПримСтрой") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края (далее - министерство) об устранении возникших противоречий в сведениях Государственного лесного реестра (далее - ГЛР) и Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), исключив из состава ГЛР сведения о земельном участке с кадастровым номером 25:01:000000:64, и об установлении границы Арсеньевского лесничества по границам земельного участка с кадастровым номером 25:01:000000:64.
Определениями суда от 11.03.2020 и от 04.08.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее - управление, Росреестр) и Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 14.09.2021 производство по делу в части требований об установлении границы Арсеньевского лесничества по границам земельного участка с кадастровым номером 25:01:000000:64 прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс) в связи с отказом общества от требований в данной части, в удовлетворении заявленных требований в остальной части отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "ПримСтрой" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и перейти к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, поскольку принятый судебный акт затрагивает права не только общества, но и Анучинского муниципального района в лице администрации Анучинского муниципального района, не привлеченной к участию в деле, а также иных лиц, в том числе Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Министерства природных ресурсов и окружающей среды Приморского края и Арсеньевского филиала КГУ "Приморское лесничество".
Изучив материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм процессуального права, апелляционный суд считает решение арбитражного суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
По правилам пункта 4 части 4 статьи 270 АПК РФ принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является безусловным основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Как следует из материалов дела, заявленные требования обоснованы противоречиями в сведениях ГЛР и ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:01:000000:64.
Исходя из договоров аренды земельного участка от 22.03.2011 N 8, от 09.06.2011 N 47, от 06.02.2012 N 3, от 25.12.2015 N 23, от 26.10.2016 N 48 у заявителя по делу возникло право пользования спорным земельным участком для проведения геологических работ.
На основании дополнительного соглашения от 26.10.2018 N 210 в договор аренды от 26.10.2016 N 48 были внесены изменения: в вводной части договора, слова - "администрация Анучинского сельского поселения Анучинского муниципального района, в лице главы Анучинского сельского поселения, Дубовцева Ивана Владимировича" заменены на слова "администрация Анучинского муниципального района, в лице главы Анучинского муниципального района, Понуровского Сергея Алексеевича"; в пункте 1.1 данного договора слова - "разрешенное использование: для проведения геологических работ (геологического изучения, поиска и разведки) месторождения скального грунта" заменены на слова - "разрешенное использование: недропользование - добыча недр открытым (карьеры, отвалы) и закрытым (шахты, скважины) способами".
Между тем, арендодателем спорного земельного участка на основании вышеперечисленных договоров является администрация Анучинского муниципального района.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц администрация Анучинского муниципального района ликвидирована 04.06.2021.
В соответствии с Законом Приморского края от 16.09.2019 N 568-КЗ "Об Анучинском муниципальном округе Приморского края" органы местного самоуправления Анучинского муниципального округа являются правопреемниками органов местного самоуправления Анучинского сельского поселения, Виноградовского сельского поселения, Гражданского сельского поселения, Чернышевского сельского поселения и Анучинского муниципального района, которые на день создания Анучинского муниципального округа осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
Как следует из Устава Анучинского муниципального округа, принятого решением Думы Анучинского муниципального округа Приморского края, от 30.09.2020 N 94-НПА (далее - Устав N 94) исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Анучинского муниципального округа является - администрация Анучинского муниципального округа (статья 34).
Согласно статье 35 Устава N 94 к компетенции администрации Анучинского муниципального округа относится контроль за использованием территорий и инфраструктуры муниципального округа.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о наличии достаточных оснований полагать, что принятое по настоящему делу решение суда затрагивает права и законные интересы администрации Анучинского муниципального округа Приморского края как арендодателя спорного земельного участка, не привлеченной к участию в деле.
Таким образом, в силу положений пункта 4 части 4 статьи 270 и части 6.1 статьи 268 АПК РФ судом апелляционной инстанции установлены безусловные основания отмены судебного акта и перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным Кодексом для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Определением суда от 23.11.2021 рассмотрение настоящего дела было назначено по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, и к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя была привлечена администрацию Анучинского муниципального округа Приморского края (далее - администрация).
В ходе рассмотрения дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, общество в порядке статьи 49 АПК РФ заявило ходатайство об уточнении заявленных требований, просило признать незаконными бездействие министерства, выразившееся в невнесении изменений в сведения ГЛР в части устранения наложения (пересечений границ) земельных участков с кадастровыми номерами 25:01:000000:64 и 25:00:000000:90 и в части не исключения из ГЛР сведений о земельном участке с кадастровым номером 25:01:000000:64, и действия министерства, выразившиеся во внесении в ГЛР сведений о земельном участке с кадастровым номером 25:01:000000:64, а также недействительными сведения ГЛР в части наложения земельных участков (пересечений границ) земельных участков с кадастровыми номерами 25:01:000000:64 и 25:00:000000:90.
В качестве способа восстановления нарушенного права общество просило об обязании министерства привести сведения ГЛР в части границ лесного участка с кадастровым номером 25:00:000000:90 в соответствие со сведениями ЕГРН в части границ земельного участка с кадастровым номером 25:01:000000:64.
Заявленное ходатайство об уточнении заявленных требований было судом апелляционной инстанции рассмотрено и в порядке статьи 49 АПК РФ удовлетворено.
В обоснование заявленных требований указывает, что согласно сведениям ЕГРН арендуемый обществом земельный участок относится к категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", а согласно сведениям ГЛР земельный участок относится к землям лесного фонда. Данное противоречие, по мнению заявителя, подлежит устранению с применением установленного частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) правила о приоритете сведений ЕГРН при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель, тем более, что право аренды в отношении земельного участка возникло у общества до 01.01.2016, а земельный участок с кадастровым номером 25:01:000000:64 с момента образования не относился к категории земель "земли лесного фонда" и изначально формировался из земель сельскохозяйственного назначения. Полагает, что земельный участок с кадастровым номером 25:00:000000:90 не пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 25:01:000000:64, в связи с чем спорный земельный участок не может являться лесным участком, относящимся к категории земель "земли лесного фонда", и должен быть исключен из ГЛР.
Министерство с заявленными требованиями не согласилось, отмечая, что земельный участок с кадастровым номером 25:01:000000:64 расположен в выделах 2, 7 квартала N 27 Солнечного участкового лесничества Арсеньевского лесничества. Согласно лесохозяйственному регламенту Арсеньевского лесничества, утвержденному приказом департаментом лесного хозяйства Приморского края от 30.11.2018 N 1562, квартал N 27 Солнечного участкового лесничества отнесен к защитным лесам. В связи с этим, ссылаясь на положения части 5 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), министерство полагает, что исключить из состава ГЛР сведения о спорном земельном участке не представляется возможным, учитывая также отсутствие в ЕГРН информации о правах, зарегистрированных на спорный земельный участок до 01.01.2016.
Рослесхоз заявленные требования также оспорил, указывая, что земельный участок с кадастровым номером 25:01:000000:64 полностью расположен на землях лесного фонда в границах лесного квартала N 27 Солнечного участкового лесничества Арсеньевского лесничества Приморского края. При этом обращает внимание на то, что администрация в отсутствие полномочий распорядилась участком земель лесного фонда Арсеньевского лесничества, находящегося в федеральной собственности, предоставив территорию, в пределах которой находится спорный земельный участок, в аренду обществу.
Министерство, третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, министерство письменно ходатайствовало о проведении судебного заседания в отсутствие своего представителя, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела дело по правилам, установленным процессуальным законом для рассмотрения дела в суде первой инстанции, в отсутствие указанных по имеющимся в материалах дела документам.
В судебном составе, рассматривающем настоящее дело, в связи с нахождением судьи Н.Н. Анисимовой в отпуске на основании определения суда от 11.04.2022 произведена ее замена на судью О.Ю. Еремееву, и рассмотрение дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, в порядке части 5 статьи 18 АПК РФ произведено сначала.
В судебном заседании представитель общества уточненные требования поддержал в полном объеме, настаивая на их удовлетворении.
Заслушав пояснения заявителя, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
13.12.2010 управлением по недропользованию по Приморскому краю обществу выдана лицензия на пользование недрами серии ВЛВ N 01986 ТП с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение (поиски, оценка) скального грунта на участке "Таежка", расположенном в Анучинском муниципальном районе.
22.03.2011 между администрацией Анучинского муниципального района (арендодатель) и ООО "ПримСтрой" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 8, по условиям пункта 1 которого арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 3,1 га, расположенный в Приморском крае, Анучинский район, примерно в 7,5 км к западу от с. Корниловка, для проведения геологических работ (геологического изучения, поиска и разведки) месторождения дресвы на участке "Корниловка" и земельный участок площадью 2 га, расположенный в Приморском крае, Анучинский район, примерно в 7,5 км в восточном направлении от гострассы Осиновка - Рудная Пристань (начало ул. Советской), для проведения геологических работ (геологического изучения, поиска и разведки) месторождения скального грунта на участке "Таежка".
Договор заключен сроком с 14.03.2011 по 12.12.2011 (пункт 1.3 договора).
25.04.2011 земельный участок площадью 20210 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 1349 м от ориентира по направлению на юго-восток, почтовый адрес ориентира: Приморский край, Анучинский район, с. Таежка, ул. Советская, дом 69, поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 25:01:000000:64.
09.06.2011 между администрацией Анучинского муниципального района (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 47, в соответствии с пунктом 1.1 которого арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 25:01:000000:64 площадью 20210 кв. м, расположенный примерно в 1349 м в юго-восточном направлении от ориентира, ориентир - жилой дом, адрес ориентира: Приморский край, Анучинский район, с. Таежка, ул. Советская, 69, для проведения геологических работ (геологического изучения, поиска и разведки) месторождения скального грунта на участке "Таежка".
Договор заключен сроком с 14.03.2011 по 12.12.2011 (пункт 1.3 договора).
На основании распоряжения департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 19.09.2011 N 2464 земельный участок с кадастровым номером 25:01:000000:64 из категории земель сельскохозяйственного назначения переведен в категорию земель промышленности и иного специального назначения.
06.02.2012 между администрацией Анучинского муниципального района (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 3, согласно пункту 1.1 которого арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 25:01:000000:64 площадью 20210 кв. м, категория земель: земли промышленности и иного специального назначения, расположенный примерно в 1349 м на юго-восток от жилого дома по адресу: с. Таежка, ул. Советская, 69, для проведения геологических работ (геологического изучения, поиска и разведки) месторождения скального грунта.
Договор заключен сроком с 12.12.2011 по 12.12.2015 (пункт 1.3 договора).
25.12.2015 между администрацией Анучинского сельского поселения Анучинского муниципального района (арендодатель) и ООО "ПримСтрой" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 23, по условиям пункта 1.1 которого арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 20210 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 1349 м от ориентира по направлению на юго-восток, почтовый адрес ориентира: Приморский край, Анучинский район, с. Таежка, ул. Советская, д. 69.
Разрешенное использование: для проведения геологических работ (геологического изучения, поиска и разведки) месторождения скального грунта.
Категория земель: земли промышленности.
Согласно пункту 1.3 договора к договору прилагается кадастровый паспорт земельного участка, кадастровый номер земельного участка 25:01:000000:64.
Договор действует с даты его подписания сторонами. Срок аренды имущества устанавливается с 13.12.2015 по 12.12.2035 включительно (пункт 1.4 договора).
06.06.2016 департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края обществу выдана лицензия на пользование недрами серии АНУ 00801 ОЩ с целевым назначением и видами работ - разведка и добыча скального грунта (гранитов) на месторождении "Таежка", расположенном на территории Анучинского муниципального района Приморского края, в 2,3 км к востоку от автотрассы "Осиновка - Рудная Пристань" на правобережье ключа "Таежка" сроком действия по 06.06.2036.
26.10.2016 между администрацией Анучинского сельского поселения Анучинского муниципального района (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 48, согласно пункту 1.1 которого арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 20210 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 1349 м от ориентира по направлению на юго-восток, почтовый адрес ориентира: Приморский край, Анучинский район, с. Таежка, ул. Советская, д. 69.
Разрешенное использование: для проведения геологических работ (геологического изучения, поиска и разведки) месторождения скального грунта.
Категория земель: земли промышленности.
В соответствии с пунктом 1.3 договора к договору прилагается кадастровый паспорт земельного участка, кадастровый номер земельного участка 25:01:000000:64.
Договор действует с даты его подписания сторонами. Срок аренды имущества устанавливается с 26.10.2016 по 12.12.2037 включительно (пункт 1.4 договора).
Письмом от 20.10.2016 N 7-12/37/8577 департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края согласовал представленную проектную документацию "Технический проект на разработку карьером скального грунта (гранитов) на месторождении "Таежка" (Приморский край, Анучинский район, лицензия на пользование недрами АНУ N 00801 ОЩ) на срок действия лицензии - до 06.06.2036.
28.12.2016 Дальневосточным управлением Ростехнадзора обществу выдан горный отвод в уточненных границах для разведки и добычи скального грунта (гранитов) на месторождении "Таежка", находящегося в 2,3 км к востоку от автотрассы "Осиновка - Рудная Пристань" по правобережью ручья "Таежка" на территории Анучинского муниципального района Приморского края.
На основании дополнительного соглашения от 26.10.2018 N 210 в договор аренды земельного участка от 26.10.2016 N 48 внесены изменения: в вводной части договора, слова - "администрация Анучинского сельского поселения Анучинского муниципального района, в лице главы Анучинского сельского поселения, Дубовцева Ивана Владимировича" заменены на слова "администрация Анучинского муниципального района, в лице главы Анучинского муниципального района, Понуровского Сергея Алексеевича"; в пункте 1.1 данного договора слова - "разрешенное использование: для проведения геологических работ (геологического изучения, поиска и разведки) месторождения скального грунта" заменены на слова - "разрешенное использование: недропользование - добыча недр открытым (карьеры, отвалы) и закрытым (шахты, скважины) способами".
Письмом от 21.11.2019 N р25/38-05-723 департамент лесного хозяйства Приморского края сообщил, что согласно сведениям ГЛР земельный участок с кадастровым номером 25:01:000000:64 относится к землям лесного фонда и расположен в части квартала N 27 Солнечного участкового лесничества Арсеньевского лесничества.
Согласно пояснениям заявителя, общество неоднократно обращалось в министерство с просьбой об исключении из состава ГЛР арендуемого земельного участка, однако министерство указывало на недопустимость исключения из состава лесного фонда земельного участка с кадастровым номером 25:01:000000:64, так как это приведет к изменению границ и площади лесов, расположенных в зеленых зонах Арсеньевского лесничества, и предлагало уточнить границы земельного участка с кадастровым номером 25:01:000000:64 либо исключить их из сведений ЕГРН (письма от 23.01.2020 N 38/345, от 24.03.2020 N 38/1911), а в письме от 27.07.2020 N 38/4693 сообщило о невозможности исключения сведений о спорном земельном участке из ГЛР на основании статьи 14 Закона N 172-ФЗ в связи с отсутствием в сведениях ЕГРН информации о правах, зарегистрированных на земельный участок до 01.01.2016.
Полагая, что имеется необходимость в устранении противоречий в сведениях ЕГРН и ГЛР, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Рассмотрев заявленные требования, уточненные в ходе рассмотрения дела по правилам, предусмотренным АПК РФ для рассмотрения дела судом первой инстанции, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения в силу следующего.
Согласно статье 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного Кодекса.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 6, статьей 7, статьями 67 - 69 ЛК РФ местоположение, границы земель лесного фонда, отдельных лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 ЛК РФ).
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218- ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в частности, из реестра объектов недвижимости.
Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель.
Принятие названного Закона направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений ГЛР и ЕГРН путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР.
В соответствии частью 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Как следует из материалов дела, земельный участок кадастровым номером 25:01:000000:64 поставлен на кадастровый учет 25.04.2011.
Право аренды общества в отношении данного земельного участка впервые зарегистрировано 04.07.2013, о чем свидетельствует отметка регистрирующего органа на договоре от 06.02.2012 N 3. Ни договор аренды от 22.03.2011 N 8, ни договор аренды от 09.06.2011 N 47 государственную регистрацию не проходили ввиду их заключения на срок менее года.
Таким образом, материалами дела получил подтверждение факт того, что право аренды ООО "ПримСтрой" в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:01:000000:64 возникло до 01.01.2016.
Между тем, право собственности на земельный участок с кадастровым номером 25:01:000000:64, зарегистрированное в установленном порядке до 01.01.2016, отсутствует.
Так, из представленных в материалы дела выписок из ЕГРН усматривается, что данные о правообладателе земельного участка с кадастровым номером 25:01:000000:64 и зарегистрированных правах отсутствуют, зарегистрировано только ограничение прав и обременение объекта недвижимости в виде аренды общества на основании договора от 26.10.2016 N 48.
Одновременно с этим следует отметить, что в силу части 6 статьи 14 Закона N 172-ФЗ положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы.
В соответствии с распоряжением департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 19.09.2011 N 2464 земельный участок с кадастровым номером 25:01:000000:64 переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Соответственно, положения части 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в рассматриваемом случае не могут быть применены в силу прямого указания закона.
Утверждение общества о том, что в данном случае имеется приоритет сведений ЕГРН при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель, установленный вышеуказанными положениями ввиду того, что спорный земельный участок изначально был сформирован из земель сельскохозяйственного назначения, коллегией не принимается в силу следующего.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ установлен состав земель в Российской Федерации по целевому назначению, которые подразделяются, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения и земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
При этом согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Исходя из вышеуказанных нормативных положений, земельный участок как объект права может использоваться только в соответствии с установленным для него целевым назначением независимо от того, из какой категории земель он изначально был сформирован.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона N 172-ФЗ в редакции, действовавшей на момент вынесения распоряжения от 19.09.2011 N 2464, перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления государственного кадастрового учета земельных участков в связи с изменением их категории.
Согласно представленному в материалы дела кадастровому паспорту земельного участка от 12.10.2011 N 25/00-11-112975, земельный участок с кадастровым номером 25:01:000000:64 полностью отнесен к категории земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения".
Таким образом, с момента внесения соответствующих сведений в ЕГРН правовой статус спорного земельного участка определяется исходя из установленной категории земель и на регулирование правоотношений относительно его использования и правового статуса не могут распространяться положения законодательства, применяемые исходя из категории земель, к которой он был отнесен при его формировании.
С учетом изложенного, положения Закона N 172-ФЗ к рассматриваемым правоотношениям не могут быть применены.
Кроме того, следует отметить, что в ЕГРН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером 25:00:000000:90 общей площадью 176714190 кв. м (17671,42 га), с категорией "земли лесного фонда", видом разрешенного использования - лесной участок, лесные земли, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир дом, участок находится примерно в 3500 м по направлению на юго-восток от ориентира, почтовый адрес ориентира:
Приморский край, г Арсеньев, ул. Ленинская, д. 8.
Сведения об объекте недвижимости внесены 16.10.2013, содержат координаты характерных точек границ и имеют статус "актуальные", что следует из выписки из ЕГРН от 02.03.2021 N КУВИ-002/2021-17998772.
В отношении указанного земельного участка в ЕГРН 07.02.2019 зарегистрировано право собственности Российской Федерации, а также ограничение прав и обременение объекта недвижимости в виде аренды в пользу ООО "Красная гора" и в пользу ПАО "МТС".
Также в ЕГРН содержатся сведения о границе зоны с реестровым (учетным) номером 25:00-6.308, дата присвоения - 22.05.2018, вид - граница лесничества, наименование объекта землеустройства - Арсеньевское лесничество, наименование зоны (территории) по документу - Арсеньевское лесничество Анучинский муниципальный район, Партизанский муниципальный район, Яковлевский муниципальный район, Арсеньевский городской округ Приморского края, которая внесена на основании приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 07.03.2018 N 154 "Об установлении границ Арсеньевского лесничества Приморского края", что усматривается из выписки из ЕГРН от 20.11.2020 N КУВИ-002/2020-41000305.
Из материалов дела следует, что в результате проведения ФГБУ "Рослесинфорг" работ по установлению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 25:01:000000:64 относительно границ земель лесного фонда, в том числе относительно границ земельного участка с кадастровым номером 25:00:000000:90, а также относительно границы зоны с реестровым (учетным) номером 25:00-6.308 было установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером 25:01:000000:64 не имеют пересечений с границами земельного участка с кадастровым номером 25:00:000000:90, при этом границы земельного участка с кадастровым номером 25:01:000000:64 полностью расположены в границах зоны с реестровым (учетным) номером 25:00-6.308, а также полностью расположены в границах земель лесного фонда на территории частей лесотаксационных выделов N 11-13, N 16, N 25 лесного квартала N 27 Солнечного участкового лесничества Арсеньевского лесничества Приморского края на общей площади 2,02 га по материалам лесоустройства, содержащихся в государственном лесном реестре.
Согласно лесохозяйственному регламенту Арсеньевского лесничества, утвержденному приказом департамента лесного хозяйства Приморского края от 30.11.2018 N 1562, квартал N 27 Солнечного участкового лесничества отнесен к защитным лесам (зеленые зоны).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 114 ЛК РФ к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, относятся леса, расположенные в зеленых зонах (леса, расположенные на землях лесного фонда и землях иных категорий, выделяемые в целях обеспечения защиты населения от воздействия неблагоприятных явлений природного и техногенного происхождения, сохранения и восстановления окружающей среды).
Частью 5 статьи 114 ЛК РФ установлено, что изменение границ земель, на которых располагаются леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 настоящей статьи, которое может привести к уменьшению площади таких земель, не допускается.
Порядок определения функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, порядок изменения границ земель, на которых располагаются леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 настоящей статьи, определяются Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 114 ЛК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 N 1755 утверждены Правила изменения границ земель, на которых располагаются леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 114 ЛК РФ, и определения функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах (далее - Правила N 1755), в соответствии с пунктом 2 которых изменение границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, и определение функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах, осуществляются на основании проектной документации, утвержденной в соответствии с настоящими Правилами.
Пунктом 3 Правил N 1755 установлено, что подготовка проектной документации осуществляется по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в области лесных отношений, либо органа местного самоуправления, физического и юридического лица.
Пунктом 8 Правил N 1755 предусмотрено, что проектная документация подлежит согласованию с органами местного самоуправления городских, сельских поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, на территории которых проектируются границы земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах.
Проектная документация подлежит согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства в случае, если изменение границ земель, на которых расположены леса в лесопарковых и зеленых зонах, приводит к изменению границ иных категорий защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов (пункт 9 Правил N 1755).
Между тем общество как лицо заинтересованное, в материалы настоящего дела не представило доказательств принятия вышеуказанных мер ни одним из субъектов спорных правоотношений.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что заявленные требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Принимая во внимание, что при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции были неправильно применены нормы процессуального права, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение на основании пункта 2 статьи 269, части 4 статьи 270 АПК РФ подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В связи с отсутствием оснований для удовлетворения заявленных требований судебные расходы по уплате государственной пошлины по заявлению и по апелляционной жалобе в сумме 1 500 рублей на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на общество, а в оставшейся части на основании статьи 333.40 Налогового кодекса РФ подлежат возврату плательщику из бюджета как излишне уплаченные.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Приморского края от 14.09.2021 по делу N А51-2525/2020 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ПримСтрой" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей по платежному поручению N 71274339 от 28.09.21 на общую сумму 3 000 (три тысячи) рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Г.Н. Палагеша |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-2525/2020
Истец: ООО "ПРИМСТРОЙ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Третье лицо: администрация Анучинского муниципального округа Приморского края, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ, Федеральное агенство лесного хозяйства, Дальневосточное управление Ростехнадзора