г. Красноярск |
|
18 апреля 2022 г. |
Дело N А33-27631/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена "12" апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен "18" апреля 2022 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шелега Д.И.,
судей: Бабенко А.Н., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.,
при участии:
от заявителя (Акционерного общества "Норильско-Таймырская энергетическая компания"): Смеловой С.Н., представителя по доверенности от 01.01.2022 N НТЭК-32/167,
от административного органа (Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края): Ялуниной Л.С., представителя по доверенности от 13.01.2022 N 19,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Норильско-Таймырская энергетическая компания" (ИНН 2457058356, ОГРН 1052457013476)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "31" января 2022 года по делу N А33-27631/2021,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Норильско-Таймырская энергетическая компания" (ИНН 2457058356, ОГРН 1052457013476, далее - заявитель, АО "НТЭК", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе строительного надзора и жилищного контроля красноярского края (ИНН 2460071727, ОГРН 1052460100582, далее - Служба, административный орган) о признании незаконным и отмене предписания от 06.10.2021 N 482-пр.
Решением от 31.01.2022 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе общество ставит вопрос об отмене состоявшегося по делу судебного акта, ссылаясь на неправомерность вынесенного предписания и обоснованность выполнения корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению.
Службой в материалы дела представлен отзыв, в котором отклонены доводы жалобы.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела установлены следующие обстоятельства.
В результате проведенной административным органом внеплановой выездной проверки в отношении АО "НТЭК", на предмет исполнения раннее выданного предписания от 06.08.2021 N 447-пр, установлено, что обществом предписание не исполнено, мероприятия по перерасчету размера платы за коммунальную услугу по отоплению в жилых помещениях в многоквартирном доме, расположенном по адресу:
г. Норильск, ул. Строительная, д.24 (далее - МКД), не выполнены.
По результатам проверки составлен акт проверки от 06.10.2021 N 482-пр, согласно которому в нарушение требования пункта 3(4) Приложения N 2 Правил N 354 АО "НТЭК" выполнило корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению в жилых помещениях МКД, применив показания ОДПУ коммунального ресурса "теплоснабжение" МКД N 24 (ОДПУ, считывающего показания потреблённого коммунального ресурса теплоснабжение двух многоквартирных домов), установленного в нарушение пункта 2 Правил N 354.
Выдано предписание от 06.10.2021 N 482-пр со сроком исполнения 22.11.2021.
Оспариваемым предписанием на общество возложена обязанность произвести мероприятия по перерасчету размера платы за коммунальную услугу по отоплению в жилых помещениях в вышеуказанном многоквартирном доме.
Пунктом 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривается, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании, в том числе, платежных документов (платежных документов в электронной форме, размещенных в системе).
В соответствии с положениями части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных (далее - Правила N 354).
В абзаце 2 пункта 2 Правил N 354 закреплено, что коллективным (общедомовым) прибором учета является средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Исходя из буквального толкования приведенной нормы следует, что общедомовой прибор учета должен быть установлен в каждом отдельном многоквартирном доме и учитывать показания объемов ресурса применительно к данному дому.
При этом возможность установки коллективного (общедомового) прибора учета на два и более многоквартирных дома ни Правилами N 354, ни иными нормативно-правовыми актами не предусмотрена.
Правилами N 354 не определен порядок распределения объема потребленного коммунального ресурса, предоставленного в отношении нескольких многоквартирных домов, произведения корректировки расчетов, связанных с исчислением разницы, связанных с показателями потерь.
При отсутствии общедомового прибора учета объем потребленной теплоэнергии определяется исходя из утвержденного норматива потребления.
Из вышеизложенного следует, что показания коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном жилом доме, должны быть учтены для определения обязательств собственников помещений только этого многоквартирного дома, поскольку в ином случае (при установке прибора учета на несколько многоквартирных домов) не может быть обеспечена правильность определения объема оказанных услуг в отношении собственников жилых и нежилых помещений и может повлечь нарушение прав и законных интересов потребителей коммунальной услуги. Также в рассматриваемом случае не учитывается объем теплопотерь применительно к участку сети, расположенному между двумя многоквартирными домами.
Следуя пункту 21 Правил N 354, если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Пунктом 8 Правил N 491 закреплено понятие внешней границы сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества, и границы эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса.
Таким образом, количество коммунального ресурса, поставленного ресурсоснабжающей организацией в многоквартирный дом, определяется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, состоящего из одного или нескольких средств измерения, который должен быть установлен на месте соединения с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Поскольку положениями действующего законодательства не предусмотрена установка одного коллективного (общедомового) прибора учета для определения объема поставленного коммунального ресурса в отношении нескольких многоквартирных домов, в том числе при установке общего оборудования на два и более многоквартирного дома, то определение количества потребленной теплоэнергии по одному прибору учета на два многоквартирных дома не может быть признано правильным. В связи с чем при отсутствии общедомового средства измерения, в данном случае для МКД N 24, объем отпущенных ресурсов должен определяться на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов в соответствии с пунктом 42(1) Правил N 354.
Факт осуществления АО "НТЭК" в 2020 корректировки размера платы за коммунальную услугу "отопление" за период с января по ноябрь 2019, в МКД N 24, исходя из фактического объема потребления по ОДПУ тепловой энергии, считывающего показания потреблённого коммунального ресурса теплоснабжение двух многоквартирных домов (МКД N 24 и МКД N 26), в нарушение пункта 3(4) Приложения N 2 Правил N 354, подтверждается материалами дела.
С учетом установленных обстоятельств по делу, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявления, оспариваемое предписание управления признал исполнимым; приведенные в предписании формулировки счел доступными для понимания относительно конкретных действий, которые необходимо совершить заявителю в целях устранения причин выявленных и отраженных в предписании нарушений.
В случае неясности порядка исполнения предписания общество вправе обратиться за разъяснениями в орган, выдавший предписание.
Общество полагает, что в рамках настоящего дела не рассмотрен вопрос о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица ООО "УК "Город".
Данный довод является необоснованным. В обжалуемом судебном акте права названного лица не затронуты, какие-либо обязанности на него не возложены.
Исследовав иные доводы жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что они не опровергают выводы суда, сводятся к несогласию с установленными судом фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств, подлежат отклонению в силу их несостоятельности и ошибочности толкования норм права. Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "31" января 2022 года по делу N А33-27631/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.И. Шелег |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-27631/2021
Истец: АО "НОРИЛЬСКО-ТАЙМЫРСКАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: СЛУЖБА СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА И ЖИЛИЩНОГО КОНТРОЛЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ