город Томск |
|
18 апреля 2024 г. |
Дело N А45-32002/2023 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Хайкиной С.Н., рассмотрел апелляционную жалобу акционерного общества "Национальная специализированная финансовая компания" (N 07АП-1190/2024) на решение от 18.01.2024 Арбитражного суда Новосибирской области по делу NА45-32002/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Нахимович Е.А.), по заявлению акционерного общества "Национальная специализированная финансовая компания", г. Новосибирск (ОГРН: 1235400017423, ИНН: 5402077860) к Центральному банку Российской Федерации г. Москва (в лице Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации, г. Новосибирск) (ОГРН: 1037700013020, ИНН: 7702235133) о признании недействительным и отмене постановления N ТУ-50-ЮЛ-23-7089/3120-1 от 12.10.2023,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Национальная специализированная финансовая компания" (далее - заявитель, общество, АО "НСФК") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Центральному банку Российской Федерации г. Москва (в лице Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации) (далее - административный орган, Банк, ЦБ РФ) о признании недействительным и отмене постановления N ТУ-50-ЮЛ-23-7089/3120- 1 от 12.10.2023.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 18.01.2024 (резолютивная часть изготовлена 09.01.2024) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "НСФК" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, признать недействительным и отменить постановление Банка, признать правонарушение малозначительным.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает, что отчётность по форме 0420874 сдана в надлежащий срок, поскольку данная отчётность направлена в Банк вместе с отчётностью по форме 0420861 10.07.2023, принята в обработку и зарегистрирована. Несмотря на нарушение срока для направления отчётности по форме 0420873 она представлена обществом самостоятельно в надлежащей форме, что указывает на отсутствие у общества умысла уклониться от исполнения своих обязанностей, а также на отсутствие общественно опасных последствий.
В порядке статьи 262 АПК РФ ЦБ РФ представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Банк установил в действиях АО "НСФК" нарушение требований подпунктов 7.12 и 7.13 пункта 7 Объема, сроков и порядка, установленных в приложении 2 к Указанию Банка России от 27.09.2022 N 6270-У.
31.08.2023 в отношении АО "НСФК" составлен протокол N ТУ-50-ЮЛ-23- 7089/1020-1 об административном правонарушении по части 1 статьи 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
12.10.2023 вынесено постановление N ТУ-50-ЮЛ-23-7089/3120-1 о назначении предупреждения по делу об административном правонарушении, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.3 КоАП РФ, обществу назначено наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с постановлением Банка, АО "НСФК" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности наличия в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.3 КоАП РФ и наличия оснований для признания правонарушения малозначительным.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы арбитражного суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в Банк России отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством и (или) необходимой для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации.
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Федеральный закон N 86-ФЗ) Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций (далее - НФО) в соответствии с федеральными законами.
Статьей 76.1 Федерального закона N 86-ФЗ НФО признаны лица, осуществляющие, в том числе, деятельность специализированных депозитариев инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда.
Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность, именуется депозитарием (пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг").
Общество внесено в Государственный реестр лицензий специализированных депозитариев 21.04.2022 и имело лицензию на осуществление деятельности в качестве специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов от 21.04.2022 N 22-000-0-00125.
Также общество имело следующие лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг: лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности от 16.01.2023 N 050-14171-100000; лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами от 16.01.2023 N 050-14172-001000; лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление депозитарной деятельности от 03.09.2021 N 050-14101-000100.
Основным видом деятельности общества являлось "предоставление услуг по хранению ценностей, депозитарная деятельность" (вид деятельности по коду ОКВЭД 66.19.5), что подтверждено данными единого государственного реестра юридических лиц. Таким образом, общество являлось субъектом, поднадзорным Банку России.
В соответствии с пунктами 1 и 2 Порядка, объема и сроков, отчетность специализированного депозитария представляется в Банк России специализированным депозитарием, имеющим лицензию на осуществление депозитарной деятельности и лицензию на осуществление деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.
Отчетность специализированного депозитария представляется в Банк России в форме электронного документа в соответствии с порядком взаимодействия Банка России с некредитными финансовыми организациями, определенным на основании частей 1 и 8 статьи 76.9 Федерального закона N 86-ФЗ.
В силу пункта 4 Порядка, объема и сроков, отчетность специализированного депозитария составляется и представляется в Банк России в виде показателей отчетности специализированного депозитария в разрезе групп аналитических признаков (графа 3 части 1 приложения 1 к Указанию Банка России N 5713-У), объединяющих аналитические признаки, содержащие детализированную информацию по показателю.
Согласно пункту 5 Порядка, объема и сроков, установленных в приложении 2, отчетность специализированного депозитария, для которой установлен одинаковый срок представления в Банк России, формируется перед отправкой в один файл, за исключением отчетности по форме 0420872, в соответствии с техническими требованиями, размещенными на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и однократно подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.
В соответствии с пунктом 6 Порядка, объема и сроков, установленных в приложении 2, отчетность специализированного депозитария составляется специализированным депозитарием по состоянию на день (включительно) и за период, указанные в приложении 1 к Указанию Банка России N 5713-У (далее соответственно - отчетная дата, отчетный период).
В соответствии с подпунктом 7.12 пункта 7 Объема, сроков и порядка, установленных в приложении 2 к Указанию Банка России от 27.09.2022 N 6270-У, отчетность по форме 0420873 "Отчет о деятельности по ведению реестра владельцев инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда" (далее - отчетность по форме 0420873) представляется в Банк России за первый, второй и третий квартал в течение 30 календарных дней после дня окончания отчетного периода.
В соответствии с подпунктом 7.13 пункта 7 Объема, сроков и порядка, установленных в приложении 2 к Указанию Банка России от 27.09.2022 N 6270-У, отчетность по форме 0420874 "Сведения о договорах и контрагентах специализированного депозитария, контрагентах и имуществе клиентов специализированного депозитария" (далее - отчетность по форме 0420874) вместе с отчетностью по форме 0420873 представляется в Банк России за первый, второй и третий квартал в течение 30 календарных дней после дня окончания отчетного периода.
В нарушение подпунктов 7.12, 7.13 пункта 7 Объема отчетность по форме 0420873 и 0420874 представлена обществом в Банк в виде электронного документа с электронной подписью 02.08.2023 в 13:13, вх. Банка России от 02.08.2023 N 1700100100707832, то есть с нарушением срока представления отчетности на два дня, что подтверждается скриншотами Приложения "Отчетность некредитных финансовых организаций" Платформы поддержки основной деятельности и программного обеспечения "ПО Interstage Xwand".
Согласно пункту 2.11 Правил формирования отчетности в формате XBRL и ее представления в Банк России (далее - Правила), размещенным на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе Открытый стандарт отчетности XBRL/Таксономия XBRL/ Таксономия/ Правила формирования отчетности в формате XBRL и ее представления в Банк России, отчетность представляется в Банк России полным отчетом XBRL, содержащим в себе данные по показателям всех форм, которые входят в состав точки входа таксономии XBRL Банка России, на основе которой он сформирован.
На официальном сайте Банка России в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе Открытый стандарт отчетности XBRL/ Таксономия XBRL/ Таксономия/ Финальная таксономия XBRL Банка России (версия 5.2 (обновленная)) размещены сопроводительные документы для модуля "НО СД" (архив "fmal_sopr_no_sd_5_2.zip", далее - архив). В архиве в файле "Структура точек входа НО СД (версия 5.2).xlsx" (далее - Состав точек входа) указан состав точек входа таксономии XBRL Банка России и вид организаций, представляющих отчетность в соответствии с точками входа таксономии XBRL Банка России. Согласно указанному составу точек входа специализированные депозитарии, представляют отчетность по состоянию на 30.06.2023 вместе с сопроводительной информацией к отчетности, в соответствии с точкой входа таксономии XBRL Банка России ep_nso_sd_q_30d.
Отчетность по форме 0420874 предоставляется, в том числе, в составе других отчетностей.
С учетом изложенного, обществу надлежало представить в Банк отчетность по форме 0420873 и 0420874 по состоянию на 30.06.2023, сформированную на основе точки входа ep_nso_sd_q_30d, не позднее 31.07.2023.
Отчетность представлена обществом в Банк в виде электронного документа с электронной подписью 02.08.2023 в 13:13, вх. Банка России от 02.08.2023 N 17_001_001_00707832, то есть с нарушением срока представления отчетности на два дня.
В ходе дополнительной проверки и анализа ответа общества установлено, что общество представило отчетность по форме 0420874 по состоянию на 30.06.2023 в файле с отчетностью вх. Банка России от 10.07.2023 N 17_001_001_00688838 в точку входа ep_nso_sd_m_q_y_10rd, что делает невозможным идентификацию и проверку данного пакета в соответствии с Правилами.
Таким образом, является доказанным факт наличия события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.3 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом не установлены обстоятельства, свидетельствующие о принятии обществом своевременных мер по соблюдению требований законодательства, либо наличии объективной невозможности по принятию таких мер.
Доказательств отсутствия у общества возможности обеспечить соблюдение положений законодательства Российской Федерации в сфере порядка, объема и сроков представления отчетности специализированного депозитария не представлено. Общество, имея возможность соблюсти вышеуказанные нормативные требования, не предприняло надлежащих мер, направленных на их выполнение, что свидетельствует о наличии вины в совершении вменяемого административного правонарушения.
Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии вины общества в совершении данного административного правонарушения, в связи с чем суд первой инстанции правомерно признал, что действия общества образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.3 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении не установлено.
Фиксация обстоятельств административного правонарушения, рассмотрение дела об административном правонарушении, произведены должностными лицами в пределах предоставленных законом полномочий и с соблюдением установленного законом срока. Квалификация правонарушения соответствует нормам части 1 статьи 19.7.3 КоАП РФ.
Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности в случае признания совершенного административного правонарушения малозначительным.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановлением от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10) разъяснил, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 5) малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Применение такого правового института как малозначительность административного правонарушения не должно порождать правовой нигилизм, ощущение безнаказанности, приводить к утрате эффективности общей и частной превенции административных правонарушений, нарушению прав и свобод граждан, защищаемых действующим законодательством (пункт 47 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019).
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлениях от 17.02.2016 N 5-П и 17.01.2013 N 1-П, признание совершенного правонарушения малозначительным и освобождение от ответственности по основаниям, определенным в статье 2.9 Кодекса, возможно лишь в исключительных случаях, так как произвольное применение указанной нормы повлечет формирование атмосферы безнаказанности, не совместимой с принципом неотвратимости ответственности.
В рассматриваемом случае апелляционным судом не установлено наличие исключительных оснований, позволяющих признать допущенное административное правонарушение малозначительным.
При этом апелляционный суд обращает внимание, что ранее общество уже привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.3 КоАП РФ.
В то же время, принимая во внимание фактические обстоятельства дела, административный орган, руководствуясь статьями 3.4, 4.1.1 КоАП РФ назначил наказание в виде предупреждения.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию апеллянта по делу, являлись предметом полного и всестороннего рассмотрения и оценки судом первой инстанции, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, выражают лишь несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Согласно частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено.
Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы не разрешается, с учетом положений части 4 статьи 208 АПК РФ, в соответствии с которой заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.01.2024 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-32002/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Национальная специализированная финансовая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Судья |
С.Н. Хайкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-32002/2023
Истец: АО "НАЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ФИНАНСОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Сибирское главное управление Центрального банка Российской Федерации
Третье лицо: ООО Управляющая Компания "Гамма Групп"