17 апреля 2022 г. |
Дело N А72-12760/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 апреля 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Корастелева В.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зубковой К.С.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Лес" - представитель Краснов В.В. (доверенность от 12.03.2021),
от Правительства Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
от Министерства экономического развития и промышленности Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 апреля 2022 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лес" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30 декабря 2021 года по делу N А72-12760/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лес" (г. Ульяновск)
к Правительству Ульяновской области (г. Ульяновск),
третье лицо - Министерство экономического развития и промышленности Ульяновской области (г. Ульяновск)
о признании незаконным отказа заместителя председателя Правительства Ульяновской области, выраженного письмом от 13.05.2021 N 73-11-02/12483-исх. в пересмотре решения о предоставлении субсидии на основании поданной заявки от 17.08.2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Лес" (далее - ООО "Лес", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным отказа заместителя председателя Правительства Ульяновской области, выраженного письмом от 13.05.2021 N 73-11-02/12483-исх, в пересмотре решения о предоставлении субсидии на основании поданной заявки от 17.08.2020, просило обязать Правительство Ульяновской области принять решение о пересмотре заявки ООО "Лес" с целью доплаты обществу недополученной суммы субсидии в размере 291 266,69 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство экономического развития и промышленности Ульяновской области (далее - Министерство).
Решением Ульяновской области от 30 декабря 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Лес" просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В апелляционной жалобе ссылается на нарушение порядка рассмотрения заявки о предоставлении субсидии, а также указывает на то, что Соглашение N 88 было подписано под давлением сотрудниками Министерства цифровой экономики Ульяновской области. Также в апелляционной жалобе считает, что доводы, приведенные Правительством и Минэкономразвития Ульяновской области, об отсутствии в бюджете области денежных средств для выплаты обществу недостающей суммы субсидии и полном израсходовании на цели выделения субсидий лимитов на 2020 год должны были подкрепляться ими надлежащими доказательствами.
Правительство Ульяновской области и Министерство экономического развития и промышленности Ульяновской области представили письменные отзывы, которые приобщены к материалам дела.
В судебное заседание 23.03.2022 лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явились, своих представителей не направили.
Судебное заседание 23.03.2022 определением суда было отложено на 13.04.2022 на 10 час. 10 мин.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания, отложении судебного заседания, размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 13.04.2022 представитель общества с ограниченной ответственностью "Лес" доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Лес" зарегистрировано в Едином реестре юридических лиц 25.11.2015, основной вид деятельности - деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания (код ОКВЭД 56.10), зарегистрировано в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства 01.08.2016, категория - микропредприятие.
Согласно пояснениям заявителя для осуществления своей деятельности общество под кафе "SHERWOOD" арендует нежилые помещения у ООО "Росток", находящиеся во встроенном первом этаже дома N 7 по пр-ту Ульяновский в Заволжском районе г.Ульяновска на основании договора аренды #3/ UL 7/Лес от 26.11.2015. Это предприятие общественного питания является единственным источником дохода от предпринимательской деятельности ООО "Лес".
07.07.2020 Правительством Ульяновской области было принято постановление N 349-П "О предоставлении в 2020 году субсидий из областного бюджета Ульяновской области субъектам малого и среднего предпринимательства в связи с осуществлением деятельности в период распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) в целях возмещения части затрат, связанных с арендой коммерческой недвижимости и оплатой коммунальных услуг", согласно которому в 2020 году предоставлялись субсидии из областного бюджета Ульяновской области субъектам малого и среднего предпринимательства в связи с осуществлением деятельности в период распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) в целях возмещения части затрат, связанных с арендой коммерческой недвижимости и оплатой коммунальных услуг, были утверждены Правила предоставления в 2020 году субсидий из областного бюджета Ульяновской области субъектам малого и среднего предпринимательства в связи с осуществлением деятельности в период распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) в целях возмещения части затрат, связанных с арендой коммерческой недвижимости и оплатой коммунальных услуг (далее - Правила).
На основании указанного постановления 10.07.2020 заявитель обратился в Министерство с заявкой на получение субсидии, в предоставлении которой обществу было отказано распоряжением N 384-р от 20.07.2020 в связи с несоответствием поступивших документов (не был приложен акт приема-передачи к договору аренды), о чем заявителю направлено письмо от 24.07.2020 N 73-ИОГВ-03/1962исх.
30.07.2020 заявитель повторно обратился с заявкой на получение субсидии, которая 13.08.2020 была отозвана самим заявителем для доработки и повторной подачи.
17.08.2020 заявитель вновь обратился в Министерство с заявкой на получение субсидии с приложением документов по п. 7 Правил.
27.08.2020 заявка ООО "Лес" рассмотрена на заседании рабочей группы Министерства, решено рекомендовать Министерству заключить соглашение о предоставлении обществу субсидии в размере 79 721,50 руб., что подтверждается выпиской из протокола N 09 от 27.08.2020.
31.08.2020 Министерством издано распоряжение N 482-р о предоставлении обществу субсидии в размере 79 721,50 руб., о заключении соглашения о предоставлении субсидии.
08.09.2020 Министерством, которому в областном бюджете Ульяновской области на соответствующий финансовый год и плановый период предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям, физическим лицам), и обществом заключено соглашение N 88 о предоставлении из областного бюджета в 2020 году субсидии в размере 79 721,50 руб.
В связи с внесением изменений в Правила постановлением Правительства Ульяновской области от 09.09.2020 N 507-П общество обратилось в Министерство с заявлением о перерасчете субсидии, 28.12.2020 Министерство рассмотрело обращение и сообщило, что участниками рабочей группы Министерства была рассмотрена заявка ООО "Лес", было принято положительное решение в соответствии с действующей на момент подачи заявки редакцией постановления N 349-П от 07.07.2020 Правительства Ульяновской области, согласно которой для расчета субсидии принимались затраты, понесенные в период с 1 марта по 31 мая 2020 года либо с 1 апреля по 30 июня 2020 года, соглашение о предоставлении субсидии от 08.09.2020 с указанием суммы субсидии было подписано директором ООО "Лес" Соболевым Е.А.
12.04.2021 ООО "Лес" направило врио губернатора Ульяновской области Русских А.Ю. заявление N 11 от 12.04.2021 с просьбой принять меры по пересмотру ранее принятого должностными лицами решения с целью доплаты полагающейся обществу субсидии в размере 291 266 руб. 69 коп. В заявлении указано, что несогласие общества с мотивировкой ответа от 28.12.2020 на обращение ООО "Лес" было обусловлено тем, что Правительством Ульяновской области подготавливалось постановление N 507-П от 09.09.2020, значит под него выделялись денежные средства в необходимом объёме, то есть в размере 50% от заявленных на получение субсидий средств, потраченных субъектами малого и среднего бизнеса на оплату аренды и коммунальных услуг, исходя из количества полученных от них заявок. Поэтому, ссылка на обстоятельство действия постановления N 349-П от 07.07.2020 в редакции, действовавшей на дату подачи ООО "Лес" заявки, то есть 17.08.2020, в этом случае представляется обществу несостоятельной.
Заявитель просил поручить министру цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области принять соответствующие меры по пересмотру ранее принятого должностными лицами данного Министерства решения о размере выплаты субсидии ООО "Лес" с целью доплаты полагающейся обществу субсидии в размере 291 266 руб. 69 коп, на основании постановления Правительства Ульяновской области N 349-П от 07.07.2020 с учётом изменения его редакции постановления N507-П от 09.09.2020.
13.05.2021 Правительство Ульяновской области рассмотрело это обращение и сообщило, что по фактам, изложенным в обращении о неполучении в полном объёме субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Ульяновской области от 07.07.2020 N 349-П "О предоставлении в 2020 году субсидий из областного бюджета Ульяновской области субъектам малого и среднего предпринимательства в связи с осуществлением деятельности в период распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) в целях возмещения части затрат, связанных с арендой коммерческой недвижимости и оплатой коммунальных услуг", в Министерстве экономического развития и промышленности Ульяновской области была проведена служебная проверка, в соответствии с которой было установлено, что принятое решение является обоснованным, на основании которого подписано соглашение о предоставлении субсидий от 08.09.2020 N 88.
Не согласившись с решением об отказе в пересмотре заявки ООО "Лес" от 17.08.2020, выраженным в вышеуказанном письме, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, рассматриваемым в рамках настоящего дела.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Совокупности таких обстоятельств при рассмотрении настоящего дела не усматривается.
Положениями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Правилами были определены порядок предоставления в 2020 году субсидий из областного бюджета Ульяновской области (далее - субсидии) субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - заявители) в связи с осуществлением деятельности в период распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) в целях возмещения части затрат, связанных с арендой коммерческой недвижимости и оплатой коммунальных услуг.
Право на получение субсидии ООО "Лес" в 2020 году лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Согласно пункту 8 Правил уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня поступления документов (копий документов), указанных в пункте 7 настоящих Правил, осуществляет проверку соответствия заявителя требованиям, установленным пунктами 2, 5 настоящих Правил, а также комплектности представленных документов (копий документов), полноты и достоверности содержащихся в них сведений посредством изучения информации, размещенной в форме открытых данных на официальных сайтах уполномоченных государственных органов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, направления в уполномоченные государственные органы запросов, наведения справок, а также использования иных форм проверки, не противоречащих законодательству Российской Федерации, и принимает решение о предоставлении субсидий и заключении Соглашения или решение об отказе в предоставлении субсидий. Указанные решения оформляются правовыми актами уполномоченного органа.
В силу пункта 9 Правил (в редакции действия спорных правоотношений) субсидии предоставляются заявителям, соответствующим требованиям настоящих Правил (далее - получатели субсидий), на основании Соглашения, заключаемого уполномоченным органом с получателями субсидий в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Ульяновской области. Соглашение должно быть заключено не позднее 10 рабочих дней со дня принятия уполномоченным органом решения о предоставлении субсидий и заключения с получателем субсидий Соглашения. Соглашение должно содержать в том числе:
1) объем субсидий, условия и порядок их предоставления, в том числе сроки перечисления;
2) направления затрат, источником финансового обеспечения которых являются субсидии;
3) согласие получателя субсидий на осуществление уполномоченным органом и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка, установленных при предоставлении субсидий.
Получатель субсидий не позднее 15 января года, следующего за годом, в котором ему предоставлены субсидии, представляет в уполномоченный орган отчет о достижении результата предоставления субсидий, составленный по форме, установленной приложением к настоящим Правилам (пункт 13).
Спор возник в связи с применением пункта 4 указанных Правил, согласно которому в редакции, действовавшей на момент подачи заявки обществом (17.08.2020) объем предоставляемых заявителю субсидий признавался равным 50 процентам объема осуществленных затрат, связанных с арендой коммерческой недвижимости и оплатой коммунальных услуг, фактически понесенных в период с 1 марта по 31 мая 2020 года либо с 1 апреля по 30 июня 2020 года (по выбору заявителя).
Из пояснений сторон следует, что в расчёт размера субсидии, предоставляемой из областного бюджета Ульяновской области ООО "Лес" были взяты платёжные документы, подтверждающие осуществленные затраты, связанные с арендой коммерческой недвижимости по договору аренды части нежилого помещения N 3/UL7/Лес от 26.11.2015 (платёжные поручения N 147 от 12.03.2020, N158 от 20.03.2020, N 156 от 16.03.2020).
Размер субсидии был определён в соответствии с пунктом 4 Правил.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 09.09.2020 N 507-П внесены изменения в постановление Правительства Ульяновской области от 07.07.2020 N 349-П, в частности в пункт 4 Правил: слова "в период" заменить словами "за период".
Указанное постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, 16.09.2020, в "Ульяновская правда", N 70(24344), 25.09.2020, в соответствии с пунктом 2 данный документ вступил в силу на следующий день после дня официального опубликования, то есть 17.09.2020.
С учетом изложенного суд первой инстанции верно признал обоснованной позицию ответчика и третьего лица, что на момент подачи заявки о предоставлении субсидии (17.08.2020), рассмотрения заявки на комиссии Министерства (27.08.2020), заключения соглашения о предоставлении субсидии (08.09.2020) Правила действовали в редакции постановления Правительства Ульяновской области от 07.07.2020 N 349-П.
Доказательств вынужденного подписания обществом соглашения о предоставлении субсидии от 08.09.2020 под давлением сотрудников Министерства, на что ссылается заявитель, суду первой инстанции не представлено.
Постановления Правительства Ульяновской области от 07.07.2020 N 349-П, от 09.09.2020 N 507-П в установленном порядке не оспорены, недействующими не признаны.
При этом проекты указанных постановлений были размещены на официальном сайте губернатора и Правительства Ульяновской области, находились в открытом доступе, в связи с чем довод заявителя о том, что воспользовавшись неведением директора ООО "Лес" о грядущем внесении изменений в условия предоставления субсидий и безысходностью состояния общества ввиду отсутствия финансовых доходов от основной деятельности, директору общества навязали подписание соглашения от 08.09.2020, суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельным.
Соглашение N 88 от 08.09.2020 о предоставлении субсидии подписано директором ООО "Лес" и исполнено, 13.01.2021 заявителем в Министерство представлен отчет о достижении результата предоставления субсидий по состоянию на 01.01.2021.
Кроме того, указанными Правилами был установлен порядок предоставления субсидий в 2020 году, согласно пункту 3 постановления Правительства Ульяновской области от 07.07.2020 N 349-П финансовое обеспечение расходного обязательства, установленного настоящим постановлением, осуществлялось за счет средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на 2020 год.
Согласно пункту 3 Правил субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете Ульяновской области на 2020 год, и лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий, доведенных до Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области как получателя средств областного бюджета Ульяновской области.
Согласно пояснениям Министерства в 2020 году лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий освоены в пределах выделенных денежных средств из резервного фонда, больше лимитов не выделялось, поэтому некоторым заявителям было отказано в предоставлении субсидий из-за отсутствия лимитов в соответствии с пунктом 8 Правил, согласно которому основаниями для принятия уполномоченным органом решения об отказе в предоставлении субсидий являются отсутствие или недостаточность лимитов бюджетных обязательств, доведенных до уполномоченного органа как получателя средств областного бюджета Ульяновской области на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил. Данное положение введено постановлением Правительства Ульяновской области от 09.09.2020 N 507-П.
Судом первой инстанции установлено, что субсидии предоставлялись обществу по основаниям, предусмотренным бюджетным законодательством - на основании правового акта муниципального образования о предоставлении субсидии, в пределах выделенного на эти цели бюджетного финансирования.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 09.09.2020 N 507-П (на которое ссылается заявитель) введено правовое основание отказа в предоставлении субсидий в связи с отсутствием или недостаточностью лимитов.
Довод заявителя о необходимости истребования и оценки судом доказательств наличия лимитов для предоставления субсидий, сведений о конкретных получателях и суммах предоставленных им субсидий судом первой инстанции обоснованно отклонен, так как находится вне компетенции арбитражного суда первой инстанции, рассматривающего дело в рамках главы 24 АПК РФ по конкретным обстоятельствам спора.
При таких обстоятельствах, основанных на доказательствах, оцененных судом в совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Доводы апелляционной жалобы ООО "Лес" полностью повторяют доводы, приводившиеся в суде первой инстанции и, по сути, являются изложением позиции заявителя по делу. Между тем, доводы ООО "Лес" рассмотрены судом и получили надлежащую оценку на основе анализа относящихся к нему материалов и обстоятельств дела, отраженного в обжалуемом судебном акте.
Проанализировав нормативно-правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере в совокупности с установленными по делу фактическими обстоятельствами, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Поскольку заявителем апелляционной жалобы ошибочно оплачена государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в размере 1500 рублей, она подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30 декабря 2021 года по делу N А72-12760/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Лес" из федерального бюджета ошибочно уплаченную государственную пошлину по платежному поручению от 28 января 2022 года N 56 в размере 1500 руб.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
В.А. Корастелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-12760/2021
Истец: ООО Лес
Ответчик: ПРАВИТЕЛЬСТВО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ