г. Санкт-Петербург |
|
18 апреля 2022 г. |
Дело N А56-56576/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Савиной Е.В.,
судей Мельниковой Н.А., Слоневской А.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Апхудовым А.А.,
при участии:
- от истца: Скворцов Ю.В. (доверенность от 10.01.2022)
- от ответчика: не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-42549/2021) акционерного общества "Газпром Теплоэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.11.2021 по делу N А56-56576/2021, принятое
по иску акционерного общества "Газпром Теплоэнерго" к обществу с ограниченной ответственностью "Лужский объединенный расчетный центр"
о возложении обязанности
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Газпром теплоэнерго" (далее - АО "Газпром теплоэнерго") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Лужский объединенный расчетный центр" (далее ООО "ЛОРЦ") о возложении обязанности на ответчика в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу предоставить истцу актуальную на дату вступления в законную силу решения суда информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, на бумажном носителе за подписью единоличного исполнительного органа управляющей организации и на электроном носителе, а именно: полные фамилию, имя, отчество (при наличии отчества), дату и место рождения, реквизиты документы, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО "ЛОРЦ", реквизиты документов и (или) их копии (при их наличии), подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО "ЛОРЦ" и расположенных по адресам: - город Луга, проспект Володарского, дом 14, дом 35, корпус 1, дом 35, корпус 2; - город Луга, улица Дмитриева, дома 70а, 72, 74; - город Луга, улица Красной Артиллерии, дом 30; - город Луга, проспект Комсомольский, дома 36, 38; - город Луга, улица Нарвская, дом 16.
Решением суда от 13.11.2021 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель сослался на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, полагает, что управляющие организации в отношении многоквартирных домов, перешедших к ресурсоснабжающей организации (далее - РСО) на прямые договоры (независимо от даты перехода), содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг, обязаны представить РСО персональные данные собственников и пользователей помещений в таких домах, предусмотренные Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Управляющие организации (ТСЖ, ЖСК) в отношении многоквартирных домов, перешедших к РСО на прямые договоры (независимо от даты перехода), содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг, обязаны представить РСО персональные данные собственников и пользователей помещений в таких домах, предусмотренные Правилами N 354.
25.03.2022 от ответчика поступил отзыв с возражениями на доводы жалобы.
Поступившие документы приобщены к материалам дела.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, ходатайствует об отложении рассмотрения жалобы, а представитель ответчика доводы жалобы отклонил и просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Дополнения к апелляционной жалобе истца не приобщены к материалам дела, поскольку представлены с нарушением требований части 2 статьи 262, части 3 статьи 65 АПК РФ. Документы заблаговременно надлежащим образом не раскрыты перед лицами, участвующими в споре, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении ходатайств по части 5 статьи 159 АПК РФ.
В удовлетворении ходатайства истца следует отказать ввиду отсутствия оснований для отложения рассмотрения дела, предусмотренных статьей 158 АПК РФ, поскольку отложение судебного разбирательства приведет к необоснованному затягиванию рассмотрения спора.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, в зоне теплоснабжения истца расположены многоквартирные дома по следующим адресам: - город Луга, проспект Володарского, дом 14, дом 35, корпус 1, дом 35, корпус 2; - город Луга, улица Дмитриева, дома 70а, 72, 74; - город Луга, улица Красной Артиллерии, дом 30; - город Луга, проспект Комсомольский, дома 36, 38; - город Луга, улица Нарвская, дом 16. Вышеуказанные многоквартирные дома находятся в управлении ответчика.
Общим собранием собственников помещений МКД принято решение о переходе на прямые договоры с АО "Газпром теплоэнерго", что подтверждается следующим: - город Луга, проспект Володарского, дом 14 - протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений N 1 от 09.10.2018; - город Луга, проспект Володарского, дом 35, корпус 1 - протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений N 1 от 08.06.2018; - город Луга, проспект Володарского, дом 35, корпус 2 - протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений N 1 от 28.05.2018; - город Луга, улица Дмитриева, дом 70а - протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений N 1 от 13.12.2018; - город Луга, улица Дмитриева, дом 72 - протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений N 1 от 13.12.2018; - город Луга, улица Дмитриева, дом 74 - протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений N 1 от 03.12.2018; - город Луга, улица Красной Артиллерии, дом 30 - протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений N 1 от 13.12.2018; - город Луга, проспект Комсомольский, дом 36 - протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений N 1 от 23.11.2018; - город Луга, проспект Комсомольский, дом 38 - протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений N 1 от 30.11.2018; - город Луга, улица Нарвская, дом 16 - протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений N 1 от 30.08.2018.
Таким образом, МКД находятся на прямых договорах с каждым собственником и пользователем жилых помещений в МКД.
Истец оказывает услуги по горячему водоснабжению и отоплению.
Ответчик отказался в добровольном порядке предоставить истцу необходимые персональные данные собственников помещений МКД в полном объеме, что и явилось основанием для обращения в суд с данным иском.
Суд первой инстанции, установив, что собственники помещений в МКД по вышеуказанным адресам перешли на прямые договоры ресурсоснабжения с истцом до вступления в силу изменений в Правила N 354, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 897, отказал в удовлетворении требований.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, всесторонне исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, верно оценил в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применил нормы материального, процессуального права и сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 ЖК РФ).
Управляющая организация, выбранная в качестве таковой в соответствии с подпункта 3 пункта 2 статьи 161 ЖК РФ и в силу закона являющаяся исполнителем коммунальных услуг, обязана приобретать коммунальные ресурсы для предоставления их собственникам помещений в жилом доме и на общедомовые нужды, а следовательно, признается абонентом по договору с ресурсоснабжающей организацией. При этом права и обязанности по такому договору возникают у управляющей организации.
Пунктом 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), предусмотрено, что под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу подпунктов "б", "ж" пункта 4 указанных Правил управление многоквартирным домом обеспечивается выполнение следующих стандартов:
- сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде и (или) на бумажных носителях с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных;
- организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг, в том числе путем начисления обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформления платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме; ведения претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 11 статьи 161 ЖК РФ управляющая организация обязана предоставлять ресурсоснабжающей организации информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме, в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ.
Частью 1 указанной статьи 157.2 ЖК РФ к таким случаям отнесены ситуации: 1) принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (о заключении прямых договоров ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организации); 2) прекращения по инициативе ресурсоснабжающей организации договора ресурсоснабжения, заключенного с управляющей организацией (по основаниям части 2 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации); 3) наличия между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией прямого договора ресурсоснабжения на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирном доме.
В целях реализации указанного правового механизма постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 897 пункт 6 Правил N 354 дополнен, в том числе абзацами седьмым, восьмым, девятым в части указания перечня информации, необходимой для начисления платы за коммунальные услуги. Действующий в настоящее время порядок предоставления сведений о собственниках жилых помещений в многоквартирном доме (включая конкретный состав документированной информации, подлежащей истребованию) следует применять и к ранее сложившимся (до принятия постановления Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 897) отношениям, в которых ресурсоснабжающая организация приобрела статус исполнителя коммунальной услуги, а с ним - право получения от управляющей организации необходимых сведений.
Согласно абзацу 7 пункта 6 Правил N 354 управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" пункта 17 настоящих Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги соответствующего вида ресурсоснабжающими организациями в указанных случаях. Такие сведения должны включать в себя: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо.
Содержание приведенных норм права в их системной связи определенно указывает на обязанность управляющей организации по сбору документированной информации, необходимой для организации корректных и своевременных расчетов за оказываемые собственникам помещений в МКД коммунальные услуги, а также по передаче такой информации ресурсоснабжающей организации в случаях и порядке, предусмотренных законом.
При этом предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ.
Вместе с тем, согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении N 309-ЭС20-20782 от 01.02.2021, является правомерным отказ в удовлетворении требования РСО о предоставлении управляющей организацией затребованной РСО информации о собственниках жилых помещений в МКД в случае, если МКД перешла на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией до вступления в силу изменений в Правила N 354, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 897.
В рассматриваемом случае собственники помещений в спорных МКД перешли на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией на поставку ресурса с 30.03.2019, то есть до вступления в силу изменений в Правила N 354, что подтверждается протоколами собраний.
По смыслу законодательного регулирования, объем полномочий ресурсоснабжающей организации по получению информации от управляющей компании, предусмотренных частью 11 статьи 161 ЖК РФ и пунктом 6 Правил N 354, ограничен ее функциями как исполнителя коммунальных услуг и не может быть обусловлен иными целями, в частности, необходимостью максимальной идентификации потребителя в случае судебного взыскания задолженности. При этом ресурсоснабжающая организация имеет те же правовые и организационно-управленческие полномочия по сбору изложенных персонифицированных сведений, что и управляющая организация, ввиду чего при равенстве возможностей получения истребуемой информации возложение такой обязанности исключительно на ответчика недопустимо.
Кроме того, апелляционный суд принимает во внимание, что ответчик все имеющиеся у него сведения о собственниках жилых и нежилых помещений в соответствии с запросами истца передавал, в представленных документах имеются данные о ФИО собственников, количестве проживающих, о датах рождения граждан.
В данном случае доказательств, которые бы подтверждали наличие объективных препятствий в реализации права АО "Газпром теплоэнерго" на взыскание задолженности с физических лиц в нарушение положений статьи 65 АПК РФ истцом не представлено.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.11.2021 по делу N А56-56576/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Савина |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-56576/2021
Истец: АО "ГАЗПРОМ ТЕПЛОЭНЕРГО"
Ответчик: ООО "Лужский Объединенный расчетный центр"