г. Челябинск |
|
18 апреля 2022 г. |
Дело N А07-12084/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поздняковой Е.А.,
судей Кожевниковой А.Г., Румянцева А.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Мякишевой О.Е., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Юсупова Рифата Фанилевича на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.01.2022 по делу N А07-12084/2021.
В заседании принял участие представитель:
Межрайонная ИФНС России N 39 по РБ - Цурканова Ирина Александровна (паспорт, доверенность от 14.12.2021, сроком до 31.12.2022).
На рассмотрение Арбитражного суда Республики Башкортостан поступило заявление Юсупова Рифата Фанилевича (далее - Юсупов Р.Ф.) о признании незаконным решения регистрирующего органа о государственной регистрации ликвидации юридического лица.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Стройгарант" (ОГРН: 1180280075139, ИНН: 0272911585), Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы N 39 по Республике Башкортостан.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Проскурин Дмитрий Алексеевич, Григорьев Станислав Юрьевич.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.01.2022 в удовлетворении исковых требований Юсупова Р.Ф. о признании незаконным и отмене, принятого Межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы N 39 по Республике Башкортостан, решения о государственной регистрации прекращения юридического лица ГРН 2210200065425 от 27.01.2021 ООО "Стройгарант" отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции от 12.01.2022, Юсупов Р.Ф. (далее - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил определение отменить.
В обосновании доводов жалобы апеллянт указывает на то, что решением о государственной регистрации прекращения юридического лица ГРН 2210200065425 от 27.01.2021 нарушает права заявителя на исполнение вступивших в законную силу судебных актов и восстановления его нарушенных прав путем осуществления взыскания задолженности с ООО "Стройгарант".
На основании внесённой в ЕГРЮЛ записи о недостоверности, 12.10.2020 регистрирующим органом принято решение N 9452 о предстоящем исключении ООО "Стройгарант" из ЕГРЮЛ. Данное решение опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" от 14.10.2020 N 41.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела существу, сведения, указанные в протоколе N 06-75/001 допроса свидетеля Григорьева СЮ. были опровергнуты. Информация, содержащиеся в вышеназванном протоколе была получены регистрирующим органом в виду добросовестного заблуждения Григорьева СЮ. в ходе допроса и введении его в заблуждение. Вместе с тем, судом не была дана надлежащая оценка этим обстоятельствам. Более того, сам факт участия Григорьева СЮ. в процессе опровергает его "неучастие" в финансово-хозяйственной деятельности юридического лица.
Факт наличия задолженности, возникшей у ООО "Стройгарант" перед Юсуповым РФ. на основании заключенных договоров подряда, подтверждается вступившими в законную силу 16.03.2021 г. вышеназванными судебными приказами, т.е. судебными актами, вступившими в законную силу после исключении ООО "Стройгарант" из ЕГРЮЛ. Вместе с тем судом первой инстанции сделан ошибочный вывод о бездействии Юсупова РФ. Истец Юсупов РФ., в целях защиты своих прав, и взыскания задолженности предпринят все предусмотренные действующим законодательством РФ действия направленные на взыскание суммы задолженности. .
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2022 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 12.04.2022.
До начала судебного заседания от Межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы N 39 по Республике Башкортостан поступил отзыв на апелляционную жалобу (рег. N 17320), который в порядке статьи 262 АПК РФ, приобщен судом к материалам дела.
В судебном заседании представитель Межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы N 39 по Республике Башкортостан возражал против доводов апелляционной жалобы. Просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены посредством размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ дело рассматривалось судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 27.01.2021 Межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы N 39 по Республике Башкортостан в отношении ООО "Стройгарант" (ОГРН 1180280075139, ИНН 0272911585) в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении юридического лица (исключение из ЕГРЮЛ юридического лица в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности) - ГРН 2210200065425 от 27.01.2021 г.
Заявитель Юсупов Р.Ф. является кредитором ликвидированного общества, что подтверждается вступившими в законную силу судебными приказами о взыскании задолженности: судебный приказ от 07.12.2020 г. производство N 2-852/373/2020, судебный приказ от 07.12.2020 г. производство N 2-853/373/2020, судебный приказ от 07.12.2020 г. производство N 2-854/373/2020, судебный приказ от 07.12.2020 г. производство N 2-855/373/2020 (дата выдачи 16.03.2021 г.).
Указанные судебные приказы к принудительному исполнению не предъявлялись, задолженность на дату настоящего производства не взыскана.
Таким образом, по мнению заявителя, решением о государственной регистрации прекращения юридического лица ГРН 2210200065425 от 27.01.2021 г. нарушены права заявителя на исполнение вступивших в законную силу судебных актов и восстановления его нарушенных прав путем осуществления взыскания задолженности с ООО "Стройгарант".
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя с настоящим иском в суд.
Исследовав обстоятельства дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, в связи с государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Согласно статье 1 названного Закона под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу подпунктов "д" и "л" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об учредителях (участниках) юридического лица в отношении обществ с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования; фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений (пункт 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ).
Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (пункт 1 статьи 11 Закона N 129-ФЗ).
В соответствии со статьей 4 Закона N 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие, соответственно, сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров.
Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ) информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной; государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации.
Одним из принципов правового регулирования технологий и информации является принцип достоверности информации (статья 3 Закона N 149-ФЗ).
В пункте 2 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам.
Таким образом, необходимым условием проведения государственной регистрации является не только представление полного перечня документов, но и достоверность заявленной информации, подлежащей внесению в ЕГРЮЛ.
Документы, не отвечающие признакам достоверности, не могут являться основанием для внесения соответствующей записи в единый государственный реестр.
Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Как установлено пунктом 4.2 статьи 9 Закона о регистрации, проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:
а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
г) проведения осмотра объектов недвижимости;
д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона о регистрации мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4.3 статьи 9 Закона о регистрации).
Приказом Федеральной налоговой службы России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ (далее - Приказ N 72) утверждены основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц (зарегистрировано в Минюсте России 20.05.2016 N 42195).
Исходя из положений Приказа N 72, обязанность по установлению достоверности сведений ЕГРЮЛ возложена как на регистрирующие, так и на территориальные налоговые органы.
При этом мероприятия по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, могут проводиться в отношении документов и сведений, имеющихся у территориальных органов ФНС России, полученных, в том числе, при осуществлении полномочий в установленной сфере деятельности ФНС России.
Согласно пункту 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 Закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица, уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном Законом о регистрации, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений о юридическом лице.
Пунктом 18 Оснований и Порядка предусмотрено, что в случае если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в указанном реестре сведений, предусмотренных подпунктами "в", "д", "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ, регистрирующий орган в порядке, установленном пунктом 6 статьи 11 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ, направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица, уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений. В случае непредставления юридическим лицом таких сведений в срок, установленный пунктом 6 статьи 11 указанного Федерального закона, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице
ООО "Стройгарант" зарегистрировано в ЕГРЮЛ 13.12.2018. Адресом места нахождения юридического лица указан следующий адрес: ул. Мусоргского, д. 15, кв. 18, г. Уфа, 450024.
Лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица ООО "Стройгарант" с 18.11.2019 является Проскурин Дмитрий Алексеевич.
Единственным участником общества является Григорьев Станислав Юрьевич.
15.07.2019 в адрес регистрирующего органа от Межрайонной ИФНС России N 30 по Республике Башкортостан поступил протокол N 06-75/001 допроса свидетеля, из которого следует, что Григорьев С.Ю. руководителем и учредителем ООО "Стройгарант" не является, отношения к финансовохозяйственной деятельности данного юридического лица не имеет, фактическое руководство деятельностью указанного юридического лица не осуществлял, доверенность на право управления обществом не выдавал, налоговую бухгалтерскую отчетность не подписывал и не представлял в налоговые органы, в банковские учреждения, с целью открытия расчетных счетов не обращался, расчетными счетами не управлял.
На основании вышеуказанной информации, регистрирующим органом в адрес юридического лица ООО "Стройгарант", руководителя и учредителя направлены уведомления (22.10.2019 N 148, 14.10.2020 N -963) о необходимости представления достоверных сведений о руководителе и учредителе ООО "Стройгарант" в течение тридцати дней с момента направления настоящего уведомления.
В связи с непредставлением юридическим лицом ООО "Стройгарант" таких сведений в срок, установленный пунктом 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ, регистрирующим органом 25.11.2019 и 18.11.2020 в ЕГРЮЛ внесены записи ГРН N 2190280431350 N 6190280062384 о недостоверности сведений в отношении учредителя и руководителя ООО "Стройгарант".
Таким образом, процедура внесения записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице соблюдена.
Учитывая вышеизложенное, доводы о нарушении инспекцией порядка, установленного п. 6 ст. 11 Закона N 129-ФЗ, подлежат отклонению.
Судом первой инстанции правомерно отмечено, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.), за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (пункт 2 статьи 51 ГК РФ).
Учитывая открытость данной информации и отсутствие обязанности регистрирующего органа информировать заинтересованных лиц иным способом об исключении юридического лица, заявитель и иные заинтересованные лица вправе были самостоятельно отслеживать информацию об обществе и принимаемых налоговой инспекцией решениях о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ, представлять возражения в соответствии со статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ. Данный вывод содержит определение Конституционного Суда РФ от 26.05.2016 N 1033-0; постановление Арбитражного суда Московского округа от 03.08.2017 N Ф05-11012/2017 по делу N А40-236471/2016
Истец указывает на наличие судебных приказов от 07.12.2020 производство N 2-852/373/2020, N 2-853/373/2020, N 2-854/373/2020, N 2-855/373/2020 о взыскании задолженности с ООО "СТРОИГАРАНТ". Указанные судебные приказы к принудительному исполнению не предъявлялись, задолженность на дату настоящего производства не взыскана.
Факты наличия задолженности, возникшей у ООО "СТРОЙГАРАНТ" перед Юсуповым Р.Ф. на основании заключенных договоров подряда, а также в период рассмотрения мировым судьей судебного участка N 373 Таганского района г. Москвы заявлений Юсупова Р.Ф. о вынесении судебных приказов на взыскание с должника 000 "СТРОЙГАРАНТ" задолженностей по оплате по договору подряда N 17 от 03.07.2020, должны были явиться достаточным основанием для направления Юсуповым Р.Ф. заявления в регистрирующий орган в установленном порядке и срок, в целях недопущения принятия решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, как недействующего.
Однако, такое заявление Юсуповым Р.Ф. подано не было. Доказательств нарушения оспариваемыми действиями регистрирующего органа прав и законных интересов заявителя, при наличии факта бездействия самого заявителя, не представлено.
Наличие у юридического лица денежной задолженности по обязательствам не свидетельствует об осуществлении обществом хозяйственной деятельности и само по себе не является препятствием для применения процедуры исключения юридического лица из реестра при наличии оснований, перечисленных в статье 21.1 Закона N 129-ФЗ.
Истцом не представлено доказательств того, что установленный законом (Закон N 129-ФЗ) порядок регистрации исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ был нарушен, и что действия инспекции, с учетом гарантий кредитора исключенной организации (предусмотренных ГК РФ), нарушают права истца.
Оснований для признания оспариваемого решения недействительным не имеется.
Заявителем апелляционной жалобы не приведены убедительные доводы, основанные на доказательственной базе, которые могли бы повлечь отмену судебного акта.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и оснований для его отмены в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.01.2022 по делу N А07-12084/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Юсупова Рифата Фанилевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Позднякова |
Судьи |
А.Г. Кожевникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-12084/2021
Истец: Юсупов Р Ф
Ответчик: Межрайонная ИФНС N39 по РБ
Третье лицо: Григорьев Станислав Юрьевич, конкурсный управляющий Свистунов Антон Юрьевич, ОО "АММААТ", ООО "Уралэкспертоценка", ООО "ЭВОК", Проскурин Дмитрий Алексеевич, Межрайонная ИФНС N39 по РБ, ООО "СТРОЙГАРАНТ"