г. Владимир |
|
15 апреля 2022 г. |
Дело N А11-9927/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.04.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 15.04.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Арефино" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 25.02.2022 по делу N А11-9927/2021,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Арефино" (ИНН 3313005362, ОГРН 1043300600342) о признании незаконным и отмене постановления Контрольно-ревизионной инспекции Владимирской области от 02.08.2021 N 52-КРИ-06-01.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Арефино" - Климов В.В. по доверенности от 10.01.2022 сроком действия до 30.06.2022.
Контрольно-ревизионная инспекция Владимирской области, извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечила.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Арефино", Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании заявления общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Арефино" (далее - Общество) от 19.02.2020 между Департаментом сельского хозяйства и продовольствия администрации Владимирской области (далее - Департамент) и Обществом заключено соглашение от 04.03.2020 N 247/20 о предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) и Порядком предоставления субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным отраслям растениеводства и животноводства в рамках государственной программы развития агропромышленного комплекса Владимирской области, утвержденным постановлением Департамента от 14.02.2020 N 3, субсидии на возмещение части затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг по направлению "Оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства" в сумме 301,765 тыс. руб.
В соответствии с платежным поручением от 12.03.2020 N 804160 субсидия в сумме 301,765 тыс. руб. перечислена Департаментом в адрес Общества.
На основании приказа Департамента от 04.08.2020 N 156 должностным лицом Департамента проведена проверка целевого использования субсидии, предоставленной Обществом по направлению "Оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства".
В ходе проверки установлено, что Обществом при обращении с заявлением о предоставлении субсидии в Департамент указана недостоверная информация о соответствии посевных качеств использованных семян ГОСТу Р 52325-2005, а именно: в Справке заявлены яровая пшеница сорта "Дарья" и яровой ячмень сорта "Владимир; согласно принятым хозяйством к учету протоколам испытаний от 27.02.2019 N N 58/69, 60, выданным Вязниковским районным отделом филиала ФГБУ "Россельхозцентр" по Владимирской области, сорта использованных Обществом культур рядовые, наименования сортов не указаны, семена предназначены на товарные цели.
Результаты проверки оформлены в акте от 19.08.2020, в соответствии с которым Департаментом установлено, что посевные качества использованных семян не соответствовали заявленным, средства областного бюджета в сумме 296,59 тыс. руб. использованы Обществом с нарушением условий предоставления субсидии.
Возврат средств в сумме 296,59 тыс. руб. произведен Обществом платежным поручением от 26.01.2021 N 14.
На основании приказа Контрольно-ревизионной инспекции Владимирской области (далее - Инспекция, административный орган) от 25.05.2021 N 1 главным специалистом-экспертом Инспекции по поручению Губернатора Владимирской области в период с 26.05.2021 по 18.06.2021 (с перерывом с 08.06.2021 по 09.06.2021) проведена проверка фактов, изложенных в обращении муниципального казенного учреждения "Административный центр Гороховецкого района", за период с 01.01.2019 по 26.05.2021.
Результаты проверки оформлены актом от 18.06.2021, которым установлен факт нецелевого использования бюджетных средств в сумме 296,59 тыс. руб.
Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), должностное лицо административного органа 16.07.2021 составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении.
По итогам рассмотрения материалов дела административным органом 02.08.2021 вынесено постановление N 52-КРИ-06-01 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 14 829 руб. 50 коп.
Общество обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления 02.08.2021 N 52-КРИ-06-01.
Решением от 25.02.2022 Арбитражный суд Владимирской области постановление от 02.08.2021 N 52-КРИ-06-01 отменил в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило изменить мотивировочную часть решения, признав обоснованными доводы Общества, свидетельствующие о незаконности оспариваемого постановления и отсутствии состава правонарушения.
Заявитель апелляционной жалобы утверждает, что в нарушение требований части 6 статьи 28.2 КоАП РФ копия протокола об административном правонарушении не была вручена законному представителю Общества.
Общество настаивает на том, что в нарушение принципа правовой определенности в протоколе по делу об административном правонарушении не указано, какие именно противоправные действия из предусмотренных правовой нормой (из двух составов) вменяются Обществу.
Общество считает, что отсутствуют правовые основания для привлечения Общества к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ, поскольку расходование бюджетных денежных средств осуществлено в полном соответствии с заключенным соглашением от 04.03.2020 N 246/20.
Кроме того, Общество отмечает, что истекли сроки давности привлечения к административной ответственности (2 года), поскольку субсидируемые расходы были осуществлены Обществом в 1 полугодии 2019 года в рамках посевной компании 2019 года.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Инспекция отзыв на апелляционную жалобу в суд не представила.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Статьей 15.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
В соответствии со статьей 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Как следует из подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ к числу бюджетных полномочий получателя бюджетных средств отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований. Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.
Согласно части 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств позволяет гарантировать направление бюджетных средств на покрытие именно тех расходов, которые были общественно значимыми при утверждении соответствующих бюджетов.
Статьей 78 БК РФ установлено, что юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета предоставляются субсидии на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Предоставление субсидий юридическим лицам, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям в рамках Государственной программы развития агропромышленного комплекса Владимирской области в 2020 году регламентировалось Порядком предоставления субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным отраслям растениеводства и животноводства в рамках государственной программы развития агропромышленного комплекса Владимирской области, утвержденным постановлением Департамента от 14.02.2020 N 3 (далее - Порядок N 3).
Порядком N 3 определены, в том числе, направления предоставления государственной поддержки; условия предоставлений субсидий, перечни документов, предоставляемых юридическими и физическими лицами и индивидуальным предпринимателями для получения субсидий, сроки предоставления документов; меры ответственности за нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидий.
Согласно пункту 2 части 3 раздела 5 Порядка N 3 субсидии предоставляются при условии, что на посев при проведении агротехнологических работ использовались семена сельскохозяйственных культур, сорта или гибриды которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию по 3 региону допуска, а также при условии, что сортовые и посевные качества таких семян соответствуют ГОСТ Р 52325-2005, ГОСТ Р 58472-2019, для овощных культур ГОСТ Р 32592-2013, ГОСТ 30106-94, для картофеля ГОСТ 33996-2016.
Предоставление субсидий из областного бюджета в 2020 году осуществлялось Департаментом по соглашениям, заключенным с сельхозтоваропроизводителями, в том числе по направлению "Оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства" на основании принятых Департаментом решений о рассмотрении заявлений и документов, предоставленных хозяйствами в соответствии с перечнем, утвержденным Порядком N 3.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в том числе, наличие (отсутствие) события и состава административного правонарушения.
Данные обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.
Доказательства по делу об административном правонарушении согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ - это любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, Обществом в адрес Департамента было подано заявление от 19.02.2020 о предоставлении субсидии по направлению "Оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства".
В заявлении Общество просило предоставить субсидию в соответствии с Порядком N 3, приложив документы в соответствии с перечнем, определенным Порядком N 3, в том числе Справку об использовании семян сельскохозяйственных культур, сорта или гибрида F1 которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию по 3 региону допуска, и сортовые и посевные качества таких семян соответствуют ГОСТ Р 52325-2005, ГОСТ Р 58472-2019, для овощных культур ГОСТ Р 32592-2013, ГОСТ 30106-94, для картофеля ГОСТ 33996-2016 с информацией об использовании на посев семян яровых зерновых культур: пшеницы сорта "Сударыня" (на площадь 7 га), пшеницы сорта "Дарья" (на площадь 331 га) и ячменя сорта "Владимир" (на площадь 70 га), качество которых соответствует ГОСТу Р 52325-2005.
Между Департаментом и Обществом заключено соглашение от 04.03.2020 N 247/20 о предоставлении в соответствии с БК РФ и Порядком N 3 субсидии на возмещение части затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг по направлению "Оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства" в сумме 301,765 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 3.1.2 соглашения от 04.03.2020 N 247/20 субсидия выделяется при представлении Обществом в Департамент заявления с приложением документов, подтверждающих факт произведенных Обществом части затрат, на возмещение которых предоставляется субсидия, и иных документов, в соответствии с Порядком N 3.
Согласно пункту 4.1.6 соглашения от 04.03.2020 N 247/20 Департаментом в числе прочих приняты обязательства по осуществлению контроля за соблюдением Обществом порядка, целей и условий предоставления субсидии, установленных Порядком N 3 и Соглашением, в том числе в части достоверности представляемых Обществом в соответствии с соглашением сведений, путем проведения плановых и (или) внеплановых проверок.
Пунктом 4.3.1 соглашения от 04.03.2020 N 247/20 предусмотрено, что Общество обязуется представлять в Департамент документы, установленные пунктом 3.1.2 названного соглашения, то есть в соответствии с Порядком N 3.
Департаментом платежным поручением от 12.03.2020 N 804160 Обществу перечислена субсидия в сумме 301,765 тыс. руб.
В ходе проверки Департаментом установлено, что Обществом предоставлена в Департамент недостоверная информация о соответствии посевных качеств использованных семян ГОСТу Р 52325-2005, а именно: в Справке заявлены яровая пшеница сорта "Дарья" и яровой ячмень сорта "Владимир, тогда как согласно принятым Обществом к учету протоколам испытаний от 27.02.2019 N 58/69, N60, выданным Вязниковским районным отделом филиала ФГБУ "Россельхозцентр" по Владимирской области, сорта перечисленных выше культур рядовые, наименования сортов не указаны, семена предназначены на товарные цели.
Департамент пришёл к выводу, что посевные качества использованных семян не соответствовали заявленным, средства областного бюджета в сумме 296,59 тыс. руб. использованы Обществом с нарушением условий предоставления субсидии.
Между тем, как следует из протоколов испытаний от 27.02.2019 N 58/69, N60, качество семян по всхожести соответствует требованиям ГОСТ Р 52325-2005 категории репродукционные семена на товарные цели. При этом, сортовые качества семян не являлись предметом испытаний. Иного из протоколов испытаний от 27.02.2019 N 58/69, N60 не усматривается.
Посевные качества семян - совокупность признаков, характеризующих пригодность семян для посева (посадки) (статья 1 Федерального закона от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве").
В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве" репродукционными семенами являются семена сельскохозяйственных растений последующих после элитных семян (семян элиты) поколений.
Таким образом, материалами дела не подтверждено, что посевные качества использованных Обществом семян не соответствовали требованиям ГОСТ Р 52325-2005. Указанными протоколами испытаний подтверждена репродукционная категория семян.
Относительно подтверждения сортовых качеств семян Департаментом в ходе проверки какие-либо документы у Общества не запрашивались, в том числе документальное подтверждение апробации посевов (результатов обследования сортовых посевов в целях определения их сортовой чистоты или сортовой типичности растений, засоренности сортовых посевов, поражения болезнями и повреждения вредителями растений).
Из текста протокола об административном правонарушении от 16.07.2021, оспоренного Инспекции постановления не усматривается, что административным органом выявлено не соответствие сортовых качеств семян, использованных Обществом, требованиям ГОСТ Р 52325-2005.
При таких обстоятельствах следует признать, что событие и состав вмененного Обществу правонарушения, выразившегося в нецелевом использовании бюджетных средств, административным органом не доказан.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, не соответствует материалам дела.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения материалов административного дела Общество извещалось надлежащим образом (т. 1, л.д. 45-46, т.2, л.д. 54-55).
Вопреки доводам Общества копия протокола об административном правонарушении была вручена представителю Общества, о чем имеется соответствующая отметка в протоколе (т. 1, л.д. 42).
Вместе с тем, в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Поскольку судом первой инстанции деяние Общества признано малозначительным, ошибочность вывода суда первой инстанции относительно наличия в действиях Общества состава вмененного правонарушения не повлекла принятие неправильного судебного акта, в этой связи оснований для отмены судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Уплата государственной пошлины по данной категории дел законом не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 25.02.2022 по делу N А11-9927/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Арефино" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-9927/2021
Истец: ООО "АГРОФИРМА "АРЕФИНО"
Ответчик: КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
28.08.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4972/2023
24.05.2023 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2150/2022
15.04.2022 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2150/2022
25.02.2022 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-9927/2021