город Томск |
|
19 апреля 2022 г. |
Дело N А45-13667/2021 |
Резолютивная часть определения объявлена 19 апреля 2022 года.
В полном объеме определение изготовлено 19 апреля 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Сорокиной Е.А., |
Судей |
|
Афанасьевой Е.В., Смеречинской Я.А., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Семененко И.Г., рассмотрев апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области (07АП-2669/2022) на решение от 16.02.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-13667/2021, по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области (ИНН 5406558540), Новосибирская область, р.п. Колывань к обществу с ограниченной ответственностью "Техноснаб" (ИНН 5406371904), г. Новосибирск о взыскании задолженности по договору аренды лесного участка N65/08 от 10.11.2008 в размере 325 941 рубля, пени за период с 08.07.2020 по 22.04.2021 в размере 6 763 рублей 86 копеек,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области
при участии в судебном заседании представителя апеллянта Гаффарова А.С. (доверенность от 01.01.2022, паспорт, диплом), представителя общества с ограниченной ответственностью "Техноснаб" Пупатенко Г.Г. (доверенность от 28.10.2020, паспорт, диплом), -
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области (далее по тексту - истец, Министерство) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Техноснаб" (далее - ответчик, ООО "Техноснаб") о взыскании задолженности по договору аренды лесного участка N 65/08 от 10.11.2008 в размере 325 941 рубля за период со 2 квартала 2020 года по 1 квартал 2021 года, пени за период с 08.07.2020 по 22.04.2021 в размере 6 763 рублей 86 копеек, указывая, что ответчиком ненадлежащим образом исполняются обязательства по внесению арендной платы.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 16.02.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, указывая, что земельный участок, являющийся объектом спорных отношений выбыл из земель лесного фонда незаконно без согласования с истцом, являющимся уполномоченным органов в данных отношениях, что установлено вступившим в законную силу судебным актом. Дополнительное соглашение, на основании которого производилась оплата, было подписано ответчиком с органом, неуполномоченным на его подписание, о чем ответчик был извещен. Апеллянт обращает внимание суда на различный порядок расчета за пользование землями разных категорий, а также полагает недопустимым получение платы за землю неуполномоченным на то органом.
В соответствии с представленным в порядке статьи 262 АПК РФ отзывом ответчик полагает решение суда законным и обоснованным, полагая доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В представленным в суд отзыве третье лицо указывает на правомерность совершенных действий по заключению дополнительного соглашения.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 10.11.2008 между Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области (далее - Арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Техноснаб" (далее - Арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 65/08 (далее - Договор).
Постановлением Губернатора Новосибирской области от 05.10.2009 N 415 "О создании департамента лесного хозяйства Новосибирской области, передаче отдельных полномочий, возложенных на департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области", с 01.01.2010 создан департамент лесного хозяйства Новосибирской области, который является правопреемником прав и обязанностей департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области в отношении заключенных договоров аренды лесных участков, лесных участков, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, и других прав и обязанностей при осуществлении переданных отдельных полномочий в сфере лесных отношений.
Постановлением Губернатора Новосибирской области от 12.09.2017 N 169 "О внесении изменений в структуру исполнительных органов государственной власти Новосибирской области" департамент лесного хозяйства Новосибирской области переименован в министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области (далее - министерство) и реорганизован путем присоединения к нему департамента по охране животного мира Новосибирской области и департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области.
Министерство является правопреемником департамента лесного хозяйства Новосибирской области, департамента по охране животного мира Новосибирской области, департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области, в том числе в отношении прав и обязанностей, возникших в связи с предоставлением лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, по заключенным договорам аренды лесных участков, о предоставлении лесных участков в безвозмездное пользование и других прав и обязанностей при осуществлении отдельных переданных Российской Федерацией полномочий в сфере лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно приказу Рослесхоза от 30.12.2020 N 1205 министерству передаются полномочия Российской Федерации в области лесных отношений - администраторов доходов федерального бюджета, а также доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. В соответствии с пунктами 1.1-1.2 Договора Арендатор принял в аренду лесной участок из земель лесного фонда площадью 6,8 га. Местоположение переданного лесного участка: Новосибирская область, Ордынский район, Ордынское лесничество, Ордынский лесохозяйственный участок N 1, квартал 18, выделы 16, 20, 21.
Согласно пункту 1.4 Договора лесные участки передавались для использования в целях осуществления рекреационной деятельности.
В соответствии с пунктом 2.1 Договора размер арендной платы на 2008 год составляет 152 796 рублей.
Арендная плата вносится ежеквартально в срок не позднее 5 банковских дней после окончания текущего квартала (пункт 2.4 Договора).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3.4 Договора арендатор обязан вносить арендную плату в установленные договором сроки.
Согласно пункту 4.2 Договора в случае неуплаты платежей в установленный срок арендатор выплачивает арендодателю пеню в размере 1/300 ставки рефинансирования, установленной Центральным Банком РФ за каждый день просрочки от суммы задолженности.
18.03.2021 истцом в адрес ответчика была направлена претензия с уведомлением об образовании задолженности по арендной плате за период со второго квартала 2020 по первый квартал 2021 (4 квартала) в размере 232 815 рублей и начислении пени за период просрочки в размере 93 126 рублей, с требованием об оплате задолженности по Договору аренды, пени.
В ответ на поступившую претензию, ответчик сослался на то, что у него отсутствуют правовые основания об оплате задолженности в адрес истца, поскольку Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области не является собственником земельного участка в силу земельного законодательства.
Полагая, что ответчик нарушает условия договора, а также требования земельного и лесного законодательства, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском, в ходе рассмотрения которого суд установил, что между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области и обществом с ограниченной ответственностью "Техноснаб" заключено дополнительное соглашение от 18.05.2020 к договору аренды от 10.11.2008 (далее - Соглашение) в целях приведения в соответствие с действующим земельным и гражданским законодательством Российской Федерации существующего арендного правоотношения по договору аренды от 10.11.2008 N 65/08, зарегистрированного в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области 23.03.2021 года, номер регистрации 54:20:030701:1615-54/169/2021-3, не прерывая его действия, внесены в него следующие изменения путем признания всех пунктов договора утратившими свою силу и изложения новых пунктов договора в иной редакции.
Так согласно пункту 1.1 Соглашения Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду из земель населенных пунктов земельный участок (далее - Участок) с кадастровым номером 54:20:030701:16165, общей площадью 68 000 кв.м., местоположение: Новосибирская область, Ордынский район, с/с Новошарапский, разрешенное использование: для культурно-оздоровительных целей.
На земельном участке имеется: нежилое здание: корпус семейного отдыха, площадь 187,5 кв.м, кадастровый номер: 54:20:030701:2032; нежилое здание: корпус семейного отдыха, площадь 187,5 кв.м, кадастровый номер: 54:20:030701:2024; нежилое здание: корпус семейного отдыха, площадь 83,4 кв.м, кадастровый номер: 54:20:030701:2031; нежилое здание: корпус семейного отдыха, площадь 179,1 кв.м, кадастровый номер: 54:20:030701:2026; нежилое здание: хозяйственный блок, площадь 40,3 кв.м, кадастровый номер: 54:20:030701:2028; нежилое здание: лечебнооздоровительный корпус, площадь 47,1 кв.м, кадастровый номер: 54:20:030701:2033.
В соответствии с пунктом 2.1. Соглашения Договор вступает в силу с момента его государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Новосибирской области и действует по 30.11.2055.
Соглашение зарегистрировано в установленном законом порядке в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области.
Согласно пункту 3.2 Соглашения ежемесячная арендная плата в размере по договору аренды земельных участков подлежит направлению в федеральный бюджет на счет Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области.
Арендная плата составляет 258 103 рубля 21 копейка в год, 21 508 рублей 60 копеек в месяц.
Кроме того, судом установлено, что согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 54:20:030701:1615 имеет категорию земель - земли населенных пунктов, которая находится в государственной федеральной собственности.
При этом определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 01.06.2021 N 88-7942/2021 установлено, что вне зависимости от дополнительного соглашения, категория арендуемого земельного участка как земель лесного фонда не менялась; распоряжением Агентства лесного хозяйства по Новосибирской области N 33-р от 25.09.2006 из нелесных земель был переведен только участок площадью 0,9 га, а в ЕГРН внесены сведения в отношении земельного участка с кадастровым номером 54:20:030701:1615, площадью 6,8 га, то есть в отношении всего участка, который предоставлялся в аренду в качестве участка лесного фонда.
Как установлено судом, заключение главы администрации Новошарапского с/с N 102 от 06.04.2009 г., 9 А45-13667/2021 которым участок с кадастровым номером 54:20:030701:1615 был включен в земли населенных пунктов издано в обход законодательного порядка, закона N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2017 года N 178 "Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации".
В соответствии с заключением эксперта филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Запсиблеспроект" от 14.08.2020 земельный участок с КН 54:20:030701:1615 по признакам, предусмотренным Лесным кодексом РФ фактически и материалам лесоустройства с момента его предоставления, образования и до настоящего времени является землями лесного фона.
Документы, подтверждающие исключение земельного участка с КН 54:20:030701:1615 из земель лесного фонда, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства РФ ни одной из сторон предоставлены не были.
Поскольку категория земель земельного участка с КН 54:20:030701:1615 был включен в границы населенного пункта д. Новый Шарап на основании Генерального плана д. Новый Шарап, который подлежал обязательному согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства, порядок перевода категории земель из одной категории в другую может считаться соблюденным, только при подтверждении факта проведения указанной процедуры.
Принимая судебный акт, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что арендодатели и правомочный и неправомочный представляют в спорных правоотношениях Российскую Федерацию, ввиду чего уплаченная ответчиком арендная плата поступила в доход федерального бюджета и основания для её повторного взыскания отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для опровержения указанного выводы.
Действительно, в силу пункта 1 части 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочия в области лесных отношений по предоставлению лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.
В соответствии с пунктом 1 Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Новосибирской области, утвержденному постановлением Правительства Новосибирской области от 03.10.2017 N 383-п (далее - Положение) министерство является областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, осуществляющим государственное управление и нормативное правовое регулирование в сфере рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений при использовании водных объектов и осуществлении природоохранных мероприятий, в сфере лесных отношений, в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов, охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Новосибирской области в пределах установленных федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области полномочий.
Согласно подпункту 93 пункта 8 Положения министерство осуществляет заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности и в собственности Новосибирской области, в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 82, 83 Лесного кодекса РФ.
Однако следует признать, что в данном случае полномочия участника арендных отношений и, соответственно, арендодателя принадлежит Российской Федерации, которая выступает в гражданских отношениях в лице своих уполномоченных органов.
Субъектом материально-правовых отношений, связанных с предоставлением в аренду лесных участков публичной собственности (равно как и участков иного предназначения), является само публично-правовое образование - Российская Федерация, от имени и в интересах которого действуют специально уполномоченные органы государственной власти (пункт 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из обстоятельств дела следует, что денежные средства от ответчика поступили в бюджет данного образования, соответствующим образом пополнив его, следовательно, довод о различном порядке исчисления платы за земельные участки различной категории имел бы правовое значение при доказанности того, что денежные средства за аренду федерального имущества поступили в размере меньшем, чем поступили бы при надлежащем порядке расчета.
Однако судом установлено, что исковые требования предъявлены о взыскании арендной платы за 4 квартала (с апреля 2020 по март 2021) в размере 232 815 рублей, то есть 19 401 рубль 25 копеек в месяц, тогда как на основании представленных в материалы дела платежных поручений ответчиком в федеральный бюджет арендная плата оплачивалась по ставке 21 600 руб. в месяц, в связи с чем оснований для взыскания с ответчика указанной платы повторно не имеется.
При этом в случае установления факта нарушений ответчиком правил использования земельного участка, приведших к негативным последствиям для последнего истец не лишен возможности для защиты своих интересов в порядке, предусмотренном действующим законодательством, что однако не является основанием для взыскания с ответчика в пользу Российской Федерации арендной платы, поскольку данное обязательство ответчиком своевременно и в полном объеме исполнено.
В соответствии с изложенным суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам, правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы права, подлежащие применению.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 16.02.2022 по делу N А45-13667/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Е.А. Сорокина |
Судьи |
Е.В.Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-13667/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ТЕХНОСНАБ"
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд, Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области