город Омск |
|
19 апреля 2022 г. |
Дело N А70-22937/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2681/2022) Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.02.2022 по делу N А70-22937/2021 (судья Сидорова О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Реском-Тюмень" (ОГРН 1037200589250, ИНН 7203133626, адрес: 625016, город Тюмень, улица Николая Федорова, дом 9) к Северо-Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1027200853316, ИНН 7202022112, адрес: 625003, город Тюмень, улица Хохрякова, дом 10) об оспаривании предписания об устранении выявленных нарушений от 27.09.2021 N РП322-44-рш-П,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Реском-Тюмень" (далее - заявитель, общество, ООО "Реском-Тюмень") обратилось с заявлением к Северо-Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - заинтересованное лицо, Северо-Уральское управление Ростехнадзора, Управление) о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений от 27.09.2021 N РП-322-44-рш-П.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 16.02.2022 по делу N А70-22937/2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Северо-Уральское управление Ростехнадзора обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы её заявитель указал, что предписание от 27.09.2021 N РП-322-44-рш-П не является действующим, снято с контроля, что подтверждается письмом Управления от 22.12.2021 N 322-29767 и актом от 22.12.2021 о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия, вынесенным по результатам рассмотрения Управлением жалобы общества в ходе обязательного досудебного порядка обжалования.
В представленном суду отзыве на апелляционную жалобу ООО "Реском-Тюмень" просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, от Управления поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что между муниципальным казенным учреждением "Комитет по управлению капитальным строительством" (заказчик) и обществом (подрядчик) заключен муниципальный контракт от 22.12.2014 N 25/14, согласно которому общество приняло на себя обязательства выполнить своим иждивением подрядные работы по реконструкции объекта: Аэропортовый комплекс, взлетно-посадочная полоса с ограждением в с. Красноселькуп.
По результатам выездной проверки обществу было выдано предписание от 18.11.2019 N 5709/032-19/С со сроком исполнения 18.05.2020.
В период с 14.09.2021 по 27.09.2021 в отношении общества была проведена документарная проверка, по результатам которой было вынесено предписание об устранении выявленных нарушений требований проектной документации, на основании которой осуществляется реконструкция объекта, от 27.09.2021 N РП-322-44-рш-П со сроком исполнения 26.11.2021.
Считая предписание от 27.09.2021 N РП-322-44-рш-П неисполнимым, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
16.02.2022 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Согласно части 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц (часть 3 статьи 52 ГрК РФ).
В соответствии с частью 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
В соответствии с частью 2 статьи 54 ГрК РФ предметом государственного строительного надзора является проверка: 1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; 2) наличия разрешения на строительство; 3) выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 настоящего Кодекса.
Государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте предусмотрено осуществление государственного строительного надзора (часть 4 статьи 54 ГрК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" утверждено Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации (далее - Положение N 54).
В силу пункта 5 данного Положения государственный строительный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного строительного надзора, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора.
На основании части 6 статьи 54 ГрК РФ по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.
Пунктом 14 Положения N 54 также предусмотрена выдача предписания по результатам проведенной проверки заказчику, застройщику или подрядчику в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения.
Из приведенных норм следует, что выдаваемое уполномоченным органом государственного строительного надзора на основании акта проверки предписание должно содержать сведения о фактах нарушений со ссылками на нормативные правовые акты и технические регламенты, устанавливать конкретные сроки устранения нарушений, а также четко указывать лицо, в обязанности которого входит исполнение предписания.
Статьей 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" определены меры, принимаемые должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки.
Согласно пункту 1 части 1 данной статьи в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Поскольку предписание - это обязательный для исполнения документ установленной формы, составленный и направленный (врученный) от имени уполномоченного по контролю органа конкретному лицу и содержащий требования об обязательном выполнении всех пунктов выданного предписания лицом, допустившим нарушения законодательства, в установленный в нем срок и сообщения об этом контролирующему органу, арбитражный суд при рассмотрении дела о его оспаривании должен установить обеспечено ли при вынесении предписания контролирующим органом соблюдение норм действующего законодательства, а также законных интересов нарушителя или иных лиц, не превышая разумно необходимые меры воздействия на них. Таким образом, предписание должно быть законным, четко сформулированным, понятным и реально исполнимым.
Предписание как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
При этом требования, изложенные в предписании, не могут быть взаимоисключающими, должны быть реально исполнимы, предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения со ссылками на нормы права, содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами. Оно не должно носить признаки формального выполнения требований.
Таким образом, поскольку требования предписания должны быть определенными, исполнимыми и конкретными, то под исполнимостью предписания соответственно следует понимать наличие реальной возможности у лица, получившего предписание, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Неисполнимость оспариваемого предписания является самостоятельным основанием для признания его недействительным.
Как указывалось выше, реконструкция объекта: Аэропортовый комплекс, взлетно-посадочная полоса с ограждением в с. Красноселькуп, осуществлялась обществом на основании муниципального контракта от 22.12.2014 N 25/14, заключенного с муниципальным казенным учреждением "Комитет по управлению капитальным строительством".
В материалы дела обществом представлено соглашение от 30.12.2020 о расторжении муниципального контракта от 22.12.2014 N 25/14, согласно пункту 3 которого действие контракта прекращается с даты подписания соглашения.
Таким образом, по состоянию на дату вынесения оспариваемого предписания (27.09.2021) действие муниципального контракта было прекращено (с 30.12.2020).
Указанное обстоятельство свидетельствует о невозможности выполнения обществом требований, содержащихся в оспариваемом предписании, ввиду прекращения действия муниципального контракта от 22.12.2014 N 25/14.
Доводы Управления о том, что предписание от 27.09.2021 N РП-322-44-рш-П не является действующим, снято с контроля, в связи с чем необходимо прекратить производство по настоящему делу, отклоняются судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
Согласно пункту 18 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным.
Определением Арбитражного суда Тюменской области о назначении дела к судебному разбирательству от 18.01.2022 Управлению было предложено предоставить материалы проверки в полном объеме (материалы проверки представлены частично); письменно пояснить, отменено ли предписание об устранении выявленных нарушений от 27.09.2021 N РП-322-44-рш-П, каким актом подтверждается отмена предписания.
Вместе с тем, ссылаясь в письме от 22.12.2021 N 322-29767 на принятие решения об отмене решения контрольного (надзорного) органа полностью, самого названного решения об отмене оспариваемого предписания Северо-Уральское управление Ростехнадзора не представило, вследствие чего суд апелляционной инстанции лишён возможности оценить его содержание, в том числе на предмет оснований отмены оспариваемого ненормативного правового акта, в связи с чем не усматривает возможности сделать вывод о том, что нарушенные права общества восстановлены в результате таковой отмены в полном объеме.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы в порядке статьи 110 АПК РФ не распределяются, так как податель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.02.2022 по делу N А70-22937/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-22937/2021
Истец: ООО "Реском - Тюмень"
Ответчик: СЕВЕРО-УРАЛЬСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
Третье лицо: Муниципальное казенное учреждение "Комитет по управлению капитальным строительством"