г. Челябинск |
|
18 апреля 2022 г. |
Дело N А47-3891/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ширяевой Е.В.,
судей Баканова В.В., Лукьяновой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кисловым А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования Красногвардейский район Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.01.2022 по делу N А47-3891/2021.
Некоммерческая организация "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" (далее - истец, Фонд МЖКХ Оренбургской области) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к Администрации муниципального образования Пушкинский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области (далее - ответчик, Администрация Пушкинского сельсовета) к Администрации муниципального образования Красногвардейского района Оренбургской области (далее - соответчик, Администрация Красногвардейского района Оренбургской области, податель апелляционной жалобы) о взыскании 8 680 руб. 93 коп. задолженности по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества (л.д. 4-5).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 25.01.2022 исковые требования Фонда МЖКХ Оренбургской области удовлетворены частично, с Администрации Красногвардейского района Оренбургской области взыскано в пользу истца 5 467 руб. 43 коп. задолженности по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества, 261 руб. 60 коп. пени, 1 320 руб. расходов по оплате государственной пошлины. В удовлетворении оставшейся части исковых требований к Администрации Красногвардейского района Оренбургской области отказано. В удовлетворении исковых требований к Администрации Пушкинского сельсовета отказано (л.д. 105-110).
Не согласившись с принятым решением, Администрация Красногвардейского района Оренбургской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что помещение, расположенное по адресу: Оренбургская область. Красногвардейский район, поселок Пушкинский, улица Парковая, дом 12, квартира 7, не входит в муниципальную собственность муниципального образования Красногвардейский район Оренбургской области в порядке разграничения государственной собственности.
Отмечает, что данный жилой объект, согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации является бесхозяйным, на основании чего с Администрации Красногвардейского района Оренбургской области не могут быть взысканы денежные средства за уплату ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества.
От Фонда МЖКХ Оренбургской области 15.03.2022 (вх. N 13106) поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просил отклонить изложенные в ней доводы, полагая их несостоятельными. Отзыв приобщен к материалам дела в порядке, предусмотренном статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От Администрации Красногвардейского района Оренбургской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о месте и времени его проведения и рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фонд МЖКХ Оренбургской области является специализированной организацией (региональный оператор), обеспечивающей своевременное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, созданной в организационно-правовой форме фонда в соответствии со статьями 167 и 178 Жилищного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Оренбургской области от 03.07.2012 N 562-п О создании некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области".
Для реализации норм федерального законодательства и установления обязательств, определенных в Жилищным кодексом Российской Федерации на территории Оренбургской области принят закон от 12.09.2013 N 1762/539-V-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области", которым на собственников помещений многоквартирных домов возложена обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт.
Во исполнение Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Оренбургской области от 30.12.2013 N 1263-пп утверждена региональная программа "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области, в 2014 - 2043".
На собственников помещений многоквартирных домов Жилищным Кодексом Российской Федерации возложена обязанность по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (пункт 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 30.12.2013 N 1267-п, от 24.11.2016 N 889-п, от 30.12.2019 N 1042-пп "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области" установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области, на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику данного помещения.
Расчет задолженности должника производится по формуле: количество квадратных метров * коэффициент (с учетом периода и этажности) = Общая задолженность.
Формирование платежных документов, печать и доставку их до собственников от имени регионального оператора, в соответствии с заключенным договором от 31.12.2015 N 2 производится АО "Система Город".
Несвоевременная оплата взносов на капитальный ремонт создает препятствия по выполнению договорных обязательств с подрядными организациями.
Как отмечает истец, собственником помещений не исполняется обязанность по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества, в связи с чем, образовалось задолженность по помещению, общей площадью 39, 8 кв.м., расположенному по адресу: Оренбургская область, Красногвардейский район, поселок Пушкинский, улица Парковая, дом 12, квартира 7, за период с 01.10.2014 по 01.11.2020 в размере 8 680 руб. 93 коп.
Задолженность подтверждается приложенными выписками по счету АО "Система "Город" (обороты по лицевому счёту) (л.д. 15-18).
Истец обратился к Администрации Пушкинского сельсовета с претензией от 26.01.2021 об оплате долга, однако последним оплата задолженности в добровольном порядке не произведена, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим требованием.
Оценив представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных исковых требований с Администрации Красногвардейского района Оренбургской области.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, основанием обращения в суд настоящими исковыми требованиями послужило ненадлежащее исполнение ответчиком обязанностей по оплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества возложена на собственника данного имущества.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Несвоевременная оплата взносов на капитальный ремонт создает препятствия по выполнению договорных обязательств с подрядными организациями.
Как установлено статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно аналогичной норме, изложенной в части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Таким образом, собственник нежилого помещения, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Согласно частям 1, 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
Частями 1, 3 статьи 171 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Несение собственником бремени расходов по содержанию общего имущества закон связывает не с фактом владения или пользования общим имуществом, а с размером доли собственника в общем имуществе.
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме (пункт 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" жилищный кодекс Российской Федерации дополнен разделом IX "Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах".
На основании Жилищного кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Оренбургской области от 03.03.2012 N 562пп "О создании некоммерческой организации "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области" создан региональный оператор - некоммерческая организация "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области".
Для реализации норм федерального законодательства и установления обязательств, установленных в Жилищном кодексе Российской Федерации на территории Оренбургской области принят закон от 12.09.2013 N 1762/539-V-03 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области" (далее - Закон), а также постановлением Правительства Оренбургской области от 30 декабря 2013 N 1263-пп утверждена региональная программа "Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области, в 2014 - 2043 годах" (далее - региональная программа).
Согласно постановлениям Правительства Оренбургской области от 30.12.2013 N 1267-п, от 24.11.2016 N 889-п "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области" установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области, на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику данного помещения.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, сведения о правообладателе спорного объекта отсутствуют.
Судом первой инстанции установлено, что спорный объект введен в эксплуатацию в 1985 (л.д. 93).
Согласно пункту 2 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N3020-1) объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 приложения 3 к Постановлению N 3020-1 жилищный фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов отнесен к объектам муниципальной собственности.
Поскольку закон Оренбургской области от 15.01.2007 N 915/201-IV-O3 "Об утверждении перечня имущества муниципальной собственности Красногвардейского района, передаваемого в собственность вновь образованных поселений, находящихся на территории Красногвардейского района" (принят постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 14.12.2006 N 915) не содержит сведений о передаче спорного объекта администрации муниципального образования Пушкинский сельсовет Красногвардейского района Оренбургской области, а также согласно выписки из ЕГРН отсутствуют сведения о правообладателе спорного объекта, то руководствуясь положениями Постановления N3020-1, следует исходить из презумпции муниципальной собственности.
Таким образом, учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что именно на Администрации муниципального образования Красногвардейского района Оренбургской области лежит обязанность по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества, соответственно надлежащим ответчиком по делу является Администрация Красногвардейского района Оренбургской области.
Ссылка апеллянта на то, что помещение, расположенное по адресу: Оренбургская область. Красногвардейский район, поселок Пушкинский, улица Парковая, дом 12, квартира 7, не входит в муниципальную собственность муниципального образования Красногвардейский район Оренбургской области в порядке разграничения государственной собственности, признается судом апелляционной инстанции несостоятельной на основании вышеизложенного.
Рассматривая вопрос о пропуске срока исковой давности по взысканию задолженности, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что срок исковой давности для взыскания платы за капитальный ремонту общего имущества в многоквартирном доме до 01.03.2018 истцом пропущен, на основании чего, исковые требования о взыскании долга подлежат удовлетворению в части, а именно за период с 01.03.2018 по 01.11.2020, исходя из представленного истцом расчета цены иска.
Оснований для переоценки выводом суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены судом апелляционной инстанции не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения, относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.01.2022 по делу N А47-3891/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования Красногвардейский район Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Ширяева |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-3891/2021
Истец: НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ФОНД МОДЕРНИЗАЦИИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Пушкинский сельсовет" Красногвардейского района Оренбургской области
Третье лицо: Администрация муниципального образования Красногвардейского р-на Оренбургской области, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд