г. Томск |
|
21 февраля 2024 г. |
Дело N А67-8774/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Зайцевой О.О., при ведении протокола судебного заседания без использования средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Волковой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Регион-Эксперт" (N 07АП-523/2024) на определение от 29.12.2023 Арбитражного суда Томской области по делу NА67-8774/2023 (судья Сулимская Ю.М.), по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Налад" (634508, Томская область, Томский рн, д Кисловка, ул. Промышленная, 5а, офис 1, ОГРН 1077014002955, ИНН 7014048037) к судебному приставу-исполнителю Отделения судебных приставов по Томскому району Онскулю Алексею Владимировичу (634049, г. Томск, ул. Иркутский тракт, 17), Управлению Федеральной службы судебных приставов по Томской области (634006, г. Томск, ул. Пушкина, 65, ОГРН 1047000304801, ИНН 7017107820), о признании незаконным постановления от 18.09.2023,
с привлечением в качестве заинтересованных лиц: ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "БИЗНЕС-НОВАЦИЯ" (625000, РОССИЯ, ТЮМЕНСКАЯ ОБЛ., ГОРОД ТЮМЕНЬ Г.О., ТЮМЕНЬ Г., ТЮМЕНЬ Г., ПЕРВОМАЙСКАЯ УЛ., Д. 44, К. 2, ОФИС 1, ОГРН: 1145958075196, ИНН: 5902004010), Селезневой Ольги Анатольевны (634508, Томская обл., Томский район, д. Кисловка), общества с ограниченной ответственностью "Визори" (634009, Томская обл., г. Томск, ул. Войкова, 84а, 10, ОГРН: 1137017006807, ИНН: 7017327712), общества с ограниченной ответственностью "Промресурс" (634050, Томская обл., г. Томск, ул. Лермонтова, 41, стр. 2, помещение 1005, ОГРН: 1077017000675, ИНН: 7017169255), общества с ограниченной ответственностью "Регион-Эксперт" (634508, Томская область, Томский микрорайон, Заречное С.П., д.Кисловка, ул.Мира, д.2, кв.31, ОГРН 1147017015870, ИНН: 7017359182)
- без участия сторон (извещены),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Налад" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением (уточненным) к судебному приставу - исполнителю Отделения судебных приставов по Томскому району Онскулю Алексею Владимировичу, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Томской области о признании незаконным постановления о принятии результатов оценки от 18.09.2023 г. Определением арбитражного суда от 29.11.2023 привлечены к участию в деле: в качестве заинтересованных лиц: Селезнева Ольга Анатольевна, ООО "Бизнес-Новация", общество с ограниченной ответственностью "Визори", общество с ограниченной ответственностью "Промресурс", общество с ограниченной ответственностью "Регион-Эксперт".
Определением от 29.12.2023 Арбитражный суд Томской области передал дело N А67-8774/2023 в Томский областной суд.
ООО "Регион-Эксперт" не согласилось с определением суда первой инстанции и обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение и разрешить вопрос по существу.
ООО "Регион-Эксперт" указывает в своей жалобе на то, что является взыскателем по сводному исполнительному производству, возбужденному в отношении ООО "Налад". Задолженность ООО "Налад" возникла перед ООО "Регион-Эксперт" на основании решения Арбитражного суда Томской области от 28.12.2022 по делу N А67-9725/200, в связи с этим, полагает, что заявление ООО "Налад" о признании незаконным постановления судебного пристава - исполнителя о принятии результатов оценки от 18.09.2023 должно рассматриваться в арбитражном суде.
Отзывы на апелляционные жалобы в материалы дела не поступили.
В соответствии с частью 5 статьи 39, абзацем вторым части 2 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы рассматривается судьей единолично без вызова сторон.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 и частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла данных процессуальных норм и системного анализа положений главы 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при решении вопроса об отнесении дел к компетенции арбитражных судов должны в совокупности учитываться два критерия: по субъекту спора и по характеру спора, который должен быть связан с предпринимательской или иной экономической деятельностью. При отсутствии любого из них дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.
Таким образом, определяющим моментом отнесения того или иного дела к подведомственности арбитражный судов является субъективный состав, предмет спора, экономический характер требования.
В силу части 1 статьи 128 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее по тексту - Закон об исполнительном производстве) постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 указанной статьи заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в случаях: исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом; исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, указанных в пунктах 5 и 6 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в соответствии с частью 6 статьи 30 настоящего Федерального закона, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью; в иных случаях, установленных арбитражно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
В случаях, не указанных в части 2 статьи 128 названного Закона, заявление подается в суд общей юрисдикции (часть 3 статьи 128 Закона об исполнительном производстве).
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пунктах 1, 2 Информационного письма от 21.06.2004 N 77 "Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов" разъяснил, что организации и граждане, осуществляющие предпринимательскую и иную экономическую деятельность, могут оспаривать в арбитражном суде действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, осуществляемые им при исполнении судебных актов арбитражных судов, исполнительных документов иных органов, за исключением судебных актов судов общей юрисдикции.
Если в сводном исполнительном производстве объединены исполнительные производства по исполнению исполнительного листа суда общей юрисдикции и исполнительного листа арбитражного суда, заявления об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя, связанных с исполнением указанных исполнительных документов, рассматриваются судом общей юрисдикции.
В пунктах 3, 4, 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" также разъяснено, что требования, связанные с исполнением исполнительных документов и подлежащие рассмотрению в порядке искового производства, относятся к компетенции судов общей юрисдикции исходя из правил статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и арбитражных судов, в том числе Суда по интеллектуальным правам - в соответствии со статьями 27, 28, 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 3).
Если в рамках сводного исполнительного производства наряду с исполнительными документами арбитражных судов исполняются исполнительные документы, выданные судами общей юрисдикции, и/или исполнительные документы несудебных органов, проверка законности которых относится к компетенции судов общей юрисдикции, то заявления об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, связанных с осуществлением сводного исполнительного производства в целом, разрешаются судом общей юрисдикции.
Вопросы, связанные с исполнением исполнительных документов, указанных в части 2 статьи 128 Закона об исполнительном производстве, не затрагивающие сводное исполнительное производство в целом и не касающиеся проверки законности постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, относящихся к исполнению данного исполнительного документа, разрешаются арбитражным судом (например, о правопреемстве взыскателя в исполнительном производстве, возбужденном по исполнительному листу, выданному арбитражным судом, - статья 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; об отсрочке (рассрочке) исполнения - статья 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и т.п.).
Арбитражным судом также подлежит рассмотрению заявление об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, если оно принято к производству арбитражного суда до объединения исполнительных производств в сводное исполнительное производство, в котором также исполняются исполнительные листы, выданные судами общей юрисдикции, и/или исполнительные документы несудебных органов, проверка законности которых относится к компетенции судов общей юрисдикции (п. 4).
Вопросы, отнесенные к компетенции суда, выдавшего исполнительный документ (например, выдача дубликата исполнительного листа, разъяснение исполнительного документа, правопреемство и т.д.), подлежат разрешению этим же судом также в случае изменения в дальнейшем его юрисдикции. В иных случаях, в том числе при разделении юрисдикции суда, принявшего исполняемый судебный акт, между несколькими судами подсудность при рассмотрении вопросов исполнительного производства определяется исходя из подсудности требований, по которым был принят такой судебный акт и выдан исполнительный лист (пункт 7).
Названное согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики N 3 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016 (вопрос N 4 раздела Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике"), согласно которой по общему правилу, исходя из содержания части 2 статьи 27, пункта 2 части 1 статьи 29 и части 1 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если вынесенные в отношении организации акты органов государственной власти, иных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов, затрагивают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то такие акты подлежат оспариванию в арбитражном суде.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, на основе анализа вышеуказанных норм статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частей 2, 3 статьи 128 Закона N 229-ФЗ разъяснено (Вопрос 3), что основными критериями разграничения предметной компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов по требованию о признании незаконными действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя является не только субъектный состав или экономический характер спора, но и то, каким судом (общей юрисдикции или арбитражным) выдан исполнительный документ либо, в том числе в каком суде (общей юрисдикции или арбитражном), возможно оспорить несудебный исполнительный документ.
Как следует из материалов дела, 24.11.2022 судебный пристав-исполнитель постановлением N 70005/22658354 объединил исполнительные производства в отношении общества с ограниченной ответственностью "Налад" в сводное исполнительное производство N 104441/22/70005-СД по должнику.
Как следует из материалов дела, оспариваемое в рамках настоящего дела постановление вынесено в рамках исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного листа N ФС 042189013 от 20.07.2022, выданного Томским районным судом по делу N 2-83/2022, входящего в состав сводного исполнительного производства N 104441/22/70005-СД.
Таким образом, требование заявителя, связанное с осуществлением сводного исполнительного производства в целом, должно рассматриваться судом общей юрисдикции.
Следовательно, вопреки позиции Общества, вопросы, подлежащие выяснению в ходе рассмотрения заявления по настоящему делу об оспаривании постановления от 18.09.2023 о принятии результатов оценки затрагивают сводное исполнительное производство в целом.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы процессуального права и разъяснения высших судебных инстанций, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что настоящий спор относится к компетенции суда общей юрисдикции.
Доказательств обращения в суд общей юрисдикции с вышеуказанными требованиями и отказа суда общей юрисдикции в принятии заявления, Общество не представило.
В силу части 4 статьи 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении дела в арбитражном суде выяснилось, что оно подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции, арбитражный суд передает дело в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа того же субъекта Российской Федерации для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене определения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм процессуального права.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба на определение о передаче дела по подсудности государственной пошлиной не облагается.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" обжалование в арбитражный суд кассационной инстанции постановлений суда апелляционной инстанции, принятых по результатам рассмотрения жалоб на определение суда первой инстанции о передаче дела по подсудности законом не предусмотрено.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, п. 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение от 29.12.2023 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-8774/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление, выполненное в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Судья |
О.О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-8774/2023
Истец: ООО "Налад"
Ответчик: Судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по Томскому району УФССП по Томской области Онскуль Алексей Владимирович
Третье лицо: Общество с огранитченной ответственностью "Регион-Эксперт", ООО "ВИЗОРИ", ООО "Промресурс", ООО "Бизнес-Новация", Селезнева О. А.
Хронология рассмотрения дела:
21.02.2024 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-523/2024