г. Челябинск |
|
19 апреля 2022 г. |
Дело N А76-35089/2021 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Плаксиной Н.Г., рассмотрел в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, апелляционную жалобу Административной комиссии Златоустовского городского округа Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 07 февраля 2022 года по делу N А76-35089/2021.
Акционерное общество "Железнодорожная торговая компания" (далее - заявитель, АО "ЖТК", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным постановления Административной комиссии Златоустовского городского округа (далее - административный орган, административная комиссия) от 24.08.2021 N 167 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 3 Закона Челябинской области от 27.05.2010 N 584-ЗО "Об административных правонарушениях в Челябинской области" (далее - Закон N 584-ЗО).
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 07.02.2022 (резолютивная часть решения принята 18.01.2022) заявленные требования удовлетворены. Постановление административной комиссии от 24.08.2021 N 167 признано незаконным и отменено.
Не согласившись с вынесенным решением, АО "ЖТК" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что административным органом выяснены все обстоятельства, установленные статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в том числе вина лица, привлеченного к административной ответственности. Виновность лица в совершении административного правонарушения подтверждена материалами дела об административном правонарушении. Учтены обстоятельства, как смягчающие, так и отягчающие административную ответственность. Административным органом учтен характер и незначительный размер ущерба, причиненного административным правонарушением. Требования к постановлению, установленные статьей 29.10 КоАП РФ выполнены. Процедура привлечения лица к административной ответственности также соблюдена.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству суда апелляционной инстанции, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам после истечения срока для предоставления отзыва на апелляционную жалобу - 24.03.2022.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 29.06.2021 административным органом установлено, что общество не соблюдает установленные муниципальными нормативными правовыми актами требования к внешнему виду фасада нежилого здания, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, ул. Им. П.П. Аносова, д. 221 А, выразившееся в непринятии мер по устранению загрязнений, повреждений фасадов, ограждающих конструкций, входных групп (узлов), навесных металлических конструкций, оконных проемов, витрин и вывесок, а также разрушения их отделочного слоя.
По факту выявленного нарушения административным органом составлен протокол от 30.07.2021 N 185 об административном правонарушении по признакам нарушения, предусмотренного частью 2 статьи 3 Закона N 584-ЗО.
Административным органом вынесено постановление от 24.08.2021 N 167 о назначении административного наказания, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 3 Закона N 584-ЗО и назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб. (л.д. 13-14).
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что наличие признаков состава правонарушения в деянии АО "ЖТК" не доказано, его вина не установлена.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
На основании части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение, что не освобождает лицо, оспаривающее решение о привлечении к административной ответственности, от обязанности представлять доказательства в подтверждение своих доводов.
Законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 1.1 КоАП РФ).
К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится в том числе: установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления; организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации; определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 22.1 КоАП РФ; создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации (пункты 1 - 3, 5 части 1 статьи 1.3.1 КоАП РФ).
Административную ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов Челябинской области, муниципальных нормативных правовых актов и полномочия органов государственной власти Челябинской области в данной сфере устанавливает Закон N 584-ЗО (статья 1).
Пунктом 1 части 1 статьи 28 Закона N 584-ЗО установлено, что составлять протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 3 этого Закона, уполномочены должностные лица органа местного самоуправления.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 3 Закона N 584-ЗО, отнесено к подведомственности административных комиссий (часть 3 статьи 32 Закона N 584-ЗО).
Таким образом, протокол составлен, а дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченным органом.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения и вина лица в его совершении.
Частью 2 статьи 3 Закона N 584-ЗО установлена ответственность за несоблюдение установленных муниципальными нормативными правовыми актами требований к внешнему виду фасадов и ограждающих конструкций нежилых зданий, строений и сооружений, не повлекшее нарушения технических регламентов о безопасности нежилых зданий, строений и сооружений, а также экологических, санитарно-эпидемиологических требований, установленных федеральным законодательством, выразившееся в: непринятии мер по устранению загрязнений, повреждений фасадов, ограждающих конструкций, входных групп (узлов), навесных металлических конструкций, оконных проемов, витрин и вывесок, а также разрушения их отделочного слоя; установке дополнительных входных групп (узлов), навесных металлических конструкций, оконных проемов, витрин и вывесок, а также реконструкции (изменении габаритов и конфигураций) и ликвидации существующих входных групп (узлов), навесных металлических конструкций, оконных проемов, витрин и вывесок без согласования с органом местного самоуправления, если такое согласование предусмотрено муниципальным правовым актом.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 3 Закона N 584-ЗО, является порядок соблюдения требований к внешнему виду фасадов и ограждающих конструкций нежилых зданий, строений и сооружений, не повлекшее нарушения технических регламентов о безопасности нежилых зданий, строений и сооружений, а также экологических, санитарно-эпидемиологических требований, установленных федеральным законодательством.
Объективная сторона данного правонарушения выражается, в том числе, в непринятии мер по устранению загрязнений, повреждений фасадов, ограждающих конструкций, входных групп (узлов), навесных металлических конструкций, оконных проемов, витрин и вывесок, а также разрушения их отделочного слоя.
Субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, ответственные за соблюдение требований к внешнему виду фасадов и ограждающих конструкций нежилых зданий, строений и сооружений.
Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области от 06.07.2012 N 30-ЗГО утверждены Правила благоустройства территории Златоустовского городского округа (далее - Правила N 30-ЗГО).
Правила N 30-ЗГО устанавливают единые и обязательные к исполнению требования в сфере благоустройства, к обеспечению доступности городской среды, определяют порядок уборки и содержания городских территорий и объектов благоустройства, перечень работ по благоустройству, их периодичность, порядок участия юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками, пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами и арендаторами зданий (помещений в них), строений и сооружений, объектов благоустройства, в содержании и благоустройстве прилегающих территорий.
Согласно пункту 103 Правил N 30-ЗГО содержание, ремонт и реставрация фасадов зданий, сооружений физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в собственности или на ином вещном праве которых находятся указанные здания, сооружения или их части, осуществляются в целях обеспечения сохранности архитектурного облика Златоустовского городского округа.
Пунктом 104 Правил N 30-ЗГО установлено, что указанные лица обеспечивают своевременное производство работ по реставрации, ремонту и покраске фасадов зданий и их отдельных элементов (балконов, лоджий, водосточных труб и др.), а также поддерживают в чистоте и исправном состоянии расположенные на фасадах адресные таблицы, памятные доски и т.п.
При сдаче объекта в эксплуатацию оформляется паспорт фасада для последующего производства работ по ремонту и покраске в процессе эксплуатации.
Витрины магазинов и офисов, выходящих фасадами на улицы Златоустовского городского округа, должны иметь световое оформление. Режим работы освещения витрин должен соответствовать режиму работы наружного освещения.
Запрещается самовольное переоборудование фасадов зданий и их конструктивных элементов.
В пункте 109-1-1 Правил благоустройства территории Златоустовского городского округа от 04.07.2016 N 43-ЗГО, утвержденных решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области "О внесении изменений в решение Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области от 06.07.2012 N 30-ЗГО "Об утверждении Правил благоустройства территории Златоустовского городского округа" (далее - Правила N 43-ЗГО) предусмотрено, что ремонт фасадов зданий и сооружений, замена или устройство элементов фасада, а также изменение цветового или архитектурного решения осуществляются в соответствии с документацией, направленной в Управление архитектуры и градостроительства Администрации округа (далее - УАиГ). Выработка рекомендаций и заключений по документации при возникновении разногласий осуществляется в соответствии с Положением о Градостроительном совете Златоустовского городского округа.
В подпунктах 1, 2, 3 пункта 109-2 Правил N 43-ЗГО установлены требования к фасадам здания: не должны иметь видимых повреждений строительной части, декоративной отделки и элементов фасада; на фасаде не должны размещаться посторонние надписи и объявления; на фасаде каждого здания должны быть установлены указатели номера здания и наименования улицы, проезда, переулка, площади.
При устройстве и изменении элементов фасада или цветового решения учитывается: соответствие комплексному решению и архитектурному облику; назначение, характер использования помещений; надежность, безопасность элементов и конструкций (подпункты 2, 3, 4 пункта 109-4 Правил N 43-ЗГО).
Расположение элементов фасада, их габариты, характер устройства и внешний вид должны соответствовать архитектурному облику фасада, системе горизонтальных и вертикальных осей, объемно-пространственному решению зданий и сооружений, предусмотренному проектным решением. Не допускается повреждение поверхности откосов, элементов архитектурного оформления проема (пункт 109-4-1 Правил N 43-ЗГО).
Устройство и оборудование окон и витрин осуществляются в соответствии с общими требованиями к устройству и изменению элементов фасада или цветового решения, установленными пунктом 109-4 настоящих Правил (пункт 109-5-1 Правил N 43-ЗГО).
Устройство и оборудование входных групп осуществляются в соответствии с общими требованиями к устройству и изменению элементов фасада или цветового решения, установленными пунктом 109-4 настоящих Правил (пункт 109-6-1 Правил N 43-ЗГО).
Согласно пункту 109-6-4 Правил N 43-ЗГО оформление входных групп должно иметь комплексный характер, единое цветовое решение.
При замене, ремонте, эксплуатации элементов устройства и оборудования входных групп не допускается изменение их характеристик, установленных разработанной документацией. Устройство ступеней, лестниц, крылец, приямков должно обеспечивать удобство и безопасность использования. Характер устройства, материалы, цветовое решение должны соответствовать комплексному решению фасада (пункт 109-6-5 Правил N 43-ЗГО).
При устройстве и оборудовании входных групп должно быть предусмотрено освещение входа согласно требованиям СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение" (пункт 109-6-6 Правил N 43-ЗГО).
Дополнительные элементы и устройства должны содержаться в технически исправном состоянии, без механических повреждений, быть очищены от грязи и мусора (пункт 109-9-3-1 Правил N 43-ЗГО).
В пункте 109-9-3-2 Правил N 43-ЗГО установлены правила размещения: размещение дополнительных элементов и устройств в соответствии с архитектурным обликом фасада; размещение дополнительных элементов и устройств без повреждения отделки и элементов фасада, уничтожения в ходе работ по монтажу и демонтажу исторических фрагментов, декоративного убранства фасадов зданий и сооружений; комплексное решение на фасаде; размещение дополнительных элементов и устройств не должно мешать визуальному восприятию архитектурных объектов.
Согласно пункту 109-9-5 Правил N 43-ЗГО дополнительными элементами информационного характера являются, в том числе:
1) устройство дополнительных элементов информационного характера осуществляются правообладателем организации, информация о которой содержится в данных информационных элементах, в соответствии с общими требованиями к размещению и содержанию дополнительных элементов и устройств на фасаде, установленными пунктом 106-3 настоящих Правил;н
2) на фасаде правообладателем организации может быть установлена только одна вывеска, в том числе в виде комплекса идентичных взаимосвязанных элементов одной конструкции;
3) информационное поле вывесок должно располагаться непосредственно над входом или на части фасада, соответствующей занимаемому заинтересованным лицом помещению, между окнами 1-го и 2-го этажей или над окнами цокольного этажа, на единой горизонтальной оси с другими вывесками в пределах фасада.
В соответствии с пунктом 3 постановления Администрации Златоустовского городского округа от 12.09.2016 N 404-п "Об утверждении требований к внешнему архитектурному облику" (далее - Требования N 404-п) собственники зданий и сооружений, организации, осуществляющие управление многоквартирными домами на основании заключенных с собственниками помещений договоров, обязаны принимать меры по поддержанию в исправном и эстетичном состоянии фасадов и сохранению архитектурно-художественного внешнего вида зданий и сооружений.
Пунктом 4 Требований N 404-п предусмотрено, что с целью осуществления мер, указанных в пункте 3 Требований N 404-п, собственники зданий и сооружений, организации, осуществляющие управление многоквартирными домами на основании заключенных с собственниками помещений договоров, должны:
1) систематически, но не реже одного раза в год, проверять состояние фасадов и их отдельных элементов;
2) систематически, но не реже одного раза в год, проверять прочность креплений архитектурных деталей и облицовки, устойчивость парапетных и балконных ограждений;
3) при осмотре фасадов крупноблочных и крупнопанельных зданий контролировать состояние горизонтальных и вертикальных стыков между панелями и блоками;
4) проводить текущий и капитальный ремонты фасада здания, сооружения, с учетом его фактического состояния с периодичностью в пределах, установленных нормативными документами;
5) проводить окраску фасада здания, сооружения с учетом его фактического состояния с периодичностью в пределах, установленных нормативными документами;
6) производить, при необходимости, поддерживающий ремонт отдельных элементов фасада (цоколей, крылец, ступеней, приямков, входных дверей, ворот, цокольных окон, балконов, лоджий, водосточных труб, водоотводов, подоконных отливов, линейных покрытий отмостки, и т.д.).
В пункте 5 Требований N 404-п установлены требования предъявляемые при окраске фасадов зданий и сооружений:
1) площадь цоколя зданий и сооружений по всему периметру должна иметь единый отделочный материал, цветовой тон и фактуру поверхности;
2) поверхности площадей фасадов зданий от цоколя первого этажа до последнего, поверхности перекрытий арочных проездов зданий и сооружений, визуально просматриваемые с улиц или проспектов, должны полностью иметь единый цветовой тон, фактуру отделочного материала, единую архитектурную стилистику;
3) запрещается окраска фасадов до восстановления разрушенных поверхностей или поврежденных архитектурных деталей;
4) запрещается частичная (фрагментарная) окраска, обвес металлопластиковыми панелями, отделка иным декоративным или строительным материалом поверхностей фасадов зданий, лицевая поверхность которых оштукатурена и окрашена фасадными красками.
Вид и расположение входных групп (входов) определяются архитектурным решением фасада, историко-культурной ценностью здания, назначением, характером использования помещений, техническим состоянием основных несущих конструкций здания (пункт 9 Требований N 404-п).
В подпункте 9 и 13 пункта 12 Требований N 404-п установлены требования, предъявляемые к проектированию, устройству и эксплуатации входных групп (входов), в том числе: запрещается при ремонте и замене дверных заполнений установка глухих металлических полотен металлопластиковых панелей и иных полотен на фасадах зданий, не предусмотренных проектом здания; установка дверных заполнений, не соответствующих архитектурному решению фасада, характеру и цветовому решению других входных групп (входов) на фасаде; различная окраска дверных заполнений, оконных и витринных конструкций в пределах фасада; установка глухих полотен на входных группах (входах), совмещенных с витринами; при замене, ремонте, эксплуатации элементов устройства и оборудования входных групп (входов) не допускается изменение их характеристик, установленных проектной документацией.
Вид и расположение окон и витрин, цветовое решение оконных и витринных конструкций определяются назначением помещений, предусмотренных проектным решением здания, техническим состоянием основных несущих конструкций здания (пункт 14 Требований N 404-п).
Собственники зданий и сооружений, собственники, владельцы помещений, в которых устроены окна и витрины, должны обеспечивать регулярную очистку остекления и элементов оборудования окон и витрин, текущий ремонт окон и витрин (подпункт 23 пункта 16 Требований N 404-п).
Конструкции вывесок и указателей, не содержащих сведения рекламного характера, должны выполняться из качественных современных, технологичных материалов, стойких к атмосферной среде и имеющих длительный срок службы (подпункт 3 пункта 34 Требований N 404-п).
При эксплуатации знаков адресации собственниками зданий и сооружений, организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами на основании заключенных с собственниками помещений договоров, должны быть обеспечены: контроль наличия, технического состояния, своевременной замены знаков (в случае изменения топонимики), установка и замена осветительных приборов, поддержание внешнего вида знаков в надлежащем состоянии и их периодическая очистка, снятие и сохранение знаков в период проведения ремонтных работ на фасадах зданий и сооружений, регулирование условий видимости знаков (пункт 41 Требований N 404-п).
Как установлено судом первой инстанции, из содержания оспариваемого постановления следует, что обществом не соблюдены установленные муниципальными нормативными правовыми актами требования к внешнему виду фасада нежилого здания, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, ул. Им. П.П. Аносова, д. 221 А, выразившееся в непринятии мер по устранению загрязнений, повреждений фасадов, ограждающих конструкций, входных групп (узлов), навесных металлических конструкций, оконных проемов, витрин и вывесок, а также разрушения их отделочного слоя.
Вместе с тем положения статьи 29.10 КоАП РФ, устанавливающие требования к содержанию постановления, предоставляют ряд гарантий защиты прав привлекаемым к ответственности лицам.
В соответствии с частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.
Вопросы, связанные с установлением данных, сбором доказательств, на основании которых устанавливаются событие и виновность лица, привлекаемого к ответственности, должны быть разрешены административным органом до вынесения постановления, что обусловлено статьями 1.5, 1.6, 2.1, 4.1 - 4.3, 24.1, 26.1 - 26.3, 28.2, 29.10 КоАП РФ.
При этом событие, объективная сторона и вина (субъективная сторона) должны быть ясно сформулированы и описаны в постановлении по делу об административном правонарушении.
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения являются обстоятельствами, подлежащими доказыванию по делу об административном правонарушении.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу пункта 10.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", по общему правилу сбор доказательств осуществляется в рамках дела о привлечении к административной ответственности: по правилам главы 26 КоАП РФ в рамках производства по делу об административном правонарушении административный орган осуществляет сбор доказательств для установления обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела; равным образом право представлять доказательства (а также, в числе прочего, знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, заявлять ходатайства) частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ дано лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В силу статьи 26.11 КоАП РФ лица, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Соответственно, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела на основе имеющихся доказательств, в силу пункта 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ отражаются в постановлении по делу об административном правонарушении.
Пунктом 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ установлено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должно быть указано мотивированное решение по делу.
Из содержания положений статьи 29.10 КоАП РФ, части 4, части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит самостоятельное установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом.
В оспариваемом постановлении указано следующее: 29.06.2021 общество не соблюдает установленные муниципальными нормативными правовыми актами требования к внешнему виду фасадов нежилых зданий, строений и сооружений, а именно к внешнему виду фасада нежилого здания, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, ул. Им. П.П. Аносова, д. 221 А, не повлекшие нарушения технических регламентов о безопасности нежилых зданий, строений и сооружений, а также экологических, санитарно-эпидемиологических требований, установленных федеральным законодательством, выразившееся в непринятии мер по устранению загрязнений, повреждений фасадов, ограждающих конструкций, входных групп (узлов), навесных металлических конструкций, оконных проемов, витрин и вывесок, а также разрушения их отделочного слоя.
Иные сведения и выводы в оспариваемом постановлении отсутствуют.
Суд первой инстанции правильно установил, что в нарушение требований статьи 29.10 КоАП РФ в оспариваемом постановлении не раскрыто событие и объективная сторона вменяемого административного правонарушения: административным органом не указано, в чем конкретно выразилось нарушение Требований N 404-п, не описано состояние внешнего вида фасада нежилого здания, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, ул. Им. П.П. Аносова, д. 221 А, в момент его обнаружения, не изложены обстоятельства совершения правонарушения, фактически описание события правонарушения отражено путем указания нормы Правил N 30-ЗГО и Требований N 404-п без установления каких-либо фактически обстоятельств.
Таким образом, в обжалуемом постановлении событие административного правонарушения не описано и не конкретизировано, не установлены обстоятельства совершения обществом указанного правонарушения, что не соответствует требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Не содержит данных сведений и протокол об административном правонарушении в нарушение части 2 статьи 29.8 КоАП РФ.
Действующие нормы КоАП РФ предписывают административному органу четко оформлять процессуальные документы, которые являются основными доказательствами при привлечении лиц к административной ответственности (статьи 26.2, 28.1, 28.2 КоАП РФ).
Вместе с тем, как следует из протокола об административном правонарушении и оспариваемого постановления, в них изложены только обстоятельства, установленные в ходе проверки, фактически без определения объективной стороны правонарушения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, наличие ссылок на фотоматериалы и акты комиссионного обследования не снимают с административного органа обязанности по точному описанию события вменяемого правонарушения.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установление вины как одного из необходимых элементов состава правонарушения является обязательным, при этом вина подлежит установлению и исследованию до завершения административного производства.
Согласно пункту 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях.
При вынесении оспариваемого постановления вопрос о наличии вины заявителя в совершении вменяемого правонарушения, вопреки доводам апеллянта, административным органом не исследовался, в чем конкретно состоит вина общества в постановлении не указано.
Указание в постановлении на отдельные документы, которые подтверждают виновность в совершении административного правонарушения, не подтверждает исследование административным органом вопроса о наличии вины общества во вменяемом правонарушении.
В абзаце 2 пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Как установлено судом первой инстанции, при вынесении оспариваемого постановления вопрос о наличии вины общества в совершении вмененного ему административного правонарушения административным органом не исследовался, в нарушение пункта 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении административным органом не указано, в чем конкретно состоит вина общества, субъективная сторона вменяемого административного правонарушения не описана и не раскрыта, что является существенным нарушением требований к содержанию постановления и не может быть устранено при рассмотрении спора арбитражным судом.
В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ недоказанность наличия признаков состава административного правонарушения в деянии лица, привлеченного к административной ответственности, является основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении.
Поскольку в нарушение статьи 29.10 КоАП РФ в обжалуемом постановлении не определены объективная сторона вменяемого правонарушения, субъективная сторона правонарушения, не указано, в чем конкретно состоит вина общества суд апелляционной инстанции, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о неправомерности привлечения общества к административной ответственности.
Кроме того, судом первой инстанции правомерно отмечено, что при назначении наказания административный орган указал, что им учитывались смягчающие (отягчающие) вину обстоятельства, однако какие именно обстоятельства были учтены, в постановлении не отражено.
Отражение указанных обстоятельств в процессуальных документах в рамках рассмотрения арбитражным судом дела об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности не может считаться устранением нарушений положений статьи 29.10 КоАП РФ, а потому не принимается судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что привлечение общества к административной ответственности по части 12 статьи 3 Закона N 584-ЗО является неправомерным, в связи с чем постановление о привлечении к административной ответственности от 25.05.2021 N 106 признал незаконным.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда о привлечении к административной ответственности (на решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности) государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 07 февраля 2022 года по делу N А76-35089/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Административной комиссии Златоустовского городского округа Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-35089/2021
Истец: АО "Железнодорожная торговая компания"
Ответчик: Административная комиссия Златоустовского городского округа