г. Москва |
|
18 апреля 2022 г. |
Дело N А40-130147/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена "12" апреля 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме "18" апреля 2022 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.И. Тетюка,
Судей: Е.Е. Кузнецовой, О.Н. Семикиной,
при ведении протокола судебного заседания Е.И. Азарёнок,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГКУ "УДМС" на решение Арбитражного суда города Москвы от 10.02.2022 по делу N А40-130147/21, по иску государственного казенного учреждения города Москвы "Управление дорожно-мостового строительства" (ГКУ "УДМС") (ОГРН 5177746039411) к акционерному обществу "Мосинжпроект" (ОГРН 1107746614436) о взыскании по государственному контракту N 230-р-1 от 25.11.2019 неустойки,
при участии в судебном заседании:
от истца: Баканова С.А. по доверенности от 10.12.2021,
от ответчика: Громова Н.В. по доверенности от 26.05.2021,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение города Москвы "Управление дорожно-мостового строительства" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к акционерному обществу "Мосинжпроект" (далее - ответчик) о взыскании по государственному контракту N 230-р-1 от 25 ноября 2019 года неустойки в размере 34 135 866 руб. 37 коп.
Решением суда от 10.02.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
ГКУ "УДМС", не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой считает его незаконным, необоснованным.
В своей жалобе заявитель указывает на то, что нарушение графика является основанием для начисления неустойки, поскольку, в соответствии с частью 12 статьи 34 Федерального закона РФ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг", если контракт заключается на срок более чем три года, и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен включать в себя график исполнения контракта.
Ссылается на то, что отсутствие утвержденного проекта планировки территории не является препятствием для направления проектной документации линейного объекта инфраструктуры и (или) результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации такого объекта инфраструктуры, для проведения государственной экспертизы.
По доводам, приведенным в жалобе, заявитель просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании апелляционного суда заявитель доводы жалобы поддерживает в полном объеме.
Ответчик с доводами жалобы не согласен, решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела, 25 ноября 2019 года на основании Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ N 44-ФЗ) между истцом (государственным заказчиком) и ответчиком (генеральным подрядчиком) был заключен государственный контракт N 230-р-1 на выполнение работ и оказание услуг, связанных с проектированием, строительством и вводом в эксплуатацию участков улично-дорожной сети Юго-Восточной хорды и Южной рокады (далее - контракт) (т. 5 л.д. 1-58).
В соответствии с пунктом 2.1. контракта генеральный подрядчик обязался выполнить комплекс работ (услуг) по проектированию, осуществлению авторского надзора и строительству объектов (этапов строительства объектов/подэтапов строительства объектов/пусковых комплексов), необходимых для ввода их в эксплуатацию, а государственный заказчик - принять и оплатить работы (услуги), выполненные генеральным подрядчиком в соответствии с требованиями контракта.
В соответствии с пунктом 3.1. контракта максимальное значение цены контракта составляет 138 696 000 000 руб.
В соответствии с пунктом 4.1.1. контракта общий срок выполнения работ (услуг) - с даты заключения контракта до 31 декабря 2023 года.
В соответствии с пунктами 4.2., 4.2.1. контракта сроки выполнения проектно-изыскательских работ (услуг) по объекту (этапу строительства объекта/подэтапу строительства объекта/пусковому комплексу) определены календарным планом (приложение N 13 к контракту) и комплексным графиком проектно-изыскательских работ по форме, установленной приложением N 14. Комплексный график проектно-изыскательских работ подписывается сторонами в течение 30 дней с даты заключения контракта.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 ФЗ N 44-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
В силу статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п. 2. ст. 763 ГК РФ, по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно статье 740 ГК РФ, по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Согласно ст. 758 ГК РФ, по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 708 ГК РФ, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В соответствии с положениями статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В обоснование исковых требований истец указал, что согласно пункту 6.6.1. контракта, генеральный подрядчик обязан выполнить работы (услуги), в сроки, предусмотренные календарным планом (приложение N 13), комплексными графиками проектно-изыскательских работ по форме, установленной приложением N 14 и в соответствии с заданием на разработку проектной документации объекта (этапа строительства Объекта/подэтапа строительства объекта/пускового комплекса) (приложение 11).
Дополнительным соглашением от 29.04.2020 N 53/1/ПИР/График утвержден график выпуска проектной и рабочей документации (далее - график) по участку Юго-восточной хорды N 3 "Строительство улично-дорожной сети с искусственными сооружениями и переустройством инженерных коммуникаций на участке от ул. Грайвороновская до Шоссейной ул., включая транспортную развязку на пересечении с Волгоградским проспектом" (далее - ЮВХ-3) по этапам участка: этап 1 "Снос, освобождение территории, переоборудование инженерных коммуникаций"; этап 2 "Реконструкция бокового проезда возле м. Текстильщики"; этап 3 "Основной ход Юго-восточной хорды от ул. Грайвороновская до ул. Шоссейной"; этап 4 "Переустройство КЛ 110 кВ".
В нарушение графика по участку ЮВХ-3 этап 1 Генеральным подрядчиком не было обеспечено получение положительного заключения по ГАУ "Мосгосэкспертиза" в срок до 07.06.2020 (пункт 25 графика). Указанное заключение получено только 24.07.2020.
Стоимость проектно-изыскательских работ по этапу 1 в соответствии с пунктом 1 дополнительного соглашения от 22.09.2020 N 86/1/ПИР/Цена составила 3 077 160 руб.
Генеральный подрядчик не предоставил государственному заказчику в срок до 30.04.2020 тома согласованной рабочей документации по пунктам 29-35 этапа 1 графика. Рабочая документация по пунктам 29-35 представлена только 14.10.2020.
Факсограммой от 10.04.2020 государственный заказчик приостановил работы с 13.04.2020 по 19.04.2020 (на 7 дней) в соответствии с Указами Президента РФ от 25.03.2020 N 206, от 02.04.2020 N 239 и Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности". Таким образом сумма пени за указанный период не начисляется.
В соответствии с пунктом 11.7. контракта сумма пени за нарушение пунктов 25, 29-35 графика за период с 01.05.2020 по 14.10.2020 составляет 76 416 руб. 14 коп.
Генеральным подрядчиком не было обеспечено получение положительного заключения ГАУ "Мосгосэкспертиза" по участку ЮВХ-3 этап 2 в срок до 07.06.2020 (пункт 25 Графика). Указанное заключение было получено только 23.10.2020.
В нарушение графика генеральный подрядчик не предоставил государственному заказчику в срок до 10.04.2020 тома согласованной рабочей документации по пунктам 36, 37, 38, 39, 40, 40-41, 43, 44-45-45, 46-47, 48, 50 этапа 2. Тома согласованной рабочей документации переданы государственному заказчику только 26.08.2020 (письмо от 26.08.2020 N 1-801-67638/2020, вх. N УДМС-11-28963).
Стоимость проектно-изыскательских работ по этапу 2 в соответствии с пунктом 1 дополнительного соглашения от 26.12.2020 N 12/1/2/ПИР/цена составляет 14 758 063 руб.
В соответствии с пунктом 11.7. контракта сумма пени за нарушение пунктов 25, 36, 37, 38, 39, 40, 40-41, 43, 44-45-45, 46-47, 48, 50 графика за период с 11.04.2020 по 23.10.2020 составляет 462 296 руб. 32 коп.
Генеральным подрядчиком не обеспечено получение положительного заключения ГАУ "Мосгосэкспертиза" по участку ЮВХ-3 этап 3 в срок до 07.06.2020 (пункт 25 графика). Указанное заключение получено только 18.09.2020.
В нарушение графика генеральный подрядчик не предоставил государственному заказчику в срок тома согласованной рабочей документации по пунктам 51-52, 53, 54-56, 57, 58, 59, 60-61, 62, 63-64, 65, 66, 67, 68-72, 73, 74, 75-83, 84, 85, 86-87, 88, 89, 90, 92, 93, 97-98, 99, 103-104, 105-107, 109, 110-112, 113-114, 115-117, 118, 119-120, 121, 122-123, 124-126,1 27-130, 131-132, 133-134, 135, 136, 137-138, 139, 140, 141, 142, 143-144, 145, 146, 147, 148, 149, 150, 151, 152-154, 156, 157, 158, 159, 160, 161-162, 163-170, 171, 172, 173, 174-175, 175,1 77, 178, 179, 180, 181, 182, 183-184, 185, 186-187, 188-189, 190-194, 195-197, 198-199, 200, 201, 202-206, 208, 211, 212, 214-216, 219-227, 228, 234, 235, 238,240, 241-242, 243, 244, 245, 246, 247, 248, 249, 250-251, 252, 254, 257, 258, 260, 264, 267, 270, 274, 277, 278, 279, 280-281, 282-283, 285, 291 этапа 3.
Стоимость проектно-изыскательских работ по этапу 3 в соответствии с пунктом 1 дополнительного соглашения от 20.10.2020 N 113/1/3/ПИР/цена составляет 952 278 529 руб.
В соответствии с пунктом 11.7. контракта сумма пени за нарушение графика по участку ЮВХ-3 этап 3 за период с 07.04.2020 по 25.11.2020 составляет 32 699 070 руб. 80 коп.
Генеральным подрядчиком не было обеспечено получение положительного заключения ГАУ "Мосгосэкспертиза" по участку ЮВХ-3 этап 4 в срок до 07.06.2020 (пункт 25 графика). Положительное заключение ГАУ "Мосгосэкспертиза" получено только 29.10.2020.
В нарушение графика генеральный подрядчик не предоставил государственному заказчику в срок тома согласованной рабочей документации по пунктам 292-301 этапа 4. Тома согласованной рабочей документации переданы государственному заказчику только 25.11.2020.
Стоимость проектно-изыскательских работ по этапу 4 в соответствии с пунктом 1 дополнительного соглашения от 18.11.2020 N 131/1/4/ПИР/цена составляет 74 543 156 руб.
В соответствии с пунктом 11.7. контракта сумма пени за нарушение графика по этапу 4 за период с 31.08.2020 по 25.11.2020 составляет 918 744 руб. 40 коп.
Истец направил в адрес ответчика претензию от 15.02.2021 N УДМС-11-6389/21 за нарушение сроков исполнения контракта (участок ЮВХ-3 этап 1, этап 2, этап 3, этап 4) с требованием об оплате пеней в размере 34 135 866 руб. 37 коп. Однако до настоящего времени ответчиком требования истца не исполнены.
Суд первой инстанции посчитал, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется в связи со следующим.
Истец ошибочно полагал, что ответственность генерального подрядчика в виде уплаты пени в связи с нарушением сроков, установленных комплексным графиком, предусмотрена пунктом 11.7. контракта.
В соответствии со статьей 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Пункт 11.7. контракта устанавливает начисление пени за каждый день просрочки исполнения генеральным подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки ЦБ РФ от цена контракта (этапа), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных генеральным подрядчиком.
В пункте 1.12. контракта стороны установили, что документом, подписанным сторонами, в котором определены сроки и этапы выполнения проектно-изыскательских работ по объекту, является календарный план (приложение N 13 к контракту).
Календарный план к контракту по объекту "Юго-Восточная хорда: строительство улично-дорожной сети с искусственными сооружениями и переустройством инженерных коммуникаций на участке от ул. Грайвороновская до ул. Шоссейной, включая транспортная развязку на пересечении с Волгоградским проспектом" предусматривает три этапа:
- этап 1 "Оказание услуг по проектированию объекта (стадия Проект), получение всех необходимых согласований, направление государственному заказчику комплекта документации для прохождения государственной экспертизы, обеспечение получения положительного заключения государственной экспертизы", продолжительность не более 360 дней с даты заключения контракта, стоимость 40 % от цены в заключении государственной экспертизы;
- этап 2 "Оказание услуг по проектированию объекта (стадия Рабочая документация), получение всех необходимых согласований, направление государственному заказчику комплекта рабочей документации", продолжительность не более 120 дней с даты окончания этапа 1, стоимость 40 % от цены в заключении государственной экспертизы;
- этап 3 "Приемка государственным заказчиком рабочей документации", продолжительностью не более 90 дней с даты окончания этапа 2, стоимость 20 % от цены в заключении государственной экспертизы.
Стороны установили, что сдача и приемка выполненных соответствующего этапа работ осуществляется сторонами в порядке и сроки, установленные статьей 5 контракта: после выполнения соответствующего этапа работ (услуг), указанного в календарном плане (приложение N 13), генеральный подрядчик, в течение 20 дней с даты выполнения соответствующего этапа работ (услуг) представляет государственному заказчику акт о приемке выполненных работ (услуг), счет на оплату, к акту прилагаются документы, подтверждающие выполнение работ по контракту (накладные).
Таким образом, контрактом не предусмотрена сдача и приемка выполненных этапов работ (1, 2, 3) в сроки, указанные в комплексном графике.
Сдача-приемка работ по отдельным шифрам рабочей документации также не предусмотрена условиями контракта.
В соответствии с пунктом 1.16. статьи 1 контракта комплексный график - это детальный график, который содержит даты направления запросов на получение исходно-разрешительной документации, даты получения исходно разрешительной документации, даты разработки разделов проектной документации рабочей документации, даты направления запросов на согласования, даты получения согласований, даты направления проектной документации государственному заказчику, дату получения заключения государственной экспертизы, а также даты направления иных запросов, необходимость в которых возникает в процессе проектирования, и получения на них ответов.
Таким образом, комплексный график имеет характер "рабочего", поскольку содержит обязательства государственного заказчика; в графе срок разработки раздела нет точной даты исполнения обязательства (указаны планируемые даты, предусмотрена графа "фактическая дата"); исполнителями указаны юридические лица, которые не являются сторонами контракта, а именно подрядчики, с которыми ответчик заключил отдельные договоры (АО "Моспроект-3", ООО "Институт Каналстройпроект", ООО "СТ-Центр", ООО "ИЦ Трансэнерго", ООО "Институт "Мосинжпроект").
Наличие согласованного сторонами комплексного графика выполнения работ не свидетельствует об установлении этапов выполнения работ и ответственности за их нарушение.
Условие, касающееся юридической ответственности, его содержание, должно определенно указывать на признаки состава правонарушения и не допускать двоякого толкования. В противном случае спорное условие должно толковаться в пользу лица, привлекаемого к ответственности, в том числе, потому, что противоположная сторона, как правило, является профессионалом в определенной сфере и подготавливает проект договора (пункт 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах").
Таким образом, из буквального прочтения контракта следует, что пунктом 11.7. контракта не предусмотрена ответственность генерального подрядчика в виде уплаты пеней в связи с нарушением сроков, установленных в комплексном графике.
Вышеуказанная правовая позиция подтверждается постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 декабря 2021 года по делу N А40-136555/21.
Кроме того, как установлено судом первой инстанции, расчет претензионных и исковых требований истца был произведен на дату 15.02.2021 (дата претензии) на основании комплексного графика в редакции дополнительного соглашения от 19.04.2020 N 53/1/ПИР/График к контракту (далее - комплексный график от 19.04.2020).
Однако на дату расчета (15.02.2021) комплексный график от 19.04.2020 утратил силу в связи с утверждением сторонами комплексного графика от августа 2020 года, в котором: сроки изменены в сторону их увеличения: этап 1 новый планируемый срок -26.09.2020 (было 30.04.2020), этап 3 - 21.09.2020 (было 22.05.2020), этап 4 - 15.11.2020 (было 30.04.2020); пункты графика изменили нумерацию или были исключены (например, п. 28 исключен).
Таким образом, начисление пени по графику, утратившему силу признано, судом первой инстанции, неправомерным.
Истец ошибочно посчитал, что ответчиком нарушен срок получения положительного заключения ГАУ "Мосгосэкспертиза", сроки исполнения обязательства по разработке Рабочей документации.
Обязательства генерального подрядчика в части сроков и этапов выполнения проектно-изыскательских работ определены календарным планом (приложение N 13 к контракту) (пункт 1.12. контракта).
Сроки комплексного графика проектно-изыскательских работ (пункт 1.16. контракта), детализирующие календарный план, определяют не сдачу этапа календарного плана контракта, а определяют основные события процесса выпуска проектно-сметной и рабочей документации.
Сроки выполнения обязательств ответчиком согласно календарному плану к контракту: этап 1 (проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы) - не более 360 дней с даты заключения государственного контракта - до 20.11.2020; этап 2 (рабочая документация, получившая весь набор согласований) - не более 120 дней с даты окончания этапа N 1 - до 21.03.2021.
Кроме того, факсограммой от 10.04.2020 государственный заказчик приостановил работы с 13.04.2020 по 19.04.2020 (на 7 дней).
Начало следующих этапов работ определяется фактическим сроком окончания предыдущих этапов, то есть 2 этап следует только после окончания 1 этапа, а 3 этап -после окончания 2 этапа.
Заключенное сторонами дополнительное соглашение от 29.04.2020 N 53/1/ПИР/График к контракту не отменяет календарный план (приложение N 13 к контракту), а также не распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие до его подписания.
В тоже время в комплексном графике указаны сроки, предшествующие дате заключения дополнительного соглашения, сроки в комплексном графике противоречат календарному плану к контракту.
Плановые сроки разработки разделов рабочей документации в комплексном графике (30.04.2020 (этап 1), 10.04.2020 (этап 2), 07.04.2020 (этап 3), указаны ранее плановой даты получения проектно-сметной документацией положительного заключения Мосгосэкспертизы (07.06.2020), указанных в этом же комплексном графике, что противоречит условиям заключенного контракта, а также является нарушением законодательства (Постановление Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий").
В соответствии с частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, а также условиями заключенного контракта (пункт 6.1.4.), обязанность по направлению проектной документации для прохождения государственной экспертизы лежит на истце.
Положительные заключения ГАУ Мосгосэкспертиза выданы в пределах срока, установленного контрактом (27.11.2020 с учетом приостановки):
- по этапу 1 "Снос, освобождение территории, переоборудование инженерных коммуникаций" от 24.07.2020 N 77-1-1-3-033424-2020;
- по этапу 2 "Реконструкция бокового проезда возле ст. М. Текстильщики" от 23.10.2019 N 77-1-1-3-028790-2019;
- по этапу 3 "Основной ход Юго-Восточной хорды от ул. Гайвороновская до ул. Шоссейной" от 18.09.2020 N 77-1-1-3-045613-2020;
- по этапу 4 "Переустройство КЛ 110 кВ" от 29.10.2020 N 77-1-1-3-054485-2020. Следовательно, срок, установленный календарным планом к контракту по этапу 1 (27.11.2020 с учетом приостановки), не нарушен.
Срок окончания работ этапа 2 "Рабочая документация, получившая весь набор согласований", установленный календарным планом к контракту, не нарушен, поскольку на дату расчета неустойки (15.02.2021) еще не наступил (21.03.2021 + 7 дней приостановки).
В связи с вышеизложенным, Арбитражный суд Москвы не смог признать начисление истцом неустойки правомерным.
В соответствии с п. 3 ст. 405 ГК РФ должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
В соответствии с условиями контракта (пункт 6.1.5. контракта) истец, являясь государственным заказчиком, обязан исполнить ряд обязательств, являющихся встречными по отношению к обязательствам генерального подрядчика, а именно государственный заказчик обязан передать генеральному подрядчику исходные данные для проектирования (утвержденный проект планировки территории линейного объекта, инженерно-топографический план М 1:500 (с красными линиями и с предоставление технического отчета), технические условия).
Полный перечень исходных данных, предоставляемый государственным заказчиком, установлен разделом 2 задания на разработку проектной документации объекта (приложение N 11 к контракту).
Документом, определяющим обязательства генерального подрядчика в части сроков и этапности выполнения проектно-изыскательских работ, является календарный план (пункт 1.12. контракта). Для выполнения контрактных обязательств, в соответствии с календарным планом, необходимо получение исходных данных от государственного заказчика (пункт 6.1.5. контакта).
В соответствии с календарным планом к контракту датой начала работ является дата заключения контракта (25.11.2019), однако согласно комплексному графику, плановый срок передачи исходных данных для проектирования (пункты 1, 2, 8) -28.02.2020.
В ходе исполнения договора были изменены основополагающие исходные данные (пункт 2.1. технического задания): 15.10.2020 в проект планировки территории по этапам 3 и 4 были внесены изменения в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 15.10.2020 N 1743-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 30.08.2019 N 1124-ПП", в связи с чем, положительные заключения экспертизы были получены соответственно в сентябре и октябре 2020 года (письмо ГКУ "УДМС" от 09.11.2020 N УДМС-11-39984/20, приложение N 7), но в пределах сроков, установленных календарным планом к контракту.
Кроме того, исходными данными, предоставляемыми государственным заказчиком, являются градостроительные планы земельных участков, градостроительный план земельного участка на ТП 17329 по этапу 3 был получен только 16.06.2020.
Выдача технических условий эксплуатирующих организаций производилась ГКУ "УДМС" с необоснованными задержками, отмечены случаи отказа в выдаче технических условий (письма ГКУ УДМС, приложение N 8 к отзыву).
Несвоевременное предоставление исходных данных (геоподосновы, технических условий, ППТ) на 5 и более месяцев, а также их изменение в ходе проектирования (изъятие земельного участка с кадастровым номером 77:04:0002005:10 в соответствии с изменениями в постановлении Правительства Москвы от 30.08.2019 N 1124-ПП "Об утверждении проекта планировки территории линейного объекта участка улично-дорожной сети - участок Юго-Восточной хорды от Грайвороновской улицы до Шоссейной улицы") привели к дополнительным затратам АО "Мосинжпроект" (привлечение дополнительных ресурсов компании и субподрядных организаций).
Вышеуказанные обстоятельства не зависят от генерального подрядчика и влияют на своевременное выполнение работ по объекту, о чём ответчик проинформировал истца в порядке, определённом пунктом 6.6.16. контракта, письмом от 20.01.2021 N 1-818-3040/2021.
При таких обстоятельствах срок выполнения работ продлевается на период, соответствующий просрочке кредитора.
В соответствии с пунктом 11.11. контракта стороны освобождаются от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажут, что просрочка исполнения соответствующего обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или другой стороны.
В соответствии с положениями ст. 404 ГК РФ, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника. Суд также вправе уменьшить размер ответственности должника, если кредитор умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением, либо не принял разумных мер к их уменьшению.
Истец не предъявлял требования по уплате неустойки (пени) в связи с просрочкой выполнения работ по первому этапу "Проектная документация" календарного плана к контракту.
При расчете заказчиком пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения обществом обязательства, в период просрочки исполнения обязательства не подлежат включению дни, потребовавшиеся заказчику для приемки выполненной работы (ее результатов) и оформления итогов такой приемки (Определение Верховного Суда РФ от 20.02.2020 N 378-ПЭК19 по делу N А40-236034/2018, Определение ВС РФ от 15.10.2019 по делу N 305-ЭС19-12786).
По второму этапу календарного плана ответчик направил рабочую документацию государственному заказчику в порядке, установленном пунктом 5.2.2. контракта, и в сроки, установленные календарным планом к контракту, что подтверждается письмами АО "Мосинжпроект" (с приложением накладных) с отметками о получении: от 12.08.2020 N 1-819-63533/2020 (этап 1); от 19.12.2019 N 1-819-97939/2019, 25.08.2020 N 1-801-67638/2020 (этап 2); от 27.02.2020 N 1-801-14775/2020, от 02.03.2020 N 1-801-15725/2020, от 04.03.2020 N 1-801-16856/2020, от 17.03.2020 N 1-801-21033/2020, от 19.03.2020 N 1-801-22137/2020, от 19.03.2020 N 1-801-22137/2020, от 25.03.2020 N 1-801-23812/2020, от 01.04.2020 N 1-801-26084/2020, от 20.07.2020 N 1-801-55894/2020, от 23.07.2020 N 1-801-57340/2020, от 24.07.2020 N 1-801-57833/2020, от 11.08.2020 N 1-801-63273/2020, от 25.08.2020 N 1-801-67638/2020 (взамен), 22.09.2020 N 1-801-77038/202 (взамен, изм), от 27.08.2020 N 1-801-68620/2020 (изм), 09.10.2020 N 1-801-83229/2020, (этап 3); от 30.10.2020 N1-801-89836/2020, ОТ 16.11.2020 N1-819-94894/2020 (этап 4).
В порядке, установленном пунктом 5.2.4. контракта, в сроки, установленные по третьему этапу календарного плана "Приемка государственным заказчиком рабочей документации" (не более 90 дней с даты окончания второго этапа), сторонами подписаны акты приема-передачи рабочей документации, акты о приемке выполненных проектных работ(услуг):
- акты о приемке выполненных работ (услуг) от 02.12.2020, от 16.02.2021, акт приема-передачи рабочей документации от 31.12.2020 (накладные N П/3.1-УДМС от 24.07.2020, N РД/3.1-УДМС от 12.08.2020, N РД1/3.1-УДМС от 09.10.2020, N РД2/3.1-УДМС от 12.10.2020, N РДЗ-ИЗМ/3.1-УДМС от 23.10.2020, N РД4-ИЗМ/3.1-УДМС от 13.11.2020) (этап 1);
- акты о приемке выполненных работ(услуг) от 30.12.2019, 11.02.2021, акты приема-передачи рабочей документации от 26.10.2020, от 30.12.2020 (накладная от 25.08.2020 N 3.2-РД/4-УДМС) (этап 2);
- акты о приемке выполненных работ (услуг) от 29.10.2020, от 27.11.2020, от 07.12.2020, от 23.12.2020, акты приема-передачи рабочей документации (накладные: N РД-3/3.3-УДМС от 20.07.2020, N РД-4/3.3-УДМС от 20.07.2020, N РД-5/3.3-УДМС от 20.07.2020, N РД-9/3.3-УДМС от 31.07.2020, N РД-10/3.3-УДМС от 04.08.2020, N РД-11/3.3-УДМС от 12.08.2020, N РД-12/3.3-УДМС от 12.08.2020, N РД-13/3.3-УДМС от 14.08.2020, N РД-14/3.3-УДМС от 24.08.2020, N РД-15/3.3-УДМС от 26.08.2020, N РД-16/3.3-УДМС от 01.09.2020, N РД-17/3.3-УДМС от 17.09.2020, N РД-18/3.3-УДМС от 07.10.2020, N РД-19/3.3-УДМС от 08.10.2020, N РД-20/3.3-УДМС от 09.10.2020, N РД-21/3.3-УДМС от 15.10.2020, N РД-22/3.3-УДМС от 15.10.2020, N РД-23/3.3-УДМС от 16.10.2020, N РД-24/3.3-УДМС от 19.10.2020, N РД-4/3.3-УДМС от 21.07.2020, N РД-5/3.3-УДМС от 20.07.2020, N РД-6/3.3-УДМС от 22.07.2020, N РД-7/3.3-УДМС от 24.07.2020, N РД-83.3-УДМС от 31.07.2020, N РД-9/3.3-УДМС от 31.07.2020, N РД-10/3.3-УДМС от 04.08.2020, N РД-11/3.3-УДМС от 12.08.2020, N РД-13/3.3-УДМС от 14.08.2020, N РД-14/3.3-УДМС от 24.08.2020, N РД-15/3.3-УДМС от 26.08.2020, N РД-18/3.3-УДМС от 08.10.2020, N РД-19/3.3-УДМС от 08.10.2020, N РД-20/3.3-УДМС от 09.10.2020, N РД-21/3.3-УДМС от 15.10.2020, N РД-22/3.3-УДМС от 15.10.2020, N РД-23/3.3-УДМС от 19.10.2020, N РД-24/3.3-УДМС от 19.10.2020, N РД-25/3.3-УДМС от 23.10.2020, N РД-26/3.3-УДМС от 29.10.2020, N РД-27/3.3-УДМС от 05.11.2020, N РД-28/3.3-УДМС от 10.11.2020, N РД-29/3.3-УДМС от 12.11.2020, N РД-31/3.3-УДМС от 20.11.2020, N РД-32/3.3-УДМС от 18.11.2020, N РД-ЗЗ/З.З-УДМС от 18.11.2020) (этап 3);
- акты о приемке выполненных проектных работ(услуг) от 30.11.2020, от 07.12.2020, от 25.12.2020, акт приема-передачи рабочей документации (накладные N РД/3.4-УДМС от 03.11.2020, N РД2/3.4-УДМС от 24.11.2020) (этап 4).
Таким образом, ответчик надлежащим образом исполнил обязательства по контракту.
На основании вышеизложенного, Арбитражный суд первой инстанции посчитал, что оснований для начисления по государственному контракту N 230-р-1 от 25 ноября 2019 года неустойки в размере 34 135 866 руб. 37 коп. у истца не имелось, исковые требования удовлетворения не подлежат.
В своей жалобе заявитель указывает на то, что нарушение графика является основанием для начисления неустойки.
Однако из буквального толкования контракта следует, что пунктом 11.7. Контракта не предусмотрена ответственность Генерального подрядчика в виде уплаты пеней в связи с нарушением сроков, установленных в комплексном графике.
В соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Условие, касающееся юридической ответственности, его содержание, должно определенно указывать на признаки состава правонарушения и не допускать двоякого толкования.
В противном случае, спорное условие должно толковаться в пользу лица, привлекаемого к ответственности, в том числе, потому, что противоположная сторона, как правило, является профессионалом в определенной сфере и подготавливает проект договора (пункт 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах").
В пункте 1.12 Контракта стороны установили, что документом, подписанным сторонами, в котором определены сроки и этапы выполнения проектно-изыскательских работ по объекту, является Календарный план (приложение N 13 к Контракту).
Таким образом, именно Календарный план (приложение N 13 к Контракту) является графиком исполнения Контракта.
Календарный план к Контракту по объекту "Юго-Восточная хорда: строительство улично-дорожной сети с искусственными сооружениями и переустройством инженерных коммуникаций на участке от ул. Грайвороновская до ул. Шоссейной, включая транспортная развязку на пересечении с Волгоградским проспектом" предусматривает три этапа:
- этап 1 "Оказание услуг по проектированию объекта (стадия Проект), получение всех необходимых согласований, направление государственному заказчику комплекта документации для прохождения государственной экспертизы, обеспечение получения положительного заключения государственной экспертизы", продолжительность не более 360 дней с даты заключения контракта, стоимость 40 % от цены в заключении государственной экспертизы (до 20.11.2020),
- этап 2 "Оказание услуг по проектированию объекта (стадия Рабочая документация), получение всех необходимых согласований, направление государственному заказчику комплекта рабочей документации", продолжительность не более 120 дней с даты окончания этапа 1, стоимость 40 % от цены в заключении государственной экспертизы (до 21.03.2021),
- этап 3 "Приемка государственным заказчиком рабочей документации", продолжительностью не более 90 дней с даты окончания этапа 2, стоимость 20 % от цены в заключении государственной экспертизы.
Факсограммой от 10.04.2020 Государственный заказчик приостановил работы с 13.04.2020 по 19.04.2020 (на 7 дней).
Контрактом не предусмотрены сдача и приемка выполненных этапов работ 1, 2, 3 в сроки, указанные в Комплексном графике. Сдача-приемка работ по отдельным шифрам рабочей документации также не предусмотрена условиями Контракта.
Стороны установили, что сдача и приемка выполненных соответствующего этапа работ осуществляется сторонами поэтапно - после выполнения соответствующего этапа работ (услуг), указанного в Календарном плане (приложение N 13) (в порядке и сроки, установленные статьей 5 Контракта): Генеральный подрядчик, в течение 20 дней с даты выполнения соответствующего этапа работ (услуг) представляет Государственному заказчику акт о приемке выполненных работ (услуг), счет на оплату, к акту прилагаются документы, подтверждающие выполнение работ по Контракту (накладные).
Наличие согласованного сторонами Комплексного графика выполнения работ не свидетельствует об установлении этапов выполнения работ и ответственности за их нарушение.
В соответствии с пунктом 1.16 статьи 1 Контракта комплексный график - это детальный график, который содержит даты направления запросов на получение исходно-разрешительной документации, даты получения исходно разрешительной документации, даты разработки разделов проектной документации рабочей документации, даты направления запросов на согласования, даты получения согласований, даты направления проектной документации государственному заказчику, дату получения заключения государственной экспертизы, а также даты направления иных запросов, необходимость в которых возникает в процессе проектирования, и получения на них ответов.
Сроки комплексного графика проектно-изыскательских работ (пункт 1.16 Контракта), определяют не сдачу этапа календарного плана контракта, а определяют основные события процесса выпуска проектно-сметной и рабочей документации: содержит обязательства государственного заказчика; в графе срок разработки раздела нет точной даты исполнения обязательства (указаны планируемые даты, предусмотрена графа "фактическая дата"); исполнителями указаны юридические лица, которые не являются сторонами Контракта (АО "Моспроект-3", ООО "Институт Каналстройпроект", ООО "СТ-Центр", ООО "ИЦ Трансэнерго", ООО "Институт "Мосинжпроект").
Начало следующих этапов работ определяется фактическим сроком окончания предыдущих этапов, то есть 2 этап следует только после окончания 1 этапа, а 3 этап - после окончания 2 этапа.
Заключенное сторонами дополнительное соглашение от 29.04.2020 N 53/1/ПИР/График к контракту не отменяет Календарный план (приложение N 13 к Контракту), а также не распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие до его подписания.
В тоже время, в Комплексном графике указаны сроки, предшествующие дате заключения дополнительного соглашения.
Сроки в Комплексном графике противоречат Календарному плану (приложение N 13 к Контракту): плановые сроки разработки разделов рабочей документации в Комплексном графике (30.04.2020 (этап 1), 10.04.2020 (этап 2), 07.04.2020 (этап 3), указаны ранее плановой даты получения проектно-сметной документацией положительного заключения ГАУ Мосгосэкспертиза (07.06.2020), указанных в этом же Комплексном графике, что противоречит условиям заключенного Контракта, а также является нарушением законодательства (постановление Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий").
Таким образом, из буквального прочтения контракта следует, что пунктом 11.7. Контракта не предусмотрена ответственность Генерального подрядчика в виде уплаты пеней в связи с нарушением сроков, установленных в Комплексном графике.
Расчет претензионных и исковых требований Истца основан на документе, утратившем силу.
Расчет претензионных и исковых требований Истца был произведен на дату 15.02.2021 (дата претензии) на основании комплексного графика в редакции дополнительного соглашения от 19.04.2020 N 53/1/ПИР/График к контракту (далее - комплексный график от 19.04.2020).
Однако на дату расчета (15.02.2021) комплексный график от 19.04.2020 утратил силу в связи с утверждением сторонами комплексного графика от августа 2020 года, в котором: сроки изменены в сторону их увеличения: этап 1 новый планируемый срок - 26.09.2020 (было 30.04.2020), этап 3 - 21.09.2020 (было 22.05.2020), этап 4 - 15.11.2020 (было 30.04.2020); пункты графика изменили нумерацию или были исключены (например, п. 28 исключен). Таким образом, начисление пени по графику, утратившему силу, неправомерно.
Должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
В соответствии с п. 3 ст. 405 ГК РФ должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
В соответствии с условиями Контракта (пункт 6.1.5. Контракта) Истец, являясь Государственным заказчиком, обязан исполнить ряд обязательств, являющихся встречными по отношению к обязательствам Генерального подрядчика, а именно Государственный заказчик обязан передать Генеральному подрядчику исходные данные для проектирования (утвержденный проект планировки территории линейного объекта, инженерно-топографический план М 1:500 (с красными линиями и с предоставление технического отчета), технические условия).
Полный перечень исходных данных, предоставляемый Государственным заказчиком, установлен разделом 2 Задания на разработку проектной документации объекта (приложение N 11 к Контракту).
Таким образом, предоставление исходных данных для проектирования (проекта планировки территории, утвержденный проект планировки территории линейного объекта, инженерно-топографический план М 1:500 (с красными линиями и с предоставление технического отчета), технические условия) прямо предусмотрено условиями заключенного сторонами Контракта.
Документом, определяющим обязательства Генерального подрядчика в части сроков и этапности выполнения проектно-изыскательских работ, является Календарный план (приложение N 13 к Контракту) (пункт 1.12. Контракта).
В соответствии с Календарным планом (приложение N 13 к Контракту) датой начала работ является дата заключения контракта (25.11.2019), однако, согласно Комплексному графику, плановый срок передачи исходных данных для проектирования (пункты 1, 2, 8) - 28.02.2020.
Заявитель в жалобе ссылается на то, что отсутствие утвержденного проекта планировки территории не является препятствием для направления проектной документации линейного объекта инфраструктуры и (или) результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации такого объекта инфраструктуры, для проведения государственной экспертизы.
Апелляционный суд отклоняет указанный довод, в силу следующих обстоятельств.
В ходе исполнения договора были изменены основополагающие исходные данные (пункт 2.1. Технического задания): 15.10.2020 в проект планировки территории по этапам 3 и 4 были внесены изменения в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 15.10.2020 N 1743-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 30.08.2019 N 1124-ПП", в связи с чем, положительные заключения экспертизы были получены соответственно в сентябре и октябре 2020 года (письмо ГКУ "УДМС" от 09.11.2020 N УДМС-11-39984/20), но в пределах сроков, установленных Календарным планом (приложение N 13 к Контракту).
Кроме того, исходными данными, предоставляемыми Государственным заказчиком, являются градостроительные планы земельных участков, градостроительный план земельного участка на ТП 17329 по этапу 3 был получен только 16.06.2020. Выдача технических условий эксплуатирующих организаций производилась ГКУ "УДМС" с необоснованными задержками, отмечены случаи отказа в выдаче технических условий, к материалам, что подтверждается письмами ГКУ УДМС, приобщенными к материалам настоящего дела.
Несвоевременное предоставление исходных данных (геоподосновы, технических условий, ППТ) на 5 и более месяцев, а также их изменение в ходе проектирования (изъятие земельного участка с кадастровым номером 77:04:0002005:10 в соответствии с изменениями в постановлении Правительства Москвы от 30.08.2019 N 1124-ПП "Об утверждении проекта планировки территории линейного объекта участка улично-дорожной сети - участок Юго-Восточной хорды от Грайвороновской улицы до Шоссейной улицы") привели к дополнительным затратам АО "Мосинжпроект" (привлечение дополнительных ресурсов компании и субподрядных организаций).
Вышеуказанные обстоятельства не зависят от Генерального подрядчика и влияют на своевременное выполнение работ по объекту, о чём Ответчик проинформировал Истца в порядке, определённом пунктом 6.6.16. Контракта (письмо АО "Мосинжпроект" от 20.01.2021 N 1-818-3040/2021).
При таких обстоятельствах срок выполнения работ продлевается на период, соответствующий просрочке кредитора.
В соответствии с пунктом 11.11. Контракта стороны освобождаются от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажут, что просрочка исполнения соответствующего обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или другой стороны.
В соответствии с положениями ст. 404 ГК РФ, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд уменьшает размер ответственности должника.
Суд также вправе уменьшить размер ответственности должника, если кредитор умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением, либо не принял разумных мер к их уменьшению.
Ответчик надлежащим образом исполнил обязательства по Контракту, в пределах (и досрочно) сроков, установленных Календарным планом (приложение N 13 к Контракту).
В соответствии с частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, а также условиями заключенного Контракта (пункт 6.1.4.), обязанность по направлению проектной документации для прохождения государственной экспертизы лежит на Истце.
Положительные заключения ГАУ Мосгосэкспертиза выданы в пределах срока, установленного Контрактом (27.11.2020 с учетом приостановки):
- по этапу 1 "Снос, освобождение территории, переоборудование инженерных коммуникаций" от 24.07.2020 N 77-1-1-3-033424-2020;
- по этапу 2 "Реконструкция бокового проезда возле ст. М. Текстильщики" от 23.10.2019 N 77-1-1 -3-028790-2019;
- по этапу 3 "Основной ход Юго-Восточной хорды от ул. Гайвороновская до ул. Шоссейной" от 18.09.2020 N 77-1-1-3-045613-2020;
- по этапу 4 "Переустройство КЛ 110 кВ" от 29.10.2020 N 77-1-1-3-054485-2020.
Следовательно, срок, установленный Календарным планом (приложение N 13 к Контракту) по этапу 1 (27.11.2020 с учетом приостановки), не нарушен.
Срок окончания работ этапа 2 "Рабочая документация, получившая весь набор согласований", установленный Календарным планом (приложение N 13 к Контракту), не нарушен, поскольку на дату расчета неустойки (15.02.2021) еще не наступил (21.03.2021 + 7 дней приостановки).
При расчете заказчиком пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения обществом обязательства, в период просрочки исполнения обязательства не подлежат включению дни, потребовавшиеся заказчику для приемки выполненной работы (ее результатов) и оформления итогов такой приемки (Определение Верховного 9 Суда РФ от 20.02.2020 N 378-ПЭК19 по делу N А40-236034/2018, Определение ВС РФ от 15.10.2019 по делу N 305-ЭС19-12786).
По второму этапу Календарного плана (приложение N 13 к Контракту) Ответчик направил рабочую документацию государственному заказчику в порядке и в сроки, установленном пунктом 5.2.2. Контракта, Календарным планом (приложение N 13 к Контракту), что подтверждается письмами АО "Мосинжпроект" (с приложением накладных) с отметками о получении: от 12.08.2020 N 1-819-63533/2020 (этап 1); от 19.12.2019 N 1- 819-97939/2019, 25.08.2020 N 1-801-67638/2020 (этап 2); от 27.02.2020 N 1-801- 14775/2020, от 02.03.2020 N 1-801-15725/2020, от 04.03.2020 N 1-801-16856/2020, от 17.03.2020 N 1-801-21033/2020, от 19.03.2020 N 1-801-22137/2020, от 19.03.2020N 1-801-22137/2020, от25.03.2020N 1-801-23812/2020, от01.04.2020N 1-801-26084/2020, от 20.07.2020 N 1-801-55894/2020, от 23.07.2020 N 1-801-57340/2020, от 24.07.2020 N 1-801-57833/2020, от 11.08.2020 N 1-801-63273/2020, от 25.08.2020 N 1-801-67638/2020 (взамен), 22.09.2020 N 1-801-77038/202 (взамен, изм), от 27.08.2020 N 1-801-68620/2020 (изм), 09.10.2020 N 1-801-83229/2020, (этап 3); от 30.10.2020 N1-801- 89836/2020, ОТ 16.11.2020 N1-819-94894/2020 (этап 4).
В порядке, установленном пунктом 5.2.4. Контракта, в сроки, установленные по третьему этапу Календарного плана (приложение N 13 к Контракту) "Приемка государственным заказчиком рабочей документации" (не более 90 дней с даты окончания второго этапа), сторонами подписаны акты приема-передачи рабочей документации, акты о приемке выполненных проектных работ (услуг): - акты о приемке выполненных работ (услуг) от 02.12.2020, от 16.02.2021, акт приема-передачи рабочей документации от 31.12.2020 (накладные N П/3.1-УДМС от 24.07.2020, N РД/3.1-УДМС от 12.08.2020, N РД1/3.1-УДМС от 09.10.2020, N РД2/3.1- УДМС от 12.10.2020, N РДЗ-ИЗМ/3.1-УДМС от 23.10.2020, N РД4-ИЗМ/3.1-УДМС от 13.11.2020) (этап 1); - акты о приемке выполненных работ(услуг) от 30.12.2019, 11.02.2021, акты приема-передачи рабочей документации от 26.10.2020, от 30.12.2020 (накладная от 25.08.2020 N 3.2-РД/4-УДМС) (этап 2); - акты о приемке выполненных работ (услуг) от 29.10.2020, от 27.11.2020, от 07.12.2020, от 23.12.2020, акты приема-передачи рабочей документации (накладные: N РД-3/З.З-УДМС от 20.07.2020, N РД-4/3.3-УДМС от 20.07.2020, N РД-5/3.3-УДМС от 20.07.2020, N РД-9/3.3-УДМС от 31.07.2020, N РД-10/3.3-УДМС от 04.08.2020, N РДП/З.З-УДМС от 12.08.2020, N РД-12/3.3-УДМС от 12.08.2020, N РД-13/3.3-УДМС от 14.08.2020, N РД-14/3.3-УДМС от 24.08.2020, N РД-15/3.3-УДМС от 26.08.2020, N РД-16/3.3-УДМС от 01.09.2020, N РД-17/3.3-УДМС от 17.09.2020, N РД-18/3.3-УДМС от 07.10.2020, N РД-19/3.3-УДМС от 08.10.2020, N РД-20/3.3-УДМС от 09.10.2020, N РД-21/3.3-УДМС от 15.10.2020, N РД-22/3.3-УДМС от 15.10.2020, N РД-23/3.3-УДМС от 16.10.2020, N РД-24/3.3-УДМС от 19.10.2020, N РД-4/3.3-УДМС от 21.07.2020, N РД-5/3.3-УДМС от 20.07.2020, N РД-6/3.3-УДМС от 22.07.2020, N РД-7/3.3-УДМС от 24.07.2020, N РД-83.3-УДМС от 31.07.2020, N РД-9/3.3-УДМС от 31.07.2020, N РДЮ/З.З-УДМС от 04.08.2020, N РД-11/3.3-УДМС от 12.08.2020, N РД-13/3.3-УДМС от 14.08.2020, N РД-14/3.3-УДМС от 24.08.2020, N РД-15/3.3-УДМС от 26.08.2020, N РД-18/3.3-УДМС от 08.10.2020, N РД-19/3.3-УДМС от 08.10.2020, N РД-20/3.3-УДМС от 09.10.2020, N РД-21/3.3-УДМС от 15.10.2020, N РД-22/3.3-УДМС от 15.10.2020, N РД-23/3.3-УДМС от 19.10.2020, N РД-24/3.3-УДМС от 19.10.2020, N РД-25/3.3-УДМС от 23.10.2020, N РД-26/3.3-УДМС от 29.10.2020, N РД-27/3.3-УДМС от 05.11.2020, N РД-28/3.3-УДМС от 10.11.2020, N РД-29/3.3-УДМС от 12.11.2020, N РД-31/3.3-УДМС от 20.11.2020, N РД-32/3.3-УДМС от 18.11.2020, N РД-33/З.З-УДМС от 18.11.2020) (этап 3); 10 - акты о приемке выполненных проектных работ(услуг) от 30.11.2020, от 07.12.2020, от 25.12.2020, акт приема-передачи рабочей документации (накладные N РД/3.4-УДМС от 03.11.2020, N РД2/3.4-УДМС от 24.11.2020) (этап 4).
АО "Мосинжпроект" содействовало уменьшению возможных убытков. В целях соблюдения и ускорения сроков реализации строительства Объекта, с целью сокращения сроков прохождения государственной экспертизы и для предварительной проверки качества принятых проектных решений, разработанная проектно-сметная документация силами АО "Мосинжпроект" и проектных институтов направлялась в ГАУ "Мосгосэкспертиза" на консультационные услуги (письма АО "Мосинжпроект").
Истец ошибочно рассчитал пени по состоянию на 23.10.2020 (дату получения положительного заключения ГАУ "Мосгосэкспертиза" по этапу 2), в то время как Ответчиком в материалы настоящего дела приобщено заключение ГАУ "Мосгосэкспертиза" по этапу 2 от 23.10.2019 N 77-1-1-3-028790-2019.
Кроме того, расчет пени Истцом выполнен методологически неверно, поскольку дата начала расчета пени (плановая дата получения Рабочей документации) указана ранее плановой даты получения положительного заключения ГАУ Мосгосэкспертиза, что противоречит также условиям заключенного Контракта и законодательства.
Таким образом, Ответчик надлежащим образом исполнил обязательства по Контракту.
В связи с вышеизложенным, начисление Истцом неустойки неправомерно.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что АО "Мосинжпроект" исполнило обязательство по передаче Рабочей документации досрочно, просрочки в исполнении обязательств нет, указанная Рабочая документация передана в производство работ, соответствует фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что доводы жалобы не могут являться основанием для отмены либо изменения законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 10.02.2022 по делу N А40-130147/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
В.И. Тетюк |
Судьи |
О.Н. Семикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-130147/2021
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "УПРАВЛЕНИЕ ДОРОЖНО-МОСТОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА"
Ответчик: АО "МОСИНЖПРОЕКТ"