г. Хабаровск |
|
19 апреля 2022 г. |
А73-19545/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мильчиной И.А.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шалдуга И.В.
при участии в заседании:
от Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края: Орлова М.Д., представитель по доверенности от 11.02.2022 N 4-2-14-499
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края
на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 16.02.2022
по делу N А73-19545/2021
по заявлению акционерного общества "Комсомольский-на-Амуре аэропорт" (ОГРН 1062712003507, ИНН 2712007419)
к Комитету по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (ОГРН 1032700297530, ИНН 2721091150)
о признании незаконным и отмене постановления от 25.11.2021 N 94-ю
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Комсомольский-на-Амуре аэропорт" (далее - АО "Комсомольский-на-Амуре аэропорт") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием к Комитету по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее - Комитет) о признании незаконным и отмене постановления от 25.11.2021 N 94-ю.
Решением суда от 16.02.2022 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с судебным актом, Комитет обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, как вынесенное с неправильным применением норм материального права, и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель, со ссылкой на постановления Верховного Суда РФ от 13.05.2014 N 58-АД14-1 и N 58-АД14-3, от 15.06.2015 N 16-АД15-4, определение Верховного Суда РФ от 11.07.2017 N 303-АД16-16011, постановление Конституционного Суда РФ от 30.06.2020 N 1606-О, указал на необходимость применения годичного срока давности для привлечения общества к административной ответственности по части 5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), поскольку объектом правонарушения по настоящему делу выступают общественные отношения, вытекающие из государственного регулирования цен (тарифов).
АО "Комсомольский-на-Амуре аэропорт" выразило в отзыве на апелляционную жалобу несогласие с позицией административного органа, просило оставить в силе решение суда.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.6aas.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Судебной коллегией по материалам дела установлено следующее.
По результатам внеплановой документарной проверки в отношении АО "Комсомольский-на-Амуре аэропорт" Комитетом выявлено нарушение пунктов 18, 19, 20, 21, 39, 40, 41, 42 Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.01.2013 N 6 (далее - Стандарты).
Обществу выдано предписание от 02.04.2021 N 11-СТ об устранении выявленных нарушений законодательства в области стандартов раскрытия информации, доступ к которой должен быть обеспечен неопределенному кругу лиц независимо от целей ее получения в срок 30 календарных дней с момента получения распорядительного требования.
Предписание получено обществом 08.04.2021 (уведомление о вручении с почтовым идентификатором N 80080659640624).
На основании приказа от 01.09.2021 N 37 проведена внеплановая документарная проверка с целью обеспечения контроля за исполнением предписания.
Результат проверки зафиксирован актом от 08.09.2021 N 36-СТ, в котором отражен факт невыполнения обществом в установленный законом срок (до 12.05.2021) акта контролирующего органа.
Указанное послужило основанием для составления в отношении АО "Комсомольский-на-Амуре аэропорт" протокола об административном правонарушении от 11.10.2021 и вынесении постановления от 25.11.2021 N 94-ю о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 105 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с требованием об его отмене.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 5 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов).
Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" регулируются отношения в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Закон N 416-ФЗ).
Частью 1 статьи 34 приведенного Закона регламентировано, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органы регулирования тарифов обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством РФ стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Стандарты раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением Правительства РФ от 17.01.2013 N 6 (далее - Стандарты) и устанавливают состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию юридическими лицами, осуществляющими холодное водоснабжение, водоотведение и (или) горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения (далее - регулируемые организации), а также органами регулирования тарифов.
Из пункта 2 Стандартов следует, что под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации независимо от цели ее получения.
Подпунктом "а" пункта 3 Стандартов определен способ раскрытия информации: путем размещения в федеральной государственной информационной системе "Единая информационно-аналитическая система "Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования" (далее - информационно-аналитическая система) напрямую или посредством передачи информации из региональных информационных систем, созданных органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов, либо в случае передачи законом субъекта РФ полномочий по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения органам местного самоуправления муниципальных образований (далее - органы местного самоуправления) - информационных систем, созданных органами местного самоуправления, либо иных информационных систем, содержащих необходимую для раскрытия информацию (в случае их наличия), с использованием унифицированных структурированных открытых форматов для передачи данных (единых форматов для информационного взаимодействия), утверждаемых федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (далее - единые форматы).
Пунктами 18, 19, 20, 39, 40, 41, 21, 42 Стандартов регламентированы сроки, периодичность и полнота раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с частью 3 статьи 35 Закона N 416-ФЗ организация и осуществление государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ).
Статьей 90 Закона N 248-ФЗ определены виды решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий. К их числу пунктом 1 части 2 указанной статьи отнесена выдача после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписания об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения.
Государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный контроль (надзор) и органами исполнительной власти субъектов РФ (региональный государственный контроль (надзор) (далее - органы государственного контроля (надзора) при осуществлении государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством РФ и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (часть 1 статьи 35 Закона N 416-ФЗ).
Согласно пункту 2 Правил осуществления контроля за соблюдением субъектами естественных монополий стандартов раскрытия информации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.09.2010 N 764 (далее - Правила N 764), контроль за соблюдением естественными монополиями стандартов раскрытия информации осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ в пределах их полномочий - по вопросам государственного регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 764 в случае выявления допущенных субъектом регулирования нарушений стандартов раскрытия информации органы по контролю выдают субъекту регулирования предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и осуществляют мониторинг устранения выявленных нарушений.
В силу пункта 1.2 Положения о Комитете по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 04.06.2010 N 142-пр, административный орган является органом исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за порядком ценообразования.
Подпункт 4.4.1 пункта 4.4 названного Положения содержит положение, согласно которому к полномочиям Комитета относится, в том числе направление хозяйствующим субъектам, осуществляющим регулируемую деятельность, обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства.
Материалами дела подтверждается, что АО "Комсомольский-на-Амуре аэропорт" является лицом, по роду своей деятельности которое обязано соблюдать сроки, периодичность и полноту раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, регламентированные пунктами 18, 19, 20, 39, 40, 41, 21, 42 Стандартов.
При этом установленные обстоятельства свидетельствуют о невыполнении обществом вынесенного в его адрес органом регулирования тарифов законного предписания от 02.04.2021 N 11-СТ об устранении выявленных нарушений законодательства в области государственного регулирования тарифов со сроком исполнения до 12.05.2021.
Ввиду подтвержденного факта невыполнения в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.5 КоАП РФ.
Между тем, установив, что на момент вынесения постановления от 25.11.2021 N 94-ю, регламентированный статьей 4.5 КоАП РФ двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности пропущен, суд пришел к выводу, что оспариваемое постановление подлежит отмене, поскольку в соответствии с частью 6 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающем производство по делу об административном правонарушении, а применительно к порядку рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности (глава 25 АПК РФ) - основанием для удовлетворения требований о признании такого решения незаконным.
В спорной ситуации о совершении вменяемого правонарушения, выразившегося в неисполнении предписания в установленный срок, административному органу стало известно 12.05.2021 (на следующий день после истечения 11.05.2021 срока исполнения спорного предписания), обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении вынесено 25.11.2021, то есть спустя более 6-ти месяцев с начала течения общего двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности.
В силу положений части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения; а за нарушение законодательства РФ о государственном регулировании цен (тарифов) - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод Комитета о необходимости применения в рассматриваемом случае годичного срока давности привлечения к административной ответственности как противоречащего конституционно-правовому смыслу, выявленному Конституционным Судом РФ в постановлении от 15.01.2019 N 3-П, определении от 26.03.2019 N 823-О, к тем нормам КоАП РФ, объективная сторона события административного правонарушения в которых выражается в формальном нарушении, в том числе законных требований (предписаний) публичного органа, которое не может зависеть, в том числе применительно к срокам давности, от наступления тех или иных последствий допущенных нарушений.
Невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), отнесено к правонарушениям против порядка управления. Таким образом, привлечение к административной ответственности по части 5 статьи 19.5 КоАП РФ предполагается именно за само по себе формальное невыполнение предписания публичного органа.
При этом федеральный законодатель статьей 19.8.1 КоАП РФ предусмотрел административную ответственность субъекта за нарушение порядка раскрытия информации по вопросам регулирования тарифов, регламентированного законодательством о государственном регулировании цен (тарифов), как за самостоятельное административное правонарушение. То есть указанный вид ответственности наступает не за формальное нарушение предписания уполномоченного органа о прекращении нарушения порядка раскрытия вышеуказанной информации и устранения последствий такого нарушения, а непосредственно за нарушение порядка, регулирующего деятельность субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, государственных органов и органов местного самоуправления, уполномоченных в области регулирования цен (тарифов), в качестве непосредственного объекта посягательства.
Судебная коллегия также считает необходимым отметить, что статья 4.5 КоАП РФ содержит перечень правонарушений против порядка управления, по которым срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год, и вменяемое обществу административное правонарушение не входит в этот перечень.
Таким образом, неисполнение в установленный срок предписания органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), подпадает под общий срок давности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, а именно два месяца со дня совершения правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.5 КоАП РФ, который в рассматриваемом случае не был соблюден административным органом.
Данный вывод не противоречит правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 07.04.2020 N 309-ЭС20-3177.
Доводы апелляционной жалобы не подтверждают неправильного применения судом норм материального права, а основаны на ошибочном толковании действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятого по делу решения суда.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 16.02.2022 по делу N А73-19545/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Мильчина |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-19545/2021
Истец: АО "КОМСОМОЛЬСКИЙ-НА-АМУРЕ АЭРОПОРТ"
Ответчик: Комитет по Ценам и Тарифам Правительства Хабаровского Края