г. Воронеж |
|
19 апреля 2022 г. |
Дело N А14-13441/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.04.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 19.04.2022.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Капишниковой Т.И.,
судей: Пороника А.А.,
Аришонковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мелковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 12 по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 10.02.2022 по делу N А14-13441/2021 по заявлению Бахмутова Алексея Сергеевича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N12 по Воронежской области (ОГРН 1073667040688, ИНН 3666142821) о признании недействительным ненормативного акта
при участии:
от Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 12 по Воронежской области: Болдырева В.М. - представитель по доверенности от 10.01.2022 N 05-16/00008 сроком до 31.12.2022, диплом о наличии высшего юридического образования, паспорт РФ;
от Бахмутова А.С.: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Бахмутов Алексей Сергеевич (далее - заявитель, Бахмутов А.С.) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Воронежской области (далее - Инспекция, регистрирующий орган, МИФНС N 12 по Воронежской области) о признании недействительным решения от 07.07.2021 24260А об отказе в государственной регистрации.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 10.02.2022 по делу N А14-13441/2021 заявленное требование удовлетворено, признано недействительными решение МИФНС N 12 по Воронежской области от 07.07.2021 24260А об отказе в государственной регистрации, на регистрирующий орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. С МИФНС N 12 по Воронежской области в пользу Бахмутова А.С. взыскано 300 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, МИФНС N 12 по Воронежской области обратилась в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы Инспекция указывает, что заполнение заявления по форме N Р11001 с нарушением Требований к оформлению документов, установленных приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@, в части неправильного заполнения показателей "Помещение в пределах здания, сооружения", "Помещение в пределах квартиры" является достаточным основанием для принятия регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации на основании пп. "ц" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Кроме того, в представленном на государственную регистрацию заявлении Бахмутовым А.С. был указан адрес, сведения о котором отсутствуют в Государственном адресном реестре, что также является нарушением вышеуказанных Требований (п. 14).
Бахмутов А.С. отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Бахмутов А.С. не явился, в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения налогового органа, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 02.07.2021 Бахмутовым А.С. в МИФНС N 12 по Воронежской области было повторно подано заявление по форме N Р11001 о государственной регистрации юридического лица (ООО "Розница ТС") при создании с приложением к нему решения N1 единственного учредителя ООО "Розница ТС" от 02.07.2021, Устава юридического лица, выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости в отношении нежилого помещения по адресу: Воронежская область, г.Воронеж, ул.9 Января д.54в, помещение 1/14, договора аренды от 31.03.2021 N 22/2021, гарантийных писем ООО "Регион 38" и ИП Лукиной В. И. от 15.06.2021 (т.1, л.д.47-91).
Получение регистрирующим органом вышеуказанных документов подтверждается распиской от 02.07.2021 N 24260А (т.1, л.д.96).
По результатам рассмотрения поданного 02.07.2021 Бахмутовым А.С. заявления МИФНС N 12 по Воронежской области 07.07.2021 было принято решение 24260А об отказе в государственной регистрации (далее - решение от 07.07.2021), поскольку заявителем в заявлении о государственной регистрации адресные объекты заполнены в нарушение Требований к оформлению документов, предоставляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации, утвержденных Приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД7-14/617@, помимо этого в гарантийном письме отсутствует указание на площадь передаваемого помещения, что затрудняет идентификацию места нахождения юридического лица (т.1, л.д.97-98).
Не согласившись с решением от 07.07.2021, Бахмутов А.С. обратился в УФНС по Воронежской области с жалобой, которая решением УФНС по Воронежской области от 28.07.2021 N 15-1-18/22091@ была оставлена без удовлетворения (т.1, л.д.99-107).
20.08.2021 Бахмутов А.С. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения от 07.07.2021 24260А об отказе в государственной регистрации.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), а также разъяснениями, данными в п. 6 совместного Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Порядок регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также порядок ведения единого государственного реестра юридических лиц регулируется Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).
Согласно ст. 4 Федерального закона N 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона N 129-ФЗ основанием для внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона N 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Статьей 9 Федерального закона N 129-ФЗ предусмотрено, что в регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), направлены в соответствии с настоящим пунктом в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (п.1).
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п.1.1 настоящей статьи).
Необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии) (п.1.2 настоящей статьи).
Статьей 12 Федерального закона N 129-ФЗ установлен закрытый перечень документов, представляемых при государственной регистрации создаваемого юридического лица, а именно: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации, учредительный документ юридического лица, за исключением случая, если юридическое лицо будет действовать на основании типового устава, предусмотренного подпунктом "е" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона; документ, подтверждающий присвоение выпуску (выпускам) акций регистрационного номера, в случае, если создаваемым юридическим лицом является акционерное общество. Форма указанного документа и требования к его содержанию устанавливаются Банком России; выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя; документ об уплате государственной пошлины.
Согласно п. 4 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (п. 4.1 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ).
В п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что в соответствии с пунктом 3 статьи 51 ГК РФ до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в ЕГРЮЛ уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.
При этом в силу пункта 4.1 статьи 9, пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ уполномоченный государственный орган не осуществляет проверку представленных документов на их соответствие федеральным законам или иным нормативным правовым актам, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом. Например, названный орган по общему правилу не уполномочен проверять содержание учредительных документов юридического лица на соответствие их закону как при учреждении юридического лица, так и при его реорганизации.
Между тем, пп. "ц" п. 1 ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ в качестве основания для отказа в государственной регистрации указано представление документов, оформленных с нарушением требований, установленных в соответствии с п. 1.1 и абз. 1 п. 1.2 ст. 9 настоящего Закона.
В рассматриваемом случае решение Инспекции об отказе в государственной регистрации от 07.07.2021 мотивировано тем, что представленное Бахмутовым А.С. заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме N Р11001 заполнено с нарушением Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных Приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@, а именно п. 30 Требований, согласно которому в пункте 4 "Адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица" в соответствии со сведениями, содержащимися в Государственном адресном реестре, с учетом положений пункта 14 настоящих Требований указываются сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица, указанного в пункте 3 "Место нахождения юридического лица" (пункт 29 настоящих Требований).
В показателе "Помещение в пределах здания, сооружения" указываются (при наличии) сведения о соответствующем элементе объекта адресации (квартира, офис и прочее) путем заполнения двух полей: в первом поле с учетом положений абзаца второго пункта 14 настоящих Требований указывается тип элемента объекта адресации, во втором поле с учетом положений пункта 10 настоящих Требований указывается номер такого элемента объекта адресации.
В показателе "Помещение в пределах квартиры" указываются (при наличии) сведения о соответствующем элементе объекта адресации (комната, помещение и прочее) путем заполнения двух полей: в первом поле с учетом положений абзаца второго пункта 14 настоящих Требований указывается тип элемента объекта адресации, во втором поле с учетом положений пункта 10 настоящих Требований указывается номер такого элемента объекта адресации.
В нарушении указанных Требований Бахмутовым А.С. в показателе "Помещение в пределах здания, сооружения" в типе указано "помещ.", в показателе "Помещение в пределах квартиры" в типе указано "офис".
Кроме того, налоговый орган посчитал нарушением указанных Требований отсутствие адреса, указанного в заявлении о государственной регистрации юридического лица при создании по форме N Р11001, в Государственном адресном реестре.
Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.
В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу (п. 3 ст. 54 ГК РФ).
В п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" разъяснено, что поскольку адрес юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а при отсутствии такового - иного органа или лица, имеющих право действовать от его имени без доверенности (пункт 2 статьи 54 ГК РФ), и может отличаться от адреса, по которому осуществляется непосредственная деятельность юридического лица, в том числе хозяйственная (производственный цех, торговая точка и т.п.), регистрирующий орган не вправе отказать в государственной регистрации на основании того, что помещение или здание, адрес которого указан для целей осуществления связи с юридическим лицом, непригодно для осуществления его деятельности в целом либо вида деятельности, который указан в документах, представленных для государственной регистрации.
В рассматриваемом случае документами, приложенным к заявлению о государственной регистрации юридического лица, подтверждается предоставление Бахмутову А.С. в целях государственной регистрации ООО "Розница ТС" нежилого помещения, распложенного на 1 этаже здания по адресу: г. Воронеж, ул. 9 января, д. 54в, помещение 1/14, офис 1 (гарантийные письма собственника и арендатора указанного помещения).
При этом реальное существование данного помещения удостоверяется выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 04.06.2021 N КУВИ-002/2021-6720281 (т.1, л.д.69-74).
Именно на основании данных документов Бахмутовым А.С. были заполнены показатели "Помещение в пределах здания, сооружения", "Помещение в пределах квартиры", по мнению налогового органа, не соответствующие Требованиям к оформлению документов, но при этом дословно дублирующие адрес, указанный в представленных заявителем документах.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что документы, представленные для государственной регистрации юридического лица, отвечают требованиям законности и достоверности содержащейся в них информации, при том, что допущенные заявителем отступления от установленных требований в части заполнения формы заявления (страницы 003) носят технический характер и не могли повлечь неправильного восприятия регистрирующим органом адреса заявителя.
Доводы Инспекции об обратном судом апелляционной инстанции не приняты, поскольку в данном конкретном случае носят излишне формальный характер, что не соответствует смыслу и содержанию Федерального закона N 129-ФЗ.
В п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 20.12.2005 N 518-О указано, что при рассмотрении дел суды не могут ограничиваться формальным подходом к рассмотрению дела и обязаны выяснить, затрагивает ли оспариваемый акт права юридических лиц и предпринимателей, соответствует ли законам, и должны в каждом конкретном случае реально обеспечивать эффективное восстановление нарушенных прав, - иное означало бы необоснованный отказ в судебной защите, что противоречит статье 46 Конституции Российской Федерации.
С учетом того, что адрес, предоставленный для государственной регистрации юридического лица ООО "Розница ТС", фактически существует, не является вымышленным, а доказательств того, что адрес был указан без намерения его использовать для осуществления связи, равно как и доказательств того, что он обозначен как адрес предпринимательской деятельности массовой регистрации, не представлено, допущенные Бахмутовым А.С. неточности при заполнении заявления не являются существенными и не препятствуют государственной регистрации вновь созданного юридического лица.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии адреса, указанного в заявлении о государственной регистрации юридического лица при создании по форме N Р11001, в Государственном адресном реестре также подлежат отклонению.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 443-ФЗ), содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах обязательны для использования органами государственной власти, органами местного самоуправления, в том числе при предоставлении государственных услуг и муниципальных услуг.
Частью 6 ст. 9 Федерального закона N 443-ФЗ предусмотрена обязанность оператора федеральной информационной адресной системы при выявлении в ходе оказания государственных и муниципальных услуг факта отсутствия в государственном адресном реестре сведений об адресе направлять в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт- Петербурга, орган местного самоуправления (далее - уполномоченные органы) уведомление о необходимости внести в государственный адресный реестр соответствующие сведения.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2014 N 384 "Об определении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативно-правовое регулирование в области отношений, возникающих в связи с ведением государственного адресного реестра, эксплуатацией федеральной информационной адресной системы и использованием содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, а также оператора федеральной информационной адресной системы" оператором ФИАС является Федеральная налоговая служба.
При этом, в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" указано, что органы, предоставляющие государственные услуги, при предоставлении государственной услуги не вправе требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации.
Таким образом, налоговый орган необоснованно переложил ответственность за неполноту сведений в Государственном адресном реестре на заявителя.
С учетом вышеизложенного выявление Инспекцией факта отсутствия информации об адресе: Воронежская область, г.Воронеж, ул.9 Января д.54в, помещение 1/14, указанном в заявлении о государственной регистрации юридического лица, в государственном адресном реестре не может являться основанием для отказа в предоставлении государственной услуги в виде государственной регистрации вновь созданного юридического лица, тем более что список оснований отказа, предусмотренный ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ является исчерпывающим, указанное основание в нем отсутствует. Реальность адреса подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 04.06.2021 N КУВИ-002/2021-672028.
Нормативно-правового обоснования и документов, подтверждающих необходимость указания дополнительных элементов адреса, без которых нельзя идентифицировать местоположение юридического лица, налоговым органом в нарушение ст. 65 АПК РФ ни в суд первой, ни в суд апелляционной в суд не представлено.
Таким образом, проанализировав нормативно-правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере в совокупности с установленными по делу фактическими обстоятельствами, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение Инспекции об отказе в государственной регистрации как не соответствующее Федеральному закону N 129-ФЗ, а также нарушающее права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, подлежит признанию недействительным.
Доводы налогового органа, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 10.02.2022 по делу N А14-13441/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.И. Капишникова |
Судьи |
А.А. Пороник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-13441/2021
Истец: Бахмутов Алексей Сергеевич
Ответчик: МИФНС N 12 по Воронежской области, МИФНС России N 12 по ВО