г. Санкт-Петербург |
|
18 апреля 2022 г. |
Дело N А56-73767/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Богдановской Г.Н., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.,
при участии:
от истца (заявителя): Сергеева Е.Н., по доверенности от 07.12.2020;
от ответчика (должника): Агаджанян А.Н., по доверенности от 10.01.2022;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1946/2022) Выборгской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2021 по делу N А56-73767/2021(судья Анисимова О.В.), принятое
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Выборгской таможне
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - заявитель, Общество, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Выборгской таможни (далее - заинтересованное лицо, таможня) от 20.07.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10206000-1520/2021.
Решением суда от 26.12.2021 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Выборгская таможня просит решение суда от 26.12.2021 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что Общество правомерно привлечено к административной ответственности по статьи 16.5 КоАП РФ, поскольку переместило железнодорожные вагоны с товаром, не подлежащие убытию с таможенной территории ЕАЭС, в ПЗТК ЖДПУП Светлогорск (на путь N 3 и с пути N 3 на выставочные пути необщего пользования ЗАО "Интернейшнл Пейпер") без разрешения таможенного органа. Кроме того Общество раннее уже привлекалось к административной ответственности по статье 16.5 КоАП РФ.
ОАО "РЖД" представило отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить.
Представитель Общества просил в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 06.04.2021 в 23 часа 53 минуты в зону таможенного контроля железнодорожного грузового, пассажирского временного многостороннего упрощенного пункта пропуска Светогорск таможенного поста железнодорожного пункта пропуска Бусловская Выборгской таможни (Ленинградская область, Выборгский район, г. Светогорск, ул. Вокзальная, д. 1, корп. 1, лит. А) (далее - ЖДПУП Светогорск) прибыл грузовой поезд N 3731.
Представителем ОАО "РЖД" для совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля на грузовой поезд N 3713 была предоставлена поездная передаточная ведомость (далее - ППВ) N 4559 с товаросопроводительными документами.
Согласно поездной передаточной ведомости N 4559 в грузовом поезде N 3713, состоящем из 43 вагонов, перемещались следующие товары:
- "Баланс еловый", вес брутто/нетто 55440 кг;
- "Баланс сосновый", вес брутто/нетто 58092 кг;
- "Баланс березовый", вес брутто/нетто 231613 кг;
- "Щепа сосновая", вес брутто/нетто 55000 кг.
При проведении таможенного досмотра установлено, что фактически грузовой поезд N 3713 состоит из 51 железнодорожного грузового вагона. Сведения о вагонах N N 42324491, 42241984, 42241661, 42241695, 42241521, 42240515, 42240309, 42241646 с товаром "баланс еловый тонкомер" весом брутто/нетто 456000 кг, прибывшим зону таможенного контроля, в поездной передаточной ведомости N 4559 не отражены, товаросопроводительные документы в адрес таможенного органа не представлены.
По результатам таможенного досмотра составлен акт N 10206022/070421/000044, из которого следует, что в составе поезда прицеплены 8 вагонов с лесоматериалами, не указанные в поездной передаточной ведомости N 4559.
Из объяснения от 08.04.2021 начальника железнодорожной станции Светогорск ОАО "РЖД" А.В. Францук, полученного в рамках статьи 340 ТК ЕАЭС, следует, что получателем данных вагонов является ЗАО "Интернешнл Пейпер". Восемь вагонов, отсутствующие в ППВ N 4559, не являются вагонами, предназначенными для убытия с территории Союза, и не входят в состав поезда N 3713(0331), заявленного перевозчиком к убытию с таможенной территории Союза. Данные вагоны были временно оставлены на пути N 3 в составе поезда, предназначенного для убытия, в рамках выполнения хозяйственной деятельности перевозчика по выполнению маневровых работ.
В своих объяснениях (письмо от 03.06.2021 N ДС-7) начальник железнодорожной станции Светогорск подтвердила, что маневровые работы с вагонами на пути N3 были начаты и приостановлены только после подачи СОУ таможенному органу и начала проведения таможенного контроля, при этом документы на вагоны NN42324491, 42241984, 42241661, 42241695, 42241521, 42240515, 42240309, 4224164 в электронном или бумажном виде не подавались.
После проведения Обществом маневровых работ по перемещению вагонов N N 42324491, 42241984, 42241661, 42241695, 42241521, 42240515, 42240309, 42241646 на выставочные пути необщего пользования ЗАО "Интернешнл Пейпер", 07.04.2017 в 11 часов 25 минут таможенным органом разрешено убытие с пути N 3 поезда N 3713 (0331) по поездной ведомости N 4559 в составе 43 вагонов из России в Финляндию.
04.05.2021 в ОТОиТК N 2 поступило письмо (с приложенными документами) от 30.04.2021 N 221-2462 (вх. N 1622 от 04.05.2021) от юриста ЗАО "Интернешнл Пейпер" А.Ю. Борискина, из которого следует, что лесоматериалы "баланс еловый тонкомер" 24 штабеля, весом брутто/нетто 456000 кг и объемом в коре 447,6 м3, перемещаемые в вагонах NN 42324491, 42241984, 42241661, 42241695, 42241521, 42240515, 42240309, 42241646, поставляются по договору между ООО "Группа Компаний "Белая Сосна" и ЗАО "Интернешнл Пейпер" и не предназначены для убытия с таможенной территории Союза.
Перевозчик ОАО "РЖД" за разрешением на размещение в зоне таможенного контроля (далее - ЗТК) или перемещение в пределах ЗТК указанных железнодорожных вагонов с товаром "лесоматериалы" как до подачи товаросопроводительных документов на грузовой поезд N 3713 (0331), так и в момент их предоставления не обращался.
По факту перемещения Обществом железнодорожных вагонов с товаром, не подлежащих к убытию с таможенной территории Союза, через границу ЗТК и в ее пределах (на путь N 3 и с пути N 3 на выставочные пути необщего пользования ЗАО "Интернешнл Пейпер") без разрешения таможенного органа, уполномоченным должностным лицом Выборгской таможни в отношении Общества составлен протокол от 09.06.2021 об административном правонарушении N 10206000-1520/2021, предусмотренном статьей 16.5 КоАП РФ.
Постановлением таможни от 20.07.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10206000-1520/2021 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 9 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что таможенным органом не доказано нарушение Обществом статьи 217 Федерального закона N 289-ФЗ, а соответственно не установлено и не доказано наличие состава вмененного Обществу правонарушения.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда, в связи со следующим.
В соответствии со статьей 16.5 КоАП РФ перемещение товаров и (или) транспортных средств либо лиц, включая должностных лиц государственных органов, за исключением должностных лиц таможенных органов, через границу зоны таможенного контроля или в ее пределах либо осуществление производственной или иной хозяйственной деятельности без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В силу пункта 1 статьи 319 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу Союза, территории складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, территории магазинов беспошлинной торговли и иные места, установленные настоящим Кодексом и (или) устанавливаемые законодательством государств-членов о таможенном регулировании. В иных местах зоны таможенного контроля создаются для временного хранения товаров, совершения грузовых и иных операций в отношении товаров и транспортных средств, проведения таможенного контроля в форме таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
Пунктом 22 статьи 217 Федерального закона от 30.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) установлено, что в зонах таможенного контроля, в том числе созданных вдоль Государственной границы Российской Федерации в пределах пятикилометровой зоны от Государственной границы Российской Федерации, производственная и иная хозяйственная деятельность, связанная с перевозкой, разгрузкой и перегрузкой (перевалкой), хранением товаров, находящихся под таможенным контролем, организацией и обслуживанием стоянок транспортных средств, перевозящих такие товары, обслуживанием юридических и физических лиц, перемещающих через Государственную границу Российской Федерации товары и транспортные средства, со строительством, с реконструкцией зданий и сооружений, а также их инженерных сетей, используемых для проведения таможенных операций, строительством и реконструкцией дорог и подъездных путей к пунктам пропуска, транспортноинженерных сооружений, используемых для перемещения товаров и транспортных средств через Государственную границу Российской Федерации (включая строительство автомобильных стоянок, установку дорожных ограждений, дорожных знаков), допускается с разрешения таможенных органов и под их надзором.
В соответствии с пунктом 23 статьи 217 Федерального закона N 289-ФЗ перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускается с разрешения таможенных органов и под их надзором, за исключением случаев, установленных настоящим федеральным законом и иными федеральными законами.
Порядок выдачи (отказа в выдаче) разрешения таможенного органа на перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах утвержден Приказом Федеральной таможенной службы России от 17.01.2019 N 45 "Об утверждении порядка выдачи (отказа в выдаче) разрешения на перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах" (далее - Приказ N45).
Пунктом 2 Приказа Федеральной таможенной службы России от 03.06.2019 N 903 "О внесении изменений в Приказ ФТС России от 17.01.2019 N 45 "Об утверждении порядка выдачи (отказа в выдаче) разрешения на перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах" (далее - Приказ ФТС от 17.01.2019 N 45) установлено, что Приказ N 45 не подлежит применению при перемещении транспортных средств в целях проведения маневровых работ через границы зон таможенного контроля, созданных на железнодорожных путях, в пределах сортировочных станций, на которых осуществляется формирование поездов.
Согласно пункту 4 Приказа ФТС от 17.01.2019 N 45 разрешение на перемещение выдается уполномоченным должностным лицом по результатам рассмотрения поданного заявления.
Как установлено судом первой инстанции, из представленных железнодорожных транспортных накладных N N ЭЧ964036, ЭЧ96537 следует, что вагоны NN 42324491, 42241984, 42241661, 42241695, 42241521, 42240515, 42240309, 42241646 с грузом "баланс еловый тонкомер", следовавшие в составе поезда N3713 с назначением до станции Светогорск в адрес грузополучателя ЗАО "Интернейшнл Пейпер", для убытия с территории ЕАЭС не предназначались.
Вагоны поданы на железнодорожные путь общего пользования N 3, входящего в зону таможенного контроля, в составе поезда N3713 для проведения маневровых работ и дальнейшей подачи на пути необщего пользования грузополучателя.
Согласно отметкам в железнодорожных транспортных накладных N N ЭЧ964036, ЭЧ96537, 07.04.2021 в 07 часов 27 минут груз, перевозимый в вагонах NN 42324491, 42241984, 42241661, 42241695, 42241521, 42240515, 42240309, 42241646 по результатам проведенных маневровых работ подан на пути необщего пользования грузополучателя ЗАО "Интернейшнл Пейпер", выданы оригиналы железнодорожных транспортных накладных грузополучателю.
Из заявления от 25.12.2020 вх. N 5826, адресованного начальнику таможенного поста железнодорожного пропускного пункта "Бусловская" С.А. Колосову, следует, что Общество просит разрешить осуществление в пределах зоны таможенного контроля железнодорожной станции Светогорск производственной и иной хозяйственной деятельности, в том числе связанной с приемом, отправлением поездов, выполнением маневровых работ с перемещением вагонов по территории станции, погрузкой, выгрузкой и перегрузом вагонов, эксплуатацией железнодорожной станции и железнодорожных путей.
На заявлении от 25.12.2020 вх.N 5826 имеется резолюция начальника таможенного поста о разрешении производственной и иной хозяйственной деятельности в период с 01.01.2021 по 31.12.2021.
Таким образом, заявление Общества от 25.12.2020 на перемещение товаров, транспортных средств через границы зон таможенного контроля и в их пределах соответствует требованиям пункта 4 Приказа ФТС от 17.01.2019 N 45, а наличие резолюции должностного лица с указанием срока разрешения предусмотрено по форме и содержанию указанным пунктом Приказа.
Таможенным органом не выяснялось наличие у Общества обязанности по получению разрешения на перемещение вагонов с провозимым товаром через границы зон таможенного контроля, установленного Приказом N 45 с учетом положений пункта 2 Приказа Федеральной таможенной службы России от 03.06.2019 N 903 "О внесении изменений в Приказ ФТС России от 17.01.2019 N 45 "Об утверждении порядка выдачи (отказа в выдаче) разрешения на перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах".
Вместе с тем, оценка данных обстоятельств, по мнению суда апелляционной инстанции, имела существенное значение для рассмотрения административного дела, установления наличия в действиях заявителя всех элементов состава вмененного ему правонарушения.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что Выборгской таможней не доказано нарушение Обществом положений статьи 217 Федерального закона N 289-ФЗ и соответственно не установлено и не доказано в действиях Общества состава правонарушения, предусмотренного статьей 16.5 КоАП РФ.
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения устанавливается на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, в иных протоколах, предусмотренных данным Кодексом, в объяснениях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в показаниях потерпевшего, свидетелей, в заключениях экспертов, в иных документах, составленных, в частности, вследствие использования специальных технических средств.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ при отсутствии события административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Поскольку материалами дела не подтверждается наличие в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление Общества, признав незаконным оспариваемое постановление.
Нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права не допущено, в связи, с чем суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2021 по делу N А56-73767/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-73767/2021
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: Выборгская таможня