г. Челябинск |
|
19 апреля 2022 г. |
Дело N А76-36578/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы акционерного общества "Нязепетровское автотранспортное предприятие" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.02.2022 по делу N А76-36578/2021.
В судебном заседании приняли участие представители:
акционерного общества "Нязепетровское автотранспортное предприятие" - Дигас А.Б. (паспорт, доверенность от 26.05.2020, диплом);
Межрайонной ИФНС России N 20 по Челябинской области - Рассохин К.А. (служебное удостоверение, доверенность от 12.01.2022, диплом).
Акционерное общество "Нязепетровское автотранспортное предприятие", ОГРН 1027401811711 (далее - заявитель, налогоплательщик, общество, АО "Нязепетровское АТП") 12.10.2021 обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Челябинской области (далее - ответчик, инспекция, налоговый орган, МИФНС N 20 по Челябинской области) о взыскании процентов на сумму излишне взысканных и уплаченных страховых взносов за 2017, 2018 года за период с 06.06.2018 по 18.11.2020 в размере 187 064,39 рублей.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 24.02.2022 заявленные требования удовлетворены частично: возложена обязанность на МИФНС N 20 по Челябинской области выплатить АО "Нязепетровское автотранспортное предприятие" проценты в сумме 1935,11 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, АО "Нязепетровское АТП" (далее также - апеллянт, податель жалобы) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 24.02.2022 в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что изначально поданная декларация за 2017 год содержала расчет с учетом льготного тарифа. В соответствии с требованием от 06.02.2018 N 47771 обществу необходимо было представить объяснения законности применения пониженных тарифов, которые были представлены обществом 12.02.2018. 04.04.2018 общество поданы уточненные расчеты с указанием о том, что они произведены во исполнение требования от 06.02.2018, а не в добровольном порядке. Следовательно, и списание средств со счетов предприятия является взысканием, а не добровольной уплатой. Кроме того, в силу ст. 87 Налогового кодекса Российской Федерации любая декларация, в том числе и уточненная, проходит камеральную проверку. При проведении камеральной проверки налоговая инспекция, по мнению апеллянта, налоговая инспекция незаконно признала уточненную декларацию правильной. Возврат, в свою очередь, страховых взносов 11.11.2020 подтверждает, что налоговая инспекция сама по собственной инициативе признала свои решения по результатам камеральной проверки незаконными, то есть, отменила их. Кроме того, возврат как излишне уплаченных, так и взысканных страховых взносов осуществляется на основании заявлений, а не уточненных деклараций. В связи просрочкой месячного срока возврата страховых взносов, обязанность по уплате процентов возникла 23.04.2020, подача через 8 месяцев уточненной декларации не прекратила обязанности налоговой инспекции начислить и уплатить проценты.
От МИФНС N 20 по Челябинской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором инспекция просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Судом, в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отзыв приобщен к материалам дела.
Поскольку решение суда первой инстанции обжалуется заявителем лишь в части отказа в удовлетворении заявленных требований, в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции проверяется судом апелляционной инстанции на предмет законности и обоснованности исключительно в указанной обжалованной части.
Так, в соответствии с разъяснениями, данными в п. 27 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку возражений относительно проверки обжалуемого судебного акта в части ни в судебном заседании, ни до его начала от сторон не поступило, судом апелляционной инстанции судебный акт проверен в рамках доводов апелляционной жалобы.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, АО "Нязспетровское АТП" в период с 01 января по 31 декабря 2017 года применяло упрощенную систему налогообложения наряду с осуществлением деятельности, облагаемой по иной системе налогообложения.
АО "Нязепетровское АТП" по телекоммуникационным каналам связи представлены в инспекцию расчет по страховым взносам за отчетный период 12 месяцев 2017 года, в котором обществом исчислены страховые взносы исходя из базы для исчисления страховых взносов и тарифов страховых взносов, установленных для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения в соответствии с подп. 5 п. 1, под. 3 п. 2 ст. 427 Налогового кодекса Российской Федерации (пониженный тариф).
Инспекцией при проведении камеральной налоговой проверки расчета за 2017 год направлено обществу требование от 06.02.2018 N 47771 о представлении пояснений в подтверждение правомерности применения пониженных тарифов страховых взносов. 04.04.2018, 29.05.2018 обществом представлены в Инспекцию расчеты по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды 2017 года, 28.04.2018, 27.07.2018, 23,10.2018; 28:01.2019 за отчетные периоды 2018 года.
В вышеуказанных расчетах АО "Нязспетровское АТП" исчислены страховые взносы исходя из базы для исчисления страховых взносов и тарифов страховых взносов, установленных ст. 426 Налогового кодекса Российской Федерации для плательщиков страховых взносов (за исключением плательщиков, для которых установлены пониженные тарифы страховых взносов) без учета понижающего коэффициента, а именно:
страховые взносы в ПФ РФ, подлежащие уплате за 2017 год - 2 052 096,79 рублей, за 2018 год -2 074 482,60 рублей;
- страховые взносы в ФОМС, подлежащие уплате за 2017 год - 475 713 рублей, за 2018 год - 480 902,78 рублей;
- страховые взносы в ФСС, подлежащие уплате за 2017 год - 192 2271,21 рублей, за 2018 год - 90 992,87 рублей.
Поскольку обязанность по уплате страховых взносов на основании указанных расчетов по страховым взносам не исполнена обществом самостоятельно в полном объеме, налоговым органом направлено в адрес заявителя требование об уплате страховых взносов, пени по страховым взносам от 22.05.2018 N 57536 в общем размере 1 079 646,03 рублей, в том числе: налог - 1 001 525,40 рублей, пени - 78 120,63 рублей) со сроком исполнения 01.06.2018.
Указанное требование направлено Инспекцией 23.05.2018 по ТКС и получено адресатом 29.05.2018.
В связи с неисполнением заявителем требования от 22.05.2018 N 57536 в полном объеме инспекцией на основании статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации вынесено решение от 04.06.2018 N 12938 о взыскании страховых взносов, пени по страховым взносам за счёт денежных средств на счетах плательщика в банках, а также электронных денежных средств на общую сумму 1 055 646,03 рублей (поскольку 29.05.2018 обществом в налоговый орган представлен расчет по страховым взносам за 9 месяцев 2017 года, в котором сумма страхового взноса к уплате уменьшена на 24 000 руб., в связи с чем задолженность по требованию от 22.05.2018 N 57536 уменьшилась на указанную сумму).
Одновременно с принятием решения от 04.06.2018 N 12938 Инспекцией 04.06.2018 направлены в электронном виде в ПАО "Челиндбанк" поручения от 04.06.2018 N N 24129-24134 на списание денежных средств на общую сумму 1 055 646,03 рублей.
На основании вышеуказанных поручений Инспекции банком в период с 05.06.2018-14.06.2018 произведено списание денежных средств с расчетного счета общества на общую сумму 1 055 646,03 рублей.
Заявителем представлены в Инспекцию двадцать три заявления от 19.03.2020, 20.03.2020, 23.03.2020 о возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2017, 2018 годы в общем размере 1 911 319,62 руб.
Инспекцией по результатам рассмотрения вышеуказанных заявлений общества от 19.03.2020, 20.03.2020, 23.03.2020 вынесены следующие решения:
- от 06.04.2020 N 85371 о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов в размере 56 478 руб., которое исполнено УФК по Челябинской области 08.04.2020;
- от 25.03.2020 N 9858, от 27.03.2020 N N 9872-9883, 9889, от 16.07.2020 N N 10703 - 10707, 10711 - 10713 об отказе в возврате страховых взносов, пени по страховым взносам, штрафа в общем размере 1 854 841,62 рублей в виду отсутствия переплаты.
АО "Нязепетровское АТП" обратилось с жалобой в УФНС России по Челябинской области на бездействие должностных лиц налогового органа по осуществлению возврата излишне уплаченных и взысканных страховых взносов в сумме 1 626 598,27 рублей.
Решением УФНС России по Челябинской области от 05.10.2020 N 16- 07/004977@ жалоба АО "Нязепетровское АТП" оставлена без удовлетворения.
01.10.2020 и 02.10.2020 АО "Нязепетровское АТП" в соответствии со статьей 81 НК РФ представлены в налоговый орган уточненные расчеты по страховым взносам за 1 квартал 2017 года, за полугодие 2017 года, за 9 месяцев 2017 года, за 2017 год и за 1 квартал 2018 года, за полугодие 2018 года, за 9 месяцев 2018 года, за 2018 год с исчисленными суммами страховых взносов по пониженному тарифу установленных для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения в соответствии с подп. 5 п. 1, под. 3 п. 2 ст. 427 Налогового кодекса Российской Федерации.
22.10.2020 обществом в инспекцию представлены шесть заявлений о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов за 2017, 2018 годы в размере 1819 240 руб., в том числе:
- страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 (далее - по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ), в размере 318 665 рублей;
- страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 (далее - по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения), в размере 956 616 рублей;
- страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 (далее - по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством), в размере 543 959 рублей.
По результатам рассмотрения вышеуказанных заявлений инспекцией 27.10.2020 приняты решения об отказе в возврате страховых взносов в общем размере 1 682 419,71 рублей.
Основанием для принятия решений об отказе в возврате страховых взносов явилось не завершение камеральных налоговых проверок уточненных расчетов по страховым взносам за 2017, 2018 годы, представленных плательщиком в налоговый орган 01.10.2020 и 02.10.2020.
10.11.2020 обществом в инспекцию представлены семь заявлений о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов за 2017, 2018 годы в размере 1 909 519,89 руб., в том числе:
- страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ, в размере 334 211,89 руб.;
- страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в размере 1 002 512 руб.;
- страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 572 796 руб.
По результатам рассмотрения заявлений инспекцией приняты следующие решения:
- от 16.11.2020 N N 96152, 96153, 96144 о возврате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 533 641,84 рублей;
- от 16.11.2020 N 96147 о возврате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в размере 1 002 512 рублей;
- от 16.11.2020 N N 96143, 96149, 96150 о возврате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ, в размере 334 211,89 рублей.
Таким образом, налоговым органом 16.11.2020 произведен обществу возврат излишне уплаченных страховых взносов в общем размере 1 870 365,73 рублей.
26.01.2021 обществом в инспекцию представлено заявление от 26.01.2021 N 22, в котором АО "Нязепетровское АТП" просило начислить и выплатить проценты в размере 187 153,63 рублей, начисленные на сумму излишне взысканных страховых взносов, пени по страховым взносам, за период с 06.06.2018 по 18.11.2020.
Налоговым органом в ответ на заявление АО "Нязепетровское АТП" от 26.01.2021 N 22 направлено письмо от 26.02.2021 N 09-23/01858 об отсутствии оснований для начисления и возврата процентов в размере 187 153, 63 рублей за излишне уплаченные (взысканные) за 2017, 2018 годы страховые взносы, пени по страховым взносам.
Полагая, что инспекцией неправомерно осуществлено взыскание страховых взносов за 2017-2018 годах, исчисленных без применения понижающего коэффициента тарифа, а также пеней и штрафа, заявитель обратился в суд с рассматриваемым требованием о взыскании процентов на сумму излишне взысканных и уплаченных страховых взносов в размере 187 064,39 рублей.
Арбитражный суд первой инстанции, рассмотрев требование по существу, пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения требования и возложении обязанности на МИФНС N 20 по Челябинской области выплатить АО "Нязепетровское АТП" проценты на сумму штрафа в сумме 1 935,11 рублей.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации) в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым 6 договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (статья 420 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно. Сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца. Расчетным периодом признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года (статья 423 Налогового кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений подпункта 5 пункта 1 и подпункта 3 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации для организаций, предпринимателей, применяющих УСН, основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является, в частности, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, на период до 2018 года (включительно) установлен пониженный тариф страховых взносов в размере 20% на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование и на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 0% при условии, что доходы таких плательщиков за налоговый период не превышают 79 млн. рублей.
Согласно пункту 6 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации соответствующий вид экономической деятельности признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.
Применение пониженного тарифа по страховым взносам, предусмотренного статьей 427 Налогового кодекса Российской Федерации, является правом страхователя, носит заявительный характер посредством его декларирования в подаваемых уполномоченному органу расчетах и может быть реализовано только при соблюдении установленных в статье 427 Налогового кодекса Российской Федерации совокупности условий, при этом обязанность обоснования и документального подтверждения права на указанную льготу возложена на страхователя.
Исходя из анализа приведенных правовых норм, страхователь имеет право на применение пониженного тарифа страховых взносов при соблюдении совокупности следующих условий: применение упрощенной системы налогообложения; наличие основного вида деятельности, определенного в статье 427 Налогового кодекса Российской Федерации; доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по указанному в пункте статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации виду деятельности должна составлять не менее 70% в общем объеме доходов, а последний не должен превысить 79 млн. рублей в налоговым период.
В соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.
Из пункта 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
В соответствии с подпунктом 8.1 пункта 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации в случае проведения камеральной налоговой проверки сроки, установленные абзацем вторым пункта 4, абзацем третьим пункта 5 и абзацем первым пункта 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, начинают исчисляться по истечении 10 дней со дня, следующего за днем завершения камеральной налоговой проверки за соответствующий налоговый (отчетный) период или со дня, когда такая проверка должна быть завершена в срок, установленный пунктом 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 10 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, и с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 8.1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
Согласно пункту 1 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 79 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в 8 электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, если иное не предусмотрено по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения. В случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, на основании указанного заявления налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, процентов на эту сумму.
Пунктом 5 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
При классификации платежей как "излишне уплаченных" или "взысканных" следует руководствоваться позицией изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суд Российской Федерации N 16551/11 от 24.04.2012, где указано, что оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений статей 78 и 79 Кодекса должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей, а именно было ли оно произведено на основании налоговой декларации, в которой спорная сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно, либо на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки.
При этом способ исполнения указанной обязанности: самостоятельно налогоплательщиком либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию - правового значения не имеет.
Излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, т.е. без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового законодательства или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах.
Сам факт принудительного взыскания налоговым органом налога в размере, исчисленном налогоплательщиком в поданной налоговой декларации, при корректировке в последующем размера налоговой обязанности в сторону уменьшения путем подачи уточненной декларации, не является основанием для квалификации названных сумм как излишне взысканных с применением правил статьи 79 Кодекса.
Равным образом сам факт самостоятельного исполнения налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности в части уплаты доначисленных сумм налогов не является основанием для их оценки как излишне уплаченных.
Установление Кодексом различных правил при определении начального момента начисления процентов в отношении излишне взысканных и излишне уплаченных сумм налогов (с момента взыскания или с момента просрочки исполнения заявления налогоплательщика о возврате излишне уплаченных сумм) обусловлено именно оценкой основания, в силу которого исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей, было произведено.
В данном случае АО "Нязепетровское АТП" по телекоммуникационным каналам связи представлены в Инспекцию расчет по страховым взносам за отчетный период 2017 года, в котором обществом исчислены страховые взносы исходя из базы для исчисления страховых взносов и тарифов страховых взносов, установленных для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения в соответствии с подп. 5 п. 1, под. 3 п. 2 ст. 427 Налогового кодекса Российской Федерации.
Инспекцией при проведении камеральной налоговой проверки расчета за 2017 год направлено обществу требование от 06.02.2018 N 47771 о представлении пояснений в подтверждение правомерности применения пониженных тарифов страховых взносов.
04.04.2018, 29.05.2018 обществом представлены в Инспекцию расчеты по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды 2017 года, 28.04.2018, 27.07.2018, 23,10.2018; 28:01.2019 за отчетные периоды 2018 года.
В вышеуказанных расчетах АО "Нязспетровское АТП" исчислены страховые взносы исходя из базы для исчисления страховых взносов и тарифов страховых взносов, установленных ст. 426 Налогового кодекса Российской Федерации для плательщиков 10 страховых взносов (за исключением плательщиков, для которых установлены пониженные тарифы страховых взносов) без учета понижающего коэффициента, а именно:
страховые взносы в ПФ РФ, подлежащие уплате за 2017 год - 2 052 096,79 рублей, за 2018 год -2 074 482,60 рублей;
- страховые взносы в ФОМС, подлежащие уплате за 2017 год - 475 713 рублей, за 2018 год - 480 902,78 рублей;
- страховые взносы в ФСС, подлежащие уплате за 2017 год - 192 2271,21 рублей, за 2018 год - 90 992,87 рублей.
Таким образом, заявителем самостоятельно исчислены и заявлены в представленных расчетах по страховым взносам за 2017-2018 года страховые взносы без учета понижающего коэффициента тарифа установленных для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения в соответствии с подп. 5 п. 1, под. 3 п. 2 ст. 427 Налогового кодекса Российской Федерации.
Соответственно, осуществление инспекцией мероприятий, связанных с взысканием страховых взносов, неуплаченных обществом добровольно на основании данных расчетов по страховым взносам, не является основанием для квалификации названных сумм как излишне взысканных с применением правил статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации.
Ссылка общества на требование инспекции представить такие расчеты несостоятельна и противоречит материалам дела, поскольку инспекцией при проведении камеральной налоговой проверки расчета за 2017 год направлено обществу требование от 06.02.2018 N 47771 лишь о представлении пояснений в подтверждение правомерности применения пониженных тарифов страховых взносов.
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, уплаченные обществом и взысканные налоговым органом суммы страховых взносов на основании представленных обществом самостоятельно расчетов следует расценивать как излишне уплаченные, в связи с чем с учетом положений статей 81 Налогового кодекса Российской Федерации, подпункта 8.1 пункта 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации у инспекции отсутствует обязанность по возврату спорных страховых взносов до истечения срока камеральной налоговой проверки представленных 01.10.2020 и 02.10.2020 АО "Нязепетровское АТП" в соответствии со статьей 81 НК РФ в налоговый орган уточненных расчетов по страховым взносам за 1 квартал 2017 года, за полугодие 2017 года, за 9 месяцев 2017 года, за 2017 год и за 1 квартал 2018 года, за полугодие 2018 года, за 9 месяцев 2018 года, за 2018 год с исчисленными суммами страховых взносов по пониженному тарифу, установленному для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения в соответствии с подп. 5 п. 1, под. 3 п. 2 ст. 427 Налогового кодекса Российской Федерации. Соответственно, возврат налоговым органом 16.11.2020 обществу излишне уплаченных страховых взносов в общем размере 1 870 365,73 рублей произведен на основании положений статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации в установленный пунктом 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации срок, что исключает начисление процентов за нарушение срока возврата
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции по доводам жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Довод апеллянта о том что, уточненные расчеты сделаны во исполнение требования налоговой инспекции, подлежит отклонению.
Инспекцией при проведении камеральной налоговой проверки расчета за 2017 г. направлено обществу требование от 06.02.2018 N 47771 лишь о предоставлении пояснений в подтверждение правомерности применения пониженных тарифов страховых взносов. Таким образом, уточненные расчеты не могли быть сданы во исполнения требования от 06.02.2018 N47771.
Доводы подателя апелляционной жалобы рассмотрены, но не влияют на законность принятого судебного акта.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
В порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебный акт в оспариваемой части соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В остальной части законность и обоснованность судебного акта в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не проверялась.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, поданной на часть решения суда первой инстанции, арбитражный суд апелляционной инстанции выносит судебный акт, в резолютивной части которого указывает выводы относительно обжалованной части судебного акта. Выводы, касающиеся не обжалованной части судебного акта, в резолютивной части судебного акта не указываются.
С учетом изложенного судебный акт в обжалуемой части подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.02.2022 по делу N А76-36578/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Нязепетровское автотранспортное предприятие" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-36578/2021
Истец: АО "Нязепетровское автотранспортное предприятие"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 20 по Челябинской области