город Омск |
|
19 апреля 2022 г. |
Дело N А75-16252/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 апреля 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2320/2022) муниципального предприятия "Жилищно-коммунального управления" муниципального образования город Ханты-Мансийск на решение Арбитражного суда от 17.01.2022 по делу N А75-16252/2021 (судья Заболотин А.Н.), принятое по заявлению муниципального предприятия "Жилищно-коммунального управления" (ОГРН 1028600512313, ИНН 8601015197, адрес: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Сутормина, дом 20) к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1028600513149, ИНН 8601011604, адрес: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 104) о признании недействительным предписания N 16-330/ЖН-2021 от 09.08.2021,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное предприятие "Жилищно-коммунального управления" (далее - заявитель, МП "ЖКУ", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - административный орган, Служба, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания от 09.08.2021 N 16-330/ЖН-2021.
Решением Арбитражного суда от 17.01.2022 по делу N А75-16252/2021 в удовлетворении заявления отказано.
Возражая против принятого по делу решения, МП "ЖКУ" в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении требований предприятия.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что на общем собрании собственники помещений многоквартирного жилого дома (далее - МКД) приняли решение о непосредственном способе управлением МКД; в договоре от 31.11.2018, заключенном МП "ЖКУ" с собственниками помещений МКД, не значится услуга по восстановлению несущей конструкции балкона квартиры N 12 многоквартирного жилого дома N 96 по ул. Ленина в г. Ханты-Мансийске, в силу чего на МП "ЖКУ" не была возложена обязанность по восстановлению несущий конструкции балкона. МП "ЖКУ" ссылается на то, что не является управляющего организацией, в силу чего предпринимательские риски не могут возлагаться на предприятие.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Рассмотрев апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, на основании протокола N 1 собрания собственников жилых помещений в МКД N 96 по ул. Ленина в г. Ханты - Мансийске от 30.11.2018 выбрано непосредственное управление в качестве способа содержания имущества МКД.
В целях содержания общего имущества в МКД между собственниками помещений и МП "ЖКУ" заключен договор возмездного оказания услуг согласно перечню, утвержденному решением общего собрания собственников.
Административным органом на основании приказа от 06.08.2021 N 16-338/ЖН-2021 09.08.2021 в отношении МП "ЖКУ" проведена внеплановая выездная проверка по обращению жильца указанного МКД (от 12.07.2021 N 27-ОГ-2077) по вопросу ненадлежащего содержания общего имущества.
По результатам проведенной проверки выявлено осуществление МП "ЖКУ" предпринимательской деятельности по оказанию услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества с нарушением обязательных требований, установленных пунктами 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пунктами 4.2.4.1, 4.2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно- коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
В частности, установлено, что балкон в кв. 12 многоквартирного дома N 96 по ул. Ленина в г. Ханты-Мансийске размером 3,2 на 1,2 м выполнен из деревянного теса, который прибит к брусу. Рамное остекленье отсутствует, нижние ряды деревянных брусьев здания и балкона на который прибит тес частично сгнили от воздействия атмосферной влаги в связи с чем балкон имеет деформацию, щели и уклон.
По итогам проверки составлен акт проверки от 09.08.2021 N 16-330/ЖН-2021.
МП "ЖКУ" выдано предписание от 09.08.2021 N 16-330/жи-2021 с требованием в срок до 11.10.2021: восстановить несущие конструкции балкона квартиры "12 дома N 96 по ул. Ленина г. Ханты-Мансийска в соответствии с требованиями пункта 10 Правил N 491, пунктов 4.2.4.1, 4.2.4.2 Правила N 170.
Не согласившись с названным предписанием, заявитель обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Заявление оставлено судом первой инстанции без удовлетворения, что послужило поводом для обращения МП "ЖКУ" в апелляционный суд с настоящей жалобой.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу положений главы 24 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, принявший акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Из положений части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) следует, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Пунктами 1 и 2 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 2.1 статьи 161 ЖК РФ при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу части 1 статьи 164 ЖК РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (Правила N 491).
Пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Согласно абзацу второму подпункта "а" пункта 16 Правил N 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом) - в соответствии со статьей 164 ЖК РФ.
Пунктом 42 Правил N 491 предусмотрено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором управления домом.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Как следует из материалов дела, на основании протокола N 1 собрания собственников жилых помещений в МКД N 96 по ул. Ленина в г. Ханты - Мансийске от 30.11.2018 выбрано непосредственное управление в качестве способа содержания имущества МКД.
В целях содержания общего имущества в МКД между собственниками помещений и МП "ЖКУ" заключен договор возмездного оказания услуг согласно перечню, утвержденному решением общего собрания собственников.
Из процессуальной позиции МП "ЖКУ" следует, что предприятие, ссылаясь на то, что не является управляющего организацией, а оказывает услуги по договору при непосредственном управлении имуществом МКД его собственниками, не должно восстанавливать несущую конструкцию балкона квартиры N 12 многоквартирного жилого дома N 96 по ул. Ленина в г. Ханты-Мансийске, так как указанное не предусмотрено договором.
Апелляционная коллегия расценивает указанные доводы как ошибочные, поскольку из части 2.1 статьи 161 ЖК РФ прямо следует, что лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Состав минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ, пункт 11 (1) Правил N 491).
В свою очередь, утвержденные Правительством Российской Федерации Правила N 170 предусматривают конкретные требования к содержанию жилищного фонда, в них перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор.
В соответствии с пунктом 4.2.4.1 Правил N 170, работники организаций по обслуживанию жилищного фонда обязаны систематически проверять правильность использования балконов, эркеров и лоджий, не допускать размещения в них громоздких и тяжелых вещей, их захламления и загрязнения. Необходимо регулярно разъяснять нанимателям, арендаторам и собственникам жилых помещений и ответственным за коммунальную квартиру правила содержания балконов, эркеров и лоджий.
Согласно пункту 4.2.4.2 Правил N 170 при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций.
С целью предотвращения разрушения краев балконной (лоджии) плиты или трещин между балконной (лоджии) плитой и стенами из-за попадания атмосферной влаги металлический слив должен устанавливаться в паз коробки, ширина его должна быть не менее 1,5 толщины плиты и он должен быть заведен под гидроизоляционный слой.
Уклон балконной (лоджии) плиты должен быть не менее 3% от стен здания с организацией отвода воды металлическим фартуком или зажелезненной плитой с капельником с выносом не менее 3 - 5 см, в торце слив должен быть заделан в тело панели.
В случае аварийного состояния балконов, лоджий и эркеров необходимо закрыть и опломбировать входы на них, провести охранные работы и принять меры по их восстановлению. Работы по ремонту должны выполняться по проекту.
При этом работы по ремонту (в том числе восстановление или замена отдельных участков и элементов) лестниц, балконов, крыльца (зонтов-козырьков) над входами в подъезды, подвалов, над балконами верхних этажей, включены в перечень работ, относящихся к текущему ремонту (пункт 7 приложения N 7 Правил N 170).
Материалами проверки подтверждаются обстоятельства того, что балкон в кв. 12 многоквартирного дома N 96 по ул. Ленина в г. Ханты-Мансийске находится в неудовлетворительном состоянии - нижние ряды деревянных брусьев здания и балкона на который прибит тес частично сгнили от воздействия атмосферной влаги в связи с чем балкон имеет деформацию, щели и уклон.
Соответственно, в целях исполнения требования Правил N 170 обязано принять меры, предусмотренные пунктом 4.2.4.2, которые относятся к текущему ремонту и направлены на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
По убеждению суда апелляционной инстанции, исполнение обязанностей по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД невозможно в условиях неисполнения требований Правил N 170.
Более того, выполнение работ по содержанию перекрытий и покрытий МКД, а именно выявление зыбкости перекрытия, наличия, характера и величины трещин в штукатурном слое, целостности несущих деревянных элементов и мест их опирания, следов протечек на потолке, плотности и влажности засыпки, поражения гнилью и жучками-точильщиками деревянных элементов в домах с деревянными перекрытиями и покрытиями также предусмотрены пунктом 4 Минимального перечня, утвержденного постановлением Правительством Российской Федерации N 290.
Минимальный перечень предусматривает, что в случае выявления упомянутых повреждений и нарушений, как управляющая организация, так и организация, осуществляющая обслуживание дома при его непосредственном управлении собственниками помещений, обязаны составить план мероприятий по проведению восстановительных работ.
Таким образом, предписание от 09.08.2021N 16-330/ЖН-2021, согласно которому МП "ЖКУ" следует восстановить несущие конструкции балкона квартиры "12 дома N 96 по ул. Ленина г. Ханты-Мансийска в соответствии с требованиями пункта 10 Правил N 491, пунктов 4.2.4.1, 4.2.4.2 Правила N 170, является законным и правомерным.
Доводы апелляционной жалобы верных выводов суда первой инстанции не опровергают, а выражают свое несогласие с ними, что не может случить причиной для отмены судебного решения.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, оставив без удовлетворения требования МП "ЖКУ".
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
По правилам статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу муниципального предприятия "Жилищно-коммунального управления" муниципального образования город Ханты-Мансийск оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда от 17.01.2022 по делу N А75-16252/2021 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-16252/2021
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД ХАНТЫ-МАНСИЙСК
Ответчик: СЛУЖБА ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ